Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе





Скачать 130.69 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе
Дата публикации07.03.2015
Размер130.69 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе
________________ В. Я. Эпп
«_____»_______________2010г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ДПМ.Ф.05.2 Сексология


(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цели и задачи курса:

Целью курса является изучение особенностей сексологического развития и информированности человека в норме и при патологии и его значение для сохранения и укрепления здоровья при половом воспитании.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

  1. Определить специфика психодиагностических подходов в сексологии.

  2. Изучить основные патопсихологические синдромы сексологии

  3. Ознакомиться с игровыми методами психодиагностики и психокоррекции в сексологии и психологической практике.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты в результате освоения курса по сексологии должны:

  1. Иметь представление о предмете и структуре сексологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

  2. Иметь представление о предмете и практических задачах и актуальных проблемах сексологии; знать феноменологию и владеть навыками сексологии при пограничных личностных расстройствах.

  3. Свободно ориентироваться в методологических проблемах сексологии, ее объекта, предмета, общих категорий и стратегий развития.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 12

Общая трудоемкость дисциплины

88

88

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или)другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

37

37

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или)другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

-

Зачет


4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы

1

Понятие о психологическом консультировании по вопросам сексологии. Влюбленность

2



-

2

О любви. Любовь и новая мораль.

2

1

-

3

З. Фрейд.Об унижении любовной жизни. Категориальный строй феномена психологического консультирования в сексологии.

4

2

-

4

Процедуры, техника и основные этапы психологического консультирования в сексологии.

4

2

-

5

Тестирование в практике сексологии. Н.А. Бердяев. Тайные силы любви.

4

2

-

6

Женщины, мужчины и кокетство

Недостатки обоих полов.

Кокетство в разные эпохи и у различных народов.

6

4

-

7

И.С. Кон. Психология сексуальности. Поведение и воображение. Психосексуальное развитие и половая социализация

4

2

-

8

Личность консультанта

2



-

9

Этические вопросы сексологического консультирования

2

2

-

10

Ст. Лем. Эротика и секс в фантастике и футурологии

Половая жизнь по-космически

4

2

-


4.2. Содержание разделов дисциплины:

Раздел 1. Введение. Предмет, задачи, структура и перспективы развития сексологии. Объект сексологии. Методы исследования. Роль психических факторов в присхождении болезней. Актуальные вопросы врачебной этики и деонтологии. Требования к личности клинического психолога в сексологии.
Раздел 2. История развития зарубежной и отечественной сексологии. История зарождения и становления специальности сексологии в России. Межпредметные связи сексологии.
Раздел 3. Направленность сексологии. «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия. Психогигиена, психопрофилактика, их задачи. Разделы психогигиены: беременности, родов, раннего детского, дошкольного, школьного, юношеского, зрелого, пожилого и старческого возраста. Выявление начальных непсихотических расстройств при профилактическом осмотре. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения. Клинические проявления.
Раздел 4. Сфера приложения сексологии. Практические задачи и функции сексологов.
Раздел 5. Теоретические и методологические основы и исследовательские проблемы сексологии. Базовые категории теоретического аппарата в сексологии.
Раздел 6. Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы. Патология ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, интеллекта, эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений. Психопатологические синдромы (невротические, субпсихотические, психопатические, психоорганические).
Раздел 7. Восстановление нарушенных функций в сексологии.
Раздел 8. Психосоматическая проблема, психологические исследования в клинике соматических заболеваний. Психологические аспекты и проблемы телесности и интрацепции. Психосоматическое направление в медицине. Понятие о психосоматическом заболевании. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алекситимия. Учение В. Райха о телесных и эмоциональных зажимах. Психоаналитическая модель возникновения болезни.
Раздел 9. Сексологическое консультирование, коррекция и психотерапия. Общие вопросы и виды сексологического консультирования и психотерапии. Современная классификация методов психотерапии. Общая, специальная, групповая, семейная, супружеская психотерапия. Личностно-ориентированная (реконструктивная), суггестивная, «поведенческая» и др. виды психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных (неврозы, психосоматические заболевания). Определение неврозов. Понятие о типах невротического конфликта. Роль личности в развитии неврозов. Невротическая защита: понятие, классификация, значение, механизмы. Клиническая картина. Области применения психотерапии.
Раздел 10. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний разных видах патологии человека. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типа нарушений психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития. Нарушения произвольных движений, действий и речи. Нарушение влечений. Личность и ее изменения и аномалии.

5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература


  1. Адлер А. Понять природу человека. -СПб.,1997.

  2. Астапова В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. –СПб., 2001.

  3. Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. М.,1967.

  4. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на Дону,1996.

  5. Бремска. Полное руководство по детской психиатрии. –М., 2002.

  6. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. –М., 2002.

  7. Джонсон Р.А. Он: глубинные аспекты мужской психологии. М.,1996.

  8. Зейгарник Б.В. Патопсихология. –М., 2003.

  9. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. –М., 2001.

  10. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. –Прага, 1974.

  11. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск,1997.

  12. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.,1991.

  13. Мафсон Л. Подросток и депрессия. –М., 2003.

  14. Райх В. Функция организма. -СПб-М.,1997.

  15. Роджерс К. Клиент -центрированная терапия. -М.,1997.

  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989.

  17. Тодд Дж. Основы клинической и консультативной психологии. –М., 2001.

  18. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2-х т. -М.,1996.

  19. Хорни К. Невроз и личностный рост -СПб,1997.


б) дополнительная литература


  1. Бодалев А.А. Личность и общение. -М., 1983

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.

  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. В 2-х томах. -М., 1968.

  4. Лакосина Н.Д., Ковалев В.В. Медицинская психология. -М., 1976.

  5. Лежепекова Л.А., Якубов Б.А. Вопросы психогигиены и психопро­филактики в работе практического врача. -Л.,1977.

  6. Меграбян А.А. Личность и сознание. -М., 1978.

  7. Меграбян А.А. Общая психопатология. -М., 1972.

  8. Моховикова А.Н. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоматических расстройств. –М., 2002.

  9. Мясищев В.Н., Лебединский М.С. Введение в медицинскую психо­логию. Ташкент, 1971.

  10. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. -Л., 1989.

  11. Панов А.Г., Беляев Г.С. Аутогенная тренировка. -Л.,1973.

  12. Психосинтез. Теория и практика. /Под ред. Ассаджоле. -М.,1994.

  13. Рожнов В.Е. Гипнотерапия. - В кн.: Руководство по психотера­пии. Ташкент,1979.

  14. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х томах. -М., 1985.

  15. Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. -Ростов-на-Дону,1999.

  16. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 2001.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины


Таблицы, плакаты, иллюстрации. Видеомагнитофон, телевизор.

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Библиотечный фонд ТГПУ.
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


8.1 Вопросы для самостоятельной работы студентов.


  1. Методы исследо­вания соматического больного с психическими нарушениями.

  2. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трас­персональный уровни).

  3. Значение неосознаваемого в проис­хождении болезни.

  4. Роль решения сознания в лечении неврозов и психосоматических патологий.

  5. Патохарактерологи­ческое развитие личности.

  6. Психопатии.

  7. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  8. Дать представление о психо­патии.

  9. Психогенные заболевания. Невротические расстройства.

  10. Социально-психологические проблемы семьи.

  11. Нарушения функции семьи, личностные качества супругов, выбор партнера, ожидания и супружеское соглашение, детерминанты брака, стадии развития супружеских отношений.


8.2 Примерная тематика рефератов.


  1. Кризисные ситуации в браке.

  2. Внутренние проблемы супружеской пары (домашнее хозяйс­тво, воспитание детей, свободное время, половая жизнь).

  3. Влияние внешних факторов (родителей и близких родственников, друзей, знакомых, соседей).

  4. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  5. Внебрачные контакты и связи.

  6. Основные вопросы профилактики и терапии психосоматических расстройств.


8.3 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Предмет и задачи сексологии. Психопатология и патопсихология и их различия. Методы исследо­вания соматического больного с психическими нарушениями.

  2. Патология ощущений, восприятий у больных непсихиатричес­ких лечебных учреждений.

  3. Патология памяти, интеллекта, мышления, воображения у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  4. Патология эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  5. Психопатологические синдромы у больных не психиатричес­ких учреждений.

  6. Сознание, неосознаваемое и бессознательное. Структура бессознательного и сознания в свете учения З. Фрейда. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трас­персональный уровни)

  7. К.С. Льюис. Влюбленность

  8. Стендаль. О любви

  9. А.М. Коллонтай. Любовь и новая мораль

  10. З. Фрейд. Об унижении любовной жизни

  11. Н.А. Бердяев. Тайные силы любви

  12. Паола Ломброзо. Женщины, мужчины и кокетство

  13. Недостатки обоих полов

  14. Кокетство в разные эпохи и у различных народов

  15. А. Шопенгауэр. Метафизика половой любви

  16. Л.Г. Ионин. Укрощенная эротика

  17. Ст. Лем. Эротика и секс в фантастике и футурологии

  18. Половая жизнь по-космически

  19. Эрих Фромм. Уравнение с одним обездоленным

  20. Карен Хорни. Невротическая потребность в любви

  21. Эрик Берн. Секс и здоровье

  22. Карен Хорни. Проблема моногамного идеала

  23. И.С. Кон. Психология сексуальности

  24. Поведение и воображение

  25. Психосексуальное развитие и половая социализация

  26. Г.С. Васильченко и др. Нарушения психосексуального развития

27. Нарушения полового самосознания (аутоидентификации). Транссексуализм

28. Нарушения стереотипа полоролевого поведения

29. Нарушения психосексуальных ориентаций

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки магистра по направлению 540305М Педагогическая психология.

(указывается номер и наименование направления подготовки (специальности)
Программу составили:

к.психол.н., доцент ___________ И. Л. Шелехов

д.б.н., профессор ___________ А. М. Уразаев
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики

протокол № ______ от « ___» _____________2010 г.

зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _____________________ М.М. Аксенов

(подпись)

Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики___________ Н. А. Буравлева

(подпись)

Декан ФПСОР _______________________ Н.К. Грицкевич

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Физическая химия является одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, формирующих научное представление об окружающем...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о составе, строении, преобразованиях в процессе жизнедеятельности соединений, входящих...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью дисциплины является изучение студентами материала по истории химической мысли и методологии науки на протяжении длительного...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: освоение студентам основных закономерностей наследования и изменчивости признаков организмов, их генетической основы...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать у студентов представление о торфе как природном образовании, в котором физические, химические и биологические...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Данная дисциплина должна вооружить студентов разнообразными методиками химического эксперимента, приобрести опыт экспериментальной...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск