Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик





Скачать 110.09 Kb.
НазваниеПроцедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик
Дата публикации19.08.2013
Размер110.09 Kb.
ТипАнкета
100-bal.ru > Психология > Анкета
Процедура выявления уровня

интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик

По общепринятому определению психологический тест является искусственной, объективной и стандартизированной процедурой измерения особенностей индивидуального поведения. Анализ полученных результатов тестирования позволяет предсказать с определенной степенью вероятности, в соответствии с назначением теста, поведение индивида в реальной ситуации.
Психологический тест обычно подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки его выполнения, что вместе с определением нормы входит в понятие стандартизации.
Психодиагностические методики не имеют определенных стандартов успешности или неудачи в выполнении теста, поэтому индивидуальные показатели оцениваются в сравнении с показателями, полученными на других испытуемых. Помимо этого для обеспечения объективности исследования психологические тесты проходят процедуру определения степени их надежности и валидности. Определение норм и других психометрических параметров теста проводится методами математической статистики.
Разработанная модель поиска интеллектуально-творчески одаренных детей основывалась на общем определении понятия одаренности, принятом в мировой практике, как таком исключительном уровне развития психологических качеств, который значительно превосходит условный «средний» уровень, выходящий за границы среднестатистической общечеловеческой нормы. Такое понимание феномена одаренности позволило использовать психометрические методики и возрастные нормы к ним с целью дифференциации детей, которые превышают границы нормативного диапазона от тех, которые за них не выходят.

Всего используется 5 методик:

1. Анкета изучения мотивов учебной деятельности позволяет выявить отношение ученика к восьми основным мотивам учебной деятельности методом парных выборов. Анкета состоит из 28 пунктов, каждый из которых включает в себя пару утверждений, отражающих два из восьми мотивов учебной деятельности. Анкета сконструирована таким образом, что позволяет соотнести между собой восемь основных мотивов учебной деятельности и выявить наиболее и наименее предпочитаемые из них.

Каждый мотив в анкете обозначен буквой алфавита:
А — мотив внешнего принуждения, избегания наказания;
Б — социально ориентированный мотив долга и ответственности;
В — познавательный мотив;
Г — мотив престижа;
Д — мотив материального благополучия;
Е — мотив получения информации;
Ж — мотив достижения успеха;

3 — мотив ориентации на социально зависимое поведение.

2. Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся позволяет определить уровень познавательной активности ученика и сравнить его с нормативными показателями для разных возрастных групп. Познавательная, умственная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Познавательная активность — это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса и содержащая следующие составляющие:

  • скорость психических процессов;

  • легкость пробуждения активности;

  • ее напряженность;

  • потребность в умственных усилиях и впечатлениях;

  • настойчивость в усвоении нового материала и ряд других показателей.

Опросник состоит из 52 вопросов, из которых 42 вопроса направлены на изучение познавательной активности, а 10 — на исследование искренности или социальной желательности ответов. Существуют показатели норм для учеников в возрасте от 9 до 17 лет, отдельно для мальчиков и девочек.

3. Тест «Шкала прогрессивных матриц» Дж.Равена широко используется в психологической практике для исследования уровня развития общего интеллекта и невербальных способностей, свободных от влияния культуры, в виде показателя IQ. Тест включает в себя 60 заданий, которые состоят из матриц прямоугольной формы, содержащих разные фигуры, а также совокупности фигур, сгруппированные таким образом, что они составляют логическое целое, элементы которого расставлены в соответствии с определенной закономерностью и определенными правилами. В каждой матрице недостает одной части, которую испытуемый должен восстановить. Тест начинается с наиболее легких заданий, которые постепенно усложняются, тем самым реализуется принцип «прогрессивности». Существуют показатели нормы для детей разного возраста.

4. Короткий тест творческого мышления П.Торренса предназначен для выявления творческих способностей детей в возрасте от 6 до 18 лет. Креативность (творческие способности) определилась автором как чувствительность к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии. Креативность — это естественный процесс, который порождает потребность снять неопределенность или незавершенность, которая дает ребенку возможность обнаружить свои способности к творчеству. Короткий рисуночный вариант состоит из 10 незавершенных рисунков, которые испытуемому предлагают закончить. Главными показателями являются вычисляемые коэффициенты оригинальности и гибкости мышления. Существуют показатели норм для разных возрастов.


5. Опросник личностной склонности к творчеству Г.Дэвиса предназначен для выявления склонности к творческому поведению в повседневной жизни. К личностным признакам креативности относятся: любопытство, самодостаточность, чувство гармонии и красоты, альтруизм, стремление к риску, принятие беспорядка, потребность в активности и ряд других. В опроснике содержится 21 вопрос, с помощью которых диагностируют креативность как личностное свойство. Был отредактирован текст опросника и определены нормы для детей в возрасте 12-17 лет.
На основании результатов сравнительного анализа двух групп испытуемых был сделан вывод, что все пять отобранных психодиагностических методик являются информативными для выявления признаков одаренности у школьников 7-11 классов.


1. Общие требования.

1.1. Тестирование детей в возрасте 12-17 лет с целью выявления уровня их одаренности осуществляется на основе теоретической модели одаренности Дж.Рензулли и разработанной авторской модели Б.К.Пашнева «Система поиска одаренных учеников с применением современных психодиагностических методов».

1.2. Тестирование проводится с помощью пяти тестовых методик (см. выше) с целью определения «индекса одаренности» (ИО), который является основанием для идентификации одаренности с помощью психологических критериев.

1.3. Психологическое тестирование проводится практическими психологами и педагогами.

1.4. Тестирование проводится с добровольного согласия испытуемых. Стимульный материал тестовых методик и бланки для ответов обязательно выдаются каждому испытуемому.

1.5. Если число испытуемых во время группового исследования больше 15, то обязательным является присутствие ассистента.

1.6. Бланки для ответов участников тестирования в учебных заведениях обязательно кодируются.

1.7. Не рекомендуется тестирование интеллектуальных и творческих способностей проводить на 1-м, а также после 4-го урока.
2. Требования к проведению тестирования.

2.1. Практический психолог, педагог или родители перед проведением тестирования должны тщательно продумать все аспекты работы.

2.2. Тестирование не допускает никаких изменений и дополнений, не предусмотренных инструкцией к тестам, поскольку это может существенно изменить качество полученных результатов.

2.3. Необходимо избегать употребления терминов «тест», «испытание», «проверка». Рекомендуется использовать слова «упражнение», «ознакомление», «изучение» и т. д.

2.4. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки испытания, оценки, соперничества. Следует стремиться к созданию спокойной и непринужденной атмосферы. Психологу (педагогу, родителям) необходимо постараться максимально реализовать субъект-субъектные отношения между ним и испытуемыми.

2.5. Если в процессе группового тестирования замечена тенденция испытуемого к списыванию, то результаты его ответов аннулируются. Ему предлагается повторное исследование в индивидуальном порядке.

2.6. Общее время на проведения трех опросников: «Опросника изучения уровня познавательной активности», «Анкеты изучения мотивов учебной деятельности», «Опросника личностной креативности» Г.Дэвиса составляет 60-70 минут. Меньше всего времени будет затрачено на тестирование с помощью опросника Г.Дэвиса — около 5-10 минут.
Обработка результатов тестирований

1. Обработка результатов тестирования проводится согласно инструкции.

2. Результаты, полученные с помощью четырех методик (тест Дж.Равена, «Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся», опросник Г.Дэвиса, тест П.Торренса), необходимо сравнить с возрастными нормативными диапазонами (Приложение 1).

3. Если полученные результаты по каждой из четырех методик соответствуют «высокому» показателю согласно таблице возрастных нормативных диапазонов, оцените их в 1 балл; если «среднему» — в 0,5 балла, «низкому» — в 0 баллов. Эти баллы в дальнейшем будут использоваться для выведения индексированной шкалы как промежуточного показателя между первичными результатами, полученными по пяти методикам и «индексом одаренности» (ИО).
Результаты по «Анкете изучения мотивов учебной деятельности» оцениваются следующим образом: если наибольшее количество выборов принадлежит мотиву В, оцените его в 1 балл; если доминируют мотивы Б, Г, Д, Е или Ж — в 0,5 балла; если мотивы А и 3 — в 0 баллов (см. инструкцию к определению «индекса одаренности» ИО).
4. Если испытуемый с помощью шкалы неискренности «Опросника изучения уровня познавательной активности» получает баллы выше возрастной нормы, то результаты его тестирования по данному опроснику и опроснику Г.Дэвиса оценивается по 0,5 балла для индексированной шкалы.

5. Полученные таким образом по пяти методикам баллы переведите в индексированную шкалу, т. е. суммируйте их.
6. По результатам, полученным по индексированной шкале, определите «индекс одаренности» (ИО).

Полученный «индекс одаренности» (ИО) будет указывать на один из пяти уровней одаренности (см. Значение различных уровней «индекса одаренности» (ИО).
Определение «индекса интеллектуально-творческой одаренности» (ИО) согласно показателю индексированной шкалы
1. После завершения всего комплекса тестирования по пяти методикам психолог вписывает полученные результаты по каждому тесту в «Психодиагностическую карту определения одаренных учащихся» (см. Приложение 2) и определяет их нормативный диапазон для индексированной шкалы по таблице «Возрастных нормативных диапазонов для учащихся 7-11 классов»: низкий (hN), средний (с N) или высокий (в N) по каждому из тестов (Приложение1).
2. Затем определяются баллы для индексированной шкалы:
- если нормативный диапазон низкий (н N) по любому тесту, кроме «Анкеты изучения мотивов учебной деятельности», то он оценивается в 0 баллов;
- если нормативный диапазон средний (с N) — в 0,5 балла;
- если нормативный диапазон высокий (в N) — в 1 балл.
Оценивание баллов для индексированной шкалы по «Анкете изучения мотивов учебной деятельности» осуществляется таким образом:
-если доминирует мотив В — 1 балл;
-если доминируют мотивы Б, Г, Д, Е, Ж — 0,5 балла;
-если доминирует мотив А или 3 — 0 баллов.
Если у испытуемого по итогам исследования с помощью «Анкеты ...» доминируют несколько мотивов, то применяется следующее правило: если среди доминирующих мотивов встречается мотив В, то вся группа оценивается в 1 балл, кроме случаев, когда в группе встречается также мотив А или 3. Наличие в группе А или 3 приводит к оцениванию всей группы мотивов в 0 баллов.
3. Набранные таким образом баллы по всем пяти тестам суммируются — эта сумма и составляет показатель индексированной шкалы. Затем сумма баллов для индексированной шкалы переводится в «индекс одаренности» (ИО) (см. табл.).


Индексированная шкала (баллы)

Уровень "индекса одаренности" (ИО)

5 - 4.5

Сверхвысокий - 5

4 - 3.5

Высокий - 4

3 - 2, 5 - 2

Средний - 3

1.5 - 1

Низкий - 2

0.5 - 0

Сверхнизкий - 1


На основании полученных данных и в соответствии с целями реализации второго этапа исследований разработана специальная «Психодиагностическая карта поиска одаренных учащихся» (Приложение 2). «Психодиагностическая карта поиска одаренных учащихся» заполняется школьным психологом на основании тестирования всей классной параллели школы с помощью пяти психодиагностических методик. На основании сравнения с нормативными возрастными диапазонами, которые имеются для каждого теста, устанавливается показатель нормативного диапазона: норма, выше или ниже нормы. Затем с учетом показателей нормативного диапазона вычисляется «индекс одаренности» (ИО) для каждого учащегося.

Полученный уровень «индекса одаренности» (ИО) заносится в психодиагностическую карту определения одаренных учащихся. По психологическим критериям показатели уровня индекса одаренности (ИО) 4 и 5 позволяют отнести того, кто имеет данный уровень, к группе интеллектуально-творчески высоко одаренных детей.

Распределение «индекса одаренности» среди учащихся 7—11 классов

Уровень индекса одаренности (ИО)

Количество учащихся в %

Сверхвысокий - 5

1,5

Высокий - 4

7,7

Средний - 3

68,3

Низкий - 2

18,4

Сверхнизкий - 1

4,1

На основе нормализованных стандартных показателей были выведены возрастные нормативные диапазоны, где низкими считаются все значения ниже одного стандартного отклонения от среднего, высокими — значения выше одного стандартного отклонения от среднего.
Из полученных нормативных диапазонов четырех методик высчитывалась индексированная шкала: показатели выше нормы по каждой методике оценивались в 1 балл, показатели в пределах нормы — в 0,5 балла, показатели ниже нормы — в 0 баллов.
Сверхнизким уровнем индекса одаренности считаются все значения ниже двух стандартных отклонений от среднеарифметического. Низкий уровень индекса одаренности — значения ниже одного стандартного отклонения. Средним уровнем индекса одаренности считаются все значения в среднем диапазоне. Высокий уровень индекса одаренности — значения выше одного стандартного отклонения от среднеарифметического. Сверхвысоким уровнем индекса одаренности считаются значения выше двух стандартных отклонений от среднеарифметического.

На третьем этапе решались задачи идентификации одаренности на основе психологических критериев. Осуществлялось сравнение групп с учетом «индекса одаренности» (ИО). В группу «одаренных» включались испытуемые, которые по «индексу одаренности» получили индекс 5 — «сверхвысокий» и 4 — «высокий». В группу «обычных» включались испытуемые с «индексом одаренности» (ИО) 3 — «средний».
Значение разных уровней «индекса одаренности» (ИО).


Если ученик получил «индекс одаренности» (ИО) 5, это означает, что его интеллектуальный, творческий и мотивационный потенциалы одаренности настолько высокие, что с ними могут сравниться не более 2,5 % сверстников. Поэтому его можно с достаточно большой долей вероятности отнести к группе интеллектуально-творчески высокоодаренных детей.
Если ученик получил «индекс одаренности» (ИО) 4, это означает, что он значительно отличается от остальных детей своим потенциалом одаренности. Такой уровень одаренности выявляется не более чем у 13 % всех детей и относится к группе интеллектуально-творчески одаренных.
Если ученик получил «индекс одаренности» (ИО) 3, это означает, что его уровень интеллектуально-творческого развития и сформированности познавательной мотивации существенно не отличается от большинства ровесников, и за своим потенциалом одаренности он может быть отнесен к группе обычных детей, которые составляют около 68 % всех детей данного возраста.
Если ученик получил «индекс одаренности» 2 или 1, это означает, что у него снижен интеллектуально-творческий потенциал развития в сравнении с его ровесниками и ему необходима дополнительная психолого-педагогическая поддержка и помощь.

Учителя, психологи, родители на основе результатов тестирования смогутглубже понимать психологические особенности детей, их сильные и слабые стороны. Сами ученики получат возможность адекватно формировать и корректировать свою Я-концепцию, подтверждая имеющийся у себя интеллектуально-творческий потенциал или создавая мотивацию для его развития.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconО проведении районных конкурсов творческой и профилактической направленностей
В соответствии с планом работы управления образования на 2012-2013 учебный год с целью развития творческих способностей обучающихся,...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconНормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconЦелевое перспективное планирование педагога-психолога
...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconНормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик
В37 Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: Книга для эксперта. Саратов: Саратовский государственный...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconКонкурс «Детский рисунок»
Уральская Art Конвенция (далее конвенция) проводится в целях выявления и поддержки одаренной творческой молодежи, повышения уровня...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconКонкурс «Детский рисунок»
Олимпиада Искусства Стран СНГ (далее олимпиада) проводится в целях выявления и поддержки одаренной творческой молодежи, повышения...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик icon«Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский...
Проект «Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы»
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconI. назначение и применение психодиагностических методик
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconШкалы. Процедура измерения с социологии
Измерение – процедура назначения чисел или иных символов эмпирическими переменными по определенным правилам
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconИзмерение коэффициента интеллекта и рисуночное тестирование детей...
Авторами проведено измерение коэффициента интеллекта детей с помощью пяти тестов [3], разработанных для детей от 5 до 11 лет, и с...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconПамятка для ученика
Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний. Сведения, получаемые с помощью...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconПроблема одаренности в современной школе
«Как нанять «спеца»?: Тесты для приема на работу и определения уровня iq / Слепцова А. С.»: Аст, Астрель; Москва; 2006
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Праздник проходит в виде интеллектуально-творческой иг­ры «Кто быстрее нарядит елочку». За каждый правильный от­вет победитель вешает...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconПоложение о VI краевом дистанционном интеллектуально-творческом конкурсе...
Цель: способствовать гармоничному развитию личности школьника, имеющей знания в различных областях, обладающей высокими нравственными...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconТема Деятельность ученика
С. 14-17 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации сравнивать различные листья на основе...
Процедура выявления уровня интеллектуально-творческой одаренности ученика с помощью комплекса психодиагностических методик iconСоставление функциональной и операционной модели стартового комплекса...
Создание стартового центра функциональности уровня Tier2, с компьютерными ресурсами 200 ksi2K/60 tb в ниияф мгу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск