Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы
проект Срок выполнения проекта: январь – май 2014 учебного года Заявитель: В.Ф. Переходкина, учитель русского языка и литературы
Проект «Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы»
К. Д. Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям для детей наших.. Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию,- дела появятся сами»
В этих словах огромный заряд самоотдачи. Творчество - самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие .Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребёнка в школе была радостной, интересной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям( ассистенты, консультанты) Развитие творческих способностей осуществляю через технологию критического мышления, игровые технологии, уроки развития речи, внеклассную работу. Методический паспорт проекта Тема « Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы»
Руководитель проекта: В.Ф. Переходкина, учитель русского языка и литературы.
Участники проекта: учащиеся, учитель.
Направление проекта: развитие творческой одарённости учащихся
Тип проекта:
по методу: творческий и исследовательский.
по продолжительности: январь – май -2014учебного года
Идея проекта: создание условий для выявления и развития творческой одаренности детей среднего и старшего школьного возраста, как важного средства для развития учебных компетентностей учащихся.
Предмет проекта: учащиеся.
Предполагаемый продукт:
Для детей: расширенная дополнительная работа по предметам, участие в конкурсах различного плана.
Для учителя: совершенствование методов работы с одаренными детьми.
Цель данной проектной работы: Создание системы деятельности по развитию творческой одарённости учащихся через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы. Задачи:
1.Создание оптимальных условий для творческой одарённости учащихся на уроке и во внеурочное время (для уч-ся)
2. Разработка системы работы для развития творческой одарённости учащихся. (для учителя) Главные ценности и показатели творческой одарённости Принимая ребёнка таким, какой он есть, я считаю, что образовательная среда должна раскрыть возможности ребёнка, его творческий потенциал, позволяя ему выбрать свой путь развития в соответствии с его задатками, склонностями, интеллектом. В связи с этим, отмечают главные ценности творческой одарённости: А) сам ребёнок, его природа и здоровье;
Б) духовность(как основной ориентир саморазвития);
В) креативность(как средство самовыражения и самореализации);
Г) знания, умения и навыки;
Д) свобода выбора. А. М. Матюшкин отмечает следующие показатели одарённости: 1) доминирующая роль познавательной мотивации;
2) исследовательская творческая активность;
3) способность познавать. В развитии творческой одарённости ребёнка мы опираемся на слова С. Френе « Ребёнок сам создаёт свою личность, а функция педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку обнаружить в себе и развить то, что ему органически присуще» Направления работы над проектом
работа с литературой, электронными носителями;
- работа с учащимися; Этапы работы над проектом 1. Подготовительный
2. Аналитический;
3. Организационно-деятельностный;
4. Этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Стратегия работы с творчески-одаренными детьми 1этап – подготовительный
Цель: создание условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи:
- Изучение нормативной базы.
- Планирование работы с одаренными учащимися. Диагностика:
Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. Учащиеся диагностируются по следующим направлениям:
- творческое мышление;
- предпочтительные виды деятельности;
- интерес;
- задатки и склонности личности.
По итогам данного этапа работы в нашей школе можно выделить три категории одаренных детей: 1. Дети с высоким общим уровнем умственного развития.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Список одарённых детей по классам Класс
Ф. И. уч-ся
Направление
5 А класс
Капоненко Маргарита, Танаева Амина, Фокина Дарья, Деревянко Вероника-филология
10 класс
Неровная Алина, Наривончик Александра, Щепелев Дмитрий.
филология II этап – аналитический Цель: выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.
2 ступень (5, 10 классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д).
3 ступень (10 кл ). Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы, к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы организации образовательного пространства в школе: - выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
- самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Намечены принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
III этап - организационно -деятельностный Цель: организация целенаправленной работы с одаренными детьми. Реализация проекта связана с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми и предусмотрена реализация следующих направлений: Координационное направление: Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.
Научно- исследовательское направление:
Проведение диагностики одаренных детей.
Диагностика условий обучения и развития одаренных детей. Научно-методическое направление: Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми. Экспериментальное направление: Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащих
Направление работы
Мероприятия
Сроки 1) Координационное направление
Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком
Январь 2014 г 2) Исследовательское направление
Занятия исследовательской деятельностью
Январь -март 2014 г 3) Методическое направление
Использование инновационных технологий
Январь-май 2014 г 4) Организация работы занятий с учащимися
Творческие мастерские Интеллектуальный марафон Участие в олимпиадах Занятия проектной деятельностью на уроках литературы Участие в конкурсах, проводимые образовательным учреждением
Февраль- июнь 2014 г
IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. Цель: апробация системы работы с учащимися через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы
Задачи: разработка методических рекомендаций по работе с учащимися , по основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма
Задачи
Дополнительные
занятия по графику 1.Учет индивидуальных возможностей учащихся. 2.Повышение степени самостоятельности учащихся. 3.Расширение познавательных возможностей учащихся. 4.Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Ученическая конференция 1.Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Предметная декада 1. Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. 2. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. 3.Развитие творческих способностей учащихся. Ожидаемые результаты 1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью на уроках русского языка и литературы 2 Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности 3 Создание системы работы для развития творческой одарённости учащихся |