Скачать 101.22 Kb.
|
Актуальные проблемы зависимости от Интернета в молодежной среде Овсянников Никита, группа 107-к Научный руководитель: Разуванова Юлия Геннадьевна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин 1. Введение Данная тема для нас является актуальной, так как, по нашим наблюдениям, студенты проводят много времени в социальных сетях, во «Всемирной паутине». Отмечены случаи отказа от реального общения с заменой виртуальным. Мы приняли решение провести исследование в молодежной среде (среди обучающихся колледжа) с целью выявления студентов, зависимых от Интернета. Последние годы ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Как справедливо замечают израильские психологи Y. Amichai-Hamburger и E. Ben-Artzi (2003), «кажется, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы Интернет». Немало авторов весьма упорно отстаивают новый, порожденный современными информационными технологиями вид зависимости – от компьютеров и Интернета. Остановимся подробно на феноменологии данной разновидности поведенческих аддикций. Среди русскоязычных источников преобладают популярные статьи. Из научных публикаций могут быть названы [2, 3, 12, 18]. Терминология проблемы еще не совсем устоялась. Применяются наименования «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция», а также «избыточное/патологическое применение Интернета». При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы бать отнесены к этому феномену (или синдрому). [5] 2. Основная часть
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К.Янг и психиатр И.Голдберг.(5) Согласно исследованиям К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются: -навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; - предвкушение следующего сеанса онлайн; - увеличение времени, проводимого онлайн; - увеличение количества денег, расходуемых на интернет. Признаками наступившей интернет-аддикции согласно К. Янг (2000) являются следующие критериии: - всепоглощенность Интернетом; - потребность проводить в сети все больше и больше времени; - повторные попытки уменьшить использование Интернета; - при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство; - проблемы контроля времени; - проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья); - ложь по поводу времени, проведённого в сети; - изменение настроения посредством использования Интернета. [6] Цель исследования: изучить психологические аспекты влияния Интернет-зависимости на личность подростка. В связи с этим можно поставить следующие задачи: 1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе. 2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости. 3. Выявить значение связи Интернет-зависимости с психологическими свойствами личности студента. 4. Разработать рекомендации для студентов и провести профилактические мероприятия. Объект: Интернет-зависимость в юношеском возрасте. Предмет: влияние Интернет-зависимости на личность молодого человека. Гипотеза исследования: Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности молодого человека, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности. Методы исследования: 1. Изучение литературы по теме исследования. 2. Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме. 3. Психодиагностические процедуры.
18-24 года – средний возраст пользователей сети и зависимых от неё. Эти годы как раз приходятся на годы юности и студенчества. Студенты чаще других групп населения обращаются к услугам «Всемирной паутины» по следующему ряду причин. Во-первых, это постоянная потребность в информации при подготовке к семинарам, экзаменам, выполнении заданий. Интернет предоставляет доступную, полную и разнообразную информацию. Такая доступность и лёгкость получения нужной информации нередко вызывает привыкание и заставляет отказаться от поиска сведений в книгах, журналах и других источниках, оставляя в качестве приоритетного только Интернет. Во-вторых, недостаток времени из-за учёбы для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет – ICQ, e-mail или различных социальных сетей. Высокая социальная активность студенческого возраста выражается в поиске новых знакомств при помощи тех же услуг сети. Расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах позволяет получить определённый социальный статус, что является важным для студента. Общение и знакомства при помощи Интернет легки, необременительны, доступны в любое время. В-третьих, свою роль играет высокая познавательная мотивация студенческого возраста. Интерес к научному поиску, стремление к знаниям, самообразованию, поиску новой информации отлично удовлетворяется Интернетом, содержащим информацию на любой вкус и запрос.[6,7] Студент, увлечённый Интернетом, приобретает проблемы с учёбой и экзаменами. Посещая не относящиеся к делу сайты, часами проводя время в чатах, играя в игры вместо занятий, он выпадает из учебного процесса, а иногда и из реальности. Он не может контролировать время, проводимое в сети, поэтому у него часто не хватает времени на учёбу, а порою даже и сон. Накапливается усталость, проблемы из-за учёбы, что может привести к стрессу и нервным срывам. Обилие всевозможных готовых рефератов, докладов и других ресурсов сети, которые можно без проблем скачать, облегчают жизнь студентам. Но при этом страдает интеллект, отпадает необходимость искать информацию, обрабатывать и систематизировать её самостоятельно. Из-за Интернет-зависимости возникают и проблемы с общением. Желание общаться при помощи сети уже свидетельствует о трудностях в формировании и успешном осуществлении межличностного общения в реальной жизни. Процесс общения в сети превращается в банальную передачу информации друг другу. При всей своей общительности студент теряет сами навыки общения с людьми. В Интернете человек не смущается и не сковывается. За монитором нет возможности его видеть, что позволяет ему чувствовать себя раскованно. Невозможность быть полноценно узнанным собеседниками по переписке предоставляет соблазн создать тот желаемый образ, который хотел бы воплощать студент в реальности. Наделяя себя желаемыми качествами, надевая идеальную «маску» для собеседников, обычно отличающуюся в лучшую сторону от представлений человека о себе самом, студент становится неуверенным в себе, потому что при выходе из чата исчезает и «идеальный» образ студента, созданный им. Возникает чувство своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим, появляется нежелание вступать во взаимоотношения с людьми без гарантии понравиться. Проблемы в общении создают риск одиночества студента. Повышается тревожность, и большинство ситуаций начинают представляться угрожающими, что ведёт к постоянным стрессам и желанию уйти обратно в «спокойную» виртуальную реальность, где нет никаких проблем. Интернет-зависимые студенты, имея низкую самооценку, чувствуют себя неспособными добиться успеха. Они не ставят для себя труднодостижимых целей, ограничиваясь решением обыденных задач. Прилагаемые ими усилия меньше потенциально возможных, снижается уровень притязаний. Частое обращение к услугам Интернет, лёгкость в пользовании его возможностями, простота и необременительность общения в сети, полнота и доступность хранящейся там информации, большой каталог развлечений и возможностей «Всемирной паутины» становятся основными причинами Интернет-зависимости студентов, которая влияет на развитие, учёбу, общение, самооценку и интеллект и создаёт серьёзные проблемы в жизни. [8,9]
Мы провели исследование студентов «Ачинского профессионально-педагогического колледжа». В диагностировании принимало участие 100 студентов, возраст которых 18-20 лет. Мы использовали следующие методики: - тест С.А. Кулакова (исследование зависимости от Интернета); - тест Ряховского (исследование уровня общительности); - тест «Самооценка психическиз состояний» (по Айзенку) (агрессивность, тревожность, нейротизм); - методику Г.Н.Казанцевой (исследование самооценки). Приводим полученные данные по исследованию.
3. Заключение Таким образом, из проведенного исследования можно сделать вывод о взаимосвязи между зависимостью от Интернета и уровнями общительности, нейротизма и самооценки. Студенты со средней и сильной Интернет-зависимостью замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество и испытывают трудности в общении. Также установлена связь между другими показателями и Интернет-аддикцией: выявленные аддикты имеют низкую самооценку, повышенный уровень тревожности и нейротизма. Не выявлена взаимосвязь между избыточным применением Интернета и уровнем агрессивности. Мы можем сделать вывод о влиянии патологического применения Интернета на личностную сферу студента и его социальные отношения, т.е. наша гипотеза подтвердилась. С целью профилактики Интернет-аддикций в молодежной среде (среди студентов колледжа) мы разработали рекомендации и цикл мероприятий. ПРИЛОЖЕНИЕ Цикл мероприятий по профилактике Интернет-зависимости (мероприятия проводят волонтеры с педагогами)
Рекомендации для студентов
Это может быть 10 минут, полчаса, час, но после этого решительно отключайтесь от сети. Поймите, пока Вы в зависимости, не Вы управляете своей жизнью, а Интеренет.
И действуйте,- вырывайтесь из сети! Список используемой литературы
Аннотация Рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (аддиктологии), связанные с попытками выявления студентов, зависимых от Интернета и проведением взаимосвязи между зависимостью и личностными качествами и свойствами. Анализ ведется на материале проблематичной зависимости от интернета. В работе представлен теоретический материал (анализ литературы и сайтов, по вопросам Интернет аддикций) и практический (диагностика зависимости и личностных качеств). Ключевые слова: зависимость, аддикция, Интернет. |
Рефератов по дисциплине «Лидерство в молодежной среде» Патриотизм и принятие социальной ответственности как условие развития лидерства в молодежной среде | Дайджест прессы. Декабрь 2008г.(22) Опыт старейшего технического вуза страны признается сегодня самыми разными специалистами и ведомствами и является примером комплексной... | ||
Правовой нигилизм в молодежной среде: причины и пути преодоления Научно-практическая конференция «Проблемы правовой социализации молодежи в условиях формирования гражданского общества» | Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития... | ||
Рабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы... Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования... | «Актуальные проблемы административного права» ... | ||
Отчет о выполненной работе по Государственному контракту от 31 августа... Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по курсу: «Актуальные проблемы обществознания:... Программа по курсу «Актуальные проблемы обществознания» составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего... | ||
Программа дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика... Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества | Понятие Интернет-зависимости, её причины, типы, признаки, последствия Таким образом, на сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой посещает Интернет... | ||
«актуальные проблемы экономики и права» с 2007 года Алпатова Э. С. Факторы формирования новой институциональной среды в банковском секторе // Актуальные проблемы экономики и права.... | Пояснительная записка Цели дисциплины: «Актуальные проблемы экономической науки» «Актуальные проблемы экономической науки» является является специальной дисциплиной отрасли науки и научной специальности при подготовке... | ||
«Профилактика интернет-зависимости среди учащихся мкоу ново-Озернинской оош» Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий является уход от реальности в виртуальный мир и... | Л. Г. Егорова актуальные проблемы информационного общества казань 2008 Актуальные проблемы информационного общества: Программа дисциплины и темы дискуссий для студентов отделений и факультетов социологии,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного... | Программа дисциплины «Актуальные проблемы регулирования трудовых отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... |