Скачать 1.89 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Методы арттерапии в специальной психологии Цикл – ДПП (СД). ДС.5 Цель дисциплины - сформировать у студентов профессионально-грамотное современное представление о психокоррекционных возможностях арттерапии, связанных с эффективностью обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями; формирование базовой компетенции будущих специалистов в области взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями при нарушении паттернов функционирования и межличностных систем. Задачи дисциплины:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший данную дисциплину, должен: иметь представление
знать:
уметь:
владеть:
Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины 1.Введение в арт-терапию Понятие психотерапии. Характеристика основных психотерапевтических подходов: психодинамического, поведенческого, феноменологического. Соотношение понятий: «психотерапевтическое направление», «метод психотерапии», «психотерапевтическая техника». Арт-терапия как метод психодиагностики и психокоррекции. Её место в системе психотерапевтических методов. Широкий и узкий смысл понятия «арт-терапия». Общий обзор современной арт-терапии: функции и области применения, показания и ограничения. История возникновения и развития арт-терапии Становление арт-терапии как самостоятельного направления лечебно-коррекционной работы. Предшественники арт-терапии. Создание первых профессиональных объединений арт-терапевтов. Формирование различных арт-терапевтических напрвлений (М. Наумбург, Э. Крамер, А. Хилл). Вклад в развитие арт-терапии психодинамического направления, гуманистического и трансперсонального подходов. Арт-терапевтическое образование. Зарубежная и российская арт-терапия: современное состояние и перспективы развития. Концепция системной арт-терапии. Индивидуальная и групповая арт-терапевтическая работа Оснащение кабинета арт-терапии. Организационные процедуры на различных этапах арт-терапевтической сессии. Психологические факторы индивидуальной и групповой работы. Фактор художественной экспрессии. Рисунок и его роль в творческом самовыражении личности. Фактор психотерапевтических отношений. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи. Формы групповой арт-терапии. Классификация арт-терапевтических групп (студийная открытая, аналитическая закрытая, тематически-ориентированная), их признаки. Направления практической арт-терапевтической работы Возможности применения арт-терапевтических методик в работе с различными категориями клиентов. Использование арт-терапии в психологии, педагогике, медицине, бизнесе, социальной работе. Арт-терапия в работе с детьми и подростками, взрослыми, пожилыми людьми, семьями. Специфика работы с психиатрическими пациентами. Арт-терапия в работе с жертвами сексуального и организованного насилия (беженцы, заложники). Использование арт-терапии в работе с бездомными, осужденными. Арт-терапия в работе с кризисными состояниями, горем. Проблема интерпретации в арт-терапии. Психология цвета, числа и формы Уровни цветовосприятия. Цветообозначения в различных системах (система «медицинского колеса» североамериканских индейцев, алхимичесая система, представления Гёте, Люшера и др.). Цветовой круг и триады первичных и вторичных цветов. Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека. Типы цветового поведения. Цветотерапия. Психология формы. Психологическое значение чисел. Интегративная арт-терапия Понятие интегративной арт-терапии. Направления современной музыкальной психотерапии. Фольклорная арт-терапия, вокалотерапия. Направления работы с голосом. Библеотерапия. Сказкотерапия. Песочная арт-терапия. Танцевальная терапия. Общая характеристика драматерапии как одного из напрвлений психотерапии искусством. Драматерапия и интерпретация жизненного опыта. Перфоманс, инсталляция. Психологические функции фотографии. Применение фотографии в арт-терапии. Арт-терапевтические техники Общая характеристика техник индивидуальной и групповой арт-терапевтической работы. Их возможности. Техника направленной визуализации. Техники партнерской работы. Творческая работа с различными материалами. Коллаж. Сочинение художественного текста. Техники на основе фотографии. Групповой рисунок. Создание группового рисунка на заданную тему. Мультимедийные техники арт-терапии. Изобразительная работа в сочетании с музыкой и звуками. Изобразительная работа в сочетании с драмой. Арт-терапия и современное искусство. Арт-терапия в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование техник арттерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями: свободное выражение индивидуальности, возможность отыграть агрессию в социально приемлемой форме, возможность выразить собственные чувства и переживания в контексте определенного действа и т.п. Целостное воздействие на личность ребенка в процессе арттерапии: участие различных анализаторов, повторение, симметрия, ритм. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с ДЦП. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с РДА. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с ЗПР. Основные цели и задачи арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с нарушениями слуха. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с нарушениями зрения. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми со сложными нарушениями. Примерное содержание психокоррекционного занятия: ориентировочный этап (методика «Рисунок по кругу», спонтанное рисование, включающее элементы психогимнастики, творческого пластического импровизирования); формирующее-развивающий этап (методика «Тематическое рисование»); заключительный этап (создание выставки работ участников группы). Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками: Психотерапевтические виды художественной деятельности: Метод. Пособие. М.: ВЛАДОС, 2007. - 63с. Кокоренко, В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий -СПб.: Речь,2005 Крыжановская, Л. М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: Учеб. пособие - М.: Педагогическое общество России,2004.-160с. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий - СПб.: Речь,2007.-256с. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -СПб.: Речь, 2007. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию: Учеб. пособие. - М.:Когито-Центр,2007.-95с. Информационные ресурсы сайта www. arttherapy. ru. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
Тематика рефератов и/или курсовых работ
Перечень вопросов к экзамену
Темы выпускных квалификационных работ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Постшкольное психологическое сопровождение инвалида Цикл - ДПП (СД.) ДС.2 Целью изучения дисциплины «Постшкольное психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» является формирование компетенции будущих специальных психологов в области психологического сопровождения выпускников специальных школ, в области профессионального ориентирования, социальной абилитации, партнерских отношений (межполовых и семейно-ролевых отношений). Задачи дисциплины:
-структуру и основные направления деятельности психологической службы; -основные формы документации медико-психолого-социального сопровождения;
-принципы и методы коррекционного воздействия.
-применять методы наблюдения, беседы, эксперимента с целью выявления актуальных и потенциальных возможностей развития выпускника специальной школы и его индивидуально психологических особенностей; -анализировать структуру дефекта в каждом конкретном случае, прогнозировать дальнейшее развитие личности; -адекватно целям и задачам психологической практики работы с лицами с отклонениями в развитии отбирать методы и средства психолого-педагогического воздействия; -разрабатывать индивидуальные коррекционные занятия; -создавать коррекционные условия воспитания, обучения, развития и социальной адаптации лиц с отклонениями в развитии. -видеть проблемы, неблагополучие в развитии выпускника и дать им первичную психологопедагогическую оценку.
-навыками анализа психического развития; -навыками планирования и организации коррекционно-развивающей работы со взрослыми инвалидами адекватно возрасту и специфике проблем;
-умениями критически оценивать, трансформировать и эффективно использовать в целях коррекции и компенсации дефектов научную и практическую информацию. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший данную дисциплину, должен иметь представление:
знать
уметь
владеть
Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины |
Учебно-методический комплекс по специальной психологии Специальность: 020400 ... | Программам дисциплин (модулей) Общенаучный цикл Целью освоения дисциплины является изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области истории... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены в помощь студентам факультета специальной педагогики и психологии дневной и заочной форм... | Решение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический... Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 11 «Логопедическая ритмика» Автор программы: Белоброва Мария Михайловна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии | Сурдопсихология как раздел специальной психологии Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая... Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии | Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | ||
Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы специальной педагогики и психологии» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кузьмичева Татьяна Викторовна, к п н., доцент, зав кафедрой специальной педагогики и специальной психологии | Вопросы по психологии ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» | ||
Рабочая программа дисциплины современные методы экспресс-анализа... Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 02 «Аналитическая химия» по химическим наукам, утвержденной приказом... | Курса «Математические методы в психологии» Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Математические методы в психологии» | ||
Рабочая программа дисциплины судебная психиатрия Образовательная... | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности |