Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013





НазваниеДля обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013
страница1/8
Дата публикации22.05.2015
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине «Клиническая нейропсихология»

для специальности 030401.65 – Клиническая психология

(Очно-заочная форма обучения)

Красноярск

2013

УДК

ББК

С
Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401.65 – Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) / сост. Безденежных А.Ф., Можейко Е.Ю., и др. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2013. – с.

Составители:

кандидат медицинских наук, ассистент Можейко Е.Ю.

асситент, Безденежных А.Ф.

Сборник методических рекомендаций к клиническим практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ГОС ВПО 2000 года по специальности 030401.65 – Клиническая психология (очно-заочная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2013 г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

КрасГМУ

2013 г.

1. Занятие № 1

Тема: «Понятие о психологической функции как о функциональной системе. Особенности строения коры. Корковые зоны. Проблема функциональной асимметрии. Кровообращение головного мозга. Когнитивные нарушения. Причины. Диагностика. Краткое и развернутое нейропсихологическое тестирование»

2. Форма организации занятия: семинар в традиционной форме.

3. Значение изучения темы. Нейропсихология как отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моделях. Возникновение нейропсихологии. Вклад А. Р. Лурия в становление и развитие отечественной нейропсихологии. «Источники» знаний о функциональной организации мозга. Взаимосвязь нейропсихологии с общей психологией, нейроанатомией, нейрофизиологией, психофармакологией и др. В связи с этим знание основ нйеропсихологии является актуальной задачей в практической деятельности клинического психолога.

4. Цели обучения:

    1. - общая (обучающийся должен обладать ОК1,ОК4 и ПК5, ПК6, ПК7;

    2. - учебная:

Студент должен знать:

- анатомию головного мозга;

- особенности строения коры головного мозга;

- принципы кровоснабжения головного мозга;

- основные понятия теории системной динамической локализации ВПФ;

- основные причины нарушения когнитивных нарушений;

- критерии постановки диагноза когнитивные нарушения;

- виды когнитивных нарушений;

Студент должен уметь:

- провести развернутое нейропсихологическое тестирование ВПФ по методу Лурия;

- оценить когнитивный статус пациентов с помощью кратких нейропсихологических шкал FAB, MoCA, CDT, MMSE;

- выявлять легкие и умеренные когнитивные нарушения;

- выявлять деменцию;

- поставить топический диагноз на основе выявленных нейропсихологических факторов.

Студент должен владеть:

– навыками проведения развернутого нейропсихологического тестирования по методу Лурия;

– навыками оформления протокола нейропсихологического тестирования;

– навыками оценки когнитивного статуса с помощью кратких нейропсихологических шкал.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний.

1. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - ЭТО ОТРАСЛЬ:

  1. физиологии

  2. неврологии

  3. нейрохирургии

  4. естествознания

  5. психологии

2. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. Л.С. Выготский

  2. Е.Д. Хомская

  3. Л.С. Цветкова

  4. А.Р. Лурия

  5. А.Н. Леонтьев

3. ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ РАЗРАБОТАНА:

  1. Павловым И.П.

  2. Анохиным П.К.

  3. Лурия А.Р.

  4. Выготским Л.С.

  5. Цветковой Л.С.

4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. учение о ВПФ Выготского Л.С.

  2. учение о функциональной системе П.К. Анохина

  3. концепция структурной организации О.С. Адрианова

  4. теория деятельности

  5. учение С.Л. Рубинштейна

5. ЗАПАДНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДОСТИГЛА БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В РАЗРАБОТКЕ:

  1. общей концептуальной схемы мозга

  2. качественных методов исследования больных

  3. общей нейропсихологической теории

  4. количественных методов исследования больных

  5. частной нейропсихологической теории

6. ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. клиническое

  2. экспериментальное

  3. терапевтическое

  4. детского возраста

  5. общепсихологическое

7. ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. методы восстановления экспрессивной речи

  2. методы восстановления импрессивной речи

  3. ЭЭГ

  4. вызванные потенциалы

  5. методы неаппаратурного исследования

8. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ ИСПОЛЬЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

  1. нозологический

  2. развития

  3. топический

  4. детерминизма

  5. единства сознания и деятельности

9. ЗАДАЧИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВКЛЮЧАЮТ:

  1. аппаратурное исследование ВПФ

  2. неаппаратурное исследование ВПФ

  3. восстановительное обучение больных

  4. постановку топического диагноза

  5. аппаратурное исследование эмоциональной сферы

10. ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. изучение физиологических механизмов нарушения ВПФ

  2. восстановление ВПФ

  3. неаппаратурное исследование ВПФ

  4. изучение нейропсихологических синдромов

  5. изучение патопсихологических симптомов

5.2. Основные понятия и положения темы

Аннотация:

Теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ). Понятие функциональной системы, нейропсихологического синдрома, симптома, фактора

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить 2 класса понятий. Первый – это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй – это собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

К первому классу понятий относятся такие, как «ВПФ», «психическая Деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение» и др.

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической Теории к нейропсихологии – конкретной области знаний.

Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушений и восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функций, а с другой – удовлетворительно предсказывать новые факты и закономерности.

Общепсихологическую основу этой теории составляет положение о системном строении ВПФ и их системной мозговой организации. Понятие «ВПФ» было введено о общую психологию и в нейропсихологию Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р.Лурией и другими авторами. Под ВПФ понимаются сложные формы сознательной психической Деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической Деятельности. Как указывал А.Р. Лурия, ВПФ обладают 3 основными характеристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу осуществления.

ВПФ – сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Основные характеристики ВПФ – опосредованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы», которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением последних в виде подчиненных структур внутри нового целого.

Представления о ВПФ как сложных психологических системах было дополнено Лурией представлениями о них как о функциональных системах.

Характеризуя ВПФ как функциональные системы, А.Р. Лурия отмечал, что особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев.

Таким образом, ВПФ, или сложные формы сознательной психической Деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем. Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации ВПФ – теоретической основы современной отечественной нейропсихологии.

Ко второму классу понятий – собственно нейропсихологических – можно отнести следующие:

Функциональная система – морфофизиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина для объяснения мозговых механизмов ВПФ; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую систему для достижения конечного результата. Функциональные системы, лежащие в основе психической сознательной Деятельности человека, характеризуются большей сложностью (более сложным составом звеньев, иерархической организацией и т.п.) по сравнению с функциональными системами, лежащими в основе физиологических функций и даже поведенческих актов животных. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Согласно теории системной динамической локализации ВПФ человека, каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в этих мозговых структурах и обеспечивают реализацию определенных аспектов (параметров) функции. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов, составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ – определенный нейропсихологический синдром.

Теория системной динамической локализации ВПФ обладает большой эвристической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconБорник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине психология личности специальность...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине методологические основы...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине имиджеология специальность...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconМетодические рекомендации по организации подготовки к семинарским...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности...
Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»
Удачина Елена Геннадьевна, Клиническая психология – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 37 с
Для обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая нейропсихология» для специальности 030401. 65 Клиническая психология (Очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск