1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая характеристика учебного курса
Курс «Консультирование детей и подростков» включает себя 110 часов, из них 34 лекционных и 20 семинарских занятия, 56 часов СРС, экзамен. Данный курс содержит базисные знания и дает представление о предмете Консультирование детей и подростков.
Цель: Получить теоретические знания и практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков.
Задачи:
овладеть теоретическими знаниями по предмету Консультирование детей и подростков;
отработать практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков;
Основные требования к знаниям и умениям
Студент должен знать теоретическую основу по предмету Консультирование детей и подростков;
Студент должен уметь целенаправленно пользоваться методиками;
Студент должен владеть практическими навыками по предмету Консультирование детей и подростков. 1.2. Выписка из учебного плана специальности
030301 «Психология» (очная форма обучения)
Индекс
по ГОС ВПО
| Наименование
дисциплины
| Семестр
| Курсовые работы
| Контрольные работы
| Форма контроля
(экзамен, зачет)
| Объем работы студентов (в часах)
| Всего
| Из них аудиторных занятий
|
СРС
| Всего
| Лекции
| Семинары
| ДС.Р.09
| Консультирование детей и подростков
| 9
|
|
| экзамен
| 110
| 54
| 34
| 20
| 56
|
Выписка из учебного плана специальности
030301 «Психология» (заочная форма обучения)
Индекс
по ГОС ВПО
| Наименование
дисциплины
| Семестр
| Курсовые работы
| Контрольные работы
| Форма контроля
(экзамен, зачет)
| Объем работы студентов (в часах)
| Всего
| Из них аудиторных занятий
|
СРС
| Всего
| Лекции
| Семинары
| ДС.Р.09
| Консультирование детей и подростков
| 10
|
|
| экзамен
| 110
| 14
| 8
| 6
| 96
|
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Аудиторные занятия
| СРС
| Итого
часов
| Лекции
| Практические занятия
| Форма контроля
| Количество часов
| № темы
| Количество часов
| Содержание
| № темы
| Количество часов
| Содержание
| 1.
| 4
| Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК
| 1.
| 2
| Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК
| Реферат
| 8
| 14
| 2.
| 6
| Консультативная работа с различными возрастными группами детей
| 2.
| 4
| Консультативная работа с различными возрастными группами детей
| Реферат
| 8
| 18
| 3.
| 6
| Структура консультирования
| 3.
| 2
| Структура консультирования
| Реферат
| 8
| 16
| 4.
| 6
| Особенности консультирования детей дошкольного возраста
| 4.
| 2
| Особенности консультирования детей дошкольного возраста
| Реферат
| 8
| 16
| 5.
| 4
| Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.
| 5.
| 4
| Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.
| Реферат
| 8
| 16
| 6.
| 4
| Содержание консультативной работы с подростками
| 6
| 4
| Содержание консультативной работы с подростками
| Реферат
| 8
| 16
| 7
| 4
| Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании
| 7
| 2
| Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании
| Реферат
| 8
| 14
| Итого
| 34
|
|
| 20
|
|
| 56
| 110
|
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№
темы
| Название темы
| Структура темы
| 1.
| Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК
| Понятие ПК. Формы и цели ПК, объект и предмет ПК. Содержание ПК. Основные теоретические направления психологического изучения личности. Цели и задачи ПК Классификация принципов
| 2.
| Консультативная работа с различными возрастными группами детей
| Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов. Функции психолога в консультативной работе с детьми. Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми.
| 3.
| Структура консультирования
| Этапы консультирования. Проблема установления и разные сценарии установления контакта. Особенности первичного консультирования. Возможные варианты последующих консультаций (индивидуальное консультирование родителя, индивидуальное пс. Обследование ребенка, совместная деятельность родителей и ребенка и т.д.)
| 4.
| Особенности консультирования детей дошкольного возраста
| Направления работы психолога. Понятие кризиса 5 лет. Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте. Особенности работы психолога с дошкольниками. Анализ психологической готовности ребенка к школе в психологической консультации
| 5.
| Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.
| Направления работы психолога-консультанта. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении, социальной дезадаптации.
| 6.
| Содержание консультативной работы с подростками
| Понятие подросткового возраста. Работа с подростковым кризисом. Работа с проблемой профессионального выбора.
| 7.
| Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании
| Этапы психологического обследования. Задачи каждого этапа. Содержание, формы и методы работы.
|
4. ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 4.1. Тематика рефератов
Понятие психологического консультирования
Формы и цели психологического консультирования
Содержание психологического консультирования
Основные теоретические направления психологического изучения личности
Задачи ПК
Принципы ПК
Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов
функции психолога в консультативной работе с детьми
Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми
Понятие структуры психологического консультирования
Модели структуры психологического консультирования
Предыстория обращения в консультацию
Установление контакта
Обозначение проблемы
Установление организационной определенности
Изучение истории развития ребенка
Первичная анкета
Опросник родительского отношения (ОРО)
Сочинение
Обследование ребенка
Понятие и способы сбора психологического анамнеза
Перечень актуальных моментов для психологического консультирования
Критерии анализа психического развития младенца
Направления работы психолога
Понятие кризиса 5 лет
Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте
Особенности работы психолога с дошкольниками
Особенности консультирования родителей дошкольников
Направления работы психолога-консультанта
Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста
Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации
Особенности консультирования родителей младших школьников
Понятие подросткового возраста
Работа с подростковым кризисом
Работа с проблемой профессионального выбора
Содержание консультативной работы с подростками
Психологическое просвещение школьников
Коррекционно-профилактическая работа с учителями
Коррекционно-профилактическая работа с родителями
Особенности диагностической работы с подростками
Диагностика психического развития подростков
Особенности коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа с подростками
5. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Понятие психологического консультирования
Формы и цели психологического консультирования
Содержание психологического консультирования
Основные теоретические направления психологического изучения личности
Задачи ПК
Принципы ПК
Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов
функции психолога в консультативной работе с детьми
Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми
Понятие структуры психологического консультирования
Модели структуры психологического консультирования
Предыстория обращения в консультацию
Установление контакта
Обозначение проблемы
Установление организационной определенности
Изучение истории развития ребенка
Первичная анкета
Опросник родительского отношения (ОРО)
Сочинение
Обследование ребенка
Понятие и способы сбора психологического анамнеза
Перечень актуальных моментов для психологического консультирования
Критерии анализа психического развития младенца
Направления работы психолога
Понятие кризиса 5 лет
Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте
Особенности работы психолога с дошкольниками
Особенности консультирования родителей дошкольников
Направления работы психолога-консультанта
Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста
Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации
Особенности консультирования родителей младших школьников
Понятие подросткового возраста
Работа с подростковым кризисом
Работа с проблемой профессионального выбора
Содержание консультативной работы с подростками
Психологическое просвещение школьников
Коррекционно-профилактическая работа с учителями
Коррекционно-профилактическая работа с родителями
Особенности диагностической работы с подростками
Диагностика психического развития подростков
Особенности коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа с подростками
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 6.1. Основная литература:
Учебники:
Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: «Академия», 2005.- 320 с.
Справочники:
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.Справочник психолога средней школы – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.- 511с.
6.2. Дополнительная литература: Учебные пособия:
Галустова О.В. Психологическое консультирование: конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2005.- 240с.
Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие/ Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
Отечественные журналы:
Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий// Психологическая наука и образование. 1997. №2.
Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников // Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности// Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Часть II/ Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
Леонова О.И. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №1.
Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М., 2006.
Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.
Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса// Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. М., 2001.
|