Аннотация Дисциплина «Школа лидерства»





Скачать 469.82 Kb.
НазваниеАннотация Дисциплина «Школа лидерства»
страница1/7
Дата публикации26.05.2015
Размер469.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\новая папка\media\image5.jpeg




c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\новая папка\media\image6.jpeg



Аннотация

Дисциплина «Школа лидерства» является факультативной дисциплиной рабочего учебного плана по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» высшего профессионального образования. Дисциплина изучается на третьем и пятом курсах студентами очной формы обучения.

Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров – со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени.

Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не «песчинкой», которую несет по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дает возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное, естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств.

Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков поможет студентам справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в социуме.

1 Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является развитие лидерских качеств у студентов.

Основными задачами дисциплины «Школа лидерства» являются:

  • развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих;

  • обучение навыкам социальной активности;

  • обучение навыкам социальной активности;

  • формирование навыков по руководству группой;

  • обучение приемам и методам организации и планирования деятельности;

  • формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме.

По мере достижения поставленных задач предполагается приобретение участниками «Школы лидерства» необходимых знаний, умений и навыков, что и будет являться показателем эффективного лидера.

2 Начальные требования к освоению дисциплины

Данный курс базируется на знаниях, полученных студентами ранее при изучении дисциплин «Психология и педагогика», «Этика делового общения», «Менеджмент» и предполагает наличие начальных знаний и практических умений в области управления.

3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив курс «Школы лидерства», экономист-менеджер должен

знать

  • закономерности и принципы командообразования;

  • теории лидерства и механизмы выдвижения в лидеры;

уметь

  • работать в команде;

  • организовать командное взаимодействие для принятия решений;

  • создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;

  • соблюдать корпоративную этику;

  • вести дискуссию и выступать публично;

  • аргументировано отстаивать свою точку зрения;

иметь представление

  • о роли и ответственности лидера в работе команды.

4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы


Всего

часов

Распределение

по семестрам

Общая трудоёмкость дисциплины

97

6,9

Лекции

46

Всего самостоятельная работа

51

Вид итогового контроля

зачет


5 Тематическое планирование изучения содержания дисциплины

Разделы программы, темы

Вид занятия

Часы

Контроль

СРС

ТЕМА 1 Современное понимание лидерства

лекция

2




2

ТЕМА 2 Лидер и его команда

лекция

4




4

ТЕМА 3 Социально-психологическая структура команды

лекция

6

тренинг

4

ТЕМА 4 Формирование эффективных команд

лекция

4

тренинг

5

ТЕМА 5 Управление деятельностью команды

лекция

6

тренинг

6

ТЕМА 6 Проблемы управления коллективом

лекция

4




6

ТЕМА 7 Роль лидера в студенческом самоуправлении

лекция

6

проект

6

ТЕМА 8 Управление собой и самоорганизация

лекция

6

тренинг

6

ТЕМА 9 Личностные характеристики лидера

лекция

4

тренинг

6

ТЕМА 10 Авторитет лидера

лекция

4




6

Всего




46




51


6 Содержание учебной дисциплины

Тема 1 Современное понимание лидерства

Концепция лидерства в психологии. Функция лидерства в современном обществе. Лидерство как фактор личностного роста и движущая сила социального и предпринимательского развития. Роль лидера в условиях глобализации рынка. Междисциплинарная функция психологии лидерства и ее роль в системе наук о менеджменте и деловом администрировании.

Тема 2 Лидер и его команда

Тип мышления: типологический опросник Майерс-Бригс. Основные характеристики типов личности: экстраверсия-интроверсия, сенсорика-интуиция, мышление-чувствование, решение-восприятие. Определение команды, типология команд. Виды команд (команды функциональные и инновационные).

Тема 3 Социально-психологическая структура команды

Социальная группа и ее структура. Малая группа. Основные характеристики коллектива. Формальные и неформальные коллективы. Внутренняя социально-психологическая структура. Социальная структура группы: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав. Схема ролевого поведения человека по Олпорту. Особенности гендерной психологии. Женские, мужские и смешанные команды. Социометрия и психологический климат коллектива.

Тема 4 Формирование эффективных команд

Параметры образования команды. Принципы проектирования эффективных организаций. Влияние внешних факторов на проектирование эффективной организации. Внутренние элементы структуры организации. Проектирование основной структуры организации: организация групп, распределение властных полномочий, три типа взаимозависимости. Основные подходы к формированию команды: целеполагающий, межличностный, ролевой и проблемно-ориентированный. Стадии развития коллектива (притирка, конфликт, эксперимент, решение проблем, формирование прочных связей). Метод психологических доминант Неда Херрманна: однородный рабочий коллектив, неоднородный рабочий коллектив. Координация работы групп как механизмы интеграции: системы оценки деятельности организации и ее сотрудников, системы стимулирования, системы подбора и обучения персонала.

Тема 5 Управление деятельностью команды

Лидерство в коллективе. Природа. Мотивация и типы лидерства (концепции харизматического лидерства, психоаналитическая теория З. Фрейда). Типология лидерства. Лидерство и руководство. Качества и функции руководителя. Базовые критерии эффективной работы лидера Стили управления (демократический, либерально-анархический, непоследовательный, ситуативный). Парсипативный стиль руководства. Особенности личного стиля взаимодействия руководителя или лидера с членами команды. Четыре формы внутpикoманднoгo культурного контекста управленческих групп: «комбинат», «клика», «кружок», «команда». Социально-психологические методы руководства коллективом. Прямые способы руководства: убеждение, принуждение, внушение, указание на образец поведения. Косвенные методы: метод ориентирующей ситуации, метод символьной регуляции, метод изменения элементов исполнительской роли, метод формирующего стимулирования.

Тема 6 Проблемы управления коллективом

Три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. Межличностная коммуникация: сновидения, семантическое поле, принципы их эффективного использования. Критерий проверки точности принимаемого решения. Интересы общие, частные и корыстные. Манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования – экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. Понятие и природа конфликтных ситуаций в организации. Типология конфликтов. Основы управления конфликтом. Этапы разрешения конфликта. Основные параметры конфликтного поведения в структурной модели конфликта. Стрессы и управление эмоциональным состоянием. Эффективность работы группы. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.

Тема 7 Роль лидера в студенческом самоуправлении

Роль самоуправления в жизни вуза. Место и роль студенческих объединений в вузе. Традиции и инновации в вузе. Особенности общения преподаватель-студент, студент-студент. Студенческий актив и его роль в вузе. Проектная деятельность студентов. Самосознание, самовыражение и самоутверждение личности студента.

Тема 8 Управление собой и самоорганизация

Постановка целей в области потребностей. Метод Парето. Метод Альпы. Принципы самоорганизации. Самомотивация. Гигиена умственного труда. Виды самоорганизации (биологическая, техническая, социальная). Самовоспитание и его роль в формировании личности лидера.

Тема 9 Личностные характеристики лидера

Теория лидерских черт. Физиологические качества лидера. Психологические качества лидера. Интеллект лидера. Деловые качества лидера. Лидер и ораторское искусство. Готовность к риску. Креативность. Активная жизненная позиция. Лидер и команда. Коммуникабельность.

Тема 10 Авторитет лидера

Виды авторитета. Способы завоевания авторитета. Барьеры авторитета и способы их преодоления. Моральная, функциональная и формальная формы авторитета. Советы по повышению авторитета. Харизма и ее роль при формировании авторитета. Плюсы и минусы харизматичного лидерства.
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Осипова И. Н. Этика и культура управления : учебное пособие / И. Н. Осипова. – М. : ФОРУМ, 2009.

  2. Персональный менеджмент : учебник / под ред.С. Д. Резника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2010.

  3. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации : учебное пособие / под ред. С. Д. Резника. – М. : ИНФРА-М, 2009.

Дополнительная

  1. Верещагин Д. С. Становление: Система дальнейшего энергоинформационного развития, II ступень / Д. С. Верещагин. – СПб. : ИД Невский проспект, 1999.

  2. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куин. – СПб. ; 2001.

  3. Мильнер Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер. – М. : ИНФРА-М, 1999.

  4. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера : учебное пособие / А. М. Сергеев, А. М. Резник. – М. : Академия, 2005.

  5. Цыпкин Ю. А. Менеджмент / Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшинов, Н. Д. Эриашвили. – М. : НТ-ДИАНА, 2001.

Информационные ресурсы

  1. Резник С.Д. Персональный менеджмент [Электронный ресурс] : учебник / С.Д. Резник, С.Н. Соколов, Ф.Е. Удалов, В.В. Бондаренко. 3-e изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2008. – Режим доступа : http://znanium.com/bookread.php?book=144396

  2. Резник С.Д. Основы личной конкурентоспособности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.Д. Резник, А.А. Сочилова; под общ. ред. С.Д. Резника. 2-e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. – Режим доступа : http://znanium.com/bookread.php?book=173250
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconРеферат по дисциплине «Психология менеджмента»
Эволюция теории лидерства в XX веке. Ситуационные теории лидерства. Поведенческие теории лидерства
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconРеферат. Эволюция теории лидерства в ХХ в. (ситуационные теории лидерства,...
Ния к человеку, основанный на признании его способностей к управлению и тех человеческих качеств, которые так необходимы современному...
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconИсследование ролевой структуры лидерства П. Берком. Сущность понятия...
Основные теории происхождения лидерства. Исследования К. Бэрда, Г. Джен зингса и др
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconФеномен политического лидерства
Целью данного спецкурса является философский анализ феномена политического лидерства как проявления власти. Этот анализ опирается...
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconПлан Введение Понятие политического лидерства. Основные подходы к...
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconРабочая программа дисциплины «Социология политического лидерства»
Курс «Социология политического лидерства» также должен способствовать подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов,...
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 032600 дпп. Ф. 06. 1 Отечественная...
Дисциплина «Отечетственная историография» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности 032600 История
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема...
Феномен лидерства является объектом научного и практического интереса уже давно. Его изучают социологи, психологи и специалисты в...
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины Приложения Материально-техническое...
Биология (квалификация академический бакалавр). Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук Федерального государственного...
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconАннотация программы по дисциплине «Современные проблемы экономики» Цель изучения дисциплины
Дисциплина входит в блок б. 12 учебного плана подготовки направления «Экономика». Логически дисциплина увязана с такими основными...
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconАннотация рабочей программы дисциплины «История» Место дисциплины в учебном плане б. 1
Дисциплина «История» является частью цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (гсэ) базового цикла дисциплин подготовки...
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина «Микроскопия и оптические методы в биологии» входит в основную образовательную программу по направлению подготовки 020400...
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconАннотация программы наименование дисциплины: «Философия» Рекомендуется...
Дисциплина является базовым курсом гуманитарного, социального и экономического цикла
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России...
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «История»
Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ооп
Аннотация Дисциплина «Школа лидерства» iconАннотация к рабочей учебной программе дисциплины «Рынок труда» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – б в. Дв профессиональный цикл


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск