Скачать 226.49 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Историко-филологический факультет Кафедра истории России УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования», специальность 032600 История; «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., № 8, ст. 731), письмом Министерства образования Российской Федерации от 19 мая 2000 г. №14-52-357ин/13, письмом Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. №02-55-77ин/ак, Уставом ТГПУ; «Положением об Учебно-методическом комплексе» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 06 ноября 2008 г.), положением «О программах учебных дисциплин» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 2011 г.). Составные компоненты учебно-методического комплекса: -аннотация к Учебно-методическому комплексу -рабочая программа по дисциплине, с методическими рекомендациями к изучению дисциплины и материалами, устанавливающими содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций по дисциплине, и содержание, выносимое на итоговую аттестацию (вопросы для самостоятельной работы, вопросы для экзамена) - материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине. Автор-составитель учебно-методического комплекса к.и.н.., доцент, кафедры истории России ИФФ ТГПУ Нестеренко П.Л. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 032600 ДПП.Ф.03 ИСТОРИЯ РОССИИ (1945 – 2007 ГГ.) 1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «История России. 1945 – 2007 гг.» является изучение студентами III курса дневного отделения ИГФ ТГПУ всей совокупности фактов, событий и явлений истории России указанного периода времени на основе анализа источников и исследовательской литературы. Содержание программы позволяет решить следующие задачи: проанализировать основные этапы отечественной истории в период 1945 – 2007 гг.; раскрыть взаимосвязь политической, экономической и культурной истории России в рассматриваемый период времени; показать место России в мировом историческом процессе XX – начала XXI вв.; представить состояние источниковой базы по изучаемому отрезку времени; дать анализ историографии дискуссионных проблем российской истории с 1945 по 2007 гг. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения материала программы дисциплины студент должен:владеть системой знаний об основных этапах и важнейших событиях российской истории в период с 1945 по 2007 гг.; осознавать место и роль России во всемирном историческом процессе XX – начала XXI вв.; осознавать единство всех сторон исторического развития страны; знать основные комплексы исторических источников по истории России указанного периода, владеть приемами и методами их научного анализа и критики; знать важнейшие историографические проблемы отечественной истории 1945 – 2007 гг. Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, на воспитание гражданской позиции в духе патриотизма и уважения к героическим и драматическим страницам прошлого своего Отечества. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплин:
5. Лабораторный практикум: Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература Основная: 1. Барсенков, А.С. 1917-2007 [Текст]:учебное пособие для вузов/А. С. Барсенков, А. И. Вдовин.-Изд. 2-е, доп. и перераб.-М.:АСПЕКТ ПРЕСС,2008.-831, [1] с. Дополнительная:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины 1) Методические разработки к курсу отечественной истории ХХ века. Редакционная коллегия: ответственный редактор акад. Ю.С. Кукушкин; проф. С.А. Байбаков, м.н.с. О.Н. Баркова. М., 2000; 2) Программа дисциплины «История России. 1941–2001 гг.»: Учебно-методическое пособие. Составитель Л.И. Боженко. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2004; 3) История России (1917–2005 гг.). Рабочая программа. Составители: Е.В. Луков, И.В. Нам, Д.Н. Шевелев. Томск: Изд-во ТГУ, 2006; 4) Нестеренко П.Л. История России. 1945 – 2006 гг. Учебно-методическое пособие. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. Исторические карты, таблицы, плакаты, иллюстрации, электронный кейс (тесты). 7. Материально - техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс – корпус №8 ТГПУ, ауд. 415, оборудованная мультимедийным комплексом. . 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю: Нестеренко П.Л. История России. 1945 – 2006 гг. Учебно-методическое пособие. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. В ходе изложения лекционного материала следует обращать отдельное внимание на историографические аспекты дисциплины, анализировать наиболее дискуссионные точки зрения по те или иным проблемам отечественной истории периода 1945 – 2007 гг. Целесообразным является демонстрация учебных, документальных и хроникальных фильмов по вопросам, связанным с политической, экономической и культурной историей России обозначенного периода. При проведении семинарских занятий особо следует уделять внимание изучению, пониманию и анализу студентами доступного источникового материала. Важным элементом работы с историческим источником является критическое отношение к содержащейся в нем информации. Обязательным в ходе семинаров является подготовка и озвучивание студентами небольших устных сообщений по наиболее актуальным вопросам отечественной истории. 8.2. Методические указания для студентов: Примерная тематика семинарских занятий:
Примерный перечень вопросов к экзамену:
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «История» Программу составил: Доцент кафедры истории России ИФФ ТГПУ Нестеренко П.Л. Содержание и порядок проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине
Текущая аттестация проводится в форме контрольной точки по дисциплине. Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в следующих формах:
Промежуточная аттестация (экзамен) проводятся по данной дисциплине в форме тестирования и других форм контроля. Экзамен проводится следующим образом: 1. тестирование; 2. по утвержденным для данной дисциплине билетам.
На итоговую аттестацию выносятся следующие разделы дисциплины:
Демонстрационная версия тест-билета по дисциплине 032600 ДПП.Ф.03 История России (1945-2007 гг.) Задание №1 Следственное дело 1946 г. в отношении маршала А.А. Новикова, народного комиссара А.И. Шахурина и др. в исторической литературе получило название: 1) «дело авиаторов»; 2) «дело артиллеристов»; 3) «дело танкистов»; 4) «мингрельское дело». Задание №2 Назовите наиболее серьезных соперников Н.С. Хрущева в борьбе за высшую государственную власть в СССР в первые месяцы после смерти И.В. Сталина: 1) Г.М. Маленков и Л.П. Берия; 2) В.М. Молотов и А.И. Микоян; 3) Л.М. Каганович и К.Е. Ворошилов; 4) Н.А. Булганин и А.Н. Косыгин. Задание №3 В годы руководства Л.И. Брежнева была сформулирована и стала воплощаться следующая концепция государственно-политического развития СССР: 1) политического плюрализма; 2) «развитого социализма»; 3) построения к 1980 г. коммунистического общества; 4) нового политического мышления Задание №4 Лидером межрегиональной депутатской группы на I съезде народных депутатов СССР был: 1) А.И. Соженицын; 2) С.С. Сулакшин; 3) Г.Х. Попов; 4) А.Д. Сахаров. Задание №5 Конституция Российской Федерации была принята: 1) 2 января 1992 г; 2) 25 апреля 1993 г.; 3) 11 октября 1994 г.; 4) 12 декабря 1993. Задание №6 Указом Президента от 13 мая 2000 г. разделена РФ на 1) 6 федеральных округов; 2) 7 федеральных округов; 3) 8 федеральных округов; 4) 9 федеральных округов Задание №7 Итогом усиления политического противостояния СССР и крупнейших западных государств стало в период после окончания Второй мировой войны стало следующее явление: 1) полоса дипломатического признания СССР; 2) новое политическое мышление; 3) период разрядки; 4) «холодная война». Задание №8 Укажите дату вторжения советских войск на территорию Венгрии: 1) апрель-май 1956 г.; 2) июнь-июль 1956 г.; 3) август-сентябрь 1956 г; 4) октябрь-ноябрь 1956 г. Задание №9 В каком году состоялось подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: 1) 1971 г.; 2) 1975 г.; 3) 1976 г.; 4) 1980 г Задание №10 Беловежское соглашение о ликвидации СССР было подписано: 1) 22 декабря 1991 г; 2) 23 августа 1991 г; 3) 8 декабря 1991 г; 4) 25 сентября 1991 г. Задание №11 С весны 1996 г. был взят курс на создание союзного государства 1) России и Армении; 2) России и Казахстана; 3) России и Беларуси; 4) России и Украины. Задание №12 Какой из городов-портов Украины является базой Черноморского флота РФ? 1) Севастополь; 2) Керчь; 3) Одесса; 4) Феодосия. Задание №13 Одним из источников восстановления народного хозяйства СССР в послевоенный период стали: 1) репарации; 2) аннексии; 3) контрибуции; 4) реституции Задание №14 Какой из перечисленных районов СССР не вошел в программу освоения целинных земель: 1) Северный Казахстан; 2) Западная Сибирь; 3) Закавказье; 4) Поволжье Задание №15 С именем какого политического деятеля СССР второй половины 1960 – 1970-х гг. связано проведение экономической реформы 1965 г.: 1) Л.И. Брежнев; 2) А.А. Громыко; 3) М.А. Суслов; 4) А.Н. Косыгин. Задание №16 Экономическая программа Г.Я. Явлинского и С.С. Шаталина разработанная в 1990 году называлась 1) «О кооперации»; 2) «Об индивидуальной трудовой деятельности»; 3) «О государственном предприятии»; 4) «500 дней». Задание №17 Политика радикальных экономических реформ 1992 г. получила неофициальное название 1) Новая экономическая политика; 2) Интенсификация производства; 3) Шоковая терапия; 4) Диверсификация экономики. Задание №18 Крупным центром автомобилестроения в России в начале XXI века является 1) Санкт-Петербург; 2) Новосибирск; 3) Тольятти; 4) Саранск. Задание №19 Назовите известного советского кинорежиссера, автора кинокартины «Иван Грозный», вторая часть которой вызвала критику официальных властей: 1) С.А. Герасимов; 2) С.М. Эйзенштейн; 3) Л.Д. Луков; 4) Г.В. Александров Задание №20 Какой из перечисленных советских литературных журналов стал негласным центром сторонников «оттепели»: 1) «Новый мир»; 2) «Октябрь»; 3) «Знамя»; 4) «Дружба народов». Задание №21 В каком году в Москве состоялись XXII летние Олимпийские игры 1) 1976; 2) 1980; 3) 1984; 4) 1988. Задание №22 В 1988 г. В СССР официально праздновалось 1) 100-летие В.И. Ленина; 2) 70-летие Октябрьской революции; 3) 1000-летие крещения Руси; 4) 60-летие А.Д. Сахарова. Задание №23 В 1994 г. в Россию из эмиграции вернулся лауреат нобелевской премии 1) И.А. Бунин; 2) П.Л. Капица; 3) Л.Д. Ландау; 4) А.И. Солженицын. Задание №24 В каком городе в 2006 году был открыт первый в России Федеральный университет? 1) Ростов на Дону; 2) Иркутск; 3) Новосибирск; 4) Красноярск. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 «История России... России (1945-2008 гг.) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины 032600 дпп. Ф. 06. 1 Отечественная... Дисциплина «Отечетственная историография» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности 032600 История | ||
Учебно-методический комплекс история россии XX В. для специальности:... С12 История России XX в.: учебно-методический комплекс / И. Т. Сабиров. – Елабуга: Изд-во егпу, 2009. – 89 с | Пояснительная записка Курс «История России XX века» состоит из двух... Целью курса является усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история россии с древнейших... Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... «История» (гос 2000 г.). Квалификация – «Историк, преподаватель истории». Код дисциплины: опд. Ф. 01 – «всеобщая история» (история... | ||
Рабочая программа по истории для 11 класса (базовый уровень) На базе Федеральной примерной программы по истории России. –М.,2004 и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России Х1Х века» «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего, профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень) Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007 | ||
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины история россии в XVIII веке... Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф... В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается... | Сборник мл териалов для проведения практических работ Программа «История. История России и мира 10-11 класс», Москва, «Русское слово» 2007 год. 2 С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т.... | ||
Учебному предмету "история" учителя истории и обществознания Вислогузовой... Рабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе авторских программ «История России 6-11 кл.» А. А. Данилова и Л.... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 история британского... Курс по выбору «История британского образования» занимает важное место в цикле общеобразовательных дисциплин, преподаваемых на факультете... |