Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2





НазваниеКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2
страница1/6
Дата публикации30.06.2015
Размер1.02 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4   5   6



Кузнецова Г.Д., Манихин В.В., Огнев А.С.

Лидерство и командообразование
Конспект лекций

МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1

Кто такой лидер. Понятие лидерства

Тема 2

Типы лидерства
Тема 3

Лидерство и власть
Тема 4

Основные компетенции в реализации лидерской позиции
Тема 5

Создание команды. Роли в команде
Тема 6

Отличия команд от рабочих групп. Жизненный цикл команды

Тема 7

Конфликты в команде (организации) и управление ими
Тема 8

Базовые инструменты лидера


ТЕМА 1

Кто такой лидер. Понятие лидерства
Главная роль лидеров всегда и везде –

привносить элементы хаоса туда,

где царит порядок.
Теории Лидерства

Феномен лидерства является объектом научного и практического интереса уже давно. Его изучают социологи, психологи и специалисты в области менеджмента, однако единого понимания содержания этого феномена и механизмов его формирования до сих пор не существует.

Основные подходы к изучению теории лидерства:

  1. Теория черт.

  2. Поведенческий подход.

  3. Ситуационный подход.

  4. Теория адаптивного подхода.


1. Теория черт, или подход с позиции личностных качеств (Автор –Р.Стогдил)

Согласно этой теории, лидером может быть не любой человек, а только тот, кто обладает определенным набором личностных свойств. Это инициативность, интеллект, воля, решительность, активность, энергичность, уверенность, дружелюбие, ответственность, надежность, социабельность, красноречие и др. Перечисленные качества необходимы для выдвижения человека в позицию лидера. Но не достаточны. Один только набор личностных свойств не является гарантией лидерства, поскольку эффективность такого лидерства трудно прогнозируема.

Именно поэтому более поздние исследователи стали учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются.
2. Поведенческий подход

Играет ведущую роль в теориях лидерства. Этот подход ставит эффективность организационной деятельности лидера в прямую зависимость от стиля его поведения по отношению к другим людям. Его специфичность заключается в установлении стилей лидерства, выделяемых на основе главного критерия, заложенного в самой сути управления и формах реализации властных полномочий. Этот критерий – степень, до которой лидер делегирует свои полномочия, и который решающим образом влияет на манеру и стиль его поведения и отношений.
Курт Левин проводил эксперименты, результаты которых позволили ему разделить лидеров на авторитарных и демократических.

Лидер авторитарного типа действует самостоятельно, не считаясь с мнением окружающих, более половины способов его общения с сотрудниками носят исключительно приказной характер. Левин зафиксировал, что как только авторитарный лидер выходил из комнаты, члены экспериментальной группы резко снижали уровень деятельности.

Демократический лидер в организации деятельности опирается на помощь и поддержку других, умело используя влияние авторитетных сотрудников для укрепления сплоченности и дисциплины. Воспринимается членами группы как «один из нас».

Однако в реальности в группах редко встречаются «чистые» виды лидерства. Обычно оно совмещает элементы обоих стилей.
Классификация стилей по Р. Лайкерту

За основу данной классификации взята дихотомия:

«лидер, ориентированный на работу – лидер, ориентированный на человека».
Лидер, ориентированный на работу, прежде всего, заботится о содержании деятельности и задачах. Лидер, сосредоточенный на человеке, главное внимание уделяет совершенствованию человеческих отношений.


  • Эксплуататорско-авторитарный стиль – принадлежащие к нему лидеры имеют выраженные характеристики авторитета.

  • Благосклонно-авторитарный стиль – такие лидеры могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но допускают их ограниченно участвовать в принятии решений. Мотивация здесь создается вознаграждением, а в некоторых случаях – наказанием.

  • Консультативный стиль проявляется через значительное, но неполное доверие к подчиненным. Присутствует двустороннее общение, важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения доверяются подчиненным.

  • Стиль, основанный на участии, подразумевает преимущественно самоуправление, групповое участие в принятии основных решений.


Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона

В ее основе лежит двухмерное представление организационной деятельности, в которой выделяется пять основных стилей:

  • Объединенное управление, когда лидер прилагает минимум личных усилий и требует аналогичного минимума со стороны других, чтобы добиться лишь такого качества работы, которое позволит избежать развала организации.

  • Управление, при котором лидер акцентируется на дружеских взаимоотношениях с подчиненными, но мало заботится об эффективности деятельности.

  • Власть-подчинение, когда лидер полностью поглощен обеспечением эффективности деятельности, но мало внимания уделяет поддержанию позитивных отношений в организации.

  • Организационное управление, предполагающее стремление лидера обеспечить приемлемое качество и найти баланс эффективности и хорошего морального настроя сотрудников.

  • Групповое управление («команда»). Стиль, при котором лидер, постоянно распределяет внимание между подчиненными и эффективностью работы. Тем самым он добивается того, что исполнители сознательно приобщаются к целям организации. В итоге обеспечиваются и высокие результаты организационного функционирования, и хорошие человеческие отношения


3. Ситуационный подход, или «теория лидерства как функции ситуации»
(Автор Ф. Фидлер)


Основное положение этой теории: лидерство – это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного влияния различных факторов и ситуаций. Здесь роль лидеру не «дают», он «берет» ее сам. И поэтому лидером становится тот, кто берет на себя значительно большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.
4. Адаптивный подход

Согласно этому подходу, управление должно быть гибким, а стиль лидерства – адаптивным, приспособляемым к конкретным управленческим ситуациям и условиям. Чем больший у лидера «репертуар стилей», чем более он способен переключаться с одного стиля на другой, тем выше общая эффективность его деятельности.
Лидерство и лидеры



Настоящие лидеры – это великие сказочники. Они дают организации ориентир и наполняют ее деятельность вдохновением и смыслом. И это как раз то, чего от них ждут. Ганс Христиан Андерсен может быть временами куда более полезен в корпоративных окопах, чем пророк менеджмента.

Питер Дракер


Итак, познакомившись с четырьмя подходами к теории лидерства, давайте попробуем ответить на вопрос: кто такие лидеры и что такое лидерство.

Во-первых, лидер – это индивид, обладающий наиболее выраженными «полезными» с точки зрения группы качествами, благодаря которым его деятельность по удовлетворению интереса данного сообщест­ва оказывается наиболее продуктивной.

Во-вторых, лидер — это лицо, за которым сообще­ство признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авто­ритет этого лидера базируется на умении сплотить, объединить других для достижения общей цели. Такое лицо, регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом обще­нии, влияет на формирование общих ценностей (целей) и, в некоторых случаях, символизирует их.

Таким образом, лидерство выступает как один из базовых механизмов дифференциации социальной деятельности и предполагает достижение особого (лидирующего) положения определенным лицом (индивидуальное лидерство) или определенной частью группы (групповое лидерство) по отношению к остальным членам группы (класса).
Главные признаки лидерства:

  • высокая активность и инициативность при решении группой совместных задач,

  • ярко выраженная способность воздействовать на других людей,

  • более заметное проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.


Обычно различают лидеров трех уровней.

Лидер малой группы лиц, имеющих общие ин­тересы. Он обладает внутригрупповой вла­стью в виде авторитета, который формирует­ся на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно, в процессе их со­вместной деятельности.
Лидер общественного движения, организации — лицо, с которым конкретные соци­альные слои (группы) связывают возможность удовлетворения своих интересов (не обязатель­но адекватно сознаваемых). Он воздействует на общественное мнение как в силу своих личных качеств, так и благодаря тому, что поддержи­вающая его часть населения находится в со­стоянии ожидания.

Политический лидер — лицо, действующее в сис­теме властных отношений, в которой лидерство представлено в виде своеобразных социальных институтов (представительных органов, много­партийности, влиятельных общественных органи­заций), обеспечивающих защиту и баланс инте­ресов различных социальных групп.

Личностные характеристики, имеющие принципиальное зна­чение в первом случае, существенное — во вто­ром, на третьем уровне не оказывают решающе­го влияния на деятельность лидера, которая осуществляется в рамках внешних регуляторов, свойственных конкретной культуре.
Лидерство на уровне малой группы представляет собой механизм ин­теграции групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия груп­пы. Это способность принимать реше­ния, брать на себя ответственность и т. д. Такое лидерство предполагает реализацию трех функ­ций:

  • целеполагания;

  • идентификации (самоопределение членов сообщества, которое включает в себя процесс установления внутригрупповой иерархии (лидеров, звезд, популярных лиц и т. д.));

  • аксиологии (формирование системы груп­повых ценностей, приоритетов, стереотипов поведения).


Лидерство на уровне общественных движений, связанных общностью социально значимых интересов, представляет собой способ аде­кватного выражения интересов той части насе­ления, которая поддерживает данного лидера. При этом фигура лидера служит символом определенной социальной политики. На этом уровне, к трем вышеназванным функциям до­бавляются еще две:

  • нормативная – формирование нормативного кодекса — системы регуляторов обществен­ной деятельности, в которой каждая норма предполагает санкцию за ее нарушение);

  • репрезентативнаяпредставление притяза­ний и потребностей множества разнород­ных групп в виде общего интереса — формирование психологии социального слоя в ходе сбора мнений, организации дискуссии и т. п.


Лидерство на третьем уровне можно охаракте­ризовать следующими функциями:

  • ин­теграция групповой деятельности, руководство тандемом «лидер-команда» и т. д., умение пре­вращать непосредственно воспринимаемые по­требности в концептуально осмысленные про­граммы;

  • координация деятельности властных институтов (суда, парламента, админи­страции) с принятой в обществе системой аксиологических нормативов, общественным мнени­ем;

  • выдвижение прагматической программы становится мотивацией практиче­ских действий.


Обычно различают:

  • формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

  • неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов.

Лидер – это традиционали­ст и инноватор «в одном флаконе», человек, парадоксальным образом совмещающий несо­вместимое. С одной стороны, он «преступает» старые, привычные нормы, ценности. С другой стороны, он не должен ломать ничего привычного: ведь любые перемены оборачиваются утратой чего-то, а люди не любят утрат. И в этом смысле лидер обязан быть консервато­ром и «охранителем», достойным порождением своей политической системы, группы, общества.

Но, с другой стороны, для развития того же общества, для достиже­ния нового уровня жизни он обязан быть инноватором, должен уметь ставить и достигать необычные, новые Цели. А это значит, неизбежно разрушать что-то привычное. Чтобы стать лидером, надо быть идеальным детищем социализации. Но чтобы оста­ваться им, надо уметь вступить в своеобразный кон­фликт «отцов и детей» и победить в нем.

Проблема в том, что это трудно совместить. Поэто­му и не бывает «вечных» лидеров: рано или поздно любой из них нарушает баланс между эмоциональной привязанностью людей к старому и рациональным пониманием неизбежности нового, склоняется в ка­кую-то одну сторону и, в результате, неизбежно умно­жает число своих недоброжелателей.

Лидерство – сложный социально-психологический процесс группового развития. Его результатом становится возникновение, стабилизация и развитие групповой структуры, ее оптимизация и совершенствование. Кроме того, лидерство является одним из способов одновременной структуризации и дифференциации группы. Каждый член проявляется в ней индивидуально, со всеми своими деловыми и личностными качествами, а группа признает его заслуги и способность оказывать влияние на окружающих. В результате каждый ее член занимает определенное положение в структуре.


ТЕМА 2

Типы лидерства

В современной науке существует множество по­пыток выделить какие-то типы и построить какие-либо типологии лидерства. Рассмотрим кратко некоторые из ос­новных типологий первой половины XX века, так как именно они заложили основу для современных клас­сификаций как лидеров, так и стилей лидерства, так и всего феномена лидерства в целом.
Одним из первых Е.С. Богардус выделил следую­щие типы:

  • автократический (в сильной организации);

  • демократический (представитель интересов группы);

  • исполнительный (в состоянии выполнить ка­кую-либо работу);

  • рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой группой).


Чуть позже, Ф.С. Бартлетт классифицировал лиде­ров несколько по-другому:

  • институциональный тип (лидер вследствие пре­стижа занимаемой позиции),

  • доминирующий (получает и сохраняет свою по­зицию с помощью силы и влияния),

  • убеждающий (оказывает влияние на настрое­ния подчиненных и побуждает их к действиям).


Затем С.С. Кичело выделил особый тип «лидера без офиса» и назвал его «пророком». Пророки выхо­дят на авансцену истории в смутные времена и, вызы­вая поддержку ведомых, становятся символами ини­циированного ими самими движения.
Ф. Редл считал, что институциональные и эмоцио­нальные групповые процессы могут происходить толь­ко вокруг девяти типов личностей. В его терминоло­гии это «патриарх», «лидер», «тиран», «объект любви», «объект агрессии», «организатор», «искуситель», «ге­рой» и «пример для подражания» (причем как позитив­ный, так и негативный).
Дж. В. Гетцель и Е.Г. Губа подразделяли:

  • «законодательное (nomothetic) лидерство», когда роли и ожидания определяют нормативные изме­рения деятельности в общественных системах,

  • «идеографическое лидерство», при котором по­требности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности;

  • «синтетическое лидерство», примиряющее кон­фликтующие стороны.


В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали следующие типы лидеров:

  • «формальный» (на официальных постах);

  • «известный» (считается влиятельным в обществе);

  • «влиятельный» (реально оказывающий влияние);

  • «общественный» (активно участвующий в само­деятельных организациях).


М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли:

  • вожак (стремящийся «пасти» толпу, находящуюся в гипнотическом экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге — напри­мер, Наполеон);

  • представитель толпы (выра­жает известные устоявшиеся «правильные» мнения народа — например, Т. Рузвельт);

  • толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чув­ствует толпа, ее скрытые страхи и переживания).



Классификация типов лидеров по Парыгину Б.Д.






















Еще одну квалификацию лидеров – по критерию исполняемой роли – создал Л.И. Уманский. По его мнению, лидер может быть:

  • организатором (функция групповой интеграции);

  • инициатором (выдвижение идей и решение новых проблем);

  • генератором эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

  • эталоном (образец, идеал, «звезда»);

  • мастером (специалист в каком-то виде деятельности);

  • эрудитом (отличается обширными знаниями).


Какова характеристика лидеров в данной квалификации? Чем они отличаются друг от друга?

Лидер-организатор воспринимает нужды коллектива как свои собственные и действует активно. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, поскольку он не предлагает пустое дело. Этот лидер склонен убеждать и поощрять, а свое неодобрение выражает, не задевая чужого достоинства. В результате люди стараются работать лучше.

Лидер-творец привлекает способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не проявляет авторитарности, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

Лидер-борец – волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть.

Лидер-дипломат, используй он свои способности во зло, вполне мог был назваться мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе всех сплетен и пересудов. Поэтому он хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи, позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов.

Лидер-утешитель – человек, к которому тянутся, потому что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Таким образом, из приведенного краткого обзора видно: в первой половине XX века типологии класси­фицировали лидеров одновременно как по выполняе­мой функции (представитель, исполнитель), так и по стилю лидерства (доминирующий — демократический). Более современные теории, в основном, изучают авто­ритарный и демократический стили, чаще называя их по-другому: «ориентированный на задачу» и «ориенти­рованный на личность».
Таблица. Стили лидерства

Стиль лидерства и характеристики

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решений

Детерминируется самим лидером

Детальное обсуждение вопроса группой, при котором лидер выпол­няет функцию регу­лятора и корректора

Анархический

Активность ведомых и технология

Жестко и полностью подчинены лидеру

Подчиненные обладают достаточной степенью свободы в период об­суждения решения; пос­ле принятия решения лидер внушает 2 или более альтернативные процедуры исполнения решения


Поливариативностъ в про­цедурном плане, отсут­ствие возмож­ности контро­ля за исполне­нием решений

Форма исполнения

принятого решения и регламентация деятельности

каждого члена группы

Жесткий диктат в отношении формы исполнения решений и контроль вплоть до отдельного индивида

Члены группы в целом свободны в выборе формы исполнения решений; демократия внутри группы как способ самоорганизации ее членов

Полное отсутствие предписаний лидера

Критика и санкции по отношению к деятельности каждого члена группы

Лидер обладает воз­можностью жесто­кой критики и очень строгих санкций по отношению к подчи­ненным; обратная связь запрещена степень свободы; отдельного инди­вида стремится к нулю: отношение к члену группы зави­сит не от резуль­тата работы, а от лидера

«Объективное» отно­шение к деятельности каждого члена группы в зависимости от кон­кретного результата работы

Полная спон­танность в реакциях лидера на деятельность своих ведо­мых, непрогнозируемая возможность осуществления неопреде­ленных санкций

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКурс лекций Москва 2010 содержание тема 1 Понятие историко-патриотического...
Тематические занятия и беседы, дискуссии и диспуты как технологии историко-патриотического просвещения
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconСб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М....
Медиа : сб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М. А. Шолохова, 2010. 198 с. Посвящается 10-летию факультета...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКонспект лекций по курсу хозяйственного права тема Понятие хозяйственного права
Кафедра Истории, социологии и права Назаров Андрей Александрович конспект лекций по курсу хозяйственного права
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКурс содержание дисциплины Раздел I. Введение в курс Тема Понятие о Пастырском богословии
Тема Понятие о Пастырском богословии. Определение науки, цель и содержание курса, метод и положение в ряду других богословских дисциплин....
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКонспект лекций Тема Ценообразование и характеристики рынка
Тема Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКонспект лекций тема предмет и объекты изучения бухгалтеского учета. Метод бухгалтерского учета
Москва 2013негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКонспект лекций по дисциплине «управление маркетингом» Составила...
Тема основные понятия и содержание курса. Связь курса с другими дисциплинами учебного плана
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconБродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова)
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКонспект занятия из курса «Развивающие игры». 1 класс. Тема: «Путешествие «Москва Лондон Москва»
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКонспект лекций по курсу "Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной...
Целью настоящего курса является дать понятие о микропроцессорах и однокристальных микро-эвм, области их применения, дать основы функционирования...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconСодержание программы курса (за 2-й год обучения) Раздел VII. Общие...
Обязательственное право как подотрасль гражданского права. Система обязательственного права. Обязательство как гражданское правоотношение....
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconПлан Введение Понятие политического лидерства. Основные подходы к...
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКонспект урока тема урока: Большая буква в названиях стран фио (полностью)...
Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, изд-во «Просвещение» Москва, 2008 г
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКонспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе Тема: «Какой бывает транспорт?»
Понятие множества, операции над множествами, истинность высказываний, понятие графа, граф с направленными ребрами
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2 iconКонспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе Тема: «Какой бывает транспорт?»
Понятие множества, операции над множествами, истинность высказываний, понятие графа, граф с направленными ребрами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск