Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся»





Скачать 448.63 Kb.
НазваниеПрограмма «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся»
страница1/3
Дата публикации01.08.2015
Размер448.63 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3




Министерство образования Р.Ф.

Муниципальное образование г. Урай

Управление образования г. Урай

Кафедра естественнонаучного цикла УО

ПРОГРАММА



«НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ»

Автор:

Учитель биологии


высшей категории,

педагог-психолог

второй категории

Чистякова Светлана

Анатольевна


г. Урай, 2002 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.Общие положения

Детство – это, та часть жизни, в которую нам всем хочется вернуться. Но далеко не всем удается найти общий язык с детьми и понять их нужды. Взрослый человек в отличие от детей ограничен массой запретов, законов, условностей. Поэтому нам иногда очень сложно понять их, а им понять нас – своих родителей, воспитателей, учителей. В таких условиях учащимся приходится находить способы обхода нашей косности и консервативности. Это подтверждают, и сами дети, когда говорят, что их не понимают.

Психологическая служба нашей школы состоит из :

  • двух психологов и логопеда.

Цель нашей программы: формирование ноосферного мышления школьников на основе здоровьетворческого подхода в образовании.

Актуальность доказывается статистические данные о здоровье по России:

  1. физиологически здоровыми рождаются не более 14% детей;

  2. 25-35% детей пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;

  3. 90-92% выпускников средних школ находится в третьем состоянии, т.е. они еще не знают, что больны;

  4. только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;

  5. 5% взрослого населения хронически больны, а 95% находится в «третьем состоянии».

Наша задача, помочь ребенку создать свою психическую сферу - в более широком понимании валеосферу – сферу здоровья. Ведь предметом изучения валеологи становится здоровье здорового человека. Педагогическая валеология, развиваемая Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым, В.П.Петленко, Л.Г. Татарниковой, выдвигает в качестве основной задачи сохранение и укрепление здоровья детей во время учебного процесса.

Н.К. Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в которую, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирования здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении».

Здоровье издавна формируется тремя его составляющими: физическое, социальное и психологическое. Никто из врачей уже не спорит о том, что стрессовые ситуации могут вызывать различные физиологические заболевания, что на их фоне ослабевает иммунитет организма. Стресс понятие – психологическое. Получается, что основой человеческого организма является в первую очередь психическое здоровье – если человек здоров психически, то соответственно он здоров и физически. Отсюда следует очень простой вывод: хочешь быть здоровым – сначала построй свое психическое здоровье, а затем уже занимайся телом . Конечно, хорошо бы объединить эти два процесса в один , но это не всегда доступно, да и дети могут получать всю информацию только от взрослых. Отсюда вытекает проблема валеологизации взрослого населения страны.

Давно известно, что спортсмены занимающиеся спортом профессионально к концу жизни становятся больными людьми, хотя казалось бы должны быть здоровы. Но видимо большие стрессовые нагрузки для них не проходят даром и на фоне якобы физического благополучия формируются различные заболевания. В нашей стране на первом месте стоит физическое здоровье человека, то есть то насколько функционально он будет выгоден системе и не думается о человеке, как идеальном саморегулирующемся организме. Ведь если настроить психику соответственно, можно и человеку оздоровится и всему обществу перейти на более высокий уровень существования - без медицины, – но это в идеале. Пока медицину можно рассматривать, как костыль, на который опирается больной, когда учится ходить самостоятельно после болезни, когда учиться ходить самостоятельно после травмы ноги. А у нас получается все человечество ходит, опираясь на эти костыли, за исключением тех немногих, которые создали свою систему оздоровления – без лекарств и хирургических вмешательств, – такие как Луиза Хей автор книги «Позитивные мысли» и ряд других.

Из всего выше сказанного вытекает следующая схема: см. Схему № 1.

Безусловно, все остальные аспекты также важны, но психическая энергия все же дает начало всему, в том числе и физиологическому и социальному.

Экономические кризисы также не могли не повлиять на здоровье детей, если верить Докучаеву В. Н., занимающемуся психогинетикой (авторы которой американцы супруги Тойч) , то не все проблемы пришли из детства, но и долго формировались в течении многих поколений наших предков – согласно психогенетическому анализу. Соответственно, естественной кажется проблема работы с семьей в целом так, как один ребенок справится со своими проблемами не в состоянии.

В настоящее время в России принята междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений на основе , которой мы и собираемся сформировать свою школьную программу «Непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся». Кроме российской программы нами были использованы программы экологической направленности: «Свет жизни» Маура О Коннор, «Педагогика здоровья» автор Зайцев Г.К., Татарникова Л.Д., Колбанов В.В. «Валеология подростка», а также экологические программы: «Экология» Алексеев А.В., «Экология» Криксунов, Пасечник, «Непрерывное экологическое образование» авторы коллектив Уральского государственного педагогического университета.

Мы предлагаем в настоящее время при сохранении курса «Биология» внедрить с 1 по 11 классы программу «Экологическое Здоровьетворчество». Эта программа предусматривает интеграцию курсов экологии и валеологии в связи с перегрузкой учащихся при введении отдельных курсов «Экология» и «Валеология» в школе. В результате вместо двух дополнительных часов в неделю будет введен только один, который в результате интеграции поможет не только сформировать бережное отношение к своей жизни, но и ноосферное мышление в будущем необходимое для выживания всего человечества. Базовый курс программы делиться по следующим тематическим направлениям: 1 четверть – изучение различных аспектов касающихся каждого человека индивидуально как с валеологической точки зрения так и с экологической стороны. 2 четверть – посвящена изучению собственной семьи и поможет подготовить ребенка к созданию оптимальных отношений в собственной семье в будущем. 3 четверть – посвящена изучению общества его структуры взаимоотношения общества и окружающей среды, семья и общество, я и общество, 4 четверть – предполагает изучение различных материалов касающихся взаимоотношений человека и природы, семьи и природы, общества и природы.

Мы думаем, что именно такая последовательность подачи материала поможет затронуть все аспекты как валеологического, так и экологического образования школьников.
1.2.Ожидаемые результаты.


  1. Повышение уровня профилактической и коррекционной работы.

  2. Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей (круглогодичный центр «Заречье»).

  3. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей в школе.

  4. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

  5. Повышение уровня ответственности за состояние окружающей среды (ноосферное мышление)

  6. Формирование человека нового типа, имеющего ноосферное мышление.

1.3. Основания для разработки программы.

Рекомендации Уральского отделения РАО. Рекомендации окружной конференции, проходившей в 1999-2000 году.

1.4. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Законы ХМАО «О непрерывном экологическом образовании», «Об образовании», «О здравоохранении».

  3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

1.5. ЦЕЛЬ: Внедрение программы.

  1. Организация непрерывного эколого-валеологического образования в школе с 1по 11 классы.

  2. Организация мониторингового контроля за изменениями психосоматического здоровья учащихся с 1 по 11 класс (составление паспортов здоровья, валеометрии здоровья отдельных классов по итогам четверти).

  3. Коррекция программ по остальным предметам с целью внедрения здоровье сберегающего подхода в образовательном процессе.

  4. Изменение учебных нагрузок при выявлении негативного влияния большого количества часов в неделю.

  5. Мониторинг психофизиологической адаптации школьников в классе при необходимости проведение коррекционных мероприятий (педагогами, психологами, социологами, медиками школы).

  6. Формирование у педагогов школы научно-обоснованной информации о путях, коррекционной работы с детьми и самокоррекции при большом объеме психических нагрузок.

  7. Организация работы с родителями для профилактики развития тех или иных заболеваний. (работа на классных часах, общешкольных родительских собраниях, родительских комитетах).

  8. Внедрение «Валеологического центра» при УО г. Урая, для координации совместных оздоровительных мероприятий в городе.

1.6. Объекты программы.

  • дети младшего, среднего и старшего школьного возраста;

  • семьи детей, посещающих образовательное учреждение;

  • педагогический, медицинский коллектив образовательного учреждения;

  • Общественные школьные организации;

1.7. Сроки реализации программы.

2003-2008 годы.

1. Основные принципы программы.

  1. Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по экологическому здоровьетворчеству, как среди школьников, так и среди родителей и учителей.




  1. Принцип социальной компенсации - обеспечение социальной и правовой защищенности детей школьного возраста, в социально неблагополучных семьях.




  1. Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.



  1. Принцип интегрированного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.




  1. Принцип аксиологического подхода – личность человека выступает высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье является основополагающей категорией.




  1. Принцип блочного подхода - позволяет воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.


2.Основные направления программы.

  • Систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции;

  • Ранняя диагностика патологии, профилактика детей младшего школьного возраста и сопровождение на протяжении всей учебной деятельности;

  • Формирование у детей, родителей, учителей навыков здоровьесберегающей деятельности;

  • Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;

  • Решение оздоровительных и коррекционных мероприятий с помощью занятий физической культурой;

  • Изменение направленности инновационной деятельности образовательного учреждения на главный критерий эффективности учебного процесса – улучшение физического и психического здоровья детей;

  • Разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;

  • Формирование у всех участников учебно-воспитательного процесса ноосферного мышления;

  • Изучение передового педагогического, медицинского, социального и психологического опыта по оздоровлению подрастающего поколения;

  • Повышение квалификации педагогических, медицинских, социальных и психологических работников по направлениям экологии и валеологии;

  • Внедрение программы «Экологическое здоровьетворчество» с 1 по 11 класс;

3.Обеспечение реализации основных направлений программы.

    1. Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья детей.

Основные задачи:

  1. Разработка концептуальных подходов к формированию эколого-валеологической культуры в условиях современного северного города с учетом региональной специфики.

  2. Определение содержания эколого-валеологического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию эколого-валеологической культуры и ноосферного мышления детей;

  3. Создание условий для совместной деятельности медицинских, педагогических, социальных и психологических подразделений внутри одного учебного заведения.

  4. Создание семинаров для обучения педагогов навыкам здоровьесберегающих технологий с помощью приезжих специалистов.

  5. Создать программно-методическое обеспечение педагогического процесса в МОУ, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизиологической специфике школьников.



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Осуществлять наблюдения и диагностику физиологического и психо-эмоционального состояния и развития детей школьного возраста. Особенно обратить внимание на адаптацию детей в первом, пятом и десятом классах.

Постоянно

Медицинская, социальная, психологическая службы школы

2

Осуществлять углубленный осмотр детей с хроническими заболеваниями.

По графику, постоянно

Медик школы

3

На основе данных о заболеваемости детей разработать и постоянно осуществлять комплекс мер , направленных на улучшение здоровья детей.

Постоянно до 2007 года

Педагогические социальные, медицинские, психологические

Работники школы

4

Разработать цикл лекций и методических рекомендаций для медицинского и педагогического персонала по проблеме здоровья детей

1 четверть

2002-2003 года

Зам. директора по УВР

5

Упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей:

- Разработать программу по вопросам ознакомления родителей с заболеваниями в целях оказания предупредительной профилактической помощи

3четверть

2002-2003 года

Администрация

Медицинский персонал

6

Создать центр управления, контроля и коррекции состояния здоровья детей

2003 год

Администрация

7

Усилить работу социально-медицинской и психолого-педагогической службы школы

2002-2003 год

Медико-социально-психологическая служба

8

Контроль за выполнением оздоровительных мероприятий:

Утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, дыхательную гимнастику, точечный массаж, зарядка для глаз.

Постоянно

Администрация, медицинский персонал

Педагоги, педагог-валеолог

9

Создать экологически благоприятную среду в школе: в классах люстры Чижевского, елочки в горшках, фиточай.

2003 год

Администрация,медики

10

Внедрить в учебный план программу «Экологическое Здоровьетворчество»

2002-2007 год

Администрация, медики, педагог-валеолог

11

Улучшить работу психологической службы, для этого:

  • проводить тестирование будущих первокласников

  • диагностика и мониторинг основных психических процессов эмоционально-волевой сферы

  • организация комнаты психологической разгрузки

  • индивидуальное консультирование

постоянно

Психологи

12

Организовать досуговую деятельность учащихся:

  • проведение подвижных игр оздоровительной направленности

  • организация работы научного общества в этом направлении

  • Проведение бесед, викторин, классных часов и других внеклассных мероприятий , эколого-валеологической направленности

регулярно

Организаторы


4.2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.

Основные задачи:

  1. Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения с целью профилактики и укрепления здоровья детей школьного возраста.

  2. Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения.



Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Пополнить учреждение необходимым медицинским и спортивным оборудованием, ростовой ученической мебелью

Администрация

До 2007 года

2.

Осуществить ремонт медицинских помещений, спортивных залов, площадок, пристроить бассейн

Администрация

Постоянно до 2007 года

3.

Осуществлять контроль за расписанием уроков в целях снижения учебной нагрузки и правильного формирования расписания в условиях лицея

Администрация

Постоянно

4.

Проводить мониторинг за влиянием учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся

администрация

Постоянно

5.

Подготовить памятки о режиме дня учащихся и рекомендации для родителей по организации учебной деятельности на дому.

Педагоги, психологи,медики

1 четверть 2003 уч.года


4.3. Формирование эколого-валеологической культуры в системе учебной деятельности

Основные задачи:

  1. Разработать концептуальные подходы к формированию валеологической культуры в условиях города, с учетом региональной специфики.

  2. Определить структуру, специфику, критерии, уровни, методики диагностирования экологи-валеологической культуры школьников.

  3. Определить содержание педагогического процесса в школе способствующего формированию эколого-валеологической культуры и образования ребенка.

  4. Определить эффективные формы подготовки педагогических кадров по экологии и валеологии с учетом существующих требований и специфики этой интегративной области науки.

  5. Создать программно методическое обеспечение педагогического процесса в образовательном учреждении, соответствующего современным требованиям дидактики, возрастной психофизиологической специфики данного контингента детей.

  6. Разработать и осуществить опытно-эксперементальную проверку модели непрерывного эколого-валеологического образования школьников.



Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Продолжить работу по созданию теоретического, методологического и научно-методического обеспечения экологии, валеологии, культурологи и, психологии, педагогики, инновационных педагогических технологий, проблем непрерывного эколого-валеологического образования и физвоспитания, современных методик психолого-педагогической и медицинской диагностики

Педагогический коллектив

До 2007 года

2.

Разработать теоретическую, методологическую, технологическую систему основ мониторинга здоровья и личностного развития ребенка, внедрения их в педагогический процесс.

Педагог-валеолог, эколог, психолог,

Социолог, медик

2003 год

3.

Разработать систему интегральной и специфической диагностики и оценки уровня сформированности культурных представлений.

Педагог-валеолог, медико-психологическая служба

До 2004 года

4.

Продолжать работу по совершенствованию предметно-развивающей среды образовательного учреждения.

Администрация

До 2007 года

5.

Разработать модель и изучить возможности создания на базе школы специфически организованного жизненного пространства – интегрированной системы, для интенсивного культурного, социального, психофизиологического, экологического развития детей и оценки сформированности уровня эколого-валеологичекой культуры.

Администрация

До 2005 года

6.

Подготовить и издать сборник научно-методических материалов по вопросам формирования эколого-валеологической культуры.

Администрация

2005 год

7.

Принимать участие в научных научно-практических конференциях, совещаниях различного уровня по вопросам эколого-валеологического образования.

Администрация

Постоянно

8.

Организовать работу постоянно действующего семинара для родителей по вопросам оздоравливания детей.

Администрация

До 2003 годла

9.

Ввести занятия по лечебной гимнастике.

Администрация

До 203 года

10

Обеспечить условия по предупреждению травматизма в школе, через:

- соблюдение техники безопасности при организации учебного процесса.

Администрация

Постоянно

11

Ввести в систему учебного времени внеурочные мероприятия по преодолению гиподинамии, практических работ по экологии на природе.

Администрация, медики, педагогический коллектив.

Постоянно
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconДоклад на тему: Непрерывное образование в среде
...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconПрограмма дисциплины «Экологическое право» для специальности 030501....
Тема Источники экологического права. Современное экологическое законодательство
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» icon3 Экологическое образование, просвещение и воспитание Экологическое образование
Дальневосточного региона. Эти программы востребованы и удовлетворяют потребности в знаниях по отдельным целевым направлениям отраслей...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование...
Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» icon«Мураевинская начальная общеобразовательная школа» «Экологическое...
Практические рекомендации по улучшению экологического состояния родников (выработка правил обустройства родника)
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconПрограмма интерактивного клуба «Юный эколог»
Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconД филос н., профессор кафедры философии
Экологический вызов современности ставит человечество перед необходимостью принимать своевременные меры. Все это превращает формирование...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconПринято на педагогическом совете Утвержден
Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconРабочая программа дисциплины «Международное экологическое право»
Целями освоения дисциплины (модуля) «Международноеное экологическое право» являются освоение студентами теории экологического права,...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconТема урока : «Болота»
Цели урока: подвести учащихся к усвоению понятий «болото» и «заболоченные участки местности», выявить закономерности процесса образования...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconАвторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconДоклад Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования
Ак составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитательная задача: продолжить экологическое и эстетическое воспитание учащихся
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» iconИсследование по теме «Экологическое образование для устойчивого развития»
Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества, с взрослением и становлением...
Программа «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся» icon3 класс Г. Анжеро – Судженск
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск