Скачать 448.63 Kb.
|
Министерство образования Р.Ф. Муниципальное образование г. Урай Управление образования г. Урай Кафедра естественнонаучного цикла УО ПРОГРАММА«НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ» Автор: Учитель биологиивысшей категории, педагог-психолог второй категории Чистякова Светлана Анатольевнаг. Урай, 2002 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.Общие положения Детство – это, та часть жизни, в которую нам всем хочется вернуться. Но далеко не всем удается найти общий язык с детьми и понять их нужды. Взрослый человек в отличие от детей ограничен массой запретов, законов, условностей. Поэтому нам иногда очень сложно понять их, а им понять нас – своих родителей, воспитателей, учителей. В таких условиях учащимся приходится находить способы обхода нашей косности и консервативности. Это подтверждают, и сами дети, когда говорят, что их не понимают. Психологическая служба нашей школы состоит из :
Цель нашей программы: формирование ноосферного мышления школьников на основе здоровьетворческого подхода в образовании. Актуальность доказывается статистические данные о здоровье по России:
Наша задача, помочь ребенку создать свою психическую сферу - в более широком понимании валеосферу – сферу здоровья. Ведь предметом изучения валеологи становится здоровье здорового человека. Педагогическая валеология, развиваемая Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым, В.П.Петленко, Л.Г. Татарниковой, выдвигает в качестве основной задачи сохранение и укрепление здоровья детей во время учебного процесса. Н.К. Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в которую, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирования здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении». Здоровье издавна формируется тремя его составляющими: физическое, социальное и психологическое. Никто из врачей уже не спорит о том, что стрессовые ситуации могут вызывать различные физиологические заболевания, что на их фоне ослабевает иммунитет организма. Стресс понятие – психологическое. Получается, что основой человеческого организма является в первую очередь психическое здоровье – если человек здоров психически, то соответственно он здоров и физически. Отсюда следует очень простой вывод: хочешь быть здоровым – сначала построй свое психическое здоровье, а затем уже занимайся телом . Конечно, хорошо бы объединить эти два процесса в один , но это не всегда доступно, да и дети могут получать всю информацию только от взрослых. Отсюда вытекает проблема валеологизации взрослого населения страны. Давно известно, что спортсмены занимающиеся спортом профессионально к концу жизни становятся больными людьми, хотя казалось бы должны быть здоровы. Но видимо большие стрессовые нагрузки для них не проходят даром и на фоне якобы физического благополучия формируются различные заболевания. В нашей стране на первом месте стоит физическое здоровье человека, то есть то насколько функционально он будет выгоден системе и не думается о человеке, как идеальном саморегулирующемся организме. Ведь если настроить психику соответственно, можно и человеку оздоровится и всему обществу перейти на более высокий уровень существования - без медицины, – но это в идеале. Пока медицину можно рассматривать, как костыль, на который опирается больной, когда учится ходить самостоятельно после болезни, когда учиться ходить самостоятельно после травмы ноги. А у нас получается все человечество ходит, опираясь на эти костыли, за исключением тех немногих, которые создали свою систему оздоровления – без лекарств и хирургических вмешательств, – такие как Луиза Хей автор книги «Позитивные мысли» и ряд других. Из всего выше сказанного вытекает следующая схема: см. Схему № 1. Безусловно, все остальные аспекты также важны, но психическая энергия все же дает начало всему, в том числе и физиологическому и социальному. Экономические кризисы также не могли не повлиять на здоровье детей, если верить Докучаеву В. Н., занимающемуся психогинетикой (авторы которой американцы супруги Тойч) , то не все проблемы пришли из детства, но и долго формировались в течении многих поколений наших предков – согласно психогенетическому анализу. Соответственно, естественной кажется проблема работы с семьей в целом так, как один ребенок справится со своими проблемами не в состоянии. В настоящее время в России принята междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений на основе , которой мы и собираемся сформировать свою школьную программу «Непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся». Кроме российской программы нами были использованы программы экологической направленности: «Свет жизни» Маура О Коннор, «Педагогика здоровья» автор Зайцев Г.К., Татарникова Л.Д., Колбанов В.В. «Валеология подростка», а также экологические программы: «Экология» Алексеев А.В., «Экология» Криксунов, Пасечник, «Непрерывное экологическое образование» авторы коллектив Уральского государственного педагогического университета. Мы предлагаем в настоящее время при сохранении курса «Биология» внедрить с 1 по 11 классы программу «Экологическое Здоровьетворчество». Эта программа предусматривает интеграцию курсов экологии и валеологии в связи с перегрузкой учащихся при введении отдельных курсов «Экология» и «Валеология» в школе. В результате вместо двух дополнительных часов в неделю будет введен только один, который в результате интеграции поможет не только сформировать бережное отношение к своей жизни, но и ноосферное мышление в будущем необходимое для выживания всего человечества. Базовый курс программы делиться по следующим тематическим направлениям: 1 четверть – изучение различных аспектов касающихся каждого человека индивидуально как с валеологической точки зрения так и с экологической стороны. 2 четверть – посвящена изучению собственной семьи и поможет подготовить ребенка к созданию оптимальных отношений в собственной семье в будущем. 3 четверть – посвящена изучению общества его структуры взаимоотношения общества и окружающей среды, семья и общество, я и общество, 4 четверть – предполагает изучение различных материалов касающихся взаимоотношений человека и природы, семьи и природы, общества и природы. Мы думаем, что именно такая последовательность подачи материала поможет затронуть все аспекты как валеологического, так и экологического образования школьников. 1.2.Ожидаемые результаты.
1.3. Основания для разработки программы. Рекомендации Уральского отделения РАО. Рекомендации окружной конференции, проходившей в 1999-2000 году. 1.4. Законодательно-нормативное обеспечение программы.
1.5. ЦЕЛЬ: Внедрение программы.
1.6. Объекты программы.
1.7. Сроки реализации программы. 2003-2008 годы. 1. Основные принципы программы.
2.Основные направления программы.
3.Обеспечение реализации основных направлений программы.
Основные задачи:
4.2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий. Основные задачи:
4.3. Формирование эколого-валеологической культуры в системе учебной деятельности Основные задачи:
|
Доклад на тему: Непрерывное образование в среде ... | Программа дисциплины «Экологическое право» для специальности 030501.... Тема Источники экологического права. Современное экологическое законодательство | ||
Рабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | 3 Экологическое образование, просвещение и воспитание Экологическое образование Дальневосточного региона. Эти программы востребованы и удовлетворяют потребности в знаниях по отдельным целевым направлениям отраслей... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование... Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная... | «Мураевинская начальная общеобразовательная школа» «Экологическое... Практические рекомендации по улучшению экологического состояния родников (выработка правил обустройства родника) | ||
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать... | Д филос н., профессор кафедры философии Экологический вызов современности ставит человечество перед необходимостью принимать своевременные меры. Все это превращает формирование... | ||
Принято на педагогическом совете Утвержден Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета... | Рабочая программа дисциплины «Международное экологическое право» Целями освоения дисциплины (модуля) «Международноеное экологическое право» являются освоение студентами теории экологического права,... | ||
Тема урока : «Болота» Цели урока: подвести учащихся к усвоению понятий «болото» и «заболоченные участки местности», выявить закономерности процесса образования... | Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Доклад Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования Ак составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитательная задача: продолжить экологическое и эстетическое воспитание учащихся | ||
Исследование по теме «Экологическое образование для устойчивого развития» Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества, с взрослением и становлением... | 3 класс Г. Анжеро – Судженск ... |