Скачать 456.18 Kb.
|
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Брянский областной эколого-биологический центр" авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение срок реализации – 2 года Выполнила: Янченко И.А., педагог дополнительного образования ЭБЦ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В последнее десятилетие в мире резко усилился интерес ко всем аспектам взаимодействия человеческого общества и природы. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост производительных сил приводит к усилению использования природных ресурсов и увеличению воздействия человека на природу, а это в свою очередь, часто приводит к ухудшению, деградации и истощению природных богатств. Эти процессы проявляются всюду, так как в настоящее время нет ни одного участка на поверхности Земли, который в той или иной степени, прямо или косвенно не испытал влияния человеческой деятельности. Иногда это влияние настолько сильно, что приводит к глубоким необратимым и опасным изменениям природы, нарушающим естественное равновесие. Наряду с этим и в условиях современного высокого уровня развития производительных сил сохраняется зависимость человека от природы. Эта зависимость проявляется и в самом человеческом организме, состояние которого связано с климатическими условиями, геохимической обстановкой и другими особенностями природной среды. Город Брянск является развитым промышленным центром, поэтому постоянно возрастает антропогенное воздействие на природу, снижается ее рекреационный ресурс и способность к самовосстановлению. Помимо последствий технического прогресса территория Брянской области подверглась радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Все аспекты взаимодействия человека и окружающей его природной среды изучает комплексная наука - экология человека. Современная экология за последние десятилетия обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы жизни человека и общества в целом. Поэтому не случайно экологическое образование в области окружающей среды официально признано сегодня, как одно из приоритетных направлений совершенствования образовательных систем. Экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, и является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. Общей целью экологического образования становится формирование экологической культуры. Одним из путей его реализации в школьном дополнительном образовании является введение курса «Экологическое краеведение». Настоящая программа направлена на:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, рекомендации специалистов, опыт практической работы в этой области и преподавательский опыт автора. Программа имеет эколого-биологическое и краеведческое направление и рассчитана на два года обучения (144 и 216 часов учебного времени). Программа рассчитана преимущественно на учащихся среднего и старшего I (12 - 16 лет). Подростковый возраст связан с перестройкой организма и довольно труден для ребенка и для окружающих его взрослых. С одной стороны, дети с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой - они стремятся к одиночеству. Иногда они охотно трудятся, а иногда медлительны и апатичны. В 12 - 13 лет подросток открывает для себя свой внутренний мир. И познать себя ему помогают друзья, родители и учителя. Подросток еще не цельная, зрелая личность. Цель педагога умело формировать ее. Исходя из психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся, программа первого и второго года обучения имеет свои отличия: учащиеся первого года обучения - это наблюдатели и в большей степени пассивные исполнители заданий, и задача программы — удовлетворить естественный интерес к окружающей среде и пробудить стремление к познанию биологической науки, так как возраст 12-14 лет - это период формирования интересов личности. Параллельно с удовлетворением подросткового интереса в первый год обучения идет накопление первичных знаний, основных первоначальных умений и навыков работы в природе, на водоеме, в городе. Второй год обучения (14-16 лет) - это период развития и реализации индивидуальных особенностей подростков. Исходя из этого, в программе предусмотрено много самостоятельных работ в природе и лаборатории. Учащиеся второго года обучения много мастерят своими руками: макеты, муляжи, профили, учебные пособия. Это способствует в целом развитию социальной активности детей. Учебная группа состоит из 10 - 12 учащихся. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, в первый год обучения продолжительность занятий - 2 часа, во второй год обучения - 3 часа. Основа курса - процесс изучения вопросов экологически целесообразной деятельности, позволяющей наиболее эффективно использовать природные условия и ресурсы, проведение практических работ, при которых вырабатываются умения и навыки, позволяющие внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Настоящая программа соответствует:
Настоящий курс разработан с учетом двух составляющих экологического образования: теоретической и практической. Обычно изучение темы начинается с теоретических занятий, прежде всего работы с литературой, справочниками, картами, атласами, с последующим объяснением руководителя. Вторая часть занятий - практическая: проведение опытов, практических работ на местности, лабораторных работ в аудитории, закладка опытных площадок, изготовление пособий и экспонатов, проводится по микрогруппам. С учетом сложившейся у нас педпрактики и в результате апробации настоящей программы нами была применена следующая педагогическая технология построения тематического планирования и проведения учебных занятий. Теоретический материал дозируется и чередуется с другими формами (практическими занятиями, экскурсиями, творческими заданиями и т.д.) не крупными, а отдельными законченными смысловыми блоками. Такая постоянная смена форм работы с детьми способствует лучшему усвоению учебного материала и поддерживает постоянный живой интерес у учащихся к занятиям в кружке. Теоретические и практические модели можно менять, комбинировать в зависимости от изучаемой темы. Основными методами обучения являются: монологические, диалогические, алгоритмические, показательные и эвристические. В целях поддержания внимания и активизации учащихся мы сочетаем устные объяснения материала с применением наглядных пособий и технических средств обучения, увязываем изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом учащихся, используем аналоги. Если позволяет погода, проводим занятия на свежем воздухе (в лесу, возле водоемов, в парке). Таким образом, методами преподавания выступают: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстрированный. На занятиях применяются различные формы массовой работы, викторины, экологические игры, симпозиумы, экскурсии, походы, интеллектуальные игры, работа с коллекциями и образцами местной флоры и фауны, составление и разгадывание кроссвордов и т.д. Итогом работы учащихся с литературой могут быть выступления детей, доклады, рефераты, сообщения. Неотъемлемой составной частью программы занятий кружка является встреча с интересными людьми родного края (учеными, экологами, краеведами). При проведении практических занятий по каждой теме применяется методика поэтапной исследовательской деятельности. В первый год обучения члены кружка овладевают такими методами как измерения параметров, наблюдения за состоянием окружающей среды и постановка опыта. Во втором году обучения методы исследовательской работы усложняются - учащиеся начинают моделировать экосистемы, проводят диалектический, вепольный анализ, занимаются прогнозированием и конструированием экосистем. На практических занятиях педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приемы работы с инструментами, помогает разобраться в схемах и рисунках. После каждого занятия - подведение итогов: обобщается проделанная работа, подводятся ее итоги, делаются выводы, отмечается активность отдельных членов кружка, дается оценка полученных знаний. При подведении итогов предусмотрены различные формы: тестирование, оформление дневников исследовательской работы, альбомов с лучшими работами, выпуск стенгазет, создание моделей, муляжей, макетов. В конце первого года обучения для кружковцев проводится эколого-краеведческая экспедиция в заповедник «Брянский лес», а в конце второго года обучения - экспедиция с привлечением специалистов БГИТА (Брянской государственной инженерно-технологической академии), экологического общества «Эгида» и Главного управления природных ресурсов по Брянской области. Подведение итогов работы за год проводится на отчетной конференции, где более активных учащихся награждают грамотами и призами. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Цель курса: формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, нравственно-эстетических и научно-практических норм отношения к окружающей среде, а также расширение контактов учащихся с природой с целью исследования экологического сочетания окружающей среды в своей местности. Задачи первого года обучения: 1 .Образовательные:
2. Развивающие:
• развивать память, логическое мышление, творческие способности. 3. Воспитательные: • формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношениях человека к природе, • формировать экологическую культуру и нравственность, • формировать гражданственность и патриотизм, • приобщать учащихся к решению экологических проблем родного края. Задачи второго года обучения: 1 .Образовательные: • интеграция знаний, полученных в первый год обучения, убеждений и взглядов в складывающуюся систему экологического мировоззрения учащихся, • продолжить формирование умений и навыков ведения практической исследовательской деятельности, • применить опыт работы с моделями экосистем и реальной эколого-целесообразной деятельности с доступными учащимся объектами природы, • формировать способности теоретического прогнозирования и оценки последствий вмешательства в природу при решении житейских проблем, • обеспечить прочное усвоение знаний и умений на основе эколого-краеведческого принципа. 2. Развивающие: • развивать умения: устанавливать причинно-следственные связи, сходства и различия, работать с таблицами, схемами, графиками, • развивать умение моделировать и конструировать экологические ситуации. 3. Воспитательные: • продолжить формирование экологической культуры и нравственности, • приобщать учащихся к культурным ценностям родного края, • воспитывать активную жизненную позицию по отношению к природе и ее охране. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ. Учащиеся первого года обучения должны знать: • методы экологических исследований прилегающей местности, • характеристику гидрологии Брянской области, • видовой состав флоры и фауны прилегающей местности, • особенности строения почвенного профиля прилегающей местности, • типы почв, понятие эрозии почв, в целом и на прилегающей местности, их охрану, • состав, физические свойства и значение атмосферного воздуха, • причины возникновения и последствия «парникового эффекта» и разрушения озонового слоя, кислотных дождей, • ионизирующее излучение, его влияние и последствия, • заповеди друзей леса, традиции, связанные с лесом, • особенности строения и развития лесных растений прилегающей местности, • характеристику основные типы лесов и их структуру, • причины сокращения лесных площадей и отрасли лесной промышленности, • редкие и охраняемые растения и животные Брянской области, • основные эколого-гигиенические нормы классных кабинетов и пришкольного участка. |
Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... | ||
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей... Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы | Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | ||
Образовательная программа танцевального кружка «Изюминка» возраст детей 7-10 лет Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению «Экологическое воспитание» Авторская внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению | ||
Программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной школы» Основу рабочей программы составляет авторская программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной... | Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | ||
«Управление эколого-краеведческой работой в условиях сельской школы» Школьное краеведение и его значение для формирования социального опыта учащихся | Программа (авторская) факультативного курса учащихся 10-11 классов... Факультативный курс составлен на основе «Программы факультативов для средней общеобразовательной щколы», Москва, «Просвещение» 1990... | ||
Программа основной общеобразовательной школы Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Рабочая программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы... Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы | ||
Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку составлена... Н. Н. Трубанёвой. Данная авторская программа охватывает образование по английскому языку учащихся в полной средней школе (2 – 11... | Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | ||
Доклад муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... Школа относится к учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки рф, в 2008 году школа прошла лицензирование... | Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской... Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,... |