Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение





Скачать 456.18 Kb.
НазваниеАвторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение
страница1/3
Дата публикации24.10.2014
Размер456.18 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

"Брянский областной эколого-биологический центр"


авторская программа

для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы

экологическое краеведение
срок реализации – 2 года


Выполнила: Янченко И.А.,

педагог дополнительного

образования ЭБЦ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В последнее десятилетие в мире резко усилился интерес ко всем аспектам взаимодействия человеческого общества и природы. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост производительных сил приводит к усилению использования природных ресурсов и увеличению воздействия человека на природу, а это в свою очередь, часто приводит к ухудшению, деградации и истощению природных богатств. Эти процессы проявляются всюду, так как в настоящее время нет ни одного участка на поверхности Земли, который в той или иной степени, прямо или косвенно не испытал
влияния человеческой деятельности. Иногда это влияние настолько сильно,
что приводит к глубоким необратимым и опасным изменениям природы,
нарушающим естественное равновесие.

Наряду с этим и в условиях современного высокого уровня развития
производительных сил сохраняется зависимость человека от природы. Эта
зависимость проявляется и в самом человеческом организме, состояние которого связано с климатическими условиями, геохимической обстановкой и другими особенностями природной среды.

Город Брянск является развитым промышленным центром, поэтому постоянно возрастает антропогенное воздействие на природу, снижается ее рекреационный ресурс и способность к самовосстановлению. Помимо последствий технического прогресса территория Брянской области подверглась радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Все аспекты взаимодействия человека и окружающей его природной
среды изучает комплексная наука - экология человека.

Современная экология за последние десятилетия обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы жизни человека и общества в целом. Поэтому не случайно экологическое образование в области окружающей среды официально признано сегодня, как одно из приоритетных направлений совершенствования образовательных систем.

Экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, и является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. Общей целью экологического образования становится формирование экологической культуры. Одним из путей его реализации в школьном дополнительном образовании является введение курса «Экологическое краеведение».

Настоящая программа направлена на:

  • создание условий для развития личности ребенка;

  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения (для среднего и старшего звена и с трудными детьми);

  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;

  • углубление знаний о природном окружении;

  • выработка практических умений по уходу, защите, улучшению окружающей среды и пропаганде идей ее охраны;

  • формирование потребностей и культуры экологически целесообразного поведения.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, рекомендации специалистов, опыт практической работы в этой области и преподавательский опыт автора.

Программа имеет эколого-биологическое и краеведческое направление и рассчитана на два года обучения (144 и 216 часов учебного времени). Программа рассчитана преимущественно на учащихся среднего и старшего I (12 - 16 лет). Подростковый возраст связан с перестройкой организма и довольно труден для ребенка и для окружающих его взрослых. С одной стороны, дети с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой - они стремятся к одиночеству. Иногда они охотно трудятся, а иногда медлительны и апатичны. В 12 - 13 лет подросток открывает для себя свой внутренний мир. И познать себя ему помогают друзья, родители и учителя. Подросток еще не цельная, зрелая личность. Цель педагога умело формировать ее.

Исходя из психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся, программа первого и второго года обучения имеет свои отличия: учащиеся первого года обучения - это наблюдатели и в большей степени пассивные исполнители заданий, и задача программы — удовлетворить естественный интерес к окружающей среде и пробудить стремление к познанию биологической науки, так как возраст 12-14 лет - это период формирования интересов личности. Параллельно с удовлетворением подросткового интереса в первый год обучения идет накопление первичных знаний, основных первоначальных умений и навыков работы в природе, на водоеме, в городе. Второй год обучения (14-16 лет) - это период развития и реализации индивидуальных особенностей подростков. Исходя из этого, в программе предусмотрено много самостоятельных работ в природе и лаборатории. Учащиеся второго года обучения много мастерят своими руками: макеты, муляжи, профили, учебные пособия. Это способствует в целом развитию социальной активности детей.

Учебная группа состоит из 10 - 12 учащихся. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, в первый год обучения продолжительность занятий - 2 часа, во второй год обучения - 3 часа.

Основа курса - процесс изучения вопросов экологически целесообразной деятельности, позволяющей наиболее эффективно использовать природные условия и ресурсы, проведение практических работ, при которых вырабатываются умения и навыки, позволяющие внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Настоящая программа соответствует:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;

  • уровню среднего (полного) общего образования;

  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (интерактивное обучение, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Настоящий курс разработан с учетом двух составляющих экологического образования: теоретической и практической. Обычно изучение темы начинается с теоретических занятий, прежде всего работы с литературой, справочниками, картами, атласами, с последующим объяснением руководителя. Вторая часть занятий - практическая: проведение опытов, практических работ на местности, лабораторных работ в аудитории, закладка опытных площадок, изготовление пособий и экспонатов, проводится по микрогруппам.

С учетом сложившейся у нас педпрактики и в результате апробации настоящей программы нами была применена следующая педагогическая технология построения тематического планирования и проведения учебных занятий. Теоретический материал дозируется и чередуется с другими формами (практическими занятиями, экскурсиями, творческими заданиями и т.д.) не крупными, а отдельными законченными смысловыми блоками. Такая постоянная смена форм работы с детьми способствует лучшему усвоению учебного материала и поддерживает постоянный живой интерес у учащихся к занятиям в кружке.

Теоретические и практические модели можно менять, комбинировать в зависимости от изучаемой темы. Основными методами обучения являются: монологические, диалогические, алгоритмические, показательные и эвристические.

В целях поддержания внимания и активизации учащихся мы сочетаем устные объяснения материала с применением наглядных пособий и технических средств обучения, увязываем изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом учащихся, используем аналоги. Если позволяет погода, проводим занятия на свежем воздухе (в лесу, возле водоемов, в парке). Таким образом, методами преподавания выступают: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстрированный.

На занятиях применяются различные формы массовой работы, викторины, экологические игры, симпозиумы, экскурсии, походы, интеллектуальные игры, работа с коллекциями и образцами местной флоры и фауны, составление и разгадывание кроссвордов и т.д. Итогом работы учащихся с литературой могут быть выступления детей, доклады, рефераты, сообщения. Неотъемлемой составной частью программы занятий кружка является встреча с интересными людьми родного края (учеными, экологами, краеведами).

При проведении практических занятий по каждой теме применяется методика поэтапной исследовательской деятельности. В первый год обучения члены кружка овладевают такими методами как измерения параметров, наблюдения за состоянием окружающей среды и постановка опыта. Во втором году обучения методы исследовательской работы усложняются - учащиеся начинают моделировать экосистемы, проводят диалектический, вепольный анализ, занимаются прогнозированием и конструированием экосистем.

На практических занятиях педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приемы работы с инструментами, помогает разобраться в схемах и рисунках.

После каждого занятия - подведение итогов: обобщается проделанная работа, подводятся ее итоги, делаются выводы, отмечается активность отдельных членов кружка, дается оценка полученных знаний. При подведении итогов предусмотрены различные формы: тестирование, оформление дневников исследовательской работы, альбомов с лучшими работами, выпуск стенгазет, создание моделей, муляжей, макетов.

В конце первого года обучения для кружковцев проводится эколого-краеведческая экспедиция в заповедник «Брянский лес», а в конце второго года обучения - экспедиция с привлечением специалистов БГИТА (Брянской государственной инженерно-технологической академии), экологического общества «Эгида» и Главного управления природных ресурсов по Брянской области.

Подведение итогов работы за год проводится на отчетной конференции, где более активных учащихся награждают грамотами и призами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель курса: формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, нравственно-эстетических и научно-практических норм отношения к окружающей среде, а также расширение контактов учащихся с природой с целью исследования экологического сочетания окружающей среды в своей местности.

Задачи первого года обучения:

1 .Образовательные:

  • систематизировать, закрепить имеющиеся знания, обогатить новыми научными понятиями,

  • выработать умения и навыки при практической исследовательской деятельности,

  • формировать диалектико-материалистическое мировоззрение,

  • способствовать усвоению содержания экологического образования,

  • овладеть методами мониторинговых работ по состоянию окружающей среды своей местности,

  • способствовать целостному восприятию эколого-географических и биологических областей науки.

2. Развивающие:

  • способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся,

  • развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять экологические знания, правильно проводить измерения, наблюдения, опыты, ставить эксперименты, наблюдать происходящие процессы и явления, планировать свою деятельность, работать со справочной литературой, дидактическими пособиями и таблицами,

• развивать память, логическое мышление, творческие способности.
3. Воспитательные:

• формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношениях человека к природе,

• формировать экологическую культуру и нравственность,

• формировать гражданственность и патриотизм,

• приобщать учащихся к решению экологических проблем родного края.

Задачи второго года обучения:

1 .Образовательные:

• интеграция знаний, полученных в первый год обучения, убеждений и взглядов в складывающуюся систему экологического мировоззрения учащихся,

• продолжить формирование умений и навыков ведения практической исследовательской деятельности,

• применить опыт работы с моделями экосистем и реальной эколого-целесообразной деятельности с доступными учащимся объектами природы,

• формировать способности теоретического прогнозирования и оценки последствий вмешательства в природу при решении житейских проблем,

• обеспечить прочное усвоение знаний и умений на основе эколого-краеведческого принципа.

2. Развивающие:

• развивать умения: устанавливать причинно-следственные связи, сходства и различия, работать с таблицами, схемами, графиками,

• развивать умение моделировать и конструировать экологические ситуации.

3. Воспитательные:

• продолжить формирование экологической культуры и нравственности,

• приобщать учащихся к культурным ценностям родного края,

• воспитывать активную жизненную позицию по отношению к природе и ее охране.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретенных знаний, умений и навыков;

  • побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;

  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях (конкретно-чувствительные представления, понятия, обобщающие образы и т.д.);

  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;

  • разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

    1. Работа творческих групп учащихся вместе с родителями.

    2. Проведение совместных экскурсий, практических работ.

    3. Участие родителей в итоговых эколого-краеведческих экспедициях и походах.

    4. Организация смотра творческих работ, сделанных совместно с родителями.

    5. Участие родителей в изготовлении демонстрационного материала и наглядных пособий.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.

Учащиеся первого года обучения должны знать:

• методы экологических исследований прилегающей местности,

• характеристику гидрологии Брянской области,

• видовой состав флоры и фауны прилегающей местности,

• особенности строения почвенного профиля прилегающей местности,

• типы почв, понятие эрозии почв, в целом и на прилегающей местности, их охрану,

• состав, физические свойства и значение атмосферного воздуха,

• причины возникновения и последствия «парникового эффекта» и разрушения озонового слоя, кислотных дождей,

• ионизирующее излучение, его влияние и последствия,

• заповеди друзей леса, традиции, связанные с лесом,

• особенности строения и развития лесных растений прилегающей местности,

• характеристику основные типы лесов и их структуру,

• причины сокращения лесных площадей и отрасли лесной промышленности,

• редкие и охраняемые растения и животные Брянской области,

• основные эколого-гигиенические нормы классных кабинетов и пришкольного участка.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconОбразовательная программа танцевального кружка «Изюминка» возраст детей 7-10 лет
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconОбразовательная программа для учащихся 1 класса по направлению «Экологическое воспитание»
Авторская внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconПрограмма А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной школы»
Основу рабочей программы составляет авторская программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение icon«Управление эколого-краеведческой работой в условиях сельской школы»
Школьное краеведение и его значение для формирования социального опыта учащихся
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconПрограмма (авторская) факультативного курса учащихся 10-11 классов...
Факультативный курс составлен на основе «Программы факультативов для средней общеобразовательной щколы», Москва, «Просвещение» 1990...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconПрограмма основной общеобразовательной школы
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconРабочая программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку составлена...
Н. Н. Трубанёвой. Данная авторская программа охватывает образование по английскому языку учащихся в полной средней школе (2 – 11...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconРабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
«Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Школа относится к учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки рф, в 2008 году школа прошла лицензирование...
Авторская программа для учащихся 12-16 лет общеобразовательной школы экологическое краеведение iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск