МОУ Карабихская ООШ
«Управление эколого-краеведческой работой
в условиях сельской школы»
Выполнила: Эрнст Светлана Сергеевна
Директор школы
Карабиха
2013
Содержание Введение
Глава 1. Школьное краеведение и его значение для формирования социального опыта учащихся.
1.1 Школьное краеведение, история становления, основные принципы школьного краеведения.
1.2 Система эколого-краеведческой работы в Карабихской основной общеобразовательной школе.
1.3 Из опыта работы школ Ярославского муниципального округа по реализации эколого-краеведческого принципа в учебно-воспитательном процессе.
Глава 2. Школьный музей организационно-методический центр краеведения в школе.
2.1 Совместная работа школы и ГЛММЗ «Карабиха».
2.2 Историческое краеведение – элемент исторического образования в школе.
2.3 Формы эколого-краеведческой работы в школе.
Глава 3. Управление эколого-краеведческой работой в условиях сельской школы.
3.1 Планирование эколого-краеведческой работы в школе.
3.2 Управление методической подготовкой педколлектива, детского актива по вопросам краеведения.
3.3 Привлечение социальных партнеров к эколого-краеведческой деятельности.
3.4 Система контроля в учреждении по краеведению.
Заключение
Библиография
приложения Введение Выбор темы в настоящей работе определяется тем, что она в настоящее время очень актуальна и находится в центре внимания учёных, педагогов, деятелей культуры. В современных условиях, которые сами по себе быстро меняются, когда усливается социальное неравенство, вопрос о формировании социального опыта учащихся, возрождения русской духовности и культуры приобретает особую остроту. Формирование социального опыта учащихся сельских школ является одновременно важнейшей предпосылкой и составляющей частью социализации. Опыт показывает, что эколого-краеведческая работа может играть в этом отношении важную роль, она может максимально благородно влиять на формирование личности молодого человека.
По мнению В.П. Короткова, воспитательная работа в школе, в современных условиях должна строиться с учётом социальных ролей личности. Он выделил следующие роли: семьянин (чтит отца и мать, заботится о членах семьи, готовит себя к созданию семьи и воспитанию детей в духе традиций идеалов своего народа, хранит память о предках); ученик (умеет учиться, овладевает логикой, культурой мышления, приёмами самообразования, уважительно относятся к учителям), труженик (видит в труде свой дом, источник благополучия семьи и процветания Росси, овладевает профессией, дисциплинирован, умеет работать в коллективе); гражданин (патриот, гуманист, участвует в общественной жизни, бережёт природу, терпим к инакомыслию, хорошо знает историю, повышает политическую и общую культуры);ценитель и творец прекрасного (овладевает основами мировой культуры и искусства, пробует себя в художественном творчестве, имеет потребность общения с прекрасным); приверженец здорового образа жизни (заботится о безопасности своей и окружающих, опрятен, соблюдают гигиену, вырабатывает сопротивление вредным привычкам). Некоторые характеристики каждой из ролей возможно формировать через организацию эколого-краеведческой работы в условиях сельской школы и умелое управление этой работой в учебном и внеучебном процессе.
Известно, что патриотические чувства формируются из любви к своим близким: дому, матери, родному селу. Знать и любить своё прошлое – это шаг к сознанию своего настоящего и будущего. Национальные традиции, обычаи, вообще российский менталитет в наибольшей степени сохранился на селе. Так же вариативная часть базисного учебного плана позволяет реализовать краеведческий принцип, как в учебном, так и во внеучебном процессах. Отсутствие связи между образованием и воспроизводством исторического опыта общественной жизни людей в конкретном регионе приводит к тому, что люди перестают понимать смысл своей жизни именно на данной территории, в данном регионе. В данном случае выбор места жительства определяется не идеальными целями и задачами, а личным удобством. Удобство и качество жизни не могут быть игнорируемой стороной существования, но они должны быть подчинены идеальным задачам или «сверх задачам». Отсутствие жизнеобразующих региональных «сверх задач» очень быстро приводит к тому, что в части регионов люди вообще перестают жить, как, например в наших сёлах Нечерноземья.
Существующая ранее система народного образования целенаправленно не решила задачу воспроизводства опыта общественной жизни людей в определённом регионе.
Единая форма обучения, используемая на всей территории нашей страны от Сахалина до Эстонии, организованная в соответствии с едиными программами и едиными учебными планами, в принципе не была предназначена для образования, обеспечивающего формирование жизни в регионе.
И сегодня мы сталкиваемся с противоречием, если развивать образование, повышать его качество, никак при этом специально не связывая образование с целями переустройства и возрождения жизни в регионе, то результатом такого совершенствования становится миграция людей, получивших более высокий уровень образования, в более развитые регионы страны.
Поэтому сегодня актуально в процессе совершенствования системы образования, повышение качества обучения и воспитания школьников посредством развития чувства сопричастности традициями и духовным ценностям Родины.
Эколого-краеведческая деятельность, как никакие другие способствует духовному воспитанию человека, национальному становлению подрастающего поколения, повышению познавательной активности школьников.
Сегодня сельская школа является центром интеллектуального и культурного развития ребёнка. Чтобы целенаправленно оказывать педагогическое влияние на ребёнка целесообразно разрабатывать систему управления эколого-краеведческой работой в условиях сельской школы.
Исходя из этого мы сформировали тему «Управление эколого-краеведческой работой в условиях сельской школы».
Основная цель исследования: разработка системы управления эколого-краеведческой работой в сельской школе.
Объект исследования: эколого-краеведческая деятельность в школе.
Предмет исследования: системы управления эколого-краеведческой работой в сельской школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что сложившаяся система управления краеведческой работой будет эффективной, если:
понимается роль музея школы;
кроме общешкольного коллектива включить в работу социальных партнёров;
разработать методическое обеспечение по краеведению;
обеспечить научное руководство эколого-краеведческой работой, определить эффективный вариант управления;
определить функционал всех участников образовательного процесса по вопросам краеведческой деятельности;
краеведческая работа составит основу внеучебной деятельности школьников;
будет обеспечено сотрудничество всех участников краеведческой деятельности;
будет обеспечена интеграция средств учебной и внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
изучить теоретические аспекты эколого-краеведческой деятельности;
охарактеризовать особенности управления воспитательной работой в сельской школе;
проанализировать организацию, эффективность эколого-краеведческой работы;
разработать модель управления эколого-краеведческой работой;
опробовать и определить наиболее эффективный вариант управления эколого-краеведческой работой;
определить пути и перспективы работы;
проанализировать опыт эколого-краеведческой работы.
Методы исследования:
теоретический и практический анализ предмета и проблемы исследования на основе знакомства с научной и психолого-педагогической литературой;
педагогическое моделирование;
наблюдение;
анкетирование, тестирование;
беседы с учащимися, учителями, родителями, сотрудниками музея;
изучение и обобщение педагогического опыта;
изучение публикаций в прессе;
анализ результатов деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют:
Гуманистические идеи воспитания В.А. Сухомлинского
Идеи создания русской школы Н.Ф. Гончарова
Концепция воспитательной системы В.А. Караковского, Л.И. Новиковой
Концепция региональных подходов к воспитательной системы в малокомплектной сельской школы Ярославского района Ярославской области Байбородовой Л.В., Рожкова М.И., Успенского В.Б.
База исследования: Карабихская основная общеобразовательная школа и село Карабиха.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы руководителями школ, учителями-предметниками, сотрудниками музеев. Интересующимися организацией эколого-краеведческой работой в школе.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении раскрывается значимость и актуальность эколого-краеведческой работы в школе и её значение для становления личности ребёнка.
Первая глава раскрывает особенности школьного краеведения и его знания для формирования социального опыта учащихся, знакомит с системой эколого-краеведческой работы в Карабихской основной общеобразовательной школе и опытом краеведческой работы в Ярославском муниципальном районе.
Вторая глава знакомит с особенностями школьного музея, как организационно-методического центра эколого-краеведческой деятельности в школе, формами работы.
Третья глава посвящена вопросам управления эколого-краеведческой работой в условиях сельской школы, планированию работы, методической подготовке педколлектива, работе с социальными партнёрами.
В заключении сделаны выводы и предложения.
Глава 1. Школьное краеведение и его значение для формирования социального опыта учащихся.
Школьное краеведение, история становления, основные принципы школьного краеведения.
Одним из важнейших средств выполнения задач, поставленных перед школой, является школьное краеведение. Краеведение, как народное значение о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом.
У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знающие окружающую их местность, её прошлое, природу, современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали следующим поколениям. Так было и в нашей стране, где сведения краеведческого характера получили отражение в летописях, в различных государственных документах ещё в XV-XVI вв.
Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М.В. Ломоносов. Составляя первый географический атлас России он разослал по губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природных богатствах, истории и жизни населения.
В процессе развития в России наметилось два его направления: научное и школьное.
Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края. Школьное краеведение одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и
развитию его способностей. Значение исторического краеведения в процессе исторического обучения велико и многообразно. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых, формируется гражданственность, гордость за свою Родину, чувство долга и патриотизма.
Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно-полезного характера. Оно способствует формированию у учащихся навыков общественной работы.
Истоки краеведения уходят в глубь веков и берут своё начало от народного краеведения. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоки своих родных мест. Сведения о прошлом селений издавна хранились в памяти народной. Свои знания исторического, географического, хозяйственного характера они передавали из поколения в поколения в поколение, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Являясь основными хранителями и страстными поборниками местной истории «краезнатцы» вносили свою лепту в воспитание подрастающего поколения в духе любви к родному краю и охране природы родного края.
В программах народных училищ в 1782 году учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губерний, о «народах, там живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют». Н.И. Новиков и Ф.И.Янкович первыми высказали мысль об использовании краеведческого материала для связи с жизнью. Теоретическое обоснование использования краеведческого принципа в учебно-воспитательном процессе в школе принадлежит К.Д. Ушинскому. Выступая за введение в школу предмета «отечествоведение», Ушинский в 1863 году писал: «Легко себе представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса» (36, с. 171-172)
Сторонником использования местного материала в учебном процессе был Л.Н. Толстой. Он поддержал идею создания школьных учебников на краеведческой основе. Идея применения краеведческого материала в обучении и воспитании российской школы имела свои подъёмы и спады как до, так и после революции. Однако весьма важно не ограничивать рамки использования местного материала школьно-методическими знаниями. «Важно, чтобы местный материал был не только средством, но и целью. А для этого учитель должен нести научную работу вместе с детьми, дети должны не только набираться знаний, но и вместе с учителем делать важное дело изучения местного края. Результатом такой научной работы должны явиться научные ответы школы и сборники научного характера» (16, с5-6)
В программах советской трудовой школы было отведено значительное место краеведению. В качестве важных форм и методов работы в школе должны были стать непосредственное наблюдение и самостоятельное исследование, кружковая работа и экскурсии, организация школьных краеведческих музеев. С 1920/21 учебного года краеведение было включено в школьные программы. Однако широкое внедрение краеведения в школьную практику началось с 1924 года, когда были введены новые программы Государственного учёного совета.
Основные направления краеведения сводились к следующему: «краеведческий материал должен приводить учащихся к выводам по курсу учебных предметов, знакомить школьников с некоторыми доступными для них методами исследований, воспитывать любовь к родному краю» (с.80) Выдающийся педагог Н.К. Крупская разработала теоретические и методические основы школьного краеведения. Она указывала прежде всего на такие активные методы обучения, как непосредственное наблюдение, исследовательский метод, экскурсии, обследования.
Краеведческую работу в школах ведут сами учащиеся под руководством учителей. При этом объём, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже с первого класса учащиеся получают элементарные представления о своём крае, его природе и охране природы.
|