Скачать 354.78 Kb.
|
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» СОДЕРЖАНИЕ Программа кружка «Юные экологи-краеведы» (V—VII классы) Программа кружка «Туристы-экологи» (VI—IX классы) Программа кружка «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» (VIII—XI классы) Приложения 1. Установление межпредметных связей с предметами естественнонаучного цикла (кружок «Юные экологи-краеведы») 2. Примерный перечень эколого-туристских умений выпускника средней общеобразовательной школы (члена туристско-краеведческого, эколого-туристского кружка) 3. Список рекомендуемой литературы Министерство образования РСФСР. Центр детско-юношеского туризма РСФСР Центральное рекламно-информационное бюро «Турист» Москва — 1991 Составитель — ассистент кафедры экономической географии ТГУ, аспирант лаборатории экологического образования НИИ СиМо АПН СССР Куприна Л. Е. Рецензент — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологического образования НИИ СиМО АПН СССР Салсева Л. П. Ответственный за выпуск — зав. методическим отделом ЦДЮТ РСФСР Неустроева Н. С. Методические рекомендаций подготовлены на основе межпредметных связей биологии и географии с целью формирования эколого-краеведческих знаний и развития эколого-туристских умений, необходимых туристам-краеведам. Методические рекомендации включают в себя примерное тематическое планирование к программам кружков, составленным с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов и психологии, теоретической и практической подготовленности. Предполагаются поэтапные занятия учащихся по секциям или обучение в одной из секций, с ускоренным прохождением материала предшествующих. Конечной целью занятий является подготовка младших школьных инструкторов по туристско-краеведческой работе, помощников массовой эколого-туристской подготовки в школе. Темы занятий кружков тесно взаимосвязаны со школьной программой курсов биологии и географии. В приложениях приведены таблица межпредметных связей с дисциплинами естественнонаучного цикла, примерный перечень эколого-туристских умений выпускника средней общеобразовательной школы и список рекомендуемой литературы. Методические рекомендации предназначены для руководителей кружков (секций), учителей биологии и географии, организаторов туристско-краеведческой работы в школе. ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ-КРАЕВЕДЫ» (V—VII КЛАССЫ) Объяснительная записка Занятия кружка направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
Предлагаемая программа подготовки юных экологов-краеведов рассчитана на учащихся V—VII классов, имеющих опорные краеведческие знания курса природоведения (III—V классы). Программа выполняется за 2 года (57 часов — 1-й год обучения, 72 часа — 2-й год обучения), с обязательным прохождением трехдневного похода в конце обучения. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, устных журналов. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин для учащихся начальных классов, во время школьного слета следопытов, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений, слетов туристов. Члены кружка «Юные экологи-краеведы» могут быть помощниками руководителя похода выходного дня для начальных классов, участниками и помощниками в организации мероприятий внеклассной туристско-краеведческой работы, в экологическом образовании и воспитании учащихся школы, проводить беседы, викторины, классные часы в начальных классах. Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных, с географией и биологией, физикой, химией. А также формирование следующих эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края: картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидро-климатических, по изучению взаимосвязи компонентов природы, по изучению природных зон края (приложение 1). Распределение тем занятий по времени проведения связано с тематическим планированием биологии для VI—VII классов, природоведения для IV класса и географии для VI класса. В этом прослеживается тесная взаимосвязь классной и внеклассной краеведческой работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся. Изучение темы «Юный лесовод» (2-й год обучения) предусматривает связь со специалистами местного лесничества, заказника или заповедника. При подготовке учащихся по другим темам («Понятие о почве», «Лес и пастбище», «Лес», «Водные биогеоценозы») можно также проводить занятия на базе научно-исследовательских и специальных учреждений и организаций или с привлечением специалистов. Руководителем данного кружка может быть учитель биологии или географии. При изучении тем можно использовать наглядные пособия, выполненные членами кружка, а также средства обучения, выпущенные студией «Диафильм», фабрикой экранных учебно-наглядных пособий; таблицы, коллекции, гербарии, чучела животных, объемные модели, карты, используемые на уроках географии и биологии. Примерный тематический план занятий кружка «Юные экологи-краеведы» (1-й год обучения)
* Навыки и умения, закрепляемые в ПВД. Тема 1. Введение. Зачем нужно изучать природу? Что такое «экология»? (1 час) Знакомство с планом работы на год. Права и обязанности члена кружка. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология — наука, изучающая взаимосвязи в природе. О разумном вмешательстве человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы. Обзор книг об интересном в жизни растений, лес — природное единство. Интересные явления в природе. Выставка краеведческой литературы. Тема 2. Земля как планета (4 часа) Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы: Птолемей (II в. н. э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—1543 гг.) — гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIII в.), О. Ю. Шмидта (1891 —1956гг.). Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы развития оболочки Земли. Земля как целое. Экскурсия «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания: Почему опадают листья у деревьев? Почему у клена, сирени, акации не опали листья на зиму? Как деревья приготовились к зимнему периоду? Трава? Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за звездным небом. Экскурсия в планетарий. Индивидуальные задания учащимся. Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в воду. Сделать рисунки. Составить письменный рассказ «Подготовка растения к зиме». Сделать эклиметр, рейки снегомерные. Тема 3. Понятие о биосфере (5 часов) Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами. «Первичный бульон» древних океанов. Теория А. И. Опарина о стадиях развития жизни на Земле: химической, биологической. И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии. Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий. Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие. Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду. Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся (по книгам: Гаврилова В. П. Путешествие в прошлое Земли. М.: Недра, 1976; Яковлева И. Палеонтология в картинках. Л.: Детская лит-ра, 1978). Сообщения: Море без рыб (550 млн. лет назад). В подземном саду. Выход на сушу (400 млн. лет назад). Время древней жизни (250 млн. лет назад). Ящер-тиран (динозавры — 80 млн. лет назад). Африка в шубе (25 тыс. лет назад). Экскурсия «Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений. Практическая работа. Определение высоты снежного покрова, выяснение причин неравномерного распределения снежного покрова. Опыт: определение степени загрязнения снега. Тема 4. Понятие о почве (7 часов) Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Докучаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы). Состав и структура почвы. Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы. Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощается почва? Меры улучшения ее плодородия. Туристская тропа — причина водной эрозии почв. Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений (органических — навоза, помета), севооборот, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон). Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве (структурной, бесструктурной). Экскурсия в зимний лес «Начало зимы». Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины. Экскурсия. Практическая работа по бригадам. Определение высоты Солнца над горизонтом эклиметром. Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму. Индивидуальные задания. 1. Привести примеры народных средств, улучшающих плодородие почв. 2. Подготовить сообщения о правильном и неправильном использовании почв человеком. 3. Оформить результаты экскурсии. 4. Подготовиться к викторине—КВН «Знаешь ли ты природу?». Викторина-КВН «Знаешь ли ты природу?» (обобщение по темам 1—4). Тема 5. Луг и пастбище (12 часов) Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка. Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия. Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве. Практическая работа № 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц. Практическая работа № 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов (весной). Практическая работа № 3. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызывающие. Противоэрозионные мероприятия (весной). Тема 6. Лес (7 часов) Лес — природное единство. Рекреационные зоны. Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу. Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае. Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края): сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и т. д. К сообщению приготовить гербарный лист с черенком - веткой изучаемого растения с описанием: биологические особенности, применение и использование человеком, роль в природе. Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вредителей в саду (парке, лесу, лесополосе). Практическая работа № 3. Определение видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду. Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности. Опыт, демонстрирующий движение питательных веществ по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева. |
Дополнительная образовательная программа кружка «Туристы экологи» для учащихся VI – VII классов Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Тутаева Ярославской области | На базе лицея-интерната а. Хабез была проведена конференция юных... Текстовый отчет по природоохранительной работе в школах Хабезского муниципального района за 2009-2010 учебный год | ||
Юные экологи пояснительная записка ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я знаю, что недавно вы были посвящены в юные экологи, а я приглашаю вас пойти со мной по экологической тропе в гости к моим верным... | ||
Сценарий открытия слёта юных экологов Северного района. 1 Вед: Добрый... Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | Сценарий школьного «Экологического фестиваля» В: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Сегодня в нашем зале собрались никто... | ||
Районный конкурс рефератов «Юные экологи против наркотиков» «влияние... Развивающаяся со временем психическая тяга к курению табака, даже если он употребляется в больших количествах, значительно уступает... | Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных... Туристско-краеведческая направленность программы позволяет совместить учебно-познавательную деятельность с организацией досуга. Программа... | ||
Программа деятельности эколого краеведческого клуба «радуга» «Радуга», объединяющего учащихся в учебно-географической, экологической, краеведческой, учебно—исследоватеской и туристской деятельности.... | Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования Ельного образования детей в школе №1 располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся... | ||
Насонова Елена Юрьевна Образовательное учреждение город Томск моу сош №28 Предварительная работа: организуются группы «литераторы», «экологи», «обществоведы», которые получают групповые задания к уроку | Кпд. Роль тепловых двигателей в развитие техники (8 класс) Учащиеся делятся на три команды: Команда «Экологи». Команда «Медики». Команда «Конструкторы» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание образовательной программы объединения «Юные журналисты-краеведы» продиктовано необходимостью удовлетворить интересы обучающихся... | Мониторинг экологической деятельности Центра экологического образования... Манакина Лидия Романовна, руководитель центра – Мычко Татьяна Петровна учитель биологии и экологи | ||
О проведении открытого городского эколого-геолого-краеведческого конкурса Открытый городской эколого-геолого-краеведческий конкурс «ледниковый период» (далее – Конкурс) проводится в рамках городских массовых... | В поход с классом Положение об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы |