Скачать 252.9 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Тутаева Ярославской области Дополнительная образовательная программа кружка «Туристы - экологи» для учащихся VI – VII классов Срок реализации программы: 1 год Автор: Шомина Елена Михайловна, учитель географии МОУ СОШ № 3 г. Тутаева Тутаев, 2007 ПРОГРАММА КРУЖКА «ТУРИСТЫ» Пояснительная записка Важное значение для формирования экологической культуры каждого человека имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристическими навыками и умениями. Занятия кружка направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач: - привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных; - углубление и расширение эколого-краеведческих знаний; - привитие навыков исследовательской работы; - формирование чувства бережного отношения к природе родного края; - развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе кружковой работы. Предлагаемая программа подготовки юных экологов-туристов рассчитана на учащихся VI —VII классов, имеющих опорные краеведческие знания курса природоведения, географии, биологии. Программа выполняется за 1 год – 204 часа, 6 часов в неделю. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, устных журналов. Практические занятия проводятся в помещении при организации конкурсов, бесед и викторин, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений, деловых игр и прочих активных видов деятельности. Тема «Туристическая подготовка» внесена для обучения и привития навыков грамотной организации своего пребывания в природе. В тему «Земля как планета» включены вопросы о метеорологических наблюдениях. В теме «Водные биогеоценозы» расширены знания о гидрологии рек с учетом их дальнейшего комплексного изучения. Тема «Почвы» дополнена знаниями о горных породах и их изменениях. Также расширены некоторые вопросы тем с учетом дальнейшего перехода группы обучающихя на комплексное изучение местности. В ходе изучения программы кружка возможны незначительные перестановки последовательности изучения тем в практической части с учетом сезона года. Члены кружка «Юные экологи-туристы» могут быть помощниками и участниками в организации мероприятий внеклассной эколого-краеведческой работы, в экологическом образовании и воспитании учащихся школы, проводить беседы, викторины, классные часы в младших классах. Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных, с географией и биологией, физикой. А также формирование следующих эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края: картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидроклиматических, по изучению взаимосвязи компонентов природы, по изучению природных зон края. В результате изучения тем кружка учащиеся должны знать: - основные экологические понятия, - роль человека в биосфере и его влияние на окружающую среду, - основной состав и структуру почвы, - разнообразие и экологические особенности растений и животных разных природных сообществ, - способы и меры по охране окружающей среды, - приемы организации деятельности и быта в природе. Учащиеся должны уметь: - проводить фенологические и метеорологические наблюдения состояния природной среды, - проводить описание биоценозов своей местности, - определять тип почв, типичных растений и животных своей местности, - проводить гидрологические наблюдения за состоянием водоемов, - безопасно организовать свое пребывание на местности. Формами подведения итогов работы кружка по полугодиям и в конце учебного года могут быть: учебно-исследовательская конференция и соревнование знатоков природы «Интеллектуальный марафон». Содержание программы Тема 1. Введение. Экология и природа (4 часа). Знакомство с целями кружка и планом работы на год. Права и обязанности членов кружка. Зачем нужно изучать природу? Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе. Разумное вмешательство человека в природное единство. Обзор книг об интересном в жизни растений, лес — природное единство. Интересные явления в природе. Просмотр кинофильмов ВВС «Планета Земля», выявление закономерностей в природной среде. Выставка литературы. Тема 2. Земля как планета (12 часов) Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы: Птолемей (II в. н. э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—1543 гг.) — гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIII в.), О. Ю. Шмидта (1891 —1956гг.). Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы развития оболочки Земли. Земля как целое. Экскурсия «Сезонные изменения в природе». Начало фенологических наблюдений. Метеорологические наблюдения. Метеоприборы. Школьная метеостанция. Правила проведения наблюдений. Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Индивидуальные задания учащимся по проведению наблюдений над природными объектами. Тема 3. Туристическая подготовка (56 часов) Туристское снаряжение. Групповое и личное снаряжение. Самодельное снаряжение, способствующее охране природы. Виды рюкзаков и палаток. Правила установки палаток. Состав ремонтного набора. Правильный выбор места бивака с учетом особенностей природного окружения. Снятие бивака. Уборка места, противопожарные меры. Различные типы костров, устройство кострища. Набор продуктов, меню, хранение продуктов. Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора. Режим дня в походе. Правила поведения туриста в походе. Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь. Санитарно-гигиенические умения. Практическая работа № 1.Составление списка группового и личного снаряжения. Установка палатки. Укладка рюкзака. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения. Практическая работа № 2. Составление меню одно- и двухдневного похода (деловая игра). Разжигание костра, приготовление пищи на костре, вязка узлов. Пользование инструментами. Практическая работа № 3 Комплектование походной аптечки. Отработка навыков оказания медицинской помощи. Определение лекарственных растений, ядовитых растений и грибов. Обеззараживание питьевой воды. Поход. Организация группы в пути и на привале. Составление «Памятки эколога-туриста». Деловая игра «Экологически чистый привал». Тема 4. Понятие о биосфере (8 часов) Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами. И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии. Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий. Роль различных экологических групп организмов и биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие. Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду. Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся Сообщения. Просмотр кинофильмов ВВС «Планета Земля» о развитии биосферы Земли Тема 5. Понятие о почве и горных породах (22часа) Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Докучаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы). Состав и структура почвы. Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы. Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование и древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощается почва? Меры улучшения ее плодородия. Причины водной эрозии почв. Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений (органических — навоза, помета), севооборот, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон). Горные породы, их типы. Обломочные горные породы своей местности. Изменение горных пород во времени. Опыт, демонстрирующий наличие воздуха и почве (структурной, бесструктурной). Экскурсия в зимний лес. Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины. Экскурсия. Определение высоты Солнца над горизонтом Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму. Практическая работа № 1. Работа с коллекцией образцов горных пород. Практическая работа № 2. Геологическое обнажение. Изучение и описание характера залегания горных пород в своей местности. Индивидуальные задания. Подготовка сообщения о правильном и неправильном использовании почв человеком. Подготовка к викторине (или КВН )«Знаешь ли ты природу?». Тема 6. Луг и пастбище (16 часов) Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка. Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия. Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве. Методы геоботанического описания луга. Практическая работа № 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц (наблюдение за птицами и их подкормка). Практическая работа № 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов (весной). Практическая работа № 3. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызывающие. Противоэрозионные мероприятия (весной). Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка луга. Тема 7. Лес (16 часов) Лес — природное единство. Рекреационные зоны. Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу. Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае. Приспособленность животных к сообществу леса. Типы лесов Ярославской области. Методы геоботанического описания леса. Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края: сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и т. д.) Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вредителей в саду (парке, лесу, лесополосе). Практическая работа № 3. Определение видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду. Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка леса (весной). Практическая работа № 5. Работа с картами Атласа Ярославской области по выявлению типичных лесных сообществ своей местности. Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности. Демонстрация движения питательных веществ по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева. Просмотр кинофильма ВВС «Планета Земля» - «Сезонные леса планеты» Тема 8. Водные биогеоценозы (36 часов) Аквариум — модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания. Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды — мир микроскопических организмов. Гидрологические параметры реки, правила их замера. Органолептические наблюдения за состоянием реки и качеством воды. Реки Ярославской области. Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы. Меры по охране водоемов, малых рек. Операции «Малым рекам — чистоту и полноводность». Нормы пользования водоисточниками. Практическая работа № 1. Изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде. Наблюдение за жизнью обитателей аквариума. Практическая работа № 2. Составление гидрологической карты Ярославского края. Экскурсия на водоем. Определение степени загрязненности воды. Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи. Работа с определителями водных растений и животных. Тема 9. Охрана природы и заповедное дело (18 часов) Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в России - важная государственная задача. Постановления правительства об охране природы. Значение заповедников в охране природы. Заповедники в России, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Туризм и охрана природы. Туристская природоохранная деятельность. Изучение ранневесенних цветущих растений в рекреационной зоне города. Нормы и правила поведения туриста в природном окружении. Экскурсия. Изучение мест произрастания ранневесенних цветущих растений в долине реки Рыкуши. Устный журнал «По страницам «Красной книги». Поход выходного дня 1—2-дневный (закрепление эколого-туристских умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных). Тема 10. Индивидуальная работа по написанию рефератов, участие в научно-практической конференции (16 часов) Внутрикружковая работа (6 часов) Учебно-тематический план
Методическое обеспечение программы Тема 1. Введение. Экология и природа Формы занятий: беседа. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: обзор книг, просмотр кинофильма, выставка краеведческой литературы. Техническое оснащение занятий: телевизор, DVD video, диск ВВС «Планета Земля» часть 5. Тема 2. Земля как планета Формы занятий: лекция, беседа, экскурсия, индивидуальные задания, практикум. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: наблюдение, анализ, индивидуальные задания. Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы. Техническое оснащение занятий: модель солнечной системы, метеоприборы, портативная школьная метеостанция, глобусы. Форма подведения итогов обучения: собеседование. Тема 3. Туристическая подготовка Формы занятий: беседа, поход, практическое занятие, деловая игра. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: Дидактический материал: карточки Техническое оснащение занятий: туристическое оборудование Форма подведения итогов обучения: разработка однодневного путешествия. Тема 4. Понятие о биосфере Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: Дидактический материал: окаменелости. Техническое оснащение занятий: телевизор, DVD video, диск ВВС «Планета Земля» Часть 2. Форма подведения итогов обучения: собеседование Тема 5. Понятие о почве и горных породах Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение Дидактический материал: коллекции горных пород и минералов, образцы почв, таблицы. Техническое оснащение занятий: телевизор, диски DVD video. Форма подведения итогов обучения: викторина (или КВН) Тема 6. Луг и пастбище Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: Дидактический материал: гербарий, карточки Форма подведения итогов обучения: тестирование Тема 7. Лес Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение. Дидактический материал: гербарий, карточки Техническое оснащение занятий: телевизор, DVD video, диск ВВС «Планета Земля» часть 4. Форма подведения итогов обучения: викторина Тема 8. Водные биогеоценозы Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы. Техническое оснащение занятий: микроскопы, лупы Форма подведения итогов обучения: самостоятельная работа Тема 9. Охрана природы и заповедное дело Формы занятий: лекция, беседа, устный журнал, поход, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: самостоятельная работа Дидактический материал: картины и фотоматериалы, Форма подведения итогов обучения: тестирование Список литературы:
и другие. |
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие... Методические рекомендации предназначены для руководителей кружков (секций), учителей биологии и географии, организаторов туристско-краеведческой... | Дополнительная образовательная программа «Роль личности в истории»... Программа предназначена для учащихся 9-11 классов, испытывающих интерес к истории Отечества | ||
Согласовано Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 5 –6 классов общеобразовательных учреждений | Образовательная программа для специальных (коррекционных) классов VII вида ... | ||
Образовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дополнительная образовательная программа танцевального кружка «Fiesta» относится к художественной направленности | ||
Бобкова Валентина Дмитриевна Дополнительная образовательная программа Дополнительная образовательная программа: Начальное техническое творчество “Электрифицированная игрушка” | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дополнительная образовательная программа кружка «Русский праздник» имеет художественно-эстетическую направленность | ||
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9... Целью кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение... | Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9... Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,... | ||
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной... | Центр духовно-нравственного и творческого развития личности Образовательная... В целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся начального звена Московского района г. Чебоксары и в рамках плана учебно-воспитательной... | ||
Рабочая программа объединения по интересам «Компьютерная графика» Дополнительная образовательная программа: модифицированная дополнительная образовательная программа «Компьютерная графика», научно-технической... | Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | ||
Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым... Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на... | Дополнительная образовательная программа Адаптированная образовательная... Адаптированная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования |