Скачать 241.08 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики ЧР ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Центр духовно-нравственного и творческого развития личности Образовательная программа «Юные пожарные» для учащихся 1-4 классов работу выполнила Баранова Татьяна Константиновна методист и педагог дополнительного образования МВ(С)ОУ «Центр образования №2 г.Чебоксары» слушатель курсов повышения квалификации по программе «Формирование профессиональной компетенции педагога и методиста дополнительного образования» Научный руководитель: ст. преподаватель Герасимова Е.А. Пояснительная записка. В целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся начального звена Московского района г.Чебоксары и в рамках плана учебно-воспитательной работы МВ(С)ОУ «Центр образования №2 г.Чебоксары» была разработана образовательная программа «Юные пожарные» для учащихся 1-4 классов. Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине детской шалости. Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в образовательном учреждении, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил. Данная программа по курсу «Юные пожарные» предназначена для младших школьников 1-4 классов (7-11 лет) и рассчитана на 2 года. Программа спортивно-технического направления впервые позволяет закрепить знания по пожарной безопасности в течение двух лет и организовать дружины юных пожарных на базе общеобразовательных школ Московского района. Кроме того данная программа включает как спортивные занятия, так и декоративно-прикладные. Цель - создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне. Основные задачи: 1. Обучение правилам пожарной безопасности. 2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара. 3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. 4. Улучшения правовой и экологической подготовки. 5. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Обучение проводится во внеурочное время. Форма проведения занятий – игра, беседа, презентация, лекция в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, спортивными соревнованиями. Во время занятий проводить необходимо спортивные разминки, игры и прогулки на свежем воздухе. При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть и на пожарно-техническую выставку. К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД, РОВД, юристов. Ожидаемые результаты: К завершению обучения учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
Оценка результатов. Для оценки результативности знаний применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг. Нулевой мониторинг — диагностика первичных знаний о пожарной безопасности, экологической культуре учащихся. Для диагностики используется анкетирование, тестирование и собеседование. Текущий мониторинг — тестирование и выполнение текущих творческих заданий. Заключительный мониторинг — участие в районном конкурсе по противопожарной безопасности и в экологической конференции. На конкурсе и конференции оценивается уровень усвоения полученных знаний. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ. Тема 1. Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг. Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности. Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня. Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области, районе, городе. Человек сильнее огня. Демонстрация видеофильмов. Тема 2. С огнем не шути. Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии. Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита. Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей. Тема 3. Единая служба спасения 01 Бедствия от огненных стихий. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон “01”. Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества. Экскурсии в пожарную часть. Тема 4. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов и веществ. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. Тема 5. Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками. Тема 6. Творчество на противопожарную тематику. Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть поделка из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, макет, конструкторское изделие и прочее. Работы должны иметь противопожарную направленность. Занятия проводятся в виде конкурса. Лучшие работы могут составить экспозицию и быть выставлены в « Центре образования №2 г.Чебоксары» для показа. Тема 7. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге. Причины загорания одежды. Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах. Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская помощь при ожогах. Тема 8. Дым над лесом. Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов, в Чувашии. Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара. Тема 9. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации. Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. План эвакуации людей в случае возникновения пожара. Знакомство со знаками пожарной безопасности. Тема 10. Пожарно-строевая подготовка. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Тема 11. Пожарно-спасательный спорт. Физическая подготовка учащихся. Нормы и требования спортивной классификации. Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег по дистанции, финиш). Упражнения по пожарно-строевой и физической подготовке. Спортивные игры. Учебно-тематический план по курсу «Юные пожарные» первый год обучения
Учебно-тематический план по курсу «Юные пожарные» второй год обучения
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ. Тема 1. Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы Пожарной охраны. . Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных. Профессии людей в пожарной охране. Профессиограмма пожарного. Тестирование на профпригодность. Тема 2. История ПО в Америке и Европе. Возникновение ПО в США, Германии, Франции, Арабских Эмиратах, ЮАР. Сходство и отличие в работе пожарных стран мира. Административная ответственность виновников пожара.. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности. Оформление альбома. Презентация. Тема 3. Государственный пожарный надзор: структура, назначение, права и обязанности. Специализированные пожарно-технические группы. Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов Встреча с работниками ПО и ГПН. Тема 4. Изучение территории микрорайона. Условные знаки, основы топографии. Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации и требования к нему. Составление карты-схемы. Тема 5. Небрежное обращение с огнем. Причины и последствия. Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров. Материальные последствия пожаров. Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара. Важность профилактики пожаров. Изготовление буклета и наглядного пособия на данную тему. Тема 6. Противопожарный режим в жилом доме. Правила содержания чердаков, подвалов , лестничных клеток. Пути эвакуации. Изготовление плана-схемы эвакуации или макета жилого (многоквартирного) дома Тема 7. Охраняйте школу от огня. Изготовление макета школы, пожарного щита или огнетушителей. Тема 8. Автоматические средства обнаружения, извещения и тушения пожара. Электрическая пожарная сигнализация. Изготовление плаката «Виды пожарного оборудования», «Виды пожарной техники» Тема 9. Пожарно-прикладной спорт. Нормы. Требования. Правила и формы занятий. Макет спортивной площадки для занятий юных пожарных. Тема 10. Охрана природы от пожаров. Работа над проектами. Участие в районной научно-практической конференции. Пропаганда и профилактика пожарной безопасности. Виды и методы. ВДПО. Участие в районной программе по пожарной безопасности. Литература для педагога. 1. Азбука вашей безопасности: Методическое пособие для учителей начальной и средней общеобразовательной школы и работников дошкольных учреждений. - Чебоксары: Чувашское кн. изд.-во, 1999.-224 с.
4. Методические рекомендации по ГО. Разработал: главный специалист отдела организации государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Чувашской Республике С.Я. Салтыков - Чебоксары: 2007.-Юс. ил. 5. Неменок Ю.П. Справочные материалы по некоторым темам курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Пособие для преподавателей –организаторов ОБЖ 5-11 классов. М., Издательство «Фирмы Глянц», 1995 – 68с.
8. А.Т. Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, И.Ф.Богоявленский, В.Н.Латчук, С.В.Петров Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.; Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; 000 «Издательство ACT», 2002. -155, (5) с: ил. 9. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А.Васнев. - 2-е изд.- М.: Просвещение. 2001. - 160 с, 8 л. ил. Литература для детей.
Список сайтов, рекомендуемых для посещения: http://www.vniipo.ru/ “Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны" http://www.sec4all.net/stat-all.html сайт по безопасности http://www.0-1.ru/ справочник пожарного http://www.aha.ru/~zav777/ московская пожарная охрана http://www.mchsrb.ru/fire/common.shtml сайт МЧС http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml сайт «Пожарный» http://www.fireman.ru/myzei/istor1/istor.htm история пожарной охраны http://www.fireman.ru/myzei/memor/s-p/memo.htm книга памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга в мирное время http://www.fireman.ru/myzei/myz-tex.htm музей пожарной техники и средств пожаротушения http://www.mchsrb.ru/fire/recomend.shtml рекомендации по пожарной безопасности http://www.fireman.ru/bd/ppb/1p10.htm действия при пожаре http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml пример пожарной статистики http://antenna.com.ua/stat/arh_2000/34_9.htm пример происшествия в школе… Приложение Нулевой мониторинг.«Туши пожар, пока в беду не попал»ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: (Звучит музыка, появляется Шапокляк.) Шапокляк: Так, что бы такого сделать плохого. ( находит спички). О, спички, так – так. Сейчас я костёрчик разведу. Тётя Кошка: Ой, бабушка, что это Вы делаете? Шапокляк: Ой, напугала – то, что это ты кричишь, на пожаре что ли?! Тётя Кошка: Не останови я Вас – не миновать пожара. Шапокляк: Да ладно, пожара! И, во – первых, какой пожар из – за одной спички?! Тётя кошка: Не скажите! Ростом спичка – невеличка, Не смотрите, что мала. Эта маленькая спичка Может сделать много зла. Крепко помните, друзья, Что с огнём шалить нельзя! Шапокляк: Ух, ты! А я не знала, что эта спичка такая хулиганка. Теперь я поняла… То, что спички не игрушка, Знает каждый, знают все. Не давайте спички детям, А то быть большой беде. Мадам, кто такая будете? Тётя Кошка: Меня зовут тётя Кошка. Шапокляк: Так это у Вас, тётя Кошка, дом сгорел. А ещё меня учит, как со спичками обращаться! Тётя Кошка: Да, был такой случай. Но теперь я умею правильно обращаться с огнём. Шапокляк: Ну что же, уговорили,. Останусь, авось пригодиться. А где твои ребята? Тётя Кошка: А вот и они. Встречайте эти команды «Искра» и «Пламя». Уважаемая гражданка Шапокляк, представьте, что Вы идёте по улице и видите – из окна валит дым, и появился огонь. Шапокляк: Я – то, я – то? Что, что, убегу, а то подумают, что я подожгла. Тётя Кошка: Да разве так можно? Нужно же помочь! Шапокляк: А, помочь! А… Тогда я буду помогать выносить ценные вещи телевизор, видик, ковры, шубы.. Тётя Кошка: Да, нет, что Вы такое говорите. Ребята, что нужно сделать, если видите: начинается пожар? ( ответы детей). Тётя Кошка: Правильно, нужно сразу позвонить по телефону « 01»Шапокляк: Нужно записать: Если вдруг увидишь дым, Что – то загорится, Позвони по « 01». Сразу всё уладится! Какой номер интересный и простой. Тётя Кошка: Совершенно верно. Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждёт. Шапокляк: Уважаемая тётя Кошка, а давайте проверим, правильно ли наберут этот номер наши команды в такой ситуации. Но в начале пусть дети представят по очереди свои команды и назовут девиз. ( представление команд). Конкурсная программа. 1конкурс: « примите вызов» Шапокляк: Если где – то задымиться, Если что – то загорится, По тревоге как один, Позвоним по ( все дети « 01» ) И ближайшему району Позвоним по телефону. Где горит и что горит, И кто об этом говорит! Как всё просто и легко не правда ли ребята? 2 конкурс: « интеллектуальная разминка. Ответы на загадки о пожаре»
Коричневые шапчонки. ( спички)
Он горячий, как огонь. ( уголь) 3 конкурс: « Пожарная каска» Условия конкурса: Участникам необходимо добежать до стульчика, надеть пожарную каску, забраться по гимнастической лестнице, затем спуститься, положить каску на стульчик и добежать до команды первым. 4конкурс: « переноска пострадавшего» Условия конкурса: Двое участников должны додуматься, как перенести на руках пострадавшего на пожаре ребёнка. ( Это можно сделать с помощью рук. Двое скрещивают руки и предлагают пострадавшему сесть на руки.) 5конкурс: « ответы на вопросы» 1.От чего люди гибнут на пожаре? ( от дыма, огня, ядовитых газов, потери сознания)
6конкурс: « отгадай из какого произведения отрывок и кто автор»
Что за гром над мостовой? Дом пылает за углом, Сто зевак стоит кругом. Весь чердак уже в огне, Бьются голуби в окне. На дворе в толпе ребят Дяде Стёпе говорят:
Наши голуби сгорят? ( « Дядя Стёпа» С. В. Михалков)
К морю синему пошли, Море синее зажгли, Море пламенем горит Выбежал из моря кит: « Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите! « Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами и блинами И сушёными грибами ( « Путаница» К. И. Чуковский)
Вот и последний, пожаром объятый. Чёрного дыма висит пелена, Рвется наружу огонь из окна. Надо ещё подтянуться немножко. Парень, слабея. Дополз до окошка. Встал задыхаясь в дыму, На карниз, девочку взял И спускается вниз. ( «Рассказ о неизвестном герое С. Я. Маршак»)
Позвонили и запели:
Все сгорели карусели?
Не сгорели карусели. И качели уцелели! ( « Телефон» К. И. Чуковский) Методическое обеспечение программы.Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в школеВ дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Естественно, что главным видом деятельности учащихся в течение всего времени пребывания в школе является учёба. Однако в данном случае речь идёт не только и не столько о содержании учебных предметов, сколько о необходимости изучения в школе раздела "Пожарная безопасность" курса "Специальная подготовка". Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Основной формой обучения школьников правилам пожарной безопасности является беседа. При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории сельсовета, района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т.п.). Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику. Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приёмов тушения огня. Более эмоциональное воздействие на учащихся оказывает посещение пожарища. У сгоревшего или повреждённого огнем здания школьникам обязательно надо рассказать о причинах этого и других пожаров, особенно по причине детской шалости. В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуация. Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения. В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Причём в этом возрасте риск может как недооцениваться, так и переоцениваться, впрочем как и "цена" риска. Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождается эмоциональной напряжённостью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т.п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным "ЧП", то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряжённости. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится, прежде всего на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебные программы специальных занятий, направленных на изучение правил пожарной безопасности с привлечением знаний из других учебных дисциплин (например, химии), выполняет функцию подобной тренировки. Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить чёткую программу действий. Формулирование такого умения редко выделяется в виде специальной учебной задачи, хотя низкая эффективность стихийного развития этого процесса очевидна. Целесообразно поэтому независимо от характера учебной дисциплины вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности учащихся. Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность деятельности теряет свой стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации. Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего школьного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности. Школа, объединяя учеников и учителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие учащимся навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой школьной жизни и раздел "Пожарная безопасность" должен изучаться со всей серьёзностью наравне с другими предметами. Источник: Отделение профилактики пожаров ГУ "Чувашская республиканская противопожарная служба" ГКЧС Чувашии Раскраска пожарных знаков. Модель сотрудника МЧС Раскраска пожарной машины и пожарного. Конструирование из бумаги. Пожарный робот. |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | Краеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного... | ||
Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия... Белгородской области на 2011-2013 годы и в целях дальнейшего совершенствования традиций духовно-нравственного воспитания населения... | ||
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей... | Рабочая программа включает 4 раздела Технология для 1, 2, 3, 4-го классов, рабочих тетрадей по трудовому обучения «Я всё умею делать сам» для 1, 2, 3, 4-го классов, Концепции... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка Сегодня под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе комплексной программы физического... | Программа по окружающему миру разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Окружающий мир» 1 – 4 классы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Школы Урока является социально-педагогическая поддержка становления и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. А. Плешакова по предмету «Окружающий мир» для 1 – 4 классов, учебников по окружающему миру А. А. Плешакова для 1 – 4 классов,... | ||
Рабочая программа по музыке 3 класс разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по музыке «Музыка», авторов:... | Анализ воспитательного процесса мкоу дёбинская сош Родине, гордости за свою страну имеет огромное значение для развития ребенка и является источником формирования лучших человеческих... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого «Литературное чтение» для 1 – 4 классов, учебников Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого по литературному... |