Раздел 2.3.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся Школы Урока Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Школы Урока направлена на создание демократического уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов и ценностей, реализуемых в совместной деятельности гимназии, учащихся и семьи. 2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся Школы Урока Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Школы Урока является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Школы Урока:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство младшего школьника с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2.3.2. Принципы духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся Школы Урока Перечисленные ниже принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся определяют концептуальную основу демократического уклада Школы Урока.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие, включает в себя организацию:
а) учебной деятельности (программа «Базовое образование», включающее в себя предпрофильную и профильную подготовку);
б) внеурочной деятельности (программы «Рекордное образование»);
в) внеурочной деятельности (программа «Лидерское образование»).
Содержание разных видов учебной, внеучебной и внеурочной деятельности интегрируется вокруг ценностей. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность младшего школьника как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. 2.3.3. Основные направления, ценностные основы, содержание и формы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Школы Урока Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в школе Урока (таблицы 11-14) осуществляется по следующим направлениям: а) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; б) воспитание нравственных чувств и этического сознания; в) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; г) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Таблица 11 Первое направление.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
Содержание духовно-нравственного развития
и воспитания
| Формы учебной
деятельности в классе
| Формы внеурочной
деятельности в классе
| Формы внеурочной
деятельности в школе
| начальные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах
начальные представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Кузбасса и города Кемерово
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Кузбасса, города Кемерово
| Окружающий мир
1 класс. Уроки «Архитектурные сооружения Москвы – столица России, Санкт-Петербурга. Их признаки»
3 класс. Уроки «Россия на карте: политические соседи России (положение стран на карте, флаги стран, традиции разных народов)»
4 класс. Уроки «Древняя Русь: возникновение государственности на Руси, монголо-татарское иго, княжеские распри», «Российское государство: присоединение Сибири (поход Ермака), реформы Петра I, оборона Севастополя», «СССР: подвиг народа в блокадном Ленинграде в Великую Отечественную войну, освоение целины, покорение космоса», «Современное состояние России в графиках и диаграммах», «Современная форма правления. Основной закон страны»
Английский язык
Сообщение «Я и мои друзья»
Музыка
3 класс. Уроки «Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргский», «Гимн России. А Александров, слова С. Михалкова», «Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева», «Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой» и др.
4 класс. Уроки «песня о России. В Локтев, слова О. Высотской» и др.
| 1. Тематические классные часы «Конституция России – основной закон», «Официальные символы России, Кузбасса, г. Кемерово», «От первых стягов земли русской до знамени Победы» и др.
2. Викторина «Российские государственные институты»
| 1. Проект «Социальные практики – Восхождение» программы «Семейный фестиваль»
2. Проект «Малые Олимпийские Игры – Выбираю здоровье» программы «Семейный фестиваль»
3. Проекты «Соседство», «Скаутинг», «Образовательный туризм» , «Выставки в школе», «Школьный музей» программы «Рекордное образование»
| Окружающий мир
4 класс. Уроки «Символы российской государственности (Государственный флаг и Государственный герб)», «История российского флага, флага Кузбасса и города Кемерово. Герб России и Кузбасса, эмблема города Кемерово»
| 3. Творческий конкурс «Флаг, герб, гимн России и Кузбасса, флаг и эмблема г. Кемерово, нашего класса»
| Окружающий мир
4 класс. Уроки «Государственные праздники России»
| 4. Конкурс творческих работ «Содержание и значение государственных праздников»
| начальные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении
| Окружающий мир
Общество – совокупность людей. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации.
| 1. Тематические классные часы «Выборы как форма управления государством» и др.
2. Выборы школьного самоуправления
| 1. Проект «Социальные практики – Восхождение» программы «Семейный фестиваль»
2. Проект «Соседство», «Образовательный туризм», «Школьный музей» программы «Рекордное образование»
| начальные представления о правах и обязанностях гражданина России
| 3. Совместная познавательная акция со старшеклассниками «Права и обязанности гражданина» и др.
| начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны
начальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов
уважение к защитникам Родины
ценностное отношение к русскому языку, как государственному, языку межнационального общения, русской культуре
ценностное отношение к культуре родного края, народному творчеству, этнокультурным традициям, особенностями быта народов России
| Окружающий мир
3 класс. Уроки «Народы, населяющие Россию (5-7 названий), их национальные обычаи (на примере народов, представители которых учатся в классе)»
Экскурсия в кемеровский областной краеведческий музей «Жизнь и быт людей, проживающих в Кузбассе, в прошлом»
Изобразительное искусство
4 класс. Уроки «Каждый народ – художник», «Искусство объединяет народы» и др.
| 1. Тематические классные часы «Одна страна – одна судьба», «Они защищали Родину», «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», «Культура России, культура Кузбасса», «Вернуть нельзя, забыть невозможно. Ценности семьи в фотографиях» и др.
| 1. Проекты «Социальные практики – Восхождение»,
«Творческая мастерская – Радость людям» программы «Семейный фестиваль»
2. Проекты «Соседство», «Скаутинг», «Образовательный туризм», «Выставки в школе», «Школьный музей» программы «Рекордное образование»
| Окружающий мир
История Отечества
Музыка
1 класс. Уроки «Песня Садко. Опера «Садко» Н. Римский-Корсаков»
| 2. Кинозал «Фильмы о примерах служения и исполнения гражданского долга»
3. Игра-путешествие «Жизнь и подвиги российских воинов-богатырей»
| Окружающий мир
Праздники. День Победы.
Литературное чтение
4 класс. Уроки «Г.Х Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Н.С. Гумилев «Капитаны», «О Генри «Вождь краснокожих» и др.
Музыка
2 класс. Уроки «Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня», «Песня об Александре Невском; Вставайте люди русские! Из контаты «Александр Невский». С. Прокофьев» и др.
3 класс. Уроки «Славны были наши деды», «Вспомним братцы», «Русь и славу!» и др.
| 4. Экскурсия в музей боевой славы Кузбасса
5. Акция «Ветеран» и др.
| Окружающий мир
Духовно-нравственные и культурные традиции России.
Литературное чтение
2 класс. Уроки «А.А. Тарковский «Слово только оболочка», «Дж. Родари «Почему слово так дорого ценится, В.А. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово», И.А. «Бунин «Слово»
| 6. Праздник «Русского языка» и др.
7. Экскурсия в музей-заповедник «Красная горка»
| Окружающий мир
1 класс. Уроки «Предметы быта и их признаки»
Экскурсия в кемеровский областной краеведческий музей «История вещей»
2 класс. Экскурсия в кемеровский областной краеведческий музей «История родного края»
4 класс. Экскурсия в кемеровский областной краеведческий музей «Календарные обряды и праздники»
Музыка
1 класс. Уроки «Рождественские колядки и рождественские песни народов мира» и др.
| 8. Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница»
9. Экскурсия в Кемеровский областной краеведческий музей
| любовь к гимназии, городу Кемерово, Кузбассу, России
| Окружающий мир
3 класс. Уроки «Москва, Кузбасс и Кемерово на карте: рост территории, достопримечательности» и др.
Изобразительное искусство
4 класс. Уроки «Древние города нашей Родины» и др.
| 1. Кинозал «История нашего города»
2. Семейная игра «Что? Где? Когда?» по истории города, Кузбасса, России
| 1. Проекты «Социальные практики – Восхождение», «Малые Олимпийские Игры – Выбираю здоровье», «Волонтерское движение – Доброе сердце», «Творческая мастерская – Радость людям» программы «Семейный фестиваль»
2. Проекты «Радужный городок», «Школа управления», «Учком» программы «Лидерское образование»
3. Проекты «Олимпиада», «Соседство», «Нооген», «Скаутинг», «Детская школа искусств», «Детско-юношес-кая спортивная школа», «Образовательный туризм», «Выставки в школе», «Школьный музей» программы «Рекордное образование»
| стремление активно участвовать в делах класса, гимназии, семьи, города
| Окружающий мир
2 класс. Уроки «Моя личная история и история моей семьи. Измерение времени в десятилетиях и веках. Родственные отношения в семье»
4 класс. Уроки «Семейные праздники. Традиции празднования»
Английский язык
Сообщения «Я и моя семья», «Родная страна»
| 3. Коллективные творческие дела в классе, осуществляемые совместно с родителями, посвященные государственным праздникам
| умение отвечать за свои поступки
| Литературное чтение
4 класс. Уроки «Н.С. Гумилев «Детство», «В.Ю. Драгунский «Что я люблю», «… И что я не люблю», «В.Ю. Драгунский «Друг детства», «В.Д. Берестов «Деньги в детстве» и др.
| 4. Выполнение поручений классного и школьного самоуправления
|
Таблица 12 |