Скачать 76.29 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Дарасун Карымского района Забайкальского края Дополнительная образовательная программа «Роль личности в истории» для учащихся 9-11 классов Автор-составитель Брагина Елена, учитель истории и экономики 2008 Пояснительная записка. Предлагаемая программа предназначена для учащихся 9-11 классов, испытывающих интерес к истории Отечества. Программа рассчитана на 68 часов. Реализуется за счёт учреждения дополнительного образования. Структура программы соответствует структуре программы изучения «Истории России» в 10-м -11-м классах. Актуальность программы определяется тем, что в условиях современного общества возрастают требования к качеству образования по общественным дисциплинам, в частности, по истории. Качественное образование по истории невозможно без рассмотрения в учебном курсе «История России» событий через призму влияния личности на ход исторических событий. Однако учебного времени на изучение роли личности в истории явно недостаточно, т. к. количество часов на изучение предмета в рамках базисного учебного плана не изменяется, а объем исторического материала ежегодно возрастает. Никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические и прочие условия не начнут «работать», если их не приведут в действие люди, в первую очередь, лидеры, видные деятели страны. И чем более ярким характером обладает лидер, чем активней он вторгается в жизнь общества, тем более сильное влияние он оказывает на судьбы страны; ведь каждый лидер становится таковым, потому что он тысячами нитей связан с людьми, с большими массами населения, которое его выдвинуло, поддержало, пошло за ним к общим целям. Именно поэтому важно понять формирование характера таких лидеров, их человеческие пристрастия, их сильные и слабые стороны. Все эти качества, так или иначе, отражаются в их деятельности, влияют на историю народа. Практическая значимость курса. Программа курса обеспечивает углубленное изучение истории России и ориентирована на подготовку выпускников школы к итоговой аттестации. Новизна программы заключается в том, что данный курс, включает материал, не содержащийся программах по истории для базового уровня образования. Цель курса: углубление и расширение знаний по истории Отечества через изучение роли личности в истории. Задачи: - развитие познавательного интереса школьников, интересующихся историей; - формирование навыков работы с историческими источниками и научно-популярной литературой; - совершенствование умений диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего; - закрепление мотивации выбора истории в последующем профессиональном образовании; - содейстствие развитию коммуникативных способностей, прежде всего устной речи. Прогнозируемые результаты: - повышенный уровень познавательной активности учащихся; - сформированность навыков работы с историческими источниками и научно-популярной литературой; - сформированность коммуникативных способностей учащихся; - закрепление мотивации выбора истории в последующем профессиональном образовании. Структура курса, отбор методов и форм проведения занятий соответствует целям и задачам курса. Формы проведения занятий: - фронтальная - при работе над теоретическим материалом; - групповая - при выполнении практических задач в виде докладов и рефератов . - индивидуальное консультирование. При изучении курса используются технологии – ИКТ и проблемного обучения. Программа реализуется методическими приемами стимулирования интереса к учебе, приемами коммуникативного подхода к обучению, исследовательского и частично-поисковых методов. Методы проведения занятий: - мини-лекции, семинары с элементами дискуссий. Содержание программы предусматривает опережающие задания по некоторым темам. Отслеживание и оценивание результатов обучения происходит при проведении собеседований, проверки практических работ. Учебный план.
Содержание программы Тема 1. Введение цели и задачи курса. Ожидаемые результаты. Тема 2. Политические деятели Киевской Руси (IX-XII в). Деятельность первых русских князей. Олег- создатель Древнерусского государства; Игорь – продолжатель дел Олега как во внутренней политике, так и во внешней; Ольга – первая христианка в княжеской династии Рюриковичей; Святослав – «Александр Македонской Восточной Европы»; Владимир Святой – государственный деятель, реформатор, полководец; Ярослав Мудрый – создатель первого письменного свода законов на Руси – «Русская правда». Тема 3. Политические деятели периода феодальной раздробленности. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо - князья Владимиро-Суздальского княжества; Александр Невский – великий русский полководец, защитник православной Руси от католического Запада. Иван Калита – один из первых собирателей русских земель вокруг Москвы; Дмитрий Донской и его победа на Куликовском поле. Современники Донского – Алексей и Сергий Радонежский . Иван III – образование единого государства Россия, свержение ига Орды. Тема 4. Политические и общественные деятели периода XVI – начало XVIIв. Иван Грозный – формирование сословно-представительной монархии, опричнина и ее последствия. Расширение территории на восток; Борис Годунов и начало Смуты; Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – руководители народного ополчения. Освобождение России от интервентов. Тема 5. Политические, государственные и общественные деятели периода начало XVIIв – начало XIX вв. Первые Романовы – Михаил, Алексей. Становление самодержавия. Алексей Михайлович – «тишайший царь» и события «бунташного века» Патриарх Никон и его церковная реформа. ПетрI и его реформы. Внешняя политика Петра I – Азовские походы и Северная война. «Дворцовые перевороты» - борьба за наследие Петра. Правление Екатерины II и «просвещенный абсолютизм». «Золотой век» Российского дворянства. Внешняя политика Екатерины II. Короткий период правления Павла I. Александр I и его преобразования. А.В.Суворов, М.И.Кутузов – великие полководцы XVIII-XIX вв. Николай I и расправа над декабристами. Попытки решения крестьянского вопроса. Неудачи внешней политики Николая I. Александр II и Великие реформы II половины XIX в. Александр III и его контрреформы. Тема 6 Политические, государственные, общественные лидеры в XX начале XXI в. Николай II и внешняя политика . С.Ю.Витте, П.А.Столыпин – реформаторы начала ХХ в. В.И.Ульянов и становление советского политического строя. И.В. Сталин и политическая борьба в большевистской партии после смерти Ленина. Усиление позиций И.В.Сталина. Сталин и советская модернизация. Г.К.Жуков и победа в Великой Отечественной войне. Н.С.Хрущев и начало десталинизации. Реформы Н.С. Хрущева и их итоги. Л.И.Брежнев и новая Конституция СССР, Концепция «развития социализма» и ее итоги. Политический «застой» и «геронтократия». Попытки А.Н.Косыгина осуществить переход к новой модели хозяйственного развития. Предыстория «перестройки» - деятельность Ю.В.Андропова и К.У.Черненко «Перестройка» М.С.Горбачева и ее итоги. Б.Н.Ельцин – первый президент России. Переход к рыночной экономике и неудачи на этом пути. В.В.Путин и новая Россия. Экономический и политический курс президента Д.А.Медведева . Литература
а) DVD – «Царь Иван Грозный», ООО Видеостудия «Кварт» ,Москва DVD – «Царь Борис Годунов» ,ООО Видеостудия «Кварт» ,Москва DVD – «Государь Алексей Михайлович», ООО Видеостудия «Кварт», Москва DVD – «Битва на Куликовом поле», ООО Видеостудия «Кварт», Москва DVD – «Николай I», ООО Видеостудия «Кварт», Москва б) Видеофильмы: - «Император Павел I», ООО Видеостудия «Кварт», Москва - «Император Алексей I», ООО Видеостудия «Кварт», Москва - «Императрица Екатерина Великая», ООО Видеостудия «Кварт», Москва - «Александр II» ,ООО Видеостудия «Кварт» ,Москва - «Александр III», ООО Видеостудия «Кварт», Москва |
Дополнительная образовательная программа «Исследователи природы»... А наличие живого уголка, обеспечивает постоянное общение с животными, что играет огромную роль в их психо эмоциональном развитии,... | Согласовано Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 5 –6 классов общеобразовательных учреждений | ||
Центр духовно-нравственного и творческого развития личности Образовательная... В целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся начального звена Московского района г. Чебоксары и в рамках плана учебно-воспитательной... | Дополнительная образовательная программа кружка «Туристы экологи» для учащихся VI – VII классов Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Тутаева Ярославской области | ||
Бобкова Валентина Дмитриевна Дополнительная образовательная программа Дополнительная образовательная программа: Начальное техническое творчество “Электрифицированная игрушка” | Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории | ||
Рабочая программа курса «истории» для 6 Х классов Составитель Охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает... | Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель:... Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся... | ||
Учебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского... | Рабочая программа объединения по интересам «Компьютерная графика» Дополнительная образовательная программа: модифицированная дополнительная образовательная программа «Компьютерная графика», научно-технической... | ||
Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | Программы элективных курсов источниковедение истории России (для... России» рассчитана на использование в 10 классе в объеме 34 часов в системе с курсом «История России», который она дополняет и расширяет.... | ||
Рабочая программа по истории для 5 9 классов Составитель программы | Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования... Разработка модуля уроков истории по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов | ||
Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым... Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на... | Учебная программа курса по выбору Автор-составитель Автор-составитель Т. В. Головацких, учитель иностранного языка, муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... |