Скачать 326.75 Kb.
|
МОУ Дреневская основная общеобразовательная школа. Обобщение опыта работы по теме: «Интенсификация обучения немецкому языку при помощи учебных языковых игр» Учитель немецкого языка: Лупанова Ольга Леонидовна. Специфика обучению иностранному языку в условиях сельской школы определяется в значительной мере неоднородностью коллектива учащихся, недостаточно высокой мотивацией к изучению иностранного языка. Занятия иностранным языком в условиях сельской, особенно малокомплектной школы, проводятся в группах разной наполняемости, которые, как право, малочисленны. Ученический коллектив неоднороден на всех этапах обучения из- за отсутствия отдельных параллелей или же небольшого количества учащихся, обучающихся в одной параллели. Поэтому учителю приходится одновременно решать целый комплекс задач: поддерживать интерес к изучению иностранного языка и повышать мотивацию общения у всех учащихся групп и т. д. Решать эти и многие другие задачи возможно лишь в том случае, если учитель располагает разнообразными, дидактическими материалами, комплектами для поведения различных организационных форм работы. Особенно эффективными в данном случае могут быть упражнения игрового характера, которые могут проводиться в группах разной наполняемости и варьироваться в зависимости от уровня языковой подготовки школьников. Они позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки к языку. Игра в условиях сельской школы позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение всего урока, снимает утомлённость, восполняет дефицит общения в иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. Они могут быть разнообразными по своему значению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащённости, количеству учеников и т. д. С их помощью можно решить какую – либо задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д. Игра является действующим инструментом преподавания, который активизирует мысленную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул в овладении языком. По мнению психологов (А. А. Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т. е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Д. Б. Эльконин считает, что игра для человека выполняет четыре важнейшие функции: средство развития мотивационно - потребной сферы, средство познания, средство развития умственного действия и средство развития произвольного проведения. Игра всегда предлагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся.именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы проведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведёт за собой развитие развивающее значение игры заложено в её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра – это: 1) деятельность; 2) мотивированность; 3) индивидуализированная деятельность, личная; 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5) развитие психологических функций и способностей; 6) «учение с увлечением »(С. Л. Соловейчик). Е. И. Пасов выделяет 6 основных целей использования игр на уроке иностранного языка: 1. Формирование определённых навыков, например: - Отгадайте, куда мы пойдём? - Вы пойдёте в кино? – нет - Вы пойдёте в парк? – нет - Вы пойдёте …? - … . 2. Развитие определённых речевых умений, например, после прохождения темы «квартира» можно провести такую игру: - Ваш одноклассник получил новую квартиру (на доске схема квартиры), поможем ему расставить мебель. 3. Обучение умению общаться: - Конкурс на самого вежливого собеседника. - Поздоровайтесь и сделайте комплимент. - Выразите своё несогласие другу, маме. - Какие выражения вы используете, чтобы привлечь внимание. 4. Развитие необходимых способностей и психологических функций. а) Игра «Внимательный ли ты?». Петю просили купить хлеба, масла, булку и сахар, а он купил булку, сахар, хлеб и молоко. Что он забыл? б) «Снежный ком». У1: Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную пасту и щётку. У2: Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан щётку, пасту, мыло… и т. д. Побеждает тот, кто больше запомнит и правильно повторит. 5. Познания в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, лото, путешествия, конкурсы. 6. Запоминание речевого материала. а) рифмовки; б) сопровождение слов мимикой и жестами («Как всегда» - с упрёком махнуть рукой; «Кислый» - сморщиться); в) повторение одного и того же слова разными людьми (разных профессий, характеров). Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и поведения их, материальной оснащённости, количеству участников и т.д. С их помощью можно решить какую– либо задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т. д. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в интересной для них деятельности, способствует более точному и быстрому запоминания иностранных слов и предложений. Этому же служит сам факт, что знания материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминая уже пройденное и запоминая всё новое. Ещё одним условием игры считается её доступность детям. Игра активизирует общение ребят к контакту друг с другом и с учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учеником и учителем. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самим быть увлечённым. Место игры на уроке и отводимое им время зависит от ряда фактов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока, коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражается элемент состязательности, они требуют подвижности и т. д. Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно, чтобы учитель делал это, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ по окончанию игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создание правильных межличностных отношениях в коллективе. В игре главным принципом классификации материала могут быть определённые уровни или аспекты языка: 1. игры с буквами. 2. игры со словами. 3.синтаксические игры. 4. игры с текстом. 5.идеоматические игры. 6.грамматические игры. 7. поэтические игры. 8. корректировочные игры . 9. загадки, ребусы. Эта классификация может быть расширена, т. к. на уровне слова, предложений и текстов могут выполняться:
Применяя языковые и речевые игры на уроке , учитель должен помнить следующее:
Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Но все игры проводиться должны методически грамотно. Для этого необходимо:
Одни игры выполняются учащимися индивидуально и оцениваются самим учителем, другие – коллективно, когда итоги подводит специально выбранное жюри. Для организации и проведения отдельных игр требуется своеобразное материальное обеспечение (цветные фломастеры, мелки, разноцветные листки бумаги одноформатные или разных размеров, картинки, таблицы, диапозитивы, транспаранты и т. д.) Другие игры проводятся на основе устной установки учителя или же соответствующего задания, написанного на карточке, в книге. Одно и то же управление может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость упражнения – игры, способ её организации и проведения. Ниже приведены образцы игр, которые целесообразно проводить в небольших группах. Языковые игры. Игры с буквами. 1. Алфавит. Назовите любые слова в алфавитном порядке. Например: Apfelsine – Bücher – Chemie – Dusche… Выигрывает тот, кто больше слов назовет или кто слово не называет, тот выходит из игры. 2. Алфавит животных. Назовите животных по алфавиту, трудные буквы можно пропустить. Например: Affe – Bär – Chamäleon … 3. Города, страны, реки. Назовите по одному городу, стране, реке на одну букву алфавита. Например: A – Athen, Afganistan, der Amur B – Bremen, Bolivien, der Burg C – Chemnitz … 4. Приятного аппетита. Ветер перепутал буквы в словах. В этих словах спрятались продукты, из которых получился бы вкусный пирог. Угадайте их. Например: Lehm – ( Mehl), Nivalle – ( Vanille), Zeruck – ( Zucker), Hanse – ( Sahne), Iree – ( Tier). Игры со словами 1. Мы сочиняем. Образуйте из двух групп слов сложные существительные. Mond Plan Spiel Licht Affe Tür Sonne Käfig Werk Schein Flug Zeug Vogel Ball Haus Leute 2. Найди слово. В каждом из данных слов спрятано еще более короткое слово. Найди его. Например: Traum – Raum Schmaus, Kaffe, Rinde, Graben, Schaufel, Schlamm, Leiste, Feier, Marmor, Gedanke, Bedingung. 3. Города. Определи название города, о котором здесь написано. Например: In welcher Stadt lebt man schwer? ( Schwerin). In welcher Stadt wird man alt? (Altenburg). In welcher Stadt gibt es noch wilde Tiere? ( Löwenberg). Welche Stadt liegt im Norden? ( Nordhausen). Welche Stadt ist reich? ( Reichenbach). In welcher Stadt ist es finster? ( Finsterwalde). In welcher Städten leben Moritz, ( Moritzburg) Rudolf ( Rudolfstadt) und Marie gern ( Marienberg). 4. Найди антонимы. Игроки садятся в круг, один игрок бросает другим мяч и называет слово с подходящим значением. Например: Es ist heiß. Другой игрок реагирует: Es ist kalt. Mein Buch ist neu. – Meins ist alt. Синтаксические игры. 1.Учащиеся играют парами. Задача состоит в том, чтобы за 30 сек. составить как можно длиннее предложение, начиная с одного слова, каждый раз игроки по очереди добавляют по одному слову. Например: А В Der Hund Der Hund und Der Hund und die Der Hund und die Katze Тот, кто не смог продолжить предложение, выбывает из игры. Игры с текстом. 1. Дополните историю и прочитайте её. Придумайте сами похожее задание для вашего партнера. Die Katze und der Hund. Die Katze hatte einen Vogel gefangen. Sie wollte mit … spielen, wie sie es bei Mäusen … So lies sie den … loß. Er flog auf … Leiter. Die … schlich ihm nach. Der Vogel … höher. Die Katze … ihm nach … flog der Vogel aufs Dach. Die Katzen … ihm nach. Aber der … war schon auf dem Schornstein … und … in die Wolken. Die Katze … ihn nicht mehr sehen. Aber sie … noch sein Lied. „Tirili“ … er, „jage nicht nach Vögeln, wenn … von Fliegen nichts verstehst!“ Идиоматические игры. 1.Определите, какие слова относятся к сладостям, а какие к напиткам. Mexikaner (Getränk) Mohnschnecke (S) Eisbein (Speise) Magenbitter (G) Rumkugeln (S) Windbeutel (S) Himbeergeist (G) Schweinsohren (S) 2. Что здесь несъедобное? Почему? Augapfel – Granatapfel – Zankapfel – Paradiesapfel а) Erdbirne – Glühbirne – Butterbirne b) Stopfpilz - Steinpilz – Butterpilz – Glückspilz Поэтические игры. 1.Назови слова, у которых первые буквы разные, а остальные одинаковые. Например: Hund – Mund – Pfund - ... Haus, Loch, Bein, Kind, Schnee, Strand, Wolle. 2.Подарки к дню рождения. Напиши слова-рифмы, которые могут быть подарками к дню рождения. |