Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3





Скачать 421.23 Kb.
НазваниеЗадачи и трудности подросткового возраста Билет №3
страница1/5
Дата публикации29.02.2016
Размер421.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
Образовательный минимум для учащихся 7 классов по Обществознанию

Образовательный минимум проходит в форме устного экзамена по билетам.

Билет №1

Переходный возраст

Билет №2

Задачи и трудности подросткового возраста

Билет №3

Переход во взрослую жизнь

Билет №4

Физические изменения у подростков

Билет №5

Темперамент и характер

Билет №6

Интеллект, эмоции, чувства

Билет №7

Самооценка подростка

Билет №8

Выдающаяся личность

Билет №9

Лидер и его качества

Билет №10

Личность подростка

Ответы на поставленные билеты:

Билет №1

Переходный возраст

Возраст человека — это не только число прожитых лет, ре гулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рожде ния, но и определенное положение в обществе. Оно связано с новыми нравами, обязанностями, ответственностью.

В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11 (12) до 15лет, что соответ ствует среднему школьному возрасту учащихся 5—8 классов. Этот период называют переходным от детства к взрослой жиз ни (юности). От подростков окружающие ожидают более зре лых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют. В детстве пове дение ребенка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пере сматривать свое отношение к миру, принимать и самостоя тельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы.

Наряду со словом подросток применяется сравнительно но вое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: Сеепз - период от 13 до 19 лет, а#е — возраст. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».

В этом возрасте происходят важные физиологические изме нения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические изменения: по являются влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую без причины, проявляются склонность к необдуманно му риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркну тое стремление к независимости и самостоятельности.

Особенности подросткового возраста

Ученые убеждены, что «правильный» возраст, когда ребе нок во всем слушается взрослых, продолжается до 10—11 лет. В 7—10 лет маленький человек во всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело — старший подросток, всту пивший в период от 13 до 15 лет.

Старший подростковый период называют еще «трудным воз растом» или «переломным периодом». Именно в это время «пра вильное» поведение сменяется «неправильным». Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают правила или предлагают взрослые. Непокорность — это своеоб разная проба пера. Подросток занят важной работой — воспита- нием в себе самостоятельности, независимости. Естествсшто, что подобная работа не проходит без осложнений и ошибок.

На этом этапе родители не узнают своего ребенка — на столько сильно он меняется. От почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки часто переходят вна чале к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи ребенком, он смотрел на мир глазами своих родителей, то теперь у подрост ка выстраивается параллельная система ценностей и взглядов па мир. Она частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

Уже в младшем подростковом возрасте заметно стремление ребенка к самоутверждению. Особенно интенсивным оно ста новится в возрасте 12—13 лет. Тинейджер стремится к самоут верждению в учебе, физическом и психическом совершенство вании, старается добиться успеха в любом виде деятельности.

По отношению к подросткам могут применять еще одно сло во — юный, хотя юность — это период развития, следующий за подростковым. Однако в связи с удлинением подросткового пе риода специалисты часто употребляют слова подростковый и юный как синонимы. И не только специалисты. Наверное, вам приятно, когда пожилая женщина обращается к вам со словами: «Молодой человек (другой вариант: юноша, девушка), помогите мне, пожалуйста!» Быть юношей или девушкой, т. е. выглядеть не по годам взрослым, не только приятно, но и очень ответствен но. Ведь от вас ждут настоящих, взрослых поступков.

Зрелость — период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, социально и духовно.

Взрослая жизнь — это не только возрастной период, но и участие в труде, и выполнение семейных обязанностей. Однако без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе и к семейной, период юности может стать временем ут раченных возможностей.

Строгое разграничение людей но возрастам произошло не давно. Детство, как возрастной период, появилось лишь 150 лет назад. В 10—12 лет крестьянский сын считался верным помощ ником в иоле, он выполнял множество хозяйственных работ, о которых не имеет представления большинство нынешних го рожан. Известны случаи, когда в Гражданскую войну в России командирами полков были подростки, например, 16-летний Ар кадий Гайдар. В годы Великой Отечественной войны 15-летние подростки нередко сбегали на фронт, сражались с врагом в ря дах партизан. В истории многих государств ребенок королев ских кровей мог выполнять взрослые роли — был королем и правил государством. Правда, чаще всего это происходило под пристальным вниманием многочисленных советников. Ученые заметили такую закономерность: чем меньше продолжительность жизни и чем менее развитым является общество, тем быстрее дети переходят в ряды взрослых. В обществе, где ожидаемая продолжительность жизни (среднее число лет, которые человек надеялся прожить) ко роче, человек становится пожилым в 40—45 лет. Сегодня люди живут до 75—80 лет. Такого запаса хватает на продол жительное детство, полноценную молодость и остается на интересную старость.

В Средневековье понятие «детство» отражало не столько возраст, сколько социальную зависимость. А поскольку зави симым человек мог оставаться всю свою жизнь, то соответст венно и детство растягивалось надолго. Люди низкого соци ального положения воспринимались как дети и считались таковыми, независимо от возраста. Для русского помещика все крестьяне являлись «чадами», а он вел себя по отноше нию к ним как отец. Они так и обращались к нему: «батюшка наш». От слова «чадо» произошло известное всем «домочад- 

Советуем запомнить

Возраст - 1) в хронологическом плане - период времени от момента рождения до настоящего или до другого определенно го момента времени; 2) в физическом и психологическом - оп ределенный этап в развитии человека: детство, отрочество, юность...; 3) в социальном плане - изменения социального ста туса: дошкольник, учащийся, работник, пенсионер. Подростковый возраст - период развития детей от 11 -1 2 до 1 5 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, воз расту учащихся 5-8 классов. Подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости.

Возрастная периодизация - выделение периодов жизни че ловека по анатомо-физиологическим и социально-психологи ческим признакам. Принято выделять: младенчество - от мо мента рождения до 1 года; преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет; дошкольный - от 3 до б лет; младший школьный — от б до 10 лет; подростковый - от 11 до 15 лет; юношеский - от 15 до 21 года; зрелый - от 21 года до 60 лет; пожилой - от 60 до 75 лет; старческий - от 75 до 90 лет; долгожители - свыше 90 лет.

цы». Когда говорят «великовозрастное чадо», то подразуме вают переростка. В «Толковом словаре живого великорус ского языка» В. Даля указывается, что старинное слово «чадь» служило собирательным названием челяди, дружины, ополчения, воинов.

И сегодня понятие «детство» таит в себе идею подчинения и зависимости, но она никак не связана с классовым положе нием людей. Понятие «отрочество» появилось не сразу. В Рос сии XVII—XIX веков отрочество наступало в возрасте 14— 16 лет, а до того ребенка именовали «дитятей».

Понятие подросткового возраста и юности впервые сфор мулировано в XVIII веке педагогами эпохи Просвещения.

Важную роль в этом сыграл ЖЖ. Руссо (1712—1778) — вели кий французский писатель и философ-просветитель. Он идеа лизировал детство и юность, считая их непорочным периодом жизни человека со светлыми помыслами и романтическими устремлениями. По мнению Руссо, общество портит человека, поэтому детство и юность следует защищать от его пагубного влияния.

Таким образом, подростковый период — это отрезок жизни между детством и зрелостью. В эпохи Античности и Средневековья он был довольно коротким, а в современ ном обществе под воздействием научно-технического про гресса и удлинения сроков обучения (после школы сразу в вуз) он постоянно растягивается. Эту промежуточ ную ступень между детством и взрослой жизнью люди проходят по-разному и за разное время. Подростковый пе риод можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У природы человека свои непреложные зако ны. Хотя многим подросткам хочется быстрее стать взрос лым.

Подростковый период — испытание, данное каждому че ловеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! А сколько еще пройдут?

Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожа лению, каждый подросток начинает свой путь снова. Юно шеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то прохо дивших тем же путем, не всех учат. Вы можете совершать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных вопро сов. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрос ти, чаще всего вы, повинуясь голосу природы, будете упор но искать собственные ответы на вопросы жизни.

Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жиз ненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор, сможете избежать многих ошибок.

Билет №2

Задачи и трудности подросткового возраста

Подростковый возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частич но к группе взрослых. В одних случаях к подросткам отно сятся как к детям, а в других как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Подростки еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве.

Подросток находится в состоянии перемещения, перехо дя из одной возрастной группы в другую. Он стремится по-

скорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. Л сколько проблем возникает в повседневной жизни подро стка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводи лось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знако мые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на ли це новые прыщи.

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие зада чи, которые приходится решать каждому из нас. Они так и называются — жизненные задачи. Их выявил американский психолог Р. Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и об разование» он выделил задачи развития в юности, которые по считал обязательными:

1. Принятие своей внешности и умение аффективно вла деть телом.

2. Формирование новых, более зрелых отношений со свер-стниками обоего пола.

3. Принятие мужской или женской роли.

4. Достижение эмоциональной независимости от родите лей и других взрослых.

5. Подготовка к трудовой деятельности.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7. Появление желания нести ответственность за себя и об щество.

8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач никуда не уйти, с их решением нельзя опоздать, отложить напоследок. Не выполнил эти зада чи, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьезных отношений. Все задачи жизни на до решать в свое время. Таково неписаное правило обществен ной жизни. Продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой. Задачи иодростко- вой и юношеской жизни образуют строгую последователь ность. Навыки, которыми ты овладел при решении предыду щей задачи, понадобятся для решения последующей.

Как известно, после юности следует наступление возрас та зрелости. Если кому-то не удалось справиться с задачами, которые надо решать будучи подростком и юношей, он бу дет испытывать постоянную тревогу и осложнения в отно шениях с другими людьми в зрелом возрасте. В чем же за ключается выполнение этих задач? Рассмотрим их в предложенной последовательности.

Подготовка к выполнению жизненных задач

1. Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. В подростковом возрасте человеку свойст венно чрезмерно беспокоиться по поводу своих физических данных: то рост слишком мал, то веснушек очень много. Подростку необходимо принять свой физический облик и изменения, происходящие в организме, а также научиться заботиться о своем теле и эффективно владеть им в таких видах деятельности, как физкультура и спорт, отдых и раз влечения, учеба и повседневные дела.

2. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего иола. Детские интересы и дружба меж ду сверстниками одного пола у подростков, юношей и деву шек должны дополняться разнополой дружбой. Вы все еще толкаете девчонок, дергаете их за волосы, вместо того чтобы подать им пальто, угостить мороженым или пригласить в ки но? Значит, вы еще не повзрослели. Чтобы стать взрослым, не обходимо научиться искусству общения с представителями другого пола.

3. Принятие мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как — женщина? Как они должны се бя вести? Кем должны стать в жизни? Недостаточно маль чикам играть в войну, а девочкам — в куклы. Надо учиться более взрослым отношениям между мужчиной и женщиной. Подумать, например, о том, что такое роль мужчины как кормильца семьи и роль женщины в создании домашнего уюта и в воспитании детей. Посоветуйтесь с родителями. Они вам помогут разобраться, кто есть кто и что есть что в мире взрослых.

4. Достижение эмоциональной независимости от роди телей и других взрослых. Подросток должен установить от ношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости. Подростки, восстающие против родителей и других взрос лых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться по нимать самих себя и старших, уметь разбираться в причинах конфликта.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. Одной из первейших задач юности считается выбор профессии, подго товка к профессиональной деятельности и достижение эконо мической независимости, когда юноша или девушка способны самостоятельно обеспечивать себя. Первая часть этой задачи заключается в том, чтобы выяснить, чего вы хотите от жизни. Вторая часть — выбор профессии, обучение и начало профес сиональной деятельности.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Большинство юношей и девушек стремятся создать счастли вую семыо. Уже на школьной скамье должны постепенно вы рабатываться навыки дружелюбного общения с представите лями противоположного пола, умение не только ухаживать, но и строить долговременные и прочные межличностные от ношения. Девушкам рекомендуется присмотреться к жизнен ному опыту матерей, навыкам решения конфликтов в семье, уходу за детьми и велению домашнего хозяйства, а юношам

к жизненному и социальному опыту отцов, умению зарабаты вать деньги, содержать семыо, брать на себя всю ответствен ность за принимаемые решения, быть сострадательным и ве ликодушным.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconТематическое планирование по обществознанию, 7 класс
Называть задачи подросткового возраста, высказывать суждения по проблеме разногласий с родителями
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconКалендарно-тематическое планирование 7 класс. № п/п
Особенности курса «Обществознание» в 7 классе. Понятие подросткового и переходного возраста
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 icon1. Теоретические основы изучения логического запоминания у детей подросткового возраста
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconПрограмма дисциплины утверждаю
Курс «Психология подросткового возраста» предназначен для формирования у обучающихся системы представлений об особенностях психического...
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconОсобенности подросткового возраста
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16...
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconВозрастные особенности младшего подросткового возраста
Развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных,...
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconМетодическая разработка Тема: «Интернет зависимость или вред от социальных сетей»
Классный час по профилактике Интернет-зависимости среди детей старшего подросткового возраста
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из наиболее сложных проблем в развитии подростков является проблема межличностного взаимодействия, обусловленная спецификой...
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconПовышение уровня самостоятельности у учащихся подросткового возраста
Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя...
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 icon«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей...
Обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и семейных взаимоотношений стр. 4
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Раскрыть особенности подросткового возраста (физиологические и психологические) и убедить родителей в необходимости знания их своеобразия...
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconРодительское собрание «Первые проблемы подросткового возраста»
Чтобы наш урок получился таким, вы должны быстро и активно работать, быть внимательными, быстро вспоминать всё, что было изучено...
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconТема 1 «Психические новообразования подросткового возраста. Особенности...
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности и качества коррекционной работы
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению...
Б 5 Психология и педагогика развития детей: психология подросткового возраста
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выявление вич-инфекции среди молодежи и несовершеннолетних, обуславливает необходимость ведения повсеместной работы по профилактике...
Задачи и трудности подросткового возраста Билет №3 iconСоциокультурные стандарты привлекательности и их связь с формированием...
Биболетова М. З., Трубанева Н. Н.( Программа курса английского языка к умк «Enjoy English» для учащихся 7 классов общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск