Скачать 0.53 Mb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организацияВысшего профессионального образования«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»(АНОО ВПО «ВЭПИ») СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДЕНА:протоколом заседания кафедрыпсихологииот «____»___________ 2010 г. № ___ Заведующий кафедрой ____________ (подпись) Е.В. Чеснокова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОПД. Ф.14 «Социальная психология» для подготовки студентов очной, заочной и сокращенной форм обучения по специальности 030301 «Психология»
Воронеж 2010 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Данный курс предназначен для студентов дневной, сокращенной и заочной/сокращенной форм обучения психологического отделения социально-правового факультета ВЭПИ. Программа составлена с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие исследования. В ней сохранены наиболее устоявшиеся и общепринятые темы и разделы, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания социальной психологии в высшей школе. Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп. Цель изучения дисциплины: продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками. Задачи изучения дисциплины: 1) проанализировать социально-психологические проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; 2) исследовать новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 3) изучить социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении; 4) провести анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
уметь:
владеть навыками:
3. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 030301 «Психология»
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ, СОКРАЩЕННОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Социальная психология как наука Тема 1. Предмет, задачи социальной психологии Предмет социальной психологии. Исторически сложившиеся ветви социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками о человеке и обществе. Методы социальной психологии. Тема 2. История формирования социально-психологических идей Атрибуции. Виды атрибуций. Принципы анализа атрибуций. Теория Келли. Фундаментальная ошибка атрибуции. Феномен деятеля, наблюдателя. Тенденциозность самонадеянности суждений. Эгоцентрическая тенденциозность. Феномен самовозвеличивающей тенденциозности. Методы изучения атрибуции. Проявления искажений атрибуции в обыденной жизни. Тема 3. Междисциплинарные связи социальной психологии с другими науками Аттитюд. Теории аттитюдов. Парадокс Лапьера. Исследование А. Уикера. Объяснение парадоксов (по М. Смиту, М. Рокичу, Л. Фестигнеру, В. Ядову, Р. Фазио и др.) стуктура аттитюда. Функции аттитюдов. Взаимосвязь аттитюдов. Раздел 2. Закономерности социального влияния Тема 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину Социальный стереотип. Виды стереотипов. Структура стереотипов. Исследование стереотипов У. Липпмана. Влияние стереотипов на поведение . функции социальных стереотипов. Предубеждения и предрассудки как аттитюды. Виды предрассудков. Способы разрушения предрассудков. Социальные предрассудки в современной России. Тема 5. Первые социально-психологические теории Предпосылки появления теории. Научный вклад Л. Фестингера. История возникновения теории. Когнитивный диссонанс как психологический феномен. Следствия из теории. Практическое применение теории когнитивного диссонанса в обыденной жизни и профессиональной практике. Достоинства и недостатки теории. Тема 6. Закономерности общения и взаимодействия людей Научные предпосылки к появлению теории самоатрибуции. Анализ человеком собственного поведения как условие формирование аттитюдов о себе. Процесс перехода деятеля на позиции наблюдателя и сопутствующие этому искажения атрибуции. Сравнение теории Л. Фестингера и Д. Бема. Объяснительный потенциал теории Д. Бема. Применение этой теории в психологической практике. Тема 7. Социальные роли Социальные роли. Теории социальных ролей Дж.Мида, Дж. Морено, Р. Линтона. Социальный статус. Виды статусов. Престиж и авторитет. Проблемы взаимосвязи статуса и роли. Критика концепции Р. Линтона. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Ролевые экспектации. Интернализация роли. Развитие представлений о социальных ролях в онтогенезе. Недостатки теории ролей. Тема 8. Гендерные роли Пол. Гендер. Гендерные роли. Маскулинность. Фемининность. Концепции соотношения маскулинных и фемининных свойств личности. Гендерные типы. Андрогения. Концепция Андрогении С. Беем. Закономерные изменения общественного уклада. Генетические и социальные аспекты формирования гендерных ролей. Тема 9. Социально-профессиональная деформация личности Профессиональные роли. Социально-профессиональная деформация личности. Проявления и предпосылки развития профессиональной деформации. Виды социально-профессиональных деформаций личности. Феномен хронической усталости. Феномен социального выгорания. Тема 10. Агрессия как психологический феномен Определение агрессии. Агрессивность. Психоаналитическая теория агрессии. Этологический подход к анализу агрессии. Теория фрустрации-агрессии Дж. Долларда, Н. Миллера др. доработка этой теории. Теория агрессии Л.Берковица. Доработка этой теории автором. Теория социального научения агрессии А. Бандуры. Сравнительный анализ теорий агрессии. Тема 11. Методы изучения агрессии Экспериментальная парадигма изучения агрессии в социальной психологии. Характеристика классических экспериментов. Наблюдение за агрессией. Роль методов опроса в изучении агрессивности. Сравнение достоинств и недостатков указанных методов. Другие методы изучения агрессии. Психодиагностические методы изучения агрессивности. Тема 12. Внешние факторы усиления агрессии Факторы внешней среды: жара, шум, теснота, дым и пр. Ситуативные переменные, ассоциирующиеся с агрессивными реакциями. Социальные предпосылки к агрессии: провокация, нападение, фрустрация, присутствие других и т.д. Алкоголь и агрессия. Тема 13.Внутренние факторы агрессивности Биологические основы агрессивности. Гипотеза о наследуемости агрессивности. Гипотеза аномалий половых хромосом. Гормональная гипотеза. Нейропсихологические гипотезы агрессивности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов. Основные социальные факторы усиления агрессивности. Семейное воспитание. Типы агрессоров. Личностные факторы, коррелирующие с агрессивностью. Тема 14. Пассивность очевидцев происшествий Причины пассивности очевидцев происшествий. Личностные факторы. Социально-демографические факторы. Характеристика ситуативных переменных пассивности очевидцев. Экспериментальные исследования пассивности очевидцев к оказанию помощи. Тема 15. Теории альтруизма Альтруизм. Эволюционная теория. Теория уменьшения дистресса. Теория эмпатии. Теория социальных норм. Концепция альтруизма З.Фрейда, коррекция этой концепции неофрейдистами. Экспериментальные исследования альтруизма. Сравнительный анализ теорий альтруизма. Факторы усиления альтруизма. Тема 16. Конформность Конформность. Экспериментальные исследования. Критический анализ парадигмы исследования конформности С. Аша. Факторы конформности. Проявление конформности в обыденной жизни. Нормативное и информационное влияние. Взаимосвязь проявлений конформности с другими феноменами влияния малой группы на поведение. Тема 17. Огруппление мышления Концепция И. Джаниса. Причины огруппления мышления. Симптомы огруппления мышления. Факторы усиления огруппления мышления. Анализ конкретных случаев проявления данного феномена. Взаимосвязь с другими феноменами влияния малой группы на поведение. Недостатки концепции И. Джаниса. Тема 18. Деиндивидуализация поведения Деиндивидуализация поведения в группе. Причины временного снижения самоконтроля человека в группе. Паника как частный случай деиндивидуализации поведения. Деиндивидуализация поведения в обыденной жизни. Способы противодействия деиндивидуализации поведения. Тема 19. Эффект аудитории Влияние присутствия других на поведение. Социальная фасилитация. Социальная ингибиция. Условия возникновения различных проявлений эффекта аудитории. Концепция Р. Зайонца. Экспериментальные исследования. Дополнения к концепции эффекта аудитории. Проявления этого эффекта в обыденной жизни. Тема 20. Социальная леность Социальная леность. Экспериментальные исследования. Условия усиления эффекта социальной лености. Социальная леность в обыденной жизни.
План семинарского занятия №1 Тема: Предмет и задачи психологии личности ПЛАН:
Список литературы к семинарскому занятию 1 Майерс Д. Психология / Д. Майерс – Минск, 2001. План семинарского занятия №2 Тема: Соотношение базовых понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум Термины и понятия для запоминания: Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность, универсум. ПЛАН: 1.Раскройте понятие индивид как представитель вида. 2. Дайте определение понятию личности. 3. В чем сущность индивидуальных и социально-психологических особенностей личности? 4.Каков смысл понятия «субъект деятельности»? 5.В чем состоит необходимость определять личности как субъекта ? 6.Каковы характерные черты индивидуальности? 7. Универсум как высшая степень духовного развития личности. Задание для самостоятельной работы студентов Вопросы для обсуждения:
Темы рефератов и докладов
Список литературы к семинарскому занятию.
План семинарского занятия № 3 Тема: Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Термины и понятия для запоминания: Факторы развития, компоненты индивидуальности, личностные черты, социальное и биологическое в индивидуальности, свойства индивидуальности, задатки, анатомо-физиологические особенности, макросреда, общественно полезная деятельность, общение, воспитание, самовоспитание. ПЛАН:
Задания для самостоятельной работы студентов Вопросы для обсуждения: 1.Почему понятие индивидуальность человека необходимо, прежде всего, в педагогической деятельности? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами из своего собственного опыта школьной жизни? 2.Охарактеризуйте личность психолога как индивидуальность. Насколько вы можете выразить свою индивидуальность в своей будущей профессиональной деятельности? Темы рефератов и докладов.
Список литературы к семинарскому занятию
План семинарского занятия № 4 Тема: Развитие познавательной и эмоциональной сферы личности Термины и понятия для запоминания: Познавательная сфера личности, эмоционально-волевая сфера личности, обучение, интеллектуальное поведение, эмоционально-волевое поведение, восприятие действительности, социальная среда, структура интеллекта, эмоциональные состояния, виды чувств. . ПЛАН:
Задания для самостоятельной работы студентов Вопросы для обсуждения:
Темы докладов и рефератов:
Список литературы к семинарскому занятию
План семинарского занятия №5 Тема: Развитие направленности, характера и способностей личности Термины и понятия для запоминания: Способности, характер, направленность, цели, установки, мировоззрение, мотивы, потребности, линии поведения и развития направленности, способностей и характера личности. ПЛАН:
Задания для самостоятельной работы студентов Вопросы для обсуждения: Многие психологи считают, что в процессе своей профессиональной деятельности претерпевают деформацию многие личностные свойства психологов такие, как способности (например, эмпатические способности), черты характера (толерантность, конгруэнтность, аттракция и др.), направленность (направленность на людей). Выразите свою точку зрения по данному мнению. Заметили ли вы существенные изменения своей личности в процессе обучения в вузе? Темы рефератов и докладов
Список литературы к семинарскому занятию.
План семинарского занятия №6 Тема: Развитие психологической структуры деятельности Термины и понятия для запоминания: Целеполагание, планирование действия, операции и способы действия, навык, самоконтроль, саморегуляция, самопрогнозирование, профессиональное самопрогнозирование, профессионал. ПЛАН:
Задания для самостоятельной работы студентов Вопросы для обсуждения: 1.Философ Э.В.Ильенков утверждает, что «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности». Как категория «деятельность» связывает между собой понятия «индивид», «личность», «субъект»? 2.Как проявляются в вашей личной и профессиональной деятельности категории саморегуляции и самопрогнозирования? Темы рефератов и докладов. 1.Проблема профессионального самопрогнозирования. 2.Самоконтроль и саморегуляция в деятельности психолога. 3.Студенческий возраст и профессиональное самопргнозирование. Список литературы к семинарскому занятию.
План семинарского занятия №7 Тема: Основные направления психического развития личности Термины и понятия для запоминания: Факторы развития, внешние факторы, внутренние факторы, среда, биогенетика, предпосылки развития, обучение, воспитание, уровни развития, актуальное развитие, ближайшее развитие. ПЛАН:
Задания для самостоятельной работы студентов Вопросы для обсуждения: 1.Каково соотношение факторов внешнего и внутреннего развития в вашем личностном и профессиональном формировании? 2.Какова связь между внутренними предпосылками развития (активностью, мотивами) и внешними (обучением и воспитанием) в психическом и профессиональном становлении вашей личности? 3. Что формирует личность наследственность или среда? Темы рефератов и докладов.
Список литературы к семинарскому занятию.
План семинарского занятия №8 Тема: Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии Термины и понятия для запоминания: Человек как биологический вид, онтогенез, личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности, качества личности, способность к организации времени, социальное мышление, по уровневое развитие личности в онтогенезе, этапы социальной зрелости, факторы ее формирования, общественно полезная деятельность, ядро личности, система ее отношений, воздействие на формирование ядра личности, личность как целостной системы внутренних условий, личностные компоненты общности и устойчивости, функциональная динамическая структура личности, элементы структуры личности, личность как целостное и духовное образование, теория установки как общепсихологическая концепция. ПЛАН:
Задания для самостоятельной работы студентов Вопросы для обсуждения:
Темы рефератов и докладов
Список литературы к семинарскому занятию
План семинарского занятия №10 Тема: Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии. Термины и понятия для запоминания: Теория социализации, теория научения, теория ролей, социогенетический подход, биогенетический подход, психогенетический подход, психодинамическая ориентация, когнитивистская ориентация, персонологическая ориентация. ПЛАН:
Задания для самостоятельной работы студентов Вопросы для обсуждения: 1.Каковы основания выделения основных направлений в теории личности в зарубежной психологии? 2.Сделайте соотношения между концепциями личности в отечественной и зарубежной психологии. Темы рефератов и докладов.
Список литературы к семинарскому занятию
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ. Тематика рефератов.
Курсовые работы – учебным планом не предусмотрены. 10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Список основной литературы, рекомендуемой для изучения дисциплины «Социальная психология». 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376с. 2. Майерс Д. Социальная психология: Учеб. пособие / Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой, В. Гаврилова, С. Шпак. - СПб.: Питер.- 2001 - 684с. 3. Прикладная социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: Изд-во НПО"МОДЕК".- 1998. - 688с. Список дополнительной литературы, рекомендуемой для изучения дисциплины «Социальная психология».
9. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или Практическая психология на каждый день. / Н. Козлов. - М., 1998. -276с. 10.Казанский О.Л. Игры в самих себя. / О.Л. Казанский. - М., 2001. – 331с. 11. Леви В. Искусство быть другим. / В. Леви. - С-Пб., 1992.-214с. 12.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения./ М.И. Лисина. - М., 1996. – 259с. 13. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 475с. 14.Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учебное пособие для студентов вузов./ А.Н. Сухов. - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 256с. 15.Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Институт психологии РАН, КСП+, Академический Проект, 1999. - 448с. Автономная некоммерческая образовательная организация Высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ» (АНОО ВПО «ВЭПИ») СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДЕН: протоколом заседания кафедры психологии от «____»___________ 2010 г. № ___ Заведующий кафедрой ____________ (подпись) Е.В. Чеснокова ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ дисциплины ОПД.Ф. 14 «Социальная психология» для подготовки студентов очной, сокращенной и заочной формы обучения по специальности 030301 «Психология» Заочная форма обучения Воронеж 2010 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
|
Рабочая программа дисциплины Социально-психологические аспекты управления.... Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть профессионального цикла | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Курса «Социальная психология» «Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 Общая психология: эмоции и воля |