Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология»





НазваниеРабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология»
страница1/3
Дата публикации08.03.2016
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3

Автономная некоммерческая образовательная организация

Высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»


(АНОО ВПО «ВЭПИ»)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕНА:

протоколом заседания кафедры
психологии

от «____»___________ 2010 г. № ___

Заведующий кафедрой ____________

(подпись)

Е.В. Чеснокова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОПД. Ф.14 «Социальная психология»

для подготовки студентов очной, заочной и сокращенной форм обучения

по специальности 030301 «Психология»



Очная форма обучения

Трудоемкость 120 часов

Аудиторных 64 часа

Лекционных 32 часов

Практических 32 часов

СРС 56 часов
Заочная/сокращен. форма обучения

Трудоемкость 120 часов

Аудиторных 18 часов

Лекционных 14 часов

Практических 4 часа

СРС 102 часа
Форма отчетности: экзамен


Составитель: канд. психол. наук,

доцент кафедры психологии

Рябышева Е.Н.


Воронеж

2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Данный курс предназначен для студентов дневной, сокращенной и заочной/сокращенной форм обучения психологического отделения социально-правового факультета ВЭПИ. Программа составлена с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие исследования. В ней сохранены наиболее устоявшиеся и общепринятые темы и разделы, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания социальной психологии в высшей школе.

Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.

Цель изучения дисциплины: продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками.

Задачи изучения дисциплины:

1) проанализировать социально-психологические проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

2) исследовать новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

3) изучить социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

4) провести анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • существующие методологические подходы к анализу феномена психического;

  • актуальные проблемы современной методологии психологии;

  • систему методов и методик психологического познания человека, а также способы их практической реализации;

  • принципы построения экспериментальных психологических методик, а также их проверку по ряду критериев, оценивающих их качество;

уметь:

    • осуществлять выбор методик в соответствии с практической и теоретической надобностью;

    • ориентироваться в основных психологических категория;

    • ориентироваться в основных психологических принципах;

    • осуществлять методологический анализ содержания психологических текстов.

владеть навыками:

  • теоретического анализа.


3. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности

030301 «Психология»


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ОПД.Ф.14

Социальная психология

120




История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.





4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ, СОКРАЩЕННОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ




п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего трудоемкость

Дневная форма обучения

Заочная, сокращенная форма обучения
Лекции

Семинар.
занятия

СРС


Лекции


Семинар.

занятия

СРС





Социальная психология как наука


18
6

6

6

3

3

12

1

Предмет, задачи социальной психологии.

6

2

2

2

1

1

4

2

История формирования социально-психологических идей.

6

2

2

2

1

1

4

3

Междисциплинарные связи социальной психологии с другими науками.

6

2

2

2

1

1

4




Закономерности социального влияния

42

14

14

14

7

1

30

4

Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.

6

2

2

2

1

1

4

5

Первые социально-психологические теории.

6

2

2

2

1

-

5

6

Закономерности общения и взаимодействия людей.

6

2

2

2

1

-

5

7

Соотношение категорий общение и деятельность.

6

2

2

2

1

-

5

8

Общение как коммуникация.

6

2

2

2

1

-

1

9

Общение как интеракция.

6

2

2

2

1

-

5

10

Общение как социальная перцепция.

6

2

2

2

1

-

5




Влияние группы на поведение

30

7

7

16

4

-

27

11

Психология группы.

6

1

1

4

1

-

5

12

Психологические особенности больших социальных общностей.

6

1

1

4

1

-

5

13

Структурные и динамические характеристики малой группы.

6

1

1

4

1

-

5

14

Психологические особенности больших социальных общностей.

6

2

2

2

1

-

6

15

Структурные и динамические характеристики малой группы.

6

2

2

2

-

-

6




Закономерности общения и взаимодействия людей

30

5

5

20

-

-

30

16

Проблемы личности в социальной психологии.

6

1

1

4

-

-

6

17

Социализация личности.

6

1

1

4

-

-

6

18

Механизмы, агенты социализации.

6

1

1

4

-

-

6

19

Социальная установка. Влияние аттитюдов на поведение.

6

1

1

4

-

-

6

20

Проблемы личности и группы.

6

1

1

4

-

-

6




ВСЕГО

120

32

32

56

14

4

102




  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1. Социальная психология как наука

Тема 1. Предмет, задачи социальной психологии

Предмет социальной психологии. Исторически сложившиеся ветви социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками о человеке и обществе. Методы социальной психологии.
Тема 2. История формирования социально-психологических идей

Атрибуции. Виды атрибуций. Принципы анализа атрибуций. Теория Келли. Фундаментальная ошибка атрибуции. Феномен деятеля, наблюдателя. Тенденциозность самонадеянности суждений. Эгоцентрическая тенденциозность. Феномен самовозвеличивающей тенденциозности. Методы изучения атрибуции. Проявления искажений атрибуции в обыденной жизни.
Тема 3. Междисциплинарные связи социальной психологии с другими науками

Аттитюд. Теории аттитюдов. Парадокс Лапьера. Исследование А. Уикера. Объяснение парадоксов (по М. Смиту, М. Рокичу, Л. Фестигнеру, В. Ядову, Р. Фазио и др.) стуктура аттитюда. Функции аттитюдов. Взаимосвязь аттитюдов.
Раздел 2. Закономерности социального влияния

Тема 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину

Социальный стереотип. Виды стереотипов. Структура стереотипов. Исследование стереотипов У. Липпмана. Влияние стереотипов на поведение . функции социальных стереотипов. Предубеждения и предрассудки как аттитюды. Виды предрассудков. Способы разрушения предрассудков. Социальные предрассудки в современной России.
Тема 5. Первые социально-психологические теории

Предпосылки появления теории. Научный вклад Л. Фестингера. История возникновения теории. Когнитивный диссонанс как психологический феномен. Следствия из теории. Практическое применение теории когнитивного диссонанса в обыденной жизни и профессиональной практике. Достоинства и недостатки теории.
Тема 6. Закономерности общения и взаимодействия людей

Научные предпосылки к появлению теории самоатрибуции. Анализ человеком собственного поведения как условие формирование аттитюдов о себе. Процесс перехода деятеля на позиции наблюдателя и сопутствующие этому искажения атрибуции. Сравнение теории Л. Фестингера и Д. Бема. Объяснительный потенциал теории Д. Бема. Применение этой теории в психологической практике.
Тема 7. Социальные роли

Социальные роли. Теории социальных ролей Дж.Мида, Дж. Морено, Р. Линтона. Социальный статус. Виды статусов. Престиж и авторитет. Проблемы взаимосвязи статуса и роли. Критика концепции Р. Линтона. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Ролевые экспектации. Интернализация роли. Развитие представлений о социальных ролях в онтогенезе. Недостатки теории ролей.
Тема 8. Гендерные роли

Пол. Гендер. Гендерные роли. Маскулинность. Фемининность. Концепции соотношения маскулинных и фемининных свойств личности. Гендерные типы. Андрогения. Концепция Андрогении С. Беем. Закономерные изменения общественного уклада. Генетические и социальные аспекты формирования гендерных ролей.
Тема 9. Социально-профессиональная деформация личности

Профессиональные роли. Социально-профессиональная деформация личности. Проявления и предпосылки развития профессиональной деформации. Виды социально-профессиональных деформаций личности. Феномен хронической усталости. Феномен социального выгорания.
Тема 10. Агрессия как психологический феномен

Определение агрессии. Агрессивность. Психоаналитическая теория агрессии. Этологический подход к анализу агрессии. Теория фрустрации-агрессии Дж. Долларда, Н. Миллера др. доработка этой теории. Теория агрессии Л.Берковица. Доработка этой теории автором. Теория социального научения агрессии А. Бандуры. Сравнительный анализ теорий агрессии.
Тема 11. Методы изучения агрессии

Экспериментальная парадигма изучения агрессии в социальной психологии.

Характеристика классических экспериментов. Наблюдение за агрессией. Роль методов опроса в изучении агрессивности. Сравнение достоинств и недостатков указанных методов. Другие методы изучения агрессии. Психодиагностические методы изучения агрессивности.
Тема 12. Внешние факторы усиления агрессии

Факторы внешней среды: жара, шум, теснота, дым и пр. Ситуативные переменные, ассоциирующиеся с агрессивными реакциями. Социальные предпосылки к агрессии: провокация, нападение, фрустрация, присутствие других и т.д. Алкоголь и агрессия.
Тема 13.Внутренние факторы агрессивности

Биологические основы агрессивности. Гипотеза о наследуемости агрессивности. Гипотеза аномалий половых хромосом. Гормональная гипотеза. Нейропсихологические гипотезы агрессивности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов. Основные социальные факторы усиления агрессивности. Семейное воспитание. Типы агрессоров. Личностные факторы, коррелирующие с агрессивностью.
Тема 14. Пассивность очевидцев происшествий

Причины пассивности очевидцев происшествий. Личностные факторы. Социально-демографические факторы. Характеристика ситуативных переменных пассивности очевидцев. Экспериментальные исследования пассивности очевидцев к оказанию помощи.
Тема 15. Теории альтруизма

Альтруизм. Эволюционная теория. Теория уменьшения дистресса. Теория эмпатии. Теория социальных норм. Концепция альтруизма З.Фрейда, коррекция этой концепции неофрейдистами. Экспериментальные исследования альтруизма. Сравнительный анализ теорий альтруизма. Факторы усиления альтруизма.
Тема 16. Конформность

Конформность. Экспериментальные исследования. Критический анализ парадигмы исследования конформности С. Аша. Факторы конформности. Проявление конформности в обыденной жизни. Нормативное и информационное влияние. Взаимосвязь проявлений конформности с другими феноменами влияния малой группы на поведение.
Тема 17. Огруппление мышления

Концепция И. Джаниса. Причины огруппления мышления. Симптомы огруппления мышления. Факторы усиления огруппления мышления. Анализ конкретных случаев проявления данного феномена. Взаимосвязь с другими феноменами влияния малой группы на поведение. Недостатки концепции И. Джаниса.
Тема 18. Деиндивидуализация поведения

Деиндивидуализация поведения в группе. Причины временного снижения самоконтроля человека в группе. Паника как частный случай деиндивидуализации поведения. Деиндивидуализация поведения в обыденной жизни. Способы противодействия деиндивидуализации поведения.
Тема 19. Эффект аудитории

Влияние присутствия других на поведение. Социальная фасилитация. Социальная ингибиция. Условия возникновения различных проявлений эффекта аудитории. Концепция Р. Зайонца. Экспериментальные исследования. Дополнения к концепции эффекта аудитории. Проявления этого эффекта в обыденной жизни.
Тема 20. Социальная леность

Социальная леность. Экспериментальные исследования. Условия усиления эффекта социальной лености. Социальная леность в обыденной жизни.


  1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

План семинарского занятия №1

Тема: Предмет и задачи психологии личности

ПЛАН:

  1. Определите «Психологию личности» как интегративную науку.

  2. Раскройте сущность соотношения «Психологии личности» и проблем социума.

  3. Какова роль «Психологии личности» в культурной истории общества?

  4. Раскройте основные определения личности.

  5. Чем можно определить отсутствие единого определения личности?

  6. Как проявляется психология личности и ее мировоззрение?

  7. Раскройте содержание и характер потребностей и интересов личности.

  8. В чем специфика соотношения и проявления различных личностных качеств?


Список литературы к семинарскому занятию
1 Майерс Д. Психология / Д. Майерс – Минск, 2001.
План семинарского занятия №2

Тема: Соотношение базовых понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум

Термины и понятия для запоминания: Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность, универсум.

ПЛАН:

1.Раскройте понятие индивид как представитель вида.

2. Дайте определение понятию личности.

3. В чем сущность индивидуальных и социально-психологических особенностей личности?

4.Каков смысл понятия «субъект деятельности»?

5.В чем состоит необходимость определять личности как субъекта ?

6.Каковы характерные черты индивидуальности?

7. Универсум как высшая степень духовного развития личности.
Задание для самостоятельной работы студентов
Вопросы для обсуждения:

  1. Академик Б.В.Раушенбах пишет: «Хотя термин «духовность употребляется сегодня даже чаще, чем надо, общепринятого его определения не существует. Возможно, впрочем, что строгая терминология здесь излишня, поскольку это не понятие рациональной логики».

  2. Согласны ли вы с утверждением и предположением академика? Как вы для себя определяете термин «духовность»?

  3. В качестве «надуманных объяснений» бихевиористы выделяют такие понятия, как личность, автономность человека, творчество, личностный выбор, любовь.

  4. На сколько правомерно такое утверждение? Что для вас является свободой и личностным выбором?

  5. Можете ли вы привести примеры из опыта своей жизни переживаний сопричастности природе, миру?


Темы рефератов и докладов


  1. Соотношение социального и биологического в природе личности.

  2. Событийность человека и мира.

  3. Принцип духовности в человеческой реальности.

  4. Поступок как показатель личности.

  5. Рефлексия собственной жизни.


Список литературы к семинарскому занятию.


  1. Брушлинский А.В. О критериях субъекта / А.В. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского - М., 2002. С. 9-34.

  2. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия / В.В. Знаков // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.

  3. Крэйн У. Теории развития/ У. Крэйн СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. 2002.

  4. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон - М., 2000.


План семинарского занятия № 3
Тема: Индивидуальность личности и ее жизненный путь.

Термины и понятия для запоминания: Факторы развития, компоненты индивидуальности, личностные черты, социальное и биологическое в индивидуальности, свойства индивидуальности, задатки, анатомо-физиологические особенности, макросреда, общественно полезная деятельность, общение, воспитание, самовоспитание.

ПЛАН:

  1. Индивидуальность и ее проявления.

  2. Перечислите факторы развития индивидуальности.

  3. В чем заключается соотношение биологического, психологического и социального в индивидуальности?

  4. Охарактеризуйте биологические факторы развития индивидуальности.

  5. Дайте характеристику социальным факторам развития индивидуальности.

  6. Раскройте сущность теории Б.Г.Ананьева относительно компонентов индивидуальности.

  7. В чем состоит совокупность свойств индивида, личности и субъекта деятельности?

  8. .Индивидуальность как многомерная система.

  9. Традиции в понимании индивидуальности.

  10. Совокупность личностных черт в индивидуальности.


Задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы для обсуждения:
1.Почему понятие индивидуальность человека необходимо, прежде всего, в педагогической деятельности? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами из своего собственного опыта школьной жизни?

2.Охарактеризуйте личность психолога как индивидуальность. Насколько вы можете выразить свою индивидуальность в своей будущей профессиональной деятельности?

Темы рефератов и докладов.

  1. Индивидуальность как многомерная система.

  2. Индивидуальность в личности психолога.

  3. Традиции в понимании индивидуальности.

  4. Индивидуальность как единичность.

  5. Формирование индивидуальности на протяжении жизненного пути.


Список литературы к семинарскому занятию


  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001.

  2. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики/ В.А. Барабанщиков // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.

  3. Брушлинский А.В. О критериях субъекта / А.В. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. - М., 2002. С. 9-34.

  4. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия / В.В. Знаков. // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.

  5. Крэйн У. Теории развития/ У. Крэйн СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

  6. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. - М., 2000.

  7. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002.


План семинарского занятия № 4

Тема: Развитие познавательной и эмоциональной сферы личности

Термины и понятия для запоминания: Познавательная сфера личности, эмоционально-волевая сфера личности, обучение, интеллектуальное поведение, эмоционально-волевое поведение, восприятие действительности, социальная среда, структура интеллекта, эмоциональные состояния, виды чувств.

.

ПЛАН:

              1. В чем сущность познавательной сферы развития личности?

              2. Какова сущность и значимость эмоционально-волевого развития личности?

              3. Как происходит накопление человеком опыта интеллектуального и эмоционального поведения?

              4. В чем состоит целостность структуры интеллекта, эмоций, чувств и воли личности?

              5. Как проявляет себя личность посредством выражения эмоций и чувств?

              6. Какова роль познавательной деятельности в развитии личности?

              7. Какова динамика и взаимосвязь развития эмоций и чувств в становлении личности?

              8. Как взаимосвязаны интеллектуальные способности и эмоционально-волевая сфера в развитии индивида как личности и индивидуальности?


Задания для самостоятельной работы студентов
Вопросы для обсуждения:

  1. В профессиональной речи мы используем такие выражения, как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект познания» и т.п. Какой смысл заложен в каждом из этих сочетаний?

  2. Приведите другие сочетания со словом «субъект» и проанализируйте их значения. Какова психологическая составляющая в приведенных высказываниях?

  3. Подумайте как в трех составляющих душевной жизни человека (желании, разуме и чувствах) проявляется общее свойство психологического – его связь с природным и социальным миром. Покажите динамику их развития.


Темы докладов и рефератов:


  1. Эмоции и чувства как ценность.

  2. Чувства и личность.

  3. Эмоции и чувства в становлении личности психолога.


Список литературы к семинарскому занятию


  1. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб., 2002.

  2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб., 2001.

  3. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб., 2002.

  4. Майкрс Д. Социальная психология/ Д. Майкрс - СПб., 2000.

  5. Холодная М.А. Психология интеллекта/ М.А. Холодная. - СПб.,2002.


План семинарского занятия №5

Тема: Развитие направленности, характера и способностей личности

Термины и понятия для запоминания: Способности, характер, направленность, цели, установки, мировоззрение, мотивы, потребности, линии поведения и развития направленности, способностей и характера личности.

ПЛАН:

  1. Как проявляется направленность личности?

  2. Как формируется направленность личности в онтогенезе?

  3. Дайте определение понятию характер.

  4. Какие факторы влияют на становление характера личности?

  5. В чем суть соотношения понятий характер и направленность личности?

  6. Как соотносятся характер и способности?

  7. Характер и эмоционально-волевая сфера личности.

  8. Самовоспитание характера.

  9. Условия развития способностей в учебной и профессиональной деятельности.

  10. Структура способностей.

  11. Структура профессиональных способностей личности психолога.


Задания для самостоятельной работы студентов
Вопросы для обсуждения:
Многие психологи считают, что в процессе своей профессиональной деятельности претерпевают деформацию многие личностные свойства психологов такие, как способности (например, эмпатические способности), черты характера (толерантность, конгруэнтность, аттракция и др.), направленность (направленность на людей).

Выразите свою точку зрения по данному мнению. Заметили ли вы существенные изменения своей личности в процессе обучения в вузе?
Темы рефератов и докладов

  1. Принципы и методы изучения характера.

  2. Проявление характера в профессиональной деятельности психолога.

  3. Художественная литература в формировании характера.

  4. Профессиональные способности личности психолога и их развитие.

  5. Взаимосвязь направленности, характера и способностей в развитии личности.

Список литературы к семинарскому занятию.

  1. Аллахвердов В.М. Психология искусства/ В.М. Аллахвердов - СПб., 2001.

  2. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы/ Есин А.Б. – М., 2003.

  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Ильин Е.П. – СПб., 2000.


План семинарского занятия №6

Тема: Развитие психологической структуры деятельности

Термины и понятия для запоминания: Целеполагание, планирование действия, операции и способы действия, навык, самоконтроль, саморегуляция, самопрогнозирование, профессиональное самопрогнозирование, профессионал.

ПЛАН:

  1. В чем заключается способность к целеполаганию?

  2. Охарактеризуйте процесс планирования действия.

  3. Как формируются умения вырабатывать операции и способы действия?

  4. Какие способы действия вы знаете?

  5. Перечислите навыки самоконтроля и саморегуляции.

  6. Как соотносятся понятия самоконтроль и саморегуляция?

  7. В чем суть умения произвольно устанавливать отношения между мотивом и целью?

Задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы для обсуждения:

1.Философ Э.В.Ильенков утверждает, что «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».

Как категория «деятельность» связывает между собой понятия «индивид», «личность», «субъект»?

2.Как проявляются в вашей личной и профессиональной деятельности категории саморегуляции и самопрогнозирования?

Темы рефератов и докладов.

1.Проблема профессионального самопрогнозирования.

2.Самоконтроль и саморегуляция в деятельности психолога.

3.Студенческий возраст и профессиональное самопргнозирование.

Список литературы к семинарскому занятию.

  1. Бандура А. Теория социального научения / Бандура А. – СПб., 2000.

  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности/ Бодров В.А. – М., 2001.

  3. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия / В.В. Знаков // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.

  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов– М., 2002.


План семинарского занятия №7

Тема: Основные направления психического развития личности

Термины и понятия для запоминания: Факторы развития, внешние факторы, внутренние факторы, среда, биогенетика, предпосылки развития, обучение, воспитание, уровни развития, актуальное развитие, ближайшее развитие.

ПЛАН:

  1. Какие факторы психического развития вы знаете?

  2. Охарактеризуйте среду как внешний фактор психического развития личности.

  3. В чем роль биогенетики как внешнего фактора психического развития личности?

  4. Перечислите предпосылки психического развития личности.

  5. Раскройте понятие обучение и воспитание как внешних предпосылок психического развития.

  6. Активность и мотивы как внутренние предпосылки психического развития.

  7. Уровень актуального развития личности.

  8. Уровень ближайшего развития личности.

Задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы для обсуждения:

1.Каково соотношение факторов внешнего и внутреннего развития в вашем личностном и профессиональном формировании?

2.Какова связь между внутренними предпосылками развития (активностью, мотивами) и внешними (обучением и воспитанием) в психическом и профессиональном становлении вашей личности?

3. Что формирует личность наследственность или среда?

Темы рефератов и докладов.

  1. Уровни актуального развития личности.

  2. Уровни ближайшего развития личности.

  3. Основные направления психического развития личности.

Список литературы к семинарскому занятию.

  1. Маклаков А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков– СПб., 2001.

  2. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб., 2003.


План семинарского занятия №8

Тема: Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии

Термины и понятия для запоминания: Человек как биологический вид, онтогенез, личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности, качества личности, способность к организации времени, социальное мышление, по уровневое развитие личности в онтогенезе, этапы социальной зрелости, факторы ее формирования, общественно полезная деятельность, ядро личности, система ее отношений, воздействие на формирование ядра личности, личность как целостной системы внутренних условий, личностные компоненты общности и устойчивости, функциональная динамическая структура личности, элементы структуры личности, личность как целостное и духовное образование, теория установки как общепсихологическая концепция.

ПЛАН:

  1. Характеристика основных подходов к изучению личности в отечественной психологии.

  2. Подход Б.Г.Ананьева.

  3. Подход .А.Абульхановой.

  4. Подход Д.И. Фельдштейна.

  5. Подход В.Н.Мясищева.

  6. Подход А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского.

  7. Подход К.К.Платонова.

  8. Подход У.Н.Узнадзе.

Задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы для обсуждения:

  1. Что общего и различного в подходах отечественных психологов в изучении личности?

  2. Предположите свою концепцию личности. Какова ее методология?


Темы рефератов и докладов


  1. Человек как часть человечества.

  2. Этапы социальной зрелости.

  3. Ядро личности как система отношений.

  4. Личность как целостное и духовное образование.


Список литературы к семинарскому занятию

  1. Психология личности. Хрестоматия. – Самара, 2000.


План семинарского занятия №10

Тема: Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Термины и понятия для запоминания: Теория социализации, теория научения, теория ролей, социогенетический подход, биогенетический подход, психогенетический подход, психодинамическая ориентация, когнитивистская ориентация, персонологическая ориентация.

ПЛАН:

  1. Охарактеризуйте социогенетический подход.

  2. В чем сущность биогенетического подхода.

  3. Теория ролей.

  4. Теория социализации.

  5. Теория научения.

  6. Психогенетический подход и его основные направления.


Задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы для обсуждения:

1.Каковы основания выделения основных направлений в теории личности в зарубежной психологии?

2.Сделайте соотношения между концепциями личности в отечественной и зарубежной психологии.

Темы рефератов и докладов.

  1. Механизмы социализации личности.

  2. Теория научения основные виды и механизмы.

  3. Система признаков человека.

Список литературы к семинарскому занятию

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы/ Б.Б. Айсмонтас– М., 2002.

  2. Личность. Энциклопедия. – СПб., 2001.

  3. Психология личности / Дж. Капрара, Д.Сервон. – СПб., 2003.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ.
Тематика рефератов.


  1. Фундаментальная ошибка атрибуции.

  2. Феномен деятеля, наблюдателя.

  3. Тенденциозность самонадеянности суждений.

  4. Человек как часть человечества.

  5. Этапы социальной зрелости.

  6. Ядро личности как система отношений.

  7. Личность как целостное и духовное образование.

  8. Уровни актуального развития личности.

  9. Уровни ближайшего развития личности.

  10. Основные направления психического развития личности.

Курсовые работы – учебным планом не предусмотрены.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Список основной литературы, рекомендуемой для изучения дисциплины «Социальная психология».

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376с.

2. Майерс Д. Социальная психология: Учеб. пособие / Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой, В. Гаврилова, С. Шпак. - СПб.: Питер.- 2001 - 684с.

3. Прикладная социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: Изд-во НПО"МОДЕК".- 1998. - 688с.

Список дополнительной литературы, рекомендуемой для изучения дисциплины «Социальная психология».

  1. Атватер И. Я Вас слушаю./ И. Атватер. - М., 1998. – 235с.

  2. Бодалев А.А. Личность в общении./ А.А. Бодалев. - М., 1999.- 345с.

  3. Безносов В.Г. Общение как искусство./ В.Г. Безносов - М.,1990.- 298с.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Э.Берн. -М., 1996.- 296с.

  5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми./ К. Бютнер - М., 1999.- 325с.

  6. Крижанская Ю.С. Грамматика общения./ Ю.С. Крижанская. - М., 1990.-198с.

  7. Кон И.С. Дружба. / И.С. Кон. - М., 1990.- 267с.

9. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или Практическая психология на каждый день. / Н. Козлов. - М., 1998. -276с.

10.Казанский О.Л. Игры в самих себя. / О.Л. Казанский. - М., 2001. – 331с.

11. Леви В. Искусство быть другим. / В. Леви. - С-Пб., 1992.-214с.

12.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения./ М.И. Лисина. - М., 1996. – 259с.

13. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 475с.

14.Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учебное пособие для студентов вузов./ А.Н. Сухов. - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 256с.

15.Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Институт психологии РАН, КСП+, Академический Проект, 1999. - 448с.



Автономная некоммерческая образовательная организация

Высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

(АНОО ВПО «ВЭПИ»)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕН:

протоколом заседания кафедры

психологии

от «____»___________ 2010 г. № ___

Заведующий кафедрой ____________

(подпись)

Е.В. Чеснокова

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
дисциплины ОПД.Ф. 14 «Социальная психология»

для подготовки студентов очной, сокращенной и заочной формы обучения

по специальности 030301 «Психология»


Заочная форма обучения

Воронеж

2010

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


  1. Фундаментальная ошибка атрибуции.

  2. Феномен деятеля, наблюдателя.

  3. Тенденциозность самонадеянности суждений.

  4. Эгоцентрическая тенденциозность.

  5. Научный вклад Л. Фестингера. История возникновения теории.

  6. Когнитивный диссонанс как психологический феномен.

  7. Причины временного снижения самоконтроля человека в группе.

  8. Паника как частный случай деиндивидуализации поведения.

  9. Виды статусов.

  10. Престиж и авторитет.

  11. Проблемы взаимосвязи статуса и роли.

  12. Критика концепции Р. Линтона.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconРабочая программа дисциплины Социально-психологические аспекты управления....
Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть профессионального цикла
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения...
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения...
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconКурса «Социальная психология»
«Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 14 «Социальная психология» iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 Общая психология: эмоции и воля



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск