История донаучной психологии Фёдоров Александр Александрович
Et.nsu.ru, дата размещения 21.10.2014
Аннотация
Программа курса «История донаучной психологии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу «Профессиональных дисциплин» по направлению «Психология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ. Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских занятий, на которых рассматриваемые проблемы изучаются более глубоко и всесторонне, а также анализируется значимость и возможное практическое применение усвоенных знаний.
Новизна курса заключается в попытке систематизации методологических проблем истории психологии. Кроме того, в содержательном плане, уделяется большее, чем обычно, внимание к древнеиндийским психологическим воззрениям, идеям немецкой классической философии, психологии в эпоху Возрождения, а также второй половине XIX столетия. Актуальность данного курса для дисциплин специальной подготовки заключается в том, что история психологии, являясь логической памятью науки, учит научной осторожности, а также указывает на области знаний, сотрудничество с которыми наиболее плодотворно для развития психологии.
Курс читается в первом семестре, итоговая аттестация – экзамен.
1. Цели и задачи учебной дисциплины 1.1. Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о донаучной психологии, а также об особенностях историко-психологического исследования.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:
информационного плана:
формирование у студентов представлений о генезе изучения человека, истории возникновения и развития основных психологических школ и категорий. Поэтому курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, однако он в значительной степени связан и с прикладными задачами современной психологии;
формирование знаний об особенностях истории психологии как науки;
развитие и закрепление системного понимания историко-психологического процесса, знаний о его конкретных этапах, относящихся к донаучному периоду.
систематизирующего и проблемного плана:
развитие у студентов способности применять знания из других научных областей (прежде всего, философии) для более полного понимания истории психологии;
проблематизация студентов (в аспектах, касающихся того, можно ли философские знания трактовать как психологические, нужно ли вообще изучение донаучной психологии и т.д.).
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «История психологии» относится к профессиональному циклу и является составной частью блока фундаментальных дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Способность и готовность к:
совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК- 1);
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);
применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9)
сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);
самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать основные этапы развития психологических знаний; знать и понимать те основные идеи философов и концепции философских школ, которые относятся сейчас к предметному полю психологии;
уметь различать психологические взгляды философов и мыслителей от общефилософских воззрений; уметь самостоятельно их вычленять и включать в единую систему;
владеть знаниями об истории психологии, её предмете, методах и задачах и основных проблемах.
2. Содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «История донаучной психологии» составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. 2.1. Тематический план дисциплины
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1
| История психологии как наука
| I
| 1, 2
| 2
| 2
| 2
| Тестирование
Групповая дискуссия
| 2
| Психософия Древнего Востока
| I
| 3, 4
| 4
| 4
| 4
| тестирование
| 3
| Психологические воззрения в эпоху античности
| I
| 5, 6
| 4
| 4
| 6
| тестирование
| 4
| Развитие психологии в средневековый период и эпоху Возрождения
| I
| 7, 8
| 4
| 4
| 4
| тестирование
| 5
| Ассоциативная и эмпирическая психология в Англии
| I
| 9, 10
| 4
| 4
| 6
| Тестирование
Групповая дискуссия
| 6
| Французская и нидерландская психология Нового времени
| I
| 11, 12
| 4
| 4
| 4
| тестирование
| 7
| Немецкая психологическая мысль в XVII-XIX веках
| I
| 13, 14
| 4
| 4
| 4
| тестирование
| 8
| Русская дореволюционная психология
| I
| 15, 16
| 4
| 4
| 6
| тестирование
эссе
| 9
| От донаучной психологии к научной
| I
| 17, 18
| 2
| 2
| 8
| Тестирование
Групповая дискуссия
|
2.2. Содержание тем курса ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА История психологии как наука. Предмет истории психологии. Задачи истории психологии. Периодизация развития психологических знаний. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Методы и источники истории психологии.
ТЕМА 2. ПСИХОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Формирование философско-психологических воззрений в Древней Индии, их обусловленность социокультурными факторами. Понимание души в астических системах (веданта, миманса, вайшешика, йога, санкхья, ньяя). Психологические взгляды в настике (джайнизм, буддизм, локаята). Отличительные особенности психологических идей в Древнем Китае (даосизм, конфуцианство). Проблемы взаимодействия и соотношения психологических идей Запада и Востока. ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ Экономические и культурные особенности развития древнегреческой цивилизации как основания развития психологии. Психологические идеи в поэмах Гомера. Эпоха натурфилософских представлений о душе: милетская школа, элейская школа, античная атомистика. Возникновение дуализма в рамках учения Платона. Диалектика соотношений трёх начал души. Социально-психологические взгляды Платона. Функционализм Аристотеля. Понятие об энтелехии и катарсисе. Основные достижения поздних школ античности (ранний, средний и поздний эллинизм). Итоги развития психологии античного периода и его значение для будущего психологии.
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Общая характеристика средневековых учений о душе. Влияния социальных факторов. Арабская философия и её восприятие античных идей. Патристика. Психологические проблемы в схоластических системах. Психология Фомы Аквинского. Гуманизм как основа психологических воззрений в эпоху Возрождения. Психологические компоненты воззрений Валла и Помпонацци. Немецкая психология в период возрождения: Меланхтон и Гоклениус. Психологические идеи Френсиса Бэкона. Взгляд Бэкона на психологию в системе наук. Учение об «идолах». Роль вспомогательных средств в процессе познания. Бэкон и Выготский. ТЕМА 5. АССОЦИАТИВНАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В АНГЛИИ Эпифеноменализм Т. Гоббса в его учении о сознании. Ассоцианистские концепции Дж. Локка, Д. Юма и Дж. Беркли. Уничтожение субстанциональности души. Полемика Локка и Лейбница и её значение для развития психологии. Материалистические идеи в ассоцианизме XVIII в. Первая система ассоциативной психологии Д. Гартли. Ассоцианизм XIX века: Браун и Дж. Милль. Ментальная химия Дж. Ст. Милля. Переосмысление предмета ассоциативной психологии в его системе. Ассоцианизм в концепции А. Бэна. Вклад Ч. Дарвин в развитие психологии. Эволюционный подход. Психологические идеи Ф. Гальтона. Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера.
ТЕМА 6. Французская и нидерландская психология Нового времени Р. Декарт и развитие дуализма и рационализма в рамках его учения. Концепция человека в философской системе Декарта. Идея рефлекса в объяснении поведения и дух механицизма. «Страсти души»: проблема эмоций в психологии Декарта. Двухаспектная психология Б. Спинозы. Проблема познания, аффектов и человеческой свободы в его учении. Эмпирическое направление во французской психологии. Естественнонаучный подход к психике в теории Ламетри. Концепция опытного происхождения сознания Кондильяка. Кабанис и Гельвеций. Психолого-педагогические воззрения Дидро и Руссо. Естественно-научная линия французской психологии XIX века (идеи в области биологии и психиатрии) ТЕМА 7. НЕМЕЦКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVII-XIX ВЕКАХ Монадология Лейбница и возникновение идеалистической традиции в немецкой психологии. Онтогенетическое развитие человеческой монады. Психологическая концепция Христиана Вольфа. Вольфовская школа. Эмпирико-психологическая линия в философии Тетенса. Критика психологии в философии Канта. Кантовская трихотомия души. Учение Фихте об активности субъекта и его отрицание психологии. Умозрительная эволюционная психология Шеллинга. Психология как учение о субъективном духе (Гегель). Психологические идеи в философии А. Шопенгауэра. Философская антропология Фейербаха: единство и взаимосвязь «Я» и «Ты». Психологическая школа Гербарта (Вайц, Лацарус и Штейнталь, Лотце). Математика и психология.
ТЕМА 8. РУССКАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Истоки русской психологии: «Палея толковая» и «Галеново на Гиппократа». Психологическая система И.М. Кандорского. Психологические идеи Ломоносова и Радищева. Взгляды Герцена на природу психики. Критика дуализма Добролюбовым. Экспериментальная, эмпирическая и религиозно-философская программы построения психологии. Психологические взгляды Чернышевского. Юркевич о душе и внутреннем опыте. Культурная детерминация психики в концепции Кавелина. Психология как позитивная наука. А.А. Потебня. Концепция души в философии Соловьева и Бердяева. Франк и его взгляды на душу человека. Идеи педагогической психологии (Ушинский и Каптерев). Психологическая программа И.М. Сеченова. Психоэнергетическая концепция Н.Я. Грота ТЕМА 9. ОТ ДОНАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ К НАУЧНОЙ Зарождение научной психологической мысли в Германии. Физиологическая теория Мюллера. Психофизика Фехнера и психометрия Дондерса. Их значение для становления экспериментальной психологии. Психология народов Лацаруса и Штейнталя. Лейпцигская школа Вундта и Вюрцбургская школа Кюльпе. Психология интенциональных актов Брентано. Идеи Дарвина и Гальтона как предпосылки научной психологии в Англии. У. Джемс как предтеча функциональной психологии Нового Света. Функционализм и структурализм. Возникновение социальной психологии. Л. Уорд и его социологический психологизм. Ч. Ломброзо и зарождение юридической психологии. Школы в психологии как варианты разрешения методологических проблем. 3. Учебно-методические материалы дисциплины 3.1. Основная литература
Дессуар М. Очерк истории психологии. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. 256 с.
Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2004. 576 с.
Лихи Т. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003. 448 с.
Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 544 с.
Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М., 1984.
Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский и др.; Отв. ред. А.В. Брушлинский; РАН. Ин-т психологии. М., 1997. 574 с.
Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск, 1991.
Психологическая мысль России века Просвещения. СПб., 2000.
Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии / Пер. с англ. М. К. Тимофеевой. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.
Смит Н.В. Современные системы психологии / Пер. с англ. под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.
Смит Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 416 с.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 4-е изд. перераб., М., 2003
Фёдоров А.А. История донаучной психологии: психософия: Учеб. пособие по курсу «История психологии» / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005. 102 с.
Шабельников В.К. Психология души: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. 528 с.
Якунин В.А. История психологии: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 376 с.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1996.
Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж, 1996.
3.2. Дополнительная литература
Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.
Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999.
Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М.: Логос, 1999.
Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1983.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.
Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1989.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979.
Ждан А.Н. Развитие взглядов на предмет психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 2–22.
Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII в.: Предклассич. период. От вольфовской шк. до раннего Канта / РАН. Ин-т философии. М., 1996. 260 с.
История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.
Кавелин К.Д. Задачи психологии // Собр. соч. СПб.: Издание Н. Глаголева, 1899. Т. 3. С. 375–648.
Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.
Ланге Н.Н. Психический мир / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1982. Т.1.
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.
Мазилов В.А. О становлении психологии как самостоятельной науки Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 2. С. 3–20.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.
Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. 1994. № 3. С.155–172.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб.: Петрополис, 1994.
Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.
Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.
Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.
Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии: Учеб. пособие / РАН. Ин-т философии. М., 1995. 175 с.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
Шакир-Заде А.С. Эпикур. М., 1963.
Эббингауз Г. Психология // Философия в систематическом изложении. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 185–261.
4. Контроль изучения дисциплины Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 4.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Какова специфика предмета истории психологии?
Кто автор категориального подхода в психологии и в чём его специфика?
В чём заключаются основные методологические проблемы истории психологии?
В чём основные отличия астических и настических психологических идей?
Какие психологические идеи получили развитие в рамках древнекитайской философии?
Как развивались натуралистические представления о душе?
С чем ассоциировалась душа в первой идеалистической школе Древней Греции?
Какие психологические идеи возникли в атомистических системах?
Какова роль учения Сократа в развитии античной психологии?
В чём различие взглядов Аристотеля и Платона на душу?
Как повлияло христианство на развитие психологических теорий?
Как развивалась психологическая мысль в арабском мире?
В чём заключаются особенности формирования понятия «личность» в средневековой философии?
Как формировался гуманистический взгляд на человека в эпоху Возрождения?
В чём заключались психологические идеи Меланхтона?
Какие идеи заимствовал Выготский у Бэкона?
В чём заключаются особенности взглядов Декарта на проблему души и тела?
Как Спиноза решал психофизиологическую проблему?
Объясните различие между врождёнными и приобретёнными идеями?
По каким вопросам Лейбниц полемизировал с Локком?
В чём заключается сущность френологии?
Как соотносятся между собой позиции представителей ассоциативной психологии?
Каковы основные психологические воззрения французских просветителей?
Какие идеи немецкой классической философии оказали влияние на развитие психологической мысли?
В чём заключалось влияние физиологии на формирование психологии?
Можно ли описать процесс становление психологии в России как борьбу между экспериментальной, эмпирической и религиозно-философской программами?
Почему, согласно И.М.Сеченову, психологию должны разрабатывать физиологи?
Какое значение имели идеи Ушинского для последующего развития психологии?
Как происходило формирование научной психологии в Германии?
Какие идеи легли в основу английской научной психологии?
Как развивалась научная психология в Америке?
В чем заключаются основные различия между функционализмом и структурализмом?
Что послужило причиной формирования психологических школ?
4.2. Темы рефератов (примерный список)
Буддизм как психологическая система
Периодизация истории психологии
Особенности психологической мысли Древнего Китая
Натурфилософский взгляд на природу души
Социально-психологические идеи Платона и Аристотеля
Вклад атомистов в развитие психологических воззрений
Теологическая христианская психология
Особенности арабской психологии
Гуманизм как основа психологических воззрений в эпоху Возрождения
Влияние Ф. Бэкона на развитие психологии
Психологические идеи Рене Декарта
Психология Бенедикта Спинозы
Французская эмпирическая психология XVIII в.
Сенсуалистическая концепция Кондильяка
Изучение ассоциаций в донаучной психологии
Ментальная химия Дж.Ст. Милля.
Исторический смысл ассоцианизма
Взгляды Канта на природу психологической науки
Психологические идеи в философии Шопенгауэра
Психологическая школа Гербарта
Становление психофизики
История становления и развития френологии
Религиозно-философская психология в России
Сеченов как основоположник естественного подхода в отечественной психологии
Психологические взгляды Кавелина
В. Вундт – основатель научной психологии?
Вклад Френсиса Гальтона в развитие психологической науки
Принципы психологии Джемса
Структурализм и функционализм: сравнительный анализ
Первые психологические школы Германии
4.3. Образцы вопросов для подготовки к экзамену
Предмет и задачи истории психологии
Методы и методологические проблемы историко-психологического исследования
Астические представления о душе в древнеиндийской философии
Психологические воззрения в настике
Особенности психологической мысли в Древнем Китае
Взгляды на душу в пифагореизме
Учение Демокрита о душе и психических процессах
Представления Платона о душе и ее функциях
Представления Аристотеля о душе
Психология эллинистических школ (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)
Вопросы психологии в учениях античных врачей
Особенности арабской психологии
Психологические проблемы в схоластике
Психология в эпоху Возрождения
Вклад Бэкона в развитие психологии
Психологические идеи Т. Гоббса
Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте
Становление ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Толанд, Гартли)
Ментальная химия Дж.Ст. Милля
Психологическая концепция Александра Бэна
Эволюционный ассоцианизм Герберта Спенсера
Учение Декарта о душе. Определение мышления
Психофизическая проблема и ее решение Декартом. Дуализм Декарта
Значение Спинозы для психологии (психофизическая проблема; психология аффектов)
Французская эмпирическая психология XVIII века (Кондильяк, Кабанис, Ламетри, Гельвеций)
Психолого-педагогические воззрения французских просветителей (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо)
Естественно-научная линия французской психологии XIX века (идеи в области биологии и психиатрии)
Френология: основные идеи, достоинства и недостатки
Психологические аспекты монадологии Лейбница
Психология Христиана Вольфа и его школа
Эмпирико-психологическая система И. Тетенса
Психологические взгляды И. Канта
Психологические идеи в философии А. Шопенгауэра
Философская антропология Л. Фейербаха
И. Гербарт: статика и динамика представлений
Психологическая школа И. Гербарта: Вайц, Лацарус и Штейнталь, Лотце
Истоки русской психологии. «Палея толковая» и «Галеново на Гиппократа»
Психологическая система И.М. Кандорского
Психологические идеи А.И. Герцена
Психологическая программа И.М. Сеченова
К.Д. Кавелин: психология как позитивная наука
Психоэнергетическая концепция Н.Я. Грота
Психофизика: Г. Фехнер и Э. Вебер
Значение теории эволюции Ч. Дарвина для психологии
Дифференциальная психология Ф. Гальтона
Психологическая система В. Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии
Психология интенциональных актов Ф. Брентано
Вюрцбургская школа О. Кюльпе
Психологические тенденции в социологии (Л. Уорд)
У. Джемс как предтеча функциональной психологии
Структурализм в психологии: психологическая система Э. Титченера
Функционализм в американской психологии
|