Сборник научных статей





НазваниеСборник научных статей
страница1/34
Дата публикации10.03.2016
Размер5.33 Mb.
ТипУченые записки
100-bal.ru > Психология > Ученые записки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ученые записки МГПУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сборник научных статей

Выпуск 7

Мурманск

2007

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета

Научные редакторы: И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГПУ);

А.А. Сергеева, канд. пед. наук, доцент (МГПУ)


Рецензенты: С.В. Кускова, канд.пед.наук, доцент НОУ

«Мурманский гуманитарный институт»;

Г.И.Горлов, канд. психол. наук, доцент (МГПУ).

Коллектив авторов


Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Синкевич, А.А.Сергеевой. – Мурманск: МГПУ, 2007. – Вып. 7. - 339 с.

В сборнике трудов включены научные статьи преподавателей кафедры психологии МГПУ и представлены научные исследования педагогов, психологов, социальных работников из разных городов и регионов России: Мурманска и Мурманской области (Апатиты, Мончегорск, Североморск, Гаджиево, Ковдор, Кильдинстрой), Москвы, Старой Руссы, Пскова, Самары, Архангельска, Чебоксары.

Седьмой выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» рассматривает основные направления психологии образования, общей, педагогической и возрастной психологии, психологии в системе комплексных исследований творчества и психологии современной семьи, затрагивает проблематику развития психологической службы в условиях образования.

Представленные материалы могут заинтересовать научных работников в области психологии и педагогики, практическим специалистам в их профессиональной деятельности.

ISBN Мурманский государственный

педагогический университет

(МГПУ), 2007

Введение
Изменения, которые произошли в современном обществе, свидетельствуют уровне и глубине разрушения базовых основ мира, в котором мы жили совсем недавно; изменения самого человека, его жизненных ритмов, отношений между людьми, между поколениями. Резкое расслоение российского общества, безответственное отношение СМИ к идейно-нравственному содержанию льющегося на людей потока информации, ини­циирующего моральное разложение общества, способствова­ли проявлению негативных явлений среди молодежи. Все это вызывает серьезную тревогу у профессорско-преподавательского персонала россий­ских вузов.

Высшая школа призвана решать две основные задачи: дать человеку высшее про­фессиональное образование (подготовка специалистов-профессионалов); способствовать всестороннему, гармоничному развитию его личности (воспитание специалистов-профессионалов).

С переходом к рыночной экономике в российском обществе утрачены дек­ларируемые ранее идеологические ориентиры, не сформирована единая система ценностей, разделяе­мая всеми членами общества. Это приводит к тому, что большинство рос­сийских вузов все больше ограни­чиваются прагматическим обучением, подготовкой специалистов-профессионалов и отходят от решения задач по воспитанию студенческой молодежи, формированию их нравственного потенциала.

Процесс гуманизации и «психологизации» педагогики, разработка проблем защиты детства, личностно-ориентированного, субъект-субъектного образования все более ориентирует образование на особенности развития человека в онтогенезе, то есть на специфику потребностей каждого возрастного этапа в образовательных услугах, когда система образования существует для полного, всестороннего раскрытия всех способностей, талантов и дарований человека, а не человек – для системы образования. Теперь образование рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и ее саморазвития, когда педагог в процессе сотрудничества и совместной с ребенком деятельности помогает ему найти свою дорогу в этом сложном, полном противоречия мире. Целостное развитие системы образования требует решения этих задач на всех его ступенях, начиная с начальной – дошкольной.

На современном этапе развития России главная задача образовательной политики состоит в обеспечении соответствующего качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства за счет его дифференциации и индивидуальности. Условиями дифференциации и индивидуализации образования выступает личностно-ориентированное обучение и воспитание, ранняя диагностика физических и психологических резервов развития ребенка.

Ситуация, в которой сейчас находятся педагогические и психологические науки требует: разработки новых теоретических концепций; расширения исследований закономерностей психического, физиологического, личностного, социального развития человека в условиях новых пространств и характера его деятельности. Реформирование системы образования ставит цели обеспечения охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; разностороннего и современного развития детей, их индивидуальных и творческих способностей; формирования навыков самообразования; самореализации личности. Модернизация образовательной системы требует активизации научно-творческого потенциала будущих педагогов-психологов.

Седьмой выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» предлагает материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии», проходившей в Мурманском государственном педагогическом университете 23-25 апреля 2007 года.

Статус конференции обуславливает представление научных поисков педагогов, психологов, социальных работников и др. из разных городов и регионов России: Мурманска и Мурманской области (Апатиты, Мончегорск, Североморск, Гаджиево, Ковдор, Кильдинстрой), Москвы, Старой Руссы, Пскова, Самары, Архангельска, Чебоксары. В сборнике трудов традиционно включены научные статьи преподавателей кафедры психологии МГПУ.

В тематическом плане сборник определяет секции научно-практической конференции по направлениям психологии образования, психологии современной семьи, общей, педагогической и возрастной психологии, психологии в системе комплексных исследований творчества, обозначает проблемы развития психологической службы в условиях образования.

Представленные материалы могут быть интересны научным работникам в области психологии и педагогики, практическим специалистам в их профессиональной деятельности.
Проблемы психолого-педагогического образования

И.А.Синкевич

Современные требования к качеству подготовки студентов педвузов в свете модернизации российского образования
С целью модернизации и «гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» в мае 1998 года Францией, Германией, Италией и Великобританией была подписана Сорбонская декларация. В июне 1999 года в Болонье (Италия) министры образования 29 государств подписали «Декларацию о Европейском пространстве высшего образования». Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году. К 2004 году к Декларации присоединилось около 40 государств Европы. С 2005 учебного года практически все высшие учебные заведения стран Евросоюза согласно Болонскому соглашению перешли на трехуровневую систему обучения LМD (лицензиат (бакалавр) – мастер (магистр) - доктор).

Многие вузы России перешли на двухуровневую систему подготовки: бакалавр (4 годы) - магистр (2 года). В качестве альтернативного (адаптивного) варианта модернизации высшего образования представлена трехуровневая система подготовки: бакалавр (4 годы) – специалист (1 год) - магистр (1 года). Вузам предоставляется возможность самостоятельно определиться в выборе уровневой системы подготовки.

В связи с реализацией концепции модернизации системы высшего образования в России к 2010 году определены основные цели:

  1. Введение системы многоуровневого высшего образования (бакалавр-магистр), сопоставимой с общеевропейской.

  2. Введение аналогичной европейской кредитной системы учета объема изучаемых дисциплин, позволяющей студенту выбирать важные для него предметы и переходить из одного вуза в другой с заработанными кредитными единицами (1 кредит – 36 академических часов; 1 дисциплина – 2-6 кредитов; за учебный год – 60 кредитов):

  • это численное значение, соответствующее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента;

  • объем необходимой работы по каждому курсу относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, т.е. лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа, а также экзамены или другие формы контроля знаний;

  • относительные величины нагрузки студента, показывающие, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов.

  1. Создание соответствующей европейским требованиям целостной системы контроля качества образования (балльно-рейтинговой системы, компьютерного тестирования и др.), информационного обеспечения и обмена; внедрение в вузах механизмов контроля качества учебного процесса с участием внешних экспертов.

  2. Применение современных технологий обучения: технологии критического мышления; рефлексивного обучения - осознание собственной деятельности; учебно-педагогического проектирования; совокупность исследовательских технологий (метод кейсов); технологии модульного обучения и т.д.

  3. Модернизация информационного и методического обеспечения учебного процесса с увеличением доли самостоятельной работы студента.

  4. Введение принятой в Европе формы приложения к диплому о высшем образовании для повышения академической мобильности студентов:

  • возможность при получении степени бакалавра продолжить обучение в магистратуре в одной из стран Европы;

  • разработка совместных программ вузов в рамках Болонского процесса позволит по завершении курса получить сразу два диплома (российский и зарубежный), не выезжая из России.

  1. Инновации в обеспечении единства процессов обучения и воспитания и повышение качества высшего образования.

  2. Содействие трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда и др.

На современном этапе изменяется система контроля и оценивания знаний студентов: текущий и промежуточный контроль; итоговый контроль по дисциплине; академический рейтинг студентов. Одним из важных элементов подготовки вуза к комплексной проверке является оценка качества подготовки студентов, проводимая в виде тестирования - аттестационных педагогических измерений. Б.А.Савельев, А.С. Масленников [5] отмечают, что модель формирования аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) позволяет конструировать измерители, валидные по отношению к требованиям ГОС для контролируемых дисциплин. Методика обработки результатов выявляет степень соответствия уровня подготовки выпускников требованиям ГОС и позволяет осуществлять интеграцию измерения по дисциплине, циклу дисциплин, профессиональной образовательной программе и учебному заведению в целом.

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования совместно с Федеральной службой в сфере образования и науки на базе Российской экономической Академии имени Г.В.Плеханова в Москве с 27 февраля по 1 марта 2007 года проводили Всероссийскую научно-методическую конференцию «Тестирование в сфере профессионального образования». Участники конференции положительно оценили результаты эксперимента по разработке и внедрению Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования и признали эффективность технологии разработки аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) на основе инвариантов содержания дисциплин для всей совокупности ГОС ВПО.

В представленном кодификаторе образования [2] зафиксирована преемственность между содержанием дисциплин в ГОС ВПО и аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ), используемых в рамках Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Кодификатор отражает содержание дисциплины в ГОС и содержит: контролируемое содержание дисциплины, перечень контролируемых учебных элементов и необходимость составления заданий АПИМ. Преемственность дидактических единиц, зафиксированных в кодификаторе, положена в основу содержания АПИМ единого Федерального банка заданий, используемого для проведения Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Разработанные задания АПИМ представлены по каждой из 5 указанных форм: ВО – задания с выбором одного ответа; МВ – задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных; УС – задание на установление соответствия двух списков (например, понятии и определений); УП – задание на установление правильной последовательности; КО – задания с кратким ответом.

Л.Н.Шарафутдинова [9], методист высшей категории отдела педагогических измерений Национального аккредитационного агентства в сфере образования, раскрыла особенности полидисциплинарного тестирования при внешней экспертизе деятельности образовательных учреждений: полиАПИМ состоит из структурных единиц (дисциплин) и представляет собой совокупность всех ДЕ дисциплин цикла; полиАПИМ используется для проведения комплексного тестирования студентов по нескольким дисциплинам; использование ПолиАПИМ позволяет оценить уровень подготовки студентов по циклу дисциплин. Л.Н.Шарафутдинова представила этапы разработки полидисциплинарных аттестационных педагогических измерительных материалов для комплексного тестирования: проведение макроанализа содержания ГОС по методу «инвариантных дисциплин» с целью выделения групп специальностей; подготовка АПИМ по каждой дисциплине; формирование полиАПИМ для групп специальностей;

Н.М. Розина [4], заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ, представила комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования:

  1. Разработка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования с участием объединений работодателей (2006-2010 гг.)

  2. Разработка и принятие квалификационных (профессиональных) стандартов по областям деятельности с участием объединений работодателей (I квартал 2008 г.)

Н.М. Розина обозначила проблему, над которой сейчас работает Министерство совместно с Минздравсоцразвития, с РСПП (Российским Союзом промышленников и предпринимателей), с Деловой Россией и другими Союзами работодателей, по созданию в сфере труда современных, отвечающих последним требованиям рынка труда профессиональных стандартов. В целях обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями промышленности и социальной сферы разработан проект Федерального закона о предоставлении права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда. Так же создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей и с учетом требований которых разработан механизм внесения изменений в действующие ГОС ПО. В комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей, и развивается сотрудничество государственно-общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей и др.

Государственные образовательные стандарты предназначены для обеспечения:

  • качества высшего профессионального образования;

  • единства образовательного пространства Российской Федерации;

  • основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ВПО;

  • признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Н.М.Розина [4] представила динамику изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки: Типовые учебные планы СССР (1988 г.) - 12 %; Первое поколение ГОС ВПО (1994-1996 гг.) – 15-20%; Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.) – 20-40%; Проект ФГОС (2006 г.) – 30-50%.

На современном этапе вуз имеет свободы в программах: бакалавров до 40%; специалистов – 20-30 %; магистров - до 70%. Планируется переход на двухуровневую подготовку студентов в вузах по направлению подготовки: бакалавриат - магистратура. Общемировая статистика и практика показывает, что только 25-30% студентов способны осваивать магистерские программы. Около 30% сразу после бакалавриата смогут продолжить обучение на конкурсной основе в магистратуре. Н.М.Розина [4] отметила, что бакалавр, проработавший на производстве, будет иметь возможность вернуться в вуз и бесплатно продолжить высшее образование на втором уровне, т.е. в магистратуре.

Министерство образования и науки РФ предполагает сохранить как непрерывную подготовку специальности лишь по тем областям знания, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность жизнедеятельности человека (МВД, ФСБ, МЧС, врачебные специальности, ряд строительных, военных специальностей). Подготовку специалистов предполагается осуществлять по перечню, утвержденному Правительством РФ, куда педагогические специальности, к сожалению, не входят. Существует опасность сломать сложившуюся в России классическую систему педагогического образования.

Н.М.Розина [4] подчеркнула, что на программы подготовки специалистов будет запрещен переход на сокращенную подготовку, в целях обеспечения высокого качества. На бакалаврские программы по родственному профилю после техникумов и колледжей будут поступать на сокращенные сроки подготовки. По проекту, разработанному и в рамках научных программ и рабочей группой, созданной Департаментом, программ на непрерывную подготовку представлено около 130, но при этом постоянно идет корректировка данного перечня.

Разработанный проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [8]: включает общую характеристику направления и требования к основным образовательным программам подготовки бакалавра, магистра и специалиста: требования к результатам освоения; требования к структуре программы; требования к условиям реализации. В ФГОС ВПО отсутствует привычный компонент – содержание ООП. В стандарте будут отражаться только требования к результатам освоения ООП. Привычные циклы (гуманитарные, естественнонаучные) будут описываться в виде требований к результатам освоения.

Н.М. Розина [4] отметила, что в современной системе высшего образования перешли на «мелкопредметность», «мелкотемье», хотя не уточняется, для чего такое количество предметов, что после их освоения должен знать и уметь студент. Однако если четко не сформулированы требования, то бесполезно составлять и тесты. Созданные агентства по оценки качества образования зачастую работают на проверку памяти, но не навыков студентов. На современном этапе вузы дают базовые методологические, теоретические, фундаментальные психолого-педагогического знания, на основе которых студенты должны самостоятельно работать, моделировать и исследовать психолого-педагогические процессы.

А.П. Тряпицина [7] определила цель профессиональной подготовки - формирование профессиональной компетенции как интегрального качества личности педагога, основанного на опыте, личностно-ценностных ориентациях, позволяющих решать профессиональные задачи, и выделила четыре характеристики компетенции: постоянно меняющееся понятие и ориентирующее человека на будущее; всегда имеющее деятельностный характер и проявляющееся в обобщенных умениях и навыках; а так же в умениях осуществлять правильный выбор в решении проблем и др.

Компетентностную структуру А.П.Тряпицина представила следующим образом: ключевые компетенции, т.е. социально-правовые, языковые, информационные; базовые компетенции, отражающие специфику профессиональной психолого-педагогической деятельности; социальные компетенции, определяющие специфику предметной области школьного, профессионального, дополнительного образования.

Н.М.Розина [4] уточнила, на какие компетенции должны работать современные вузы. Основные цели гуманитарного цикла - это уметь: работать с большим объемом текстового материала; анализировать, выделять главное; обобщать, синтезировать; делать резюме из большого материала, перекладывать в короткие высказывания; аннотировать материал.

Естественнонаучный цикл подготовки разработан для того, чтобы научить студента системно мыслить – это и есть компетенции (умения и применение их на практике). В системе Российского образования цели ставятся так кардинально впервые.

В.Н.Максимов [3], председатель Координационного Совета УМО, представил уровень требований к подготовке выпускников учреждений профессионального образования как основной принцип для разработки стандартов третьего поколения, которые закладывают еще большие свободы вузов, чем предыдущие. ФГОС ВПО имеет четыре основных раздела (схема 1.): общие вопросы; характеристика направления подготовки; общие требования к условиям реализации ООП; требования к основным образовательным программам подготовки (бакалавров, магистров, специалистов).

Схема 1.

Проект макета ФГОС

Раздел «Общие вопросы» включает общие положения; область применения; термины, определения обозначения, сокращения.

Направление подготовки утверждается приказом Минобрнауки РФ. ФГОС разрабатывается в порядке, определенным Правительством РФ, с участием федеральных органов исполнительной власти, государственных и государственно-общественных организаций, объединений работодателей. В стандарте перечислены все пользователи - от студентов, до органов финансирующих, контролирующих систему образования, прокуратура, которая наблюдает законность и т.д. Все вышеназванное заставит выставить стандарты на сайты.

В ФГОС ВПО [8] используются следующие термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования: основная образовательная программа; направление подготовки; профиль; модуль; зачетная единица; результаты обучения. Следует рассматривать стандарт как совокупность всех образовательных программ в определенной области знания (бакалавров, специалистов и магистров).

В разделе «Характеристика направления подготовки» представлены: перечень программ; цели ООП; область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности (Б, М, С). Особенность разработки современных стандартов в том, что определено около 130 направлений подготовки, охватывающих всю систему высшего образования. В одних направлениях только бакалавры и магистры, в других только специальности, а в некоторых направлениях все три направления подготовки. Этот рабочий документ, не утверждаемый официально, направляется в систему образования разработчикам.

В.Н.Максимов [3] отметил, что перечень стандартов и перечень программ по направлению подготовки связанны между собой, но не идентичны. По одному стандарту может быть разработано от 20 до 30 программ. Перечень ООП будет утверждаться вместе со стандартом. Цель образовательных программ – профессиональная подготовка студентов. Цель воспитания личности студента во втором поколении стандартов отсутствует. В стандарте третьего поколения обозначены основные цели: развитие личности; профессиональная подготовка.

Современное кризисное состояние системы образования характеризуется множеством педагогических реалий, среди которых колоссальный разрыв между образованностью и культурностью как атрибутивным интегральным качеством интеллигентного человека - высоко морального, интеллектуально развитого, эстетически совершенного, т.е. духовно богатого.

По мнению Н.Д.Стрекаловой [6], в российском обществе утрачены дек­ларируемые ранее идеологические ориентиры и не сформирована система ценностей, разделяе­мые всеми членами общества. Большинство рос­сийских вузов в условиях дефицита государственного финансирования все больше ограни­чиваются прагматическим обучением, подготовкой специалистов-профессионалов и отходят от решения задач по воспитанию студенческой молодежи, формированию их этического, нравственного потенциала. Эффективность процесса создания субкультуры образовательного учреждения существенно повышается, если:

  • подготовка учителя к педагогической деятельности ориентирована на формирование его личности как субъекта образовательного учреждения, педагога-исследователя, педагога-гуманиста, педагога-творца;

  • обеспечено единство социогуманных, культурологических, психолого-педагогических принципов организации образовательного учреждения;

  • руководитель образовательного учреждения осуществляет процесс управления на основе рефлексивных механизмов самопознания, самоанализа и самоорганизации.

Теоретической основой комплексного решения воспитательных задач формирования гуманной, нравственной, интеллектуальной личности, обладающей высокой общей и профессиональной культурой, может выступать культуроцентристская концепция образования, разработанная А.С.Запесоцким [1], согласно которой вузы призваны выполнять следующие функции:

  • обучающую - овладение знаниями, умениями и навыками как общей, так и профессиональной направленности;

  • развивающую - развитие творческого потенциала личности, ее коммуникативных качеств и способностей к активной деятельности и взаимодействию со средой;

  • воспитательную - формирование духовно-нравственных ценностных ориентации и развитие гражданских качеств личности и ответственности перед обществом за свои дела и поступки;

  • инкультурации - вхождение человека в культуру, приобщение и бережное отношения его к культурным цен­ностям.

Усиление процессов реформирования в России должно найти отражение в модернизации всей об­разовательной системы, включая организа­цию, управление, содержание, формы, мето­ды, технологии обучения и воспитательные подходы.

Раздел «Общие требования к условиям реализации ООП» ФГОС ВПО [8] включает следующее:

  1. Вузы должны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в вузе.

  2. Оценка качества подготовки выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию.

  3. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников. Вуз должен способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

  4. ООП вуза должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла.

  5. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы и др.

Следует заметить, что при таком расчете часов для самостоятельной работы и развития личности у студента остается мало времени. В Европе трудоемкость недельной нагрузки студентов составляет 45 часов в неделю. Формы организации и контроля самостоятельной работы студентов должны включаться в нагрузку преподавателей вузов.

Раздел «Требования к ООП подготовки бакалавра, магистра и специалиста» включает: требования к структуре программы; требования к результатам освоения; требования к условиям реализации.

Наиболее революционным является разработка требований к структуре ООП. Вуз будет формировать модули и программы по своему усмотрению. В стандарте выделено 4 цикла. Блоки общепрофессиональной и специальной подготовки студентов представлены в профессиональном цикле. В каждом цикле предполагается создание базовой части. В рамках каждого цикла не задается ни трудоемкости, ни название дисциплин. Чтобы свести воедино часы по близким дисциплинам разных специальностей, вуз сам будет определять количество часов.

Вместо дидактических единиц должны быть определены требования к результатам освоения, что должен знать, уметь выполнять и чем владеть студент. В новом стандарте содержание дисциплин как таковое отсутствует и представлено компетенциями: универсальными (общенаучными, инструментальными, социально-личностными и общекультурными) и профессиональными.

Перечень дисциплин для разработки примерных программ будет представлен в ФГОС ВПО, а вуз в праве использовать эти рекомендации или самостоятельно определять перечень дисциплин. Следует проводить интеграцию основных образовательных программ. Компетенции будут прописаны очень подробно, для ориентировки преподавателя при разработке ООП. Компетенции могут повторяться в разных циклах дисциплин и быть в интегративном единстве. Следует отметить, что компетенции мы можем оценить, когда студент выходит на рынок труда и там уже применяет знания, умения и навыки. Мы можем так же проверить компетенции при итоговой аттестации студентов, что в большей степени заинтересует работодателя.

В базовой части ФГОС подготовки (Б, М, С) должно быть прописано, что должен знать студент: бакалавры – не более 50 % (начинается профилизация); специалисты – не менее 70 %; магистры – не более 30 %.

Одновременно с разработкой стандарта должна разрабатываться примерная образовательная программа, которая должна иметь примерный учебный план, примерную программу дисциплин, в которых помимо компетенций будет прописано содержание в дидактических единицах.

Требования к условиям реализации ООП (Б, М, С) включают в себя кадровое, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса. Помимо подготовки бакалавров и магистров, предполагается дать вузу право самостоятельно выбирать, разработать и заявить профиль подготовки специалистов (предлагается перечень профильных направлений, специальностей). Если этот профиль получил признание со стороны работодателя и поддержку других вузов, работающих в данном направлении, профиль подготовки автоматически закрепляется за данным вузом, и определяются образовательные программы. В.Н.Максимов [3] наглядно представил особенности ФГОС ВПО в схеме 2.

Схема 2.


Направление

подготовки


В свете Модернизации российского образования Н.М.Розина [4] сформулировала задачи на ближайшую перспективу: поэтапное формирование проектов ФГОС совместно с работодателями; создание методологии экспертизы проектов ФГОС перед утверждением; совершенствование системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов; разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с ВПО различного уровня; разработка Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

Составлять экспертизу по направлениям подготовки будут работодатели на предмет требований к выпускнику, а методологи от академической общественности будут проверять компетенции, их методологическое формирование по общепрофессиональным и гуманитарным дисциплинам и т.д.

Н.М.Розина [4] отметила, что в 2006 году наработаны материалы для проведения экспертизы. Проектные группы университета Высшей школы экономики вместе с Мининформсвязи разработали электронную оболочку, позволяющую как разрабатывать государственный образовательный стандарты, так и проводить экспертизу. Совместно с Рособрнадзором обсуждается системы контроля качества подготовки студентов по новым стандартам. Основная задача в том, чтобы осуществлялась проверка всей образовательной программы от начала до конца и позволила определить, как реализует вуз поставленные перед ним цели и соответствие уровня подготовки выпускника требованиям, представленным в государственном образовательном стандарте ВПО.

Основными предпосылками реализации уровневых образовательных программ высшего педаго­гического образования являются: принципиальное изменение требо­ваний к выпускнику, обеспечение его профессиональной мо­бильности и готовности к работе в условиях рыночных отношений; смена образо­вательных парадигм и утверждение личностно-ориентированного подхода; необходимость повышения социального статуса профессии педагога.
Литература


  1. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М: Наука, 2002.

  2. Кодификатор элементов содержания дисциплины «Психология и педагогика» высшего профессионального образования //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Тестирование в сфере профессионального образования» (27 февраля – 1 марта 2007 г.). – М, 2007. www.fepo.ru.

  3. Максимов В.Н Уровень требований к подготовке выпускников учреждений профессионального образования как основной принцип для разработки стандартов третьего поколения: Доклад // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Тестирование в сфере профессионального образования» (27 февраля – 1 марта 2007 г.). – М, 2007.

  4. Розина Н.М. О разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения: Доклад // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Тестирование в сфере профессионального образования» (27 февраля – 1 марта 2007 г.). – М, 2007.

  5. Савельев Б.А., Масленников А.С. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: Учебное пособие. – Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004.

  6. Стрекалова Н.Д. Опыт воспитательной работы в СПб гуманитарного университета профсоюзов по формированию российского интеллигента // Сборник информационных материалов Межрегионального семинара «Кафедра – ключевое звено в структуре управления вузом» (14-18 февраля 2005 г.) – СПб, 2005. – С.35-42.

  7. Тряпицина А.П. Бакалавриат и магистратура по направлению «Педагогика»: опыт разработки содержания, сопряжения стандартов: Доклад // Материалы Всероссийского семинара-совещания «О совершенствовании содержания психолого-педагогических дисциплин в условиях модернизации педагогического образования» (17-19 сентября 2002 г.) – Волгоград: ВГПУ, 2002.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Проект. – М.: Минобрнауки РФ, 2007. www.fepo.ru.

  9. Шарафутдинова Л.Н. Полидисциплинарное тестирование при внешней экспертизе деятельности образовательных учреждений: Доклад // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Тестирование в сфере профессионального образования» (27 февраля – 1 марта 2007 г.). – М, 2007.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник научных статей iconСовременное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей
Сборник научных статей по итогам IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17...
Сборник научных статей iconСборник статей
Дидактика художественного текста: Сборник статей / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2007....
Сборник научных статей iconСборник научных статей
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Сборник научных статей iconСборник научных статей
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Сборник научных статей iconИнформация о научных результатах, полученных в сфере научных направлений,...
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
Сборник научных статей icon«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей
Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №7 Под ред к т н зам директора по учебно-методической...
Сборник научных статей iconКомпетентностный подход как концептуальная основа современного образования
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г.)
Сборник научных статей iconУрок по изобразительному искусству «Выражение намерений через украшения»...
Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г
Сборник научных статей iconР. Г. Пихоя. Историческое значение и уроки Февральской революции 1917 г в России
Сборник научных статей по материалам регионального научного семинара (Екатеринбург, 2 марта 2007 г.)
Сборник научных статей iconПроблемы компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 3 декабря 2008 года
Сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Лебедева Л. С, Андреева Е. В. – Исследования, разработки, испытания и опыт эксплуатации высоковольтных тиристорных преобразователей...
Сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Анализ систем защиты от перенапряжений в каскадно-мостовых преобразователях ппт. Дайновский Р. А. – Исследования и разработки мощных...
Сборник научных статей iconСборник статей и материалов, посвящённых традиционной культуре Новосибирского...
Песни, люди, традиции (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»): Сборник статей и материалов / Под ред. Н. В. Леоновой....
Сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Модели и методы анализа живучести электроэнергетических систем и объединений. Гук Ю. Б., Карпов В. В. – Проблема обеспечения надежности...
Сборник научных статей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыка и молодежь: теоретические и практические аспекты: сборник научных статей. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2011....
Сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Разработка координированной системы противоаварийной автоматики на уровне еэс. Богомолова И. А., Кац П. Я., Кощеев Л. А., Садовский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск