Программа учебного курса «Психология для старшеклассников»





Скачать 239.07 Kb.
НазваниеПрограмма учебного курса «Психология для старшеклассников»
Дата публикации22.11.2017
Размер239.07 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Управление образования администрации городского округа город Шарья

МОУ «Информационно-методический центр городского округа г. Шарья»

Центр профильного обучения


Рассмотрено «Утверждаю»

на городском Директор Информационно-

методическом совете методического центра городского

округа город Шарья

«___» ____________200_г. ________________Л. Д. Соколова

протокол № ______ «___» ______________ 20___г.

Программа

Психология для старшеклассников
Учебный профильный курс
для учащихся 10-11-х классов

с ориентацией на социально-гуманитарный профиль, 62 часа

Авторы программы:

Пономаренко Л.П.

Белоусова Р.В.
Преподаватель курса:

Нейц Н.Ю.,

педагог-психолог

второй категории

МОУ ЦДиК

Личная подпись_________
2010 г.

Городской округ город Шарья

2010 год

1.Пояснительная записка

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в современном обществе. Именно личностные, психологические факторы выступают залогом успешной социализации и творческой реализации человека. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить отношения с окружающими – все это относится к необходимым компонентам успешной личности.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:

  • наука о самом сложном, что пока известно человечеству;

  • в ней как бы сливаются объект и субъект познания; в ней мысль совершает поворот на себя, научное сознание человека становится его научным самосознанием;

  • результаты психологии не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку управлять своими психическими функциями, процессами и способностями задача самая грандиозная.

Предполагается, что изучение основ психологии повысит уровень социальной компетентности учащихся, ориентирует их на саморазвитие, самосовершенствование. Данный учебный курс направлен также на развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации.

Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» реализуется в рамках допрофессиональной подготовки социально-гуманитарного профиля учащихся 10-11 классов по курсу «Основы педагогики и психологии».

Программа разработана Л.П. Пономаренко, Р.В.Белоусовой в 2001 году и издана в гуманитарном издательском центре «Владос» в 2003 году. Программа состоит из двух логически связанных частей: часть I – «Основы психологии», часть II – «Психология общения». Часть I включает содержание учебного курса для 10-го класса (30 часов), часть вторая «Психология общения» (11 класс, 32 часа) является продолжением курса «Основы психологии». Преподавание строится на базе знаний, полученными учащимися в 10 классе. Однако каждая из частей учебного курса может изучаться автономно.

Цель курса – овладение учащимися системой знаний, формирующих гуманистическое мировоззрение и повышающих психологическую культуру учащихся.

Задачи курса:

  • овладение навыками самоанализа;

  • развитие умения понимать чувства и мотивы поведения других людей;

  • обучение конструктивному повседневному и деловому общению;

  • обучение приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях;

  • развитие умения творчески преодолевать конфликты.

2. Содержание (программа курса)
«Основы психологии» - 10 класс
Предмет психологии. История развития и отрасли психологии (1 час)Роль психологии как науки. История возникновения психологии. Современные отрасли психологии.

Психические познавательные процессы.(3 часа)Внимание как один из познавательных процессов.Виды, структура, механизмы внимания.Приемы развития внимания. Навыки регуляции произвольного внимания. Роль внимания в жизнедеятельности человека. Память как один из важнейших психических процессов.Виды памяти. Механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Индивидуальные особенности памяти. Приемы мнемотехники. Мышление. Виды мышления. Процессы и операции мышления.Приемы развития логического мышления.

Способности. Интеллект.(2 часа) Способности.Факторы, влияющие на развитие способностей.Интеллект. Когнитивные стили. Теории интеллекта. Способами измерения интеллекта.Творческие способности. Креативность. Соотношение креативности и интеллекта. Приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие креативности и преодоление стереотипности мышления.

Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга.(2 часа) Строение мозга.Локализация высших психических функций в коре головного мозга.Функции правого и левого полушарий.Специализация полушарий.Влияние межполушарной асимметрии на эмоциональную жизнь человека.«Правополушарное» и «левополушарное» мышление.Нарушения синхронной работы полушарий.Доминирование полушарий («левши» и «правши»).Возрастные и половые особенности межполушарной асимметрии.Активизация правого полушария.

Личность(5 часов) Индивидуум и личность. Структура личности. Мотивационно-потребностная сфера личности. Цели и ценности. Теории личности. Теория личности Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. Структура личности: Ид, Эго, Суперэго. Энергетическая модель психики по Фрейду. Практическое применение психоанализа.Основные понятия теории Адлера. Комплекс неполноценности и стремление к превосходству. Социальный интерес и стиль жизни. Типы личности по Адлеру. Концепция творческого «Я». Влияние порядка рождения на формирование стиля жизни. Фиктивные цели. Личность и поведение с точки зрения бихевиоризма. Стимул, реакция и обусловливание. Оперантное обусловливание. Социальное научение.Основные принципы гуманистической психологии. Концепция становления. Признание приоритета творческой стороны личности человека. Мотивация. Иерархия потребностей. Главные виды потребностей по А.Маслоу. Самоактуализация.

Темперамент и характер(3 часа) Психодинамические особенности и темперамент. Проявления темперамента в разных сферах психики. Учение о типах нервной системы. Типы темпераментов. Экстраверсия – интроверсия. Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента. Проявление типов темпераментов в общении. Что такое характер человека? Связь характера и темперамента. Соотношение характера и личности.

Самосознание. «Я-концепция» (3 часа) Процесс самосознания и «Я-образ». «Я-концепция» и ее составляющие. Когнитивная составляющая «Я-концепции»(самопонимание). Оценочная составляющая «Я-концепции» - самооценка. Особенности поведения людей в зависимости от характера самооценки. Источники формирования самооценки. Поведенческая составляющая «Я-концепции». Самоотношение. Самоуважение. Преимущества высокого уровня самоуважения. Самоуважение и любовь к себе. Путь к уверенности в себе. Права человека, которые поддерживают уверенность в себе.

Эмоции и чувства.(4 часа) Роль чувств в жизни человека. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты. Настроение. Чувства. Виды эмоций. Связь эмоций с психическими процессами. Любовь в жизни человека. Разные стороны чувства любви. Выбор «предмета любви».Две модели любви. Характер отношений между любящими людьми. «Разрушители» любви. Признаки насилия в отношениях. Разрыв отношений. Дружба. Что препятствует сохранению дружбы? Особенности юношеской дружбы. Факторы, влияющие на зарождение дружбы и дружеское расположение.

Стресс. (1 час) Стресс и дистресс. Фазы развития стресса. Влияние стресса на организм человека. Способы реагирования на стресс. Как справиться со стрессом?

Саморегуляция.(1 час) Душевное равновесие. Чувства и их «телесное» выражение. Мышечная релаксация. Аутогенная тренировка. Внутреннее сосредоточение. Визуализация, ресурсные состояния.

Психологические особенности развития ребенка .(4 часа) Общие вопросы возрастной психологии. Период младенчества. Возраст от 1 до 3 лет – раннее детство. Дошкольное детство – период от 3 до 7 лет. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Важность формирования позитивного самоотношения. Принципы позитивного воспитания.Подростковый возраст.Период «бури и натиска». Физиологические изменения организма подростка. Особенности развития личности подростка. Подростковые поведенческие характерологические реакции. Юность – переход от детства к зрелости. Особенности развития личности. Формирование мировоззрения. Моделирование будущего. Техника самопрограммирования. Согласование ценностей и целей. Построение жизненного плана.

Итоговое тестирование (1 ч)
«Психология общения» - 11 класс.
Общение. Структура и средства общения .(4 часа) Цели курса. Общение и его стороны. Средства общения. Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Роль невербальных средств в передаче информации. Жесты. Мимика. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.

Позиции в общении (4 часа) Различные состояния «Я». Эго-состояние «Родитель». Эго-состояние «Ребенок». Схема Томаса А. Харриса. Стили общения. Виды общения. Этикет

Что такое манипулирование? Причины манипулирования. Типы манипулятивных систем. Трюки манипулятора. Манипулятивные способы поведения в конфликте.

Что мешает открытому общению? (1 час)

Механизмы межличностного восприятия.(2 часа) Роль первого впечатления. «Эффект ореола». Ошибка превосходства. Ошибки привлекательности. Фактор отношения к вам. Каузальная атрибуция. Установка.

Психологические защиты (2 часа) Психологическая защита. Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Сублимация.

Барьеры в общении (1 час) Что мешает полноценному общению? Наиболее распространенные барьеры в общении. Стереотипизация. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям.

Конструктивное общение.(2 часа) Саботажники общения. Способы снижения эмоциональной напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств. Процесс слушания. Задачи, решаемые в процессе слушания. Виды слушания. Правила эмпатического слушания.

Приемы расположение к себе. Самопрезентация.(2 часа) Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация. Фактор превосходства. Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.

Конфликт. Стили разрешения конфликтов (2 часа) Конфликт. Основные стили разрешения конфликтов. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Принципы управления конфликтом. Контроль эмоций.

Психологические аспекты семейных отношений.(4 часа) Различия между браком и периодом ухаживания. Факторы, влияющие на стабильность брака. Роль сексуальных отношений в стабильности семьи. Общение в семье: конфликты и их преодоление. Значение гармоничных отношений в браке. Функции семьи. Детско-родительские отношения. Типы негармоничного воспитания. Роль интимных отношений в жизни человека. Норма и патология. Искусственное прерывание беременности. Болезни, передающиеся половым путем.

Коллектив и личность. (3 часа) Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Коллектив. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе.

Кто может стать лидером? Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Групповые нормы. Конформизм. Эксперимент С. Аша. Факторы, влияющие на уровень конформности. Развитие навыков уверенного отказа. Почему не всегда удается сказать «нет»? Право на отказ. Приемы противостояния давлению.

Профессиональное самоопределение.(3 часа) Общая готовность к самоопределению. Проблема выбора профессии. Выявление профессиональных интересов и склонностей.

Выбор профессии. Классификация профессий. Типология личности Голланда. Условия выбора профессии. Возможные затруднения при выборе профессии. Профессионально важные качества профессий. Процесс принятия решения. Сдача проектов «В поисках своего призвания».

Защита реферативных работ (2 ч)

3.Ожидаемые результаты обучения.

Данный курс делает возможным при организации учебного процесса реализацию таких задач, как:

  • углубление знаний учащихся по предметному полю психология, 

  • индивидуальная адаптация учащегося в учебном процессе, максимальная активизация познавательной, поисковой и проектно - исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, проявление инициативности и максимальной реализации способностей,

  • формирование умений учащихся высказывать собственное мнение, творчески овладевать знаниями, умениями и навыками,

  • формирование собственной личностной позиции.

Формы контроля: разработка и защита рефератов(темы см. Приложение), итоговое тестирование.

4.Методический инструментарий (формы, методы, приёмы, средства обучения).

Основные методы и приемы, которые предполагается использовать при реализации курсов «Основы психологии» и «Психология общения», объединяются в следующие пять групп:

  1. Методы объяснительно-иллюстративного обучения:

  • лекции

  • семинары

  • рассказ

  • беседа

  • самостоятельная работа над учебным материалом.

  1. Методы репродуктивного обучения:

  • упражнения

  • практикум.

  1. Методы проблемно-поискового обучения:

  • проблемное изложение

  • частично-поисковый (эвристический, или сократический)

  • исследовательский

  • мозговой штурм

  1. Коммуникативные методы обучения:

  • Дискуссия

  • Диалог

  • Полемика

  • Снежный ком

  1. Имитационно-ролевые методы обучения:

  • ролевая игра

  • аквариум

  • тестирование

  • элементы психологического тренинга

Более конкретная характеристика наиболее существенных методов приведена ниже.

Тестирование – система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного человека.

Психологический тренинг – использование активных методов групповой психологической работы с целью развития способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.

Диалог - прием обучения, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью развития представлений по теме. В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы. При этом происходит «мягкая проблематизация» и противопоставление разных точек зрения, нет их столкновения, а скорее – взаимонаращивание, взаиморазвитие исходных представлений.

Дискуссия - прием обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения.

Способ проведения дискуссии и применяемые средства должны признаваться всеми её участниками (последовательное изложение тезисов, аргументов и оснований, недопустимость подмены первичного тезиса и оснований и пр.).

«Аквариум» - прием обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

«Снежный ком» - прием обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах

Мозговой штурм - прием обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу. Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.

Имитационные упражнения - прием обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков
и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных
в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.


Проблемное изложение – прием обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления).

Частично-поисковый (эвристический, сократический) метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Креативный метод - метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и креативных способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, реально осуществляя процесс исследования и получая объективно новый результат.

5.Методический аппарат (рекомендации, список литературы).
5.1.Рекомедации по составлению тематического планирования

«Основы психологии»

Тема, количество часов

Формы обучения/

формы организации учащихся

Методы

Приемы

Средства

Предмет психологии. История развития и отрасли психологии (1 час)

Лекция, практикум/

коллективная, групповая, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый,

тестирование

Составление сравнительной таблицы, решение проблемных задач, дискуссия

Схемы, сравнительные таблицы, тест

Психические познавательные процессы.(3 часа)

Семинар / групповая, индивидуальная

Проблемный, тестирование

Решение проблемных задач, «мозговой штурм»

Схемы, сравнительные таблицы, тест

Способности. Интеллект.(2 часа)

Лекция, лабораторная работа/ коллективная, групповая

частично-поисковый, тестирование

Диалог, анализ конкретной ситуации (кейс-стади), составление схемы, проблемное изложение

Схемы, сравнительные таблицы, тест

Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга.(2 часа)

Практикум / индивидуальная

Проблемный, тестирование

Решение познавательных и проблемных задач

Раздаточный материал для учащихся

Личность(5 часов)

Лекция/ коллективная

объяснительно-иллюстративный, проблемный, тестирование

Проблемное изложение, эвристическая беседа

Схемы, сравнительные таблицы, тест

Темперамент и характер(3 часа)

Лекция, игра/коллективная, групповая, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный, проблемный, тренинг

Проблемное изложение, организационно-мыслительная игра

Тексты для проведения игры, схема, таблица

Самосознание. «Я-концепция» (3 часа)

Лекция, дискуссия /групповая, индивидуальная

имитационно-ролевой,

тренинг

анализ конкретной ситуации (кейс-стади), моделирование

Тексты с описанием конкретных ситуаций

Эмоции и чувства.(4 часа)

Лекция/коллективная, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный, тестиование

лекция

Схемы, сравнительные таблицы, тест

Стресс. (1 час)

Практикум, дискуссия/коллективная, групповая, индивидуальная

проблемный, частично-поисковый,

тренинг

Решение проблемных задач, сообщение учащихся, анализ схем, составление таблицы, полемика

Презентация, тексты, раздаточный материал

Саморегуляция.(1 час)

Лекция, практикум/коллективная, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный, тренинг

Проблемное изложение, решение познавательных и проблемных задач

Схемы, сравнительные таблицы, тест

Психологические особенности развития ребенка .(4 часа)

лекция /групповая

частично-поисковый, тестирование

Проблемное изложение,

«снежный ком»,

Схемы, сравнительные таблицы, тест

Итоговое тестирование

(1 час)

Контрольное занятие/ индивидуальное

проблемный, частично-поисковый

Тестирование

Контрольно – измерительные материалы



«Психология общения»

Тема, количество часов

Формы обучения/

формы организации учащихся

Методы

Приемы

Средства

Общение. Структура и средства общения .(4 часа)

Лекция, практикум/

коллективная, групповая

объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Решение проблемных задач, дискуссия

Схемы, сравнительные таблицы, тест

Позиции в общении (4 часа)

Семинар / групповая

Проблемный, тренинг

Решение проблемных задач, «мозговой штурм»

Схемы, сравнительные таблицы

Что мешает открытому общению? (1 час)


дискуссия / коллективная, групповая

частично-поисковый,

тестирование

Диалог, анализ конкретной ситуации (кейс-стади), составление схемы, проблемное изложение

Раздаточный материал для учащихся, тест

Механизмы межличностного восприятия.(2 часа)

Практикум / индивидуальная

Проблемный,

тренинг

Решение познавательных и проблемных задач

Раздаточный материал для учащихся, тест

Психологические защиты (2 часа)

Лекция/ коллективная, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный, проблемный,

тестирование

Проблемное изложение, эвристическая беседа

Раздаточный материал для учащихся

Барьеры в общении (1 час)

Лекция, игра/коллективная, групповая, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный, проблемный, имитационно-ролевой

Проблемное изложение, организационно-мыслительная игра, конкурс эссе

Тексты для проведения игры, схема, таблица

Конструктивное общение.(2 часа)

Тренинг /групповая, индивидуальная

имитационно-ролевой, тестирование

анализ конкретной ситуации (кейс-стади), моделирование

Схемы, таблица, тест

Приемы расположение к себе. Самопрезентация.(2 часа)

Лекция, практикум/коллективная, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный,

тренинг

анализ конкретной ситуации (кейс-стади), моделирование

Тексты с описанием конкретных ситуаций, тест

Конфликт. Стили разрешения конфликтов (2 часа)

Практикум, дискуссия,

тренинг/ групповая, индивидуальная

проблемный, частично-поисковый

Решение проблемных задач, сообщение учащихся, анализ схем, составление таблицы, полемика

Тексты, раздаточный материал

Психологические аспекты семейных отношений.(4 часа)

Лекция, практикум/коллективная, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный, проблемный, тренинг

Проблемное изложение, решение познавательных и проблемных задач

Материал для индивидуальных заданий

Коллектив и личность. (3 часа)

Лекция, практикум, /групповая, индивидуальная

частично-поисковый, тестирование

Проблемное изложение, «снежный ком»

Тексты с описанием конкретных ситуаций, тест

Профессиональное самоопределение.(3 часа)

Лекция, практикум, /групповая, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный, роблемный

Решение проблемных задач, полемика,

Материал для индивидуальных заданий, тест

Итоговое тестирование

(2 часа)

Контрольное занятие/ индивидуальное

проблемный, чпастично-поисковый

Защита рефератов,

тестирование

Контрольно – измерительные материалы

5.2. Рекомендации по организации психологических тренингов

На занятиях предполагается проведение одного из видов психологического тренинга – перцептивного, направленного на развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения. Получаемые в нем новые сведения побуждают человека к переосмыслению сложившихся представлений о себе и о других людях, в конечном счете побуждают к самосовершенствованию.

В ходе занятий участники тренинга получают информацию:

  • о том, как они выглядят в глазах других людей

  • о том, как их действия и поступки воспринимаются другими.

Такой обмен впечатлениями происходит в групповых дискуссиях, организуемых и направляемых ведущим занятие психологом.

В тренинге широко используются психогимнастические упражнения и приемы психодрамы.

Технологическая карта психологического тренинга

«Жить в мире с собой и другими»


Тема занятия

Жить в мире с собой и другими

План занятия

        1. Разминка

        2. Основная часть

        3. Рефлексия

Планируемые результаты

Осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии

Формы организации деятельности учащихся на уроке

Групповая дискуссия, ролевая игровая ситуация

Форма занятия

тренинг

Приемы деятельности

Активизация учащихся: постановка проблемы в начале занятия, сегментация проблемы, руководство работой учащихся, работа в группах

Развитие умений учащихся

Формирование у учащихся позитивной самооценки

Оборудование урока

Листы для записей, столы для работы трех групп


5.3.Список использованной литературы:

1. Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова «Психология для старшеклассников». Пособие для педагога. Часть 1. Основы психологии. 10 класс. Москва, 2003. Гуманитарный издательский центр Владос
2. Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова «Психология для старшеклассников». Пособие для педагога. Часть 2. Психология общения. 11 класс. Москва, 2003. Гуманитарный издательский центр Владос

3. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001

4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000
6. Заключение
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в современном обществе. Именно личностные, психологические факторы выступают залогом успешной социализации и творческой реализации человека. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить отношения с окружающими – все это относится к необходимым компонентам успешной личности.

Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» реализуется в рамках допрофессиональной подготовки социально-гуманитарного профиля учащихся 10-11 классов по курсу «Основы педагогики и психологии».

Программа разработана Л.П. Пономаренко, Р.В.Белоусовой в 2001 году . Программа состоит из двух логически связанных частей: часть I – «Основы психологии», часть II – «Психология общения».

Данный курс делает возможным при организации учебного процесса реализацию таких задач, как:

  • овладение навыками самоанализа;

  • развитие умения понимать чувства и мотивы поведения других людей;

  • обучение конструктивному повседневному и деловому общению;

  • обучение приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях;

  • развитие умения творчески преодолевать конфликты.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Темы реферативных работ.


  1. «Особенности межличностных отношений младших школьников»;

  2. «Внутрисемейные отношения»;

  3. «Конфликт. Пути преодоления конфликтной ситуации»;

  4. «Агрессия. Профилактика агрессивного поведения»;

  5. «Интимные межличностные отношения»;

  6. «Психологическая защита»;

  7. «Эмоции. Преодоление негативных эмоциональных состояний»;

  8. «Стресс и борьба с ним»;

  9. «Личное влияние и лидерство»;

  10. «Психологические особенности юношеского возраста»;

  11. «Психологические особенности подросткового возраста»;

  12. «Формирование коллектива»;

  13. «Психологическая подготовка к экзамену»;

  14. «Профессиональное самоопределение».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconОтчет о результатах проведения учебного курса для классных руководителей...
Поволжского управления по теме «Профориентационная поддержка старшеклассников профильной школы»
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список...
Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconУчебного курса, виды текущей аттестационной работы, проверяемая компетенция
«Детская психология», «Психотерапия и психологическое консультирование», «Клиническая психология»
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconПрограмма курса для специальности 020400 Психология
Курс “Зоо- и сравнительная психология” является общепрофессиональной дисциплиной и предназначен для студентов 1 курса Института психологии...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconПояснительная записка: к курсу «Психология лиц с нарушением речи»
Программа курса предназначена для студентов III курса (5 семестр) факультета специальной педагогики и психологии, обучающихся по...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconСпециальная психология
Специальная психология: Программа курса, методические указания и контрольные вопросы для студентов специальности 020400 «Психология»/...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconПояснительная записка Данная программа элективного курса предназначена...
Создание программы курса обусловлена необходимостью создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconТесты по пунктуации: для старшеклассников и учителей (1С) Тесты по...
География в школе: Австралия, Океания, Арктика, Антарктида (Электронные уроки и тесты)
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconКурса «Социальная психология»
«Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconРеферат Начала гармонического анализа
Целью моего исследования является создание учебного пособия для старшеклассников. Для достижения этой цели, я поставил перед собой...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconКурса «Психология труда». Данный курс реализуется в рамках специальности...
Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология труда»
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconПсихология любовных отношений
Тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconПрограмма элективного курса
Как показывает практика, этот вид деятельности вызывает затруднения у учеников. Проблемы с формированием исследовательских компетенций...
Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск