Курс лекций спб.: "Академический проект", 1997 335 с





НазваниеКурс лекций спб.: "Академический проект", 1997 335 с
страница1/52
Дата публикации29.08.2013
Размер5.14 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
Александров А.А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций - СПб.: "Академический проект", 1997 - 335 с.

А 465

ISBN 5-7331-0103-2

ББК 53.57 А 465

Книга зав. кафедрой медицинской психологии СПб МАПО профессора А. А. Александрова состоит из лекций по основным направлениям современной отечественной и зарубежной психотерапии. Она включает в себя изложение принципов и методик наиболее эффективных психотерапевтических подходов: когнитивной терапии, гештальт-терапии, психотерапии К. Роджерса и др. Большое внимание уделяется вопросу интеграции различных методов в рамках патогенетической психотерапии. Автор подробно останавливается на методах психической саморегуляции (аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитация), отдельная лекция посвящена групповой психотерапии.

Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ............... 7

Цели и методы психотерапии .................................................................... 8

Основные направления психотерапии....................................................... 10

Психодинамический подход ......................................................................10

Разновидности психоанализа .................................................................... 11

Феноменологический подход ...................................................................A3

Поведенческий подход.............................................................................. 17

Когнитивная терапия ................................................................................19

Возникновение когнитивно-поведенческой терапии ................................ 20

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ......................................................... 25

Цели групповой психотерапии................................................................. 25

Феноменология группового процесса ...................................................... 26

Нормы группы................................................................................. 26

Роли в группе...................................................................................21

Групповая сплоченность................................................................. 28

Групповое напряжение .................................................................... 29

Фазы развития группы...................................................................30

Групповой психотерапевт......................................................................... 32

Котерапевты............................................................................................. 36

Ориентация группового сеанса ................................................................ 37

Организация терапевтической группы..................................................... 38

Подготовка групповых психотерапевтов ................................................. 40

Балинтовские группы............................................................................... 42

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ

ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОТЕРАПИИ............................................ 47

ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ............................................................. 59

Классическое обусловливание .................................................................. 59

Инструментальное, или оперантное, обусловливание ................................ 60

Социальное научение ............................................................................... 62

Общие характеристики поведенческой терапии ...................................... 64

Цели поведенческой терапии ................................................................... 65

Идентификация и оценка проблемы........................................................ 65

Технические процедуры........................................................................... 67

Систематическая десенситизация................................................ 67

Методы, основанные на угасании.................................................. 69

Моделирование..................................................................................70

Тренинг утвердительного (уверенного) поведения

и социальных умений................................................................... 71

Позитивное подкрепление............................................................... 71

Техника вызывания отвращения ....................................................72

Наказание ........................................................................................ 73

Процедуры самоконтроля ............................................................... 73

Когнитивное реструктурирование .................................................74

Применение поведенческой терапии....................................................... 74

Тактика поведенческой терапии .............................................................. 76

Продолжительность лечения ..............................................................78

Случай из практики ............................................................................ 78

ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ

КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ АРОНА БЕКА.................................. 82

Основная концепция ......................................................................82

Теория личности ............................................................................84

Когнитивное содержание эмоциональных расстройств .....................85

Когнитивные искажения ............................................................88

Цели когнитивной терапии .......................................................89

Теория когнитивной терапии ....................................................89

Основные стратегии когнитивной терапии ..................................93

Лечение ...................................................................................94

Когнитивные техники ..............................................94

Поведенческие техники .................................................99

Диагностические тесты ...........................................................................100

Применение когнитивной терапии .......................................................... 101

Тактика когнитивной терапии................................................................. 101

Случай из практики.................................................................................104

ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

АЛЬБЕРТА ЭЛЛИСА ............................................................................ 109

Основные концепции .............................................................................. НО

Двенадцать основных иррациональных идей (А. Эллис, 1958)... 111

Психотерапия .......................................................................................... 115

Диагностические тесты ........................................................................... 118

Применение рационально-эмотивной терапии ........................................ 118

Случай из практики ................................................................................. 121

Первая беседа................................................................................. 122

Комментарий А.Эллиса ................................................................ 127

Лечение .......................................................................................... 129

ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ..........................................................................131

Предыстория гештальт-терапии ............................................................. 132

Основные теоретические положения ......................................................134

Концепция нарушений ............................................................................138

Концепция терапии .................................................................................142

Технические процедуры..........................................................................143

Принципы гештальт-терапии ..................................................................144

Игры гештальт-терапии ..........................................................................147

Применение гештальт-терапии ............................................................... 155

ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.................................... 158

Жизненный путь В. Н. Мясищева......................................................... 159

Психология отношений .......................................................................... 160

Теория личности .....................................................................................163

Концепция невроза ................................................................................ 166

/. Невроз - психогенное расстройство ........................................ 166

2. Типы невротических конфликтов............................................ 169

3. Особенности характера ............................................................ 172

4. Генетическое понимание невроза.............................................. 174

5. Критерии отграничения неврозов ............................................ 175

Концепция психотерапии ........................................................................176

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ............................................................ 178

Задачи индивидуальной психотерапии ...................................................178

Метод (процедура) индивидуальной терапии. Общие рекомендации ... 180

Случай из практики ................................................................................ 186

Описание метода.................................................................... 191

/. Преодоление неправильных представлений пациента

о его болезни.............................................................................. 191

2. Осознание психологических причин и механизмов болезни..... 193

3. Решение конфликта.................................................................. 204

4. Реконструкция системы отношений...................................... 206

ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ГРУППОВАЯ ФОРМА........................................................................... 208

Теоретические основы

групповой патогенетической психотерапии. ........................................... 208

Цель и задачи

групповой патогенетической психотерапии .............................................213

Механизмы лечебного действия

групповой патогенетической психотерапии .............................................214

Система отношений больных неврозами и ее реконструкция

в процессе групповой патогенетической психотерапии...........................216

Ценностные ориентации больных неврозами и их динамика

в процессе групповой патогенетической психотерапии ........... 221

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ НЕВРОЗАХ................................................ 231

/. Прогностическое значение ведущего психопатологического

синдрома и стадий невротического заболевания.........-232

2. Прогностическое значение акцентуаций характера ............... 233

3. Прогностическое значение ценностных ориентаций...............240

4. Прогностическое значение

коммуникативных характеристик........................................... 241

5. Характеристики больных неврозами, не имеющие прогностического значения для эффективности групповой психотерапии ......................... 242

6. Заключение: прогностические клинико-психологические

"портреты" больных неврозами ..............................................243

ЛЕКЦИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ

ГРУППОВАЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: МЕТОДИКА-........................................................................................247

Разминка................................................................................................ 247

Основная часть ...................................................................................... 249

ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.................................. 257

Интеграция принципов и методов

клиент-центрированной терапии Роджерса ........................................... 259

Интеграция гештальт-терапии ............................................................... 260

Интеграция когнитивно-поведенческой психотерапии........................... 265

Случай из практики ................................................................................ 268

Первый сеанс................................................................................. 268

Второй сеанс..................................................................................TIT.

Третий сеанс.................................................................................. 277

Групповая дискуссия......................................................................ТЛУ

Обратная связь при завершении работы группы........................282

ЛЕКЦИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ ...................................... 283

Клиническое применение релаксационных методов .............................. 283

Нервно-мышечная релаксация............................................................... 286

Техника проведения прогрессивной мышечной релаксации .................. 287

Йога ....................................................................................................... 290

Шавасана ............................................................................................... 293

Контроль дыхания ("пранаяма") ........................................................... 295

333

ЛЕКЦИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ

МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ (продолжение)............. 300

Трансцендентальная медитация ............................................................. 300

Классификация медитативных методов ..................................... 300

Механизмы действия .................................................................... 301

Медитационный континуум ........................................................ 302

Компоненты медитации ............................................................... 303

Использование методики "ом": инструкция ..............................304
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconКурс лекций для вузов. Спб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. 224 с
Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с....
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconГосударственный университет – Высшая школа экономики
Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с....
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconКонспект урока Тема: Принципы кодирования изображения
Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с....
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconТехнология преподавания интегрированного курса «естествознание» в основной школе
Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с....
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconКурс лекций по психодиагностике -херсон, хф омурч «Украина», 2008 г. 155 стр
Спб.: Питер, 2001. – 688 с. (Серия «Мастера психологии»); Психологическая диагностика: Учебник для вузов/Под ред. М. К. Акимовой,...
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconЛекции по античной философии. М.: Аграф, 1997; Современная европейская...
Издаваемый впервые настоящий курс лекций (или бесед, как называл их сам автор) был прочитан в 1986/1987 учебном году в Тбилисском...
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconКурс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconУчебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса факультета естественных наук, направление подготовки 03. 01 «Биология...
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconДисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин....
Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Митькова М. И. Право интеллектуальной собственности : курс лекций: Часть 1 / М. И. Митькова; науч рук. Ю. И. Стародубцев; Санкт-Петербург...
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconКурс: организационное поведение
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности...
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconКурс лекций по истории русской философии. Спб.: Изд-во СпбГУ, 2009....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconКурс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен
Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconКурс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon1. Химический состав живых организмов
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01...
Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с iconА. Б. Орлов Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного...
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/Пер с нем.— М.: Академический Проект, 2001.—144 с.— (Технологии: традиции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск