Скачать 5.14 Mb.
|
Александров А.А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций - СПб.: "Академический проект", 1997 - 335 с. А 465 ISBN 5-7331-0103-2 ББК 53.57 А 465 Книга зав. кафедрой медицинской психологии СПб МАПО профессора А. А. Александрова состоит из лекций по основным направлениям современной отечественной и зарубежной психотерапии. Она включает в себя изложение принципов и методик наиболее эффективных психотерапевтических подходов: когнитивной терапии, гештальт-терапии, психотерапии К. Роджерса и др. Большое внимание уделяется вопросу интеграции различных методов в рамках патогенетической психотерапии. Автор подробно останавливается на методах психической саморегуляции (аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитация), отдельная лекция посвящена групповой психотерапии. Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................ ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ............... 7 Цели и методы психотерапии .................................................................... 8 Основные направления психотерапии....................................................... 10 Психодинамический подход ......................................................................10 Разновидности психоанализа .................................................................... 11 Феноменологический подход ...................................................................A3 Поведенческий подход.............................................................................. 17 Когнитивная терапия ................................................................................19 Возникновение когнитивно-поведенческой терапии ................................ 20 ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ......................................................... 25 Цели групповой психотерапии................................................................. 25 Феноменология группового процесса ...................................................... 26 Нормы группы................................................................................. 26 Роли в группе...................................................................................21 Групповая сплоченность................................................................. 28 Групповое напряжение .................................................................... 29 Фазы развития группы...................................................................30 Групповой психотерапевт......................................................................... 32 Котерапевты............................................................................................. 36 Ориентация группового сеанса ................................................................ 37 Организация терапевтической группы..................................................... 38 Подготовка групповых психотерапевтов ................................................. 40 Балинтовские группы............................................................................... 42 ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОТЕРАПИИ............................................ 47 ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ............................................................. 59 Классическое обусловливание .................................................................. 59 Инструментальное, или оперантное, обусловливание ................................ 60 Социальное научение ............................................................................... 62 Общие характеристики поведенческой терапии ...................................... 64 Цели поведенческой терапии ................................................................... 65 Идентификация и оценка проблемы........................................................ 65 Технические процедуры........................................................................... 67 Систематическая десенситизация................................................ 67 Методы, основанные на угасании.................................................. 69 Моделирование..................................................................................70 Тренинг утвердительного (уверенного) поведения и социальных умений................................................................... 71 Позитивное подкрепление............................................................... 71 Техника вызывания отвращения ....................................................72 Наказание ........................................................................................ 73 Процедуры самоконтроля ............................................................... 73 Когнитивное реструктурирование .................................................74 Применение поведенческой терапии....................................................... 74 Тактика поведенческой терапии .............................................................. 76 Продолжительность лечения ..............................................................78 Случай из практики ............................................................................ 78 ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ АРОНА БЕКА.................................. 82 Основная концепция ......................................................................82 Теория личности ............................................................................84 Когнитивное содержание эмоциональных расстройств .....................85 Когнитивные искажения ............................................................88 Цели когнитивной терапии .......................................................89 Теория когнитивной терапии ....................................................89 Основные стратегии когнитивной терапии ..................................93 Лечение ...................................................................................94 Когнитивные техники ..............................................94 Поведенческие техники .................................................99 Диагностические тесты ...........................................................................100 Применение когнитивной терапии .......................................................... 101 Тактика когнитивной терапии................................................................. 101 Случай из практики.................................................................................104 ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ АЛЬБЕРТА ЭЛЛИСА ............................................................................ 109 Основные концепции .............................................................................. НО Двенадцать основных иррациональных идей (А. Эллис, 1958)... 111 Психотерапия .......................................................................................... 115 Диагностические тесты ........................................................................... 118 Применение рационально-эмотивной терапии ........................................ 118 Случай из практики ................................................................................. 121 Первая беседа................................................................................. 122 Комментарий А.Эллиса ................................................................ 127 Лечение .......................................................................................... 129 ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ..........................................................................131 Предыстория гештальт-терапии ............................................................. 132 Основные теоретические положения ......................................................134 Концепция нарушений ............................................................................138 Концепция терапии .................................................................................142 Технические процедуры..........................................................................143 Принципы гештальт-терапии ..................................................................144 Игры гештальт-терапии ..........................................................................147 Применение гештальт-терапии ............................................................... 155 ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.................................... 158 Жизненный путь В. Н. Мясищева......................................................... 159 Психология отношений .......................................................................... 160 Теория личности .....................................................................................163 Концепция невроза ................................................................................ 166 /. Невроз - психогенное расстройство ........................................ 166 2. Типы невротических конфликтов............................................ 169 3. Особенности характера ............................................................ 172 4. Генетическое понимание невроза.............................................. 174 5. Критерии отграничения неврозов ............................................ 175 Концепция психотерапии ........................................................................176 ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ............................................................ 178 Задачи индивидуальной психотерапии ...................................................178 Метод (процедура) индивидуальной терапии. Общие рекомендации ... 180 Случай из практики ................................................................................ 186 Описание метода.................................................................... 191 /. Преодоление неправильных представлений пациента о его болезни.............................................................................. 191 2. Осознание психологических причин и механизмов болезни..... 193 3. Решение конфликта.................................................................. 204 4. Реконструкция системы отношений...................................... 206 ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ГРУППОВАЯ ФОРМА........................................................................... 208 Теоретические основы групповой патогенетической психотерапии. ........................................... 208 Цель и задачи групповой патогенетической психотерапии .............................................213 Механизмы лечебного действия групповой патогенетической психотерапии .............................................214 Система отношений больных неврозами и ее реконструкция в процессе групповой патогенетической психотерапии...........................216 Ценностные ориентации больных неврозами и их динамика в процессе групповой патогенетической психотерапии ........... 221 ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ НЕВРОЗАХ................................................ 231 /. Прогностическое значение ведущего психопатологического синдрома и стадий невротического заболевания.........-232 2. Прогностическое значение акцентуаций характера ............... 233 3. Прогностическое значение ценностных ориентаций...............240 4. Прогностическое значение коммуникативных характеристик........................................... 241 5. Характеристики больных неврозами, не имеющие прогностического значения для эффективности групповой психотерапии ......................... 242 6. Заключение: прогностические клинико-психологические "портреты" больных неврозами ..............................................243 ЛЕКЦИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ ГРУППОВАЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: МЕТОДИКА-........................................................................................247 Разминка................................................................................................ 247 Основная часть ...................................................................................... 249 ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.................................. 257 Интеграция принципов и методов клиент-центрированной терапии Роджерса ........................................... 259 Интеграция гештальт-терапии ............................................................... 260 Интеграция когнитивно-поведенческой психотерапии........................... 265 Случай из практики ................................................................................ 268 Первый сеанс................................................................................. 268 Второй сеанс..................................................................................TIT. Третий сеанс.................................................................................. 277 Групповая дискуссия......................................................................ТЛУ Обратная связь при завершении работы группы........................282 ЛЕКЦИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ ...................................... 283 Клиническое применение релаксационных методов .............................. 283 Нервно-мышечная релаксация............................................................... 286 Техника проведения прогрессивной мышечной релаксации .................. 287 Йога ....................................................................................................... 290 Шавасана ............................................................................................... 293 Контроль дыхания ("пранаяма") ........................................................... 295 333 ЛЕКЦИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ (продолжение)............. 300 Трансцендентальная медитация ............................................................. 300 Классификация медитативных методов ..................................... 300 Механизмы действия .................................................................... 301 Медитационный континуум ........................................................ 302 Компоненты медитации ............................................................... 303 Использование методики "ом": инструкция ..............................304 |
Курс лекций для вузов. Спб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. 224 с Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с.... | Государственный университет – Высшая школа экономики Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с.... | ||
Конспект урока Тема: Принципы кодирования изображения Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с.... | Технология преподавания интегрированного курса «естествознание» в основной школе Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с.... | ||
Курс лекций по психодиагностике -херсон, хф омурч «Украина», 2008 г. 155 стр Спб.: Питер, 2001. – 688 с. (Серия «Мастера психологии»); Психологическая диагностика: Учебник для вузов/Под ред. М. К. Акимовой,... | Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997; Современная европейская... Издаваемый впервые настоящий курс лекций (или бесед, как называл их сам автор) был прочитан в 1986/1987 учебном году в Тбилисском... | ||
Курс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса факультета естественных наук, направление подготовки 03. 01 «Биология... | ||
Дисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин.... Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Митькова М. И. Право интеллектуальной собственности : курс лекций: Часть 1 / М. И. Митькова; науч рук. Ю. И. Стародубцев; Санкт-Петербург... | ||
Курс: организационное поведение Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности... | Курс лекций по истории русской философии. Спб.: Изд-во СпбГУ, 2009.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Курс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с | Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским... Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный... | ||
1. Химический состав живых организмов Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01... | А. Б. Орлов Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного... Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/Пер с нем.— М.: Академический Проект, 2001.—144 с.— (Технологии: традиции... |