Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы





НазваниеУчебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы
страница1/18
Дата публикации31.08.2013
Размер3.33 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


Высшее образование

В.А. Руженков

Основы клинической гипнотерапии


Учебник

Рекомендуется УМО по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России

в качестве учебного пособия для системы

ослееузовского профессионального образования врачей

по специальностям «Психиатрия», «Психотерапия»

Ростов-на-Дону

Феникс

2005

УДК 615.85(075.8) ББК 53.57я73 КТК 3540 Р-83

Рецензенты:

заведующий кафедрой психиатрии, наркологии

и психотерапии факультета усовершенствования врачей

Воронежской медицинской академии,

доктор медицинских наук, профессор B.C. Володин

заведующий кафедрой психиатрии

Курского государственного медицинского

университета, доктор медицинских наук,

профессор В.В. Плотников

Руженков В.А. Р-83 Основы клинической гипнотерапии: Учебник / В. А. Руженков. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 316 с. — с ил. (Высшее образование).

ISBN 5-222-06630-4

В учебном пособии излагаются история развития гипноза, теоретические воззрения на сущность гипнотических феноменов, методы классического и эриксоновского подходов в гипнотерапии, способы использования гипнотических состояний для лечения различных категорий больных.

Пособие предназначено для клинических ординаторов, обучающихся по специальности «Психиатрия» и «Психотерапия», врачей-психотерапевтов и психиатров. Рекомендуется в качестве дополнительной литературы для студентов старших курсов медицинских вузов по дисциплине «Психиатрия».

УДК 615.85(075.8) ББК 53.57я73

ISBN 5-222-06630-4

© Коллектив авторов, 2005

© Оформление: изд-во «Феникс», 2005

ВВЕДЕНИЕ

Гипноз* (от греч. hypnos — сон) — временное особое состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Классический гипноз, как наиболее ранний метод психотерапии, является одним из способов лечебного воздействия психологическими методами одного человека (психотерапевта) на психику другого человека (больного), а через психику и на весь организм с целью устранения болезненного симптома, изменения отношения гипнотизируемого к самому себе и окружающим, что ведет в результате к повышению уровня социально-психологической адаптации и качества жизни в целом.

Овладеть данным методом психотерапии, с одной стороны, можно легко и достаточно быстро, с другой (учитывая, что лечебный эффект достигается не столько в

* Само слово «гипноз» возникло сравнительно недавно: в 1843 году в работе Джеймса Брейда «Нейрогипнология, или Трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облегчения и исцеления болезней». В ней автор высказывает мысль, что здесь имеет место сноподобное состояние, которому он и дает впервые в истории человечества наименование «гипноз». В книге не только содержится талантливое предвосхищение физиологического понимания гипнотического состояния, но и даны разносторонние клинические примеры возможного использования гипноза в лечебных целях (например, для обезболивания при хирургических операциях).

3

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

результате введения больного в гипнотическое состояние, сколько является итогом последующих психологических процедур, которые проводит врач-психотерапевт в сотрудничестве с пациентом) — достаточно сложно, так как необходимо приобрести собственный опыт и специфическую психотерапевтическую интуицию, что требует постоянного совершенствования как в клиническом плане, так и в работе над собственной личностью.

Гипносуггестивная психотерапия широко применяется в различных областях медицины, и в первую очередь — в клинике пограничных состояний, при лечении больных химическими (алкоголизм, наркомания, токсикомания) и пищевой зависимостями, а также страдающих психосоматическими заболеваниями.

Наряду с широким распространением гипнотерапии в медицинской практике существуют предрассудки, что больной может попасть в слишком большую зависимость от гипнотизера. Больной в состоянии гипнотического сна не является безвольным автоматом, игрушкой в руках гипнотерапевта: применение гипнотерапии специалистами по медицинским показаниям устраняет эти опасения.

Некоторые авторы считают недостатком гипноза то, что он овеян ореолом чего-то мистического, загадочного, поэтому полагают применение его нецелесообразным. Это утверждение не выдерживает критики при правильном понимании сущности гипноза.

В гипнотерапии существует два подхода: директивный (классический) и кооперативный (эриксоновс-кий) — основанный на сотрудничестве.

Позиция директивного (классического) подхода предполагает преимущественную инициативу врача-гипноте-рапевта в выборе не только способа гипнотизирования, но и собственно гипнотических индукций. Несмотря на эти ограничения, классический подход достаточно ши-

4

Введение

роко распространен среди психотерапевтов. Состояние транса, вызываемое у пациента при классическом подходе, наиболее глубокое и, на первых порах, многие начинающие психотерапевты стараются достичь именно глубоких гипнотических состояний у своих пациентов, полагая, что лечебный эффект будет более высоким. К сожалению, это заблуждение, так как прямой корреляционной зависимости между глубиной гипнотического состояния и терапевтическим эффектом не выявлено.

При проведении сеансов классического гипноза важной является как гипнабельность пациента — т.е. его восприимчивость к гипнозу, так и личностная подготовка самого врача-психотерапевта, по крайней мере в части его уверенности в работе. Известно, что только 15-20% людей высоко гипнабельны (для классического гипноза), что на первых порах будет являться определенным ограничением при его применении. По мере совершенствования навыков и роста мастерства психотерапевта, гипнабельных пациентов становится больше. Поэтому, приступая к изучению классического гипноза и овладению методами психотерапии в гипнотическом состоянии, психотерапевту необходимо работать над свой личностной подготовкой.

Многие современные гипнотерапевты считают, что восприимчивость к гипнозу отражает взаимодействие между мотивациями и интересами клиента, гибкостью и отзывчивостью гипнотерапевта и степенью раппорта, достигнутого между гипнотерапевтом и клиентом, что составляет сущность так называемого кооперативного подхода.

Основной вклад в такой клинический подход к гипнозу внес Милтон Эриксон. Его подход к гипнозу заключается прежде всего в сотрудничестве. Милтон Эриксон писал: «Гипноз должен быть в первую очередь результатом ситуации, когда межличностные и внут-

5

Основы клинической гипнотерапии

риличностные взаимодействия развиваются конструктивно и служат целям как гипнотизера, так и субъекта. Этого невозможно достигнуть, ни следуя жестким процедурам и фиксированным методам, ни стремясь добиться какой-то одной конкретной цели. Сложность человеческого поведения и лежащих в его основе мотиваций требует учета множества факторов, существующих в любой ситуации, когда два действующих лица заняты некоей совместной деятельностью».

Эриксоновский гипноз предполагает согласование действий гипнотерапевта с невербальными каналами информации (поза, движения, мимика, жесты, интонация) и естественными биологическими ритмами человека, что делает кооперативный подход более экологичным, чем классический. С другой стороны, эриксоновский подход выдвигает и целый ряд требований к подготовке гипнотерапевта — в первую очередь это умение буквально «видеть» и «слышать» своего пациента, для чего необходимо, по меньшей мере, прекратить свои собственные внутренние диалоги и сосредоточиться на «здесь и теперь», т.е. быть в своего рода трансовом состоянии, что также требует тщательной подготовки и супервизии.

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются два вида гипнотерапии — классический и эриксоновский — кооперативный (недирективный) подход. Сочетание классического и эриксоновского подходов дадут индивидуальный эклектический подход, по сущности — третий. Выбор конкретного метода гипнотерапии зависит от характера проблемы пациента, клинического выражения расстройства психической деятельности и личностных особенностей как пациента, так и врача-гипнотерапевта. Гармоничное овладение предлагаемыми подходами к гипнотерапии позволит эффективно оказывать краткосрочную психотерапевтическую помощь пациентам с различными нервно-психическими расстройствами.

6

Глава 1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ГИПНОТЕРАПИИ

Зарождение психотерапии и гипноза относится к предыстории человечества. Считалось, что причиной расстройств психики являются демоны, духи умерших, воплотившиеся в зверей, насекомых и т.п., поэтому лечение психических расстройств состояло в изгнании демона из тела больного. С этой целью больных вращали вокруг оси, били розгами. В ту эпоху человек искал способы «умилостивить» тайные силы, посредника между богами и демонами.

Знакомство с явлениями гипноза с незапамятных времен предопределило тот факт, что исторически из всех методов психологического лечения первой возникла гипнотерапия.

В одном древнем папирусе, который египтологи рассматривают как копию с еще более раннего, утерянного текста, есть такая запись: «Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь на клин из куска лаврового дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до 7 раз. Снова разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответит он: «Да! Я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать».

Полагают, что слова «погрузи его в сон твоей рукой» и то, что в этом искусственно вызванном сне мальчик обретал возможность «видеть богов» и «разговари-

7

Основы клинической гипнотерапии

вать» с ними, не оставляет никакого сомнения в том, что мальчик был под гипнозом.

В этот период медицина уподоблялась теологии, культу, магии. Человек не столько боролся с болезнью, сколько пытался «замолить» болезнь, откупиться от нее при помощи обетов, жертв, ритуалов. Между страдающим больным и Богом был только один посредник — жрец как страж души и тела, поэтому в течение веков гипнотические феномены были прерогативой мистики и религии. Одновременно с этим возник интерес к гипнозу и у так называемой храмовой медицины — той формы врачевания, которая в античные времена была тесно связана с религиозными представлениями и производилась жрецами Асклепия — асклепиадами (Ас-клепий — бог здоровья в Древней Греции). Они лечили больных с помощью молитв и заклинаний не столько для их оздоровления, сколько для того, чтобы явить милосердное могущество того божества, которому они призывали верующих поклоняться.

В храме бога-врачевателя Асклепия существовало специальное круглое помещение, называвшееся «абба-тон», в котором жрецы погружали в сон больных. Во время этого сна они внушали больным приход к ним бога Асклепия, который обращался к ним, расспрашивал об их страданиях и освобождал от них. Храм Асклепия представлял собой одновременно и культовое, и лечебное учреждение. В аббатоне, посредине зала, находился источник целебной минеральной воды, которую предлагалось пить до погружения в сон и после

3

Глава 1. История развития гипнотерапии

пробуждения, вознося при этом благодарственные молитвы-заклинания божеству здоровья.

Так зародилась широко распространенная в те времена и нашедшая свое отражение в религиозной литературе всех времен и народов практика так называемых «чудесных исцелений». Их существо сводилось к тому, что в обстановке религиозного экстаза с помощью внушения и самовнушения у предрасположенных к истерическим реакциям субъектов, погружаемых к тому же в глубокое гипнотическое состояние, устранялись такие функциональные нарушения, как истерическая глухота, слепота, потеря речи, различного рода параличи, потеря способности стоять, ходить («аста-зия-аббазия») и другие болезненные симптомы.

В тот период уже достаточно прочно укоренилось и представление о том, что всякого рода психологические, словесные воздействия способны усиливать целебную силу лекарственных трав, настоев и прочих средств врачевания (опосредованная психотерапия), и наоборот — лекарственные средства способствуют большей эффективности словесных воздействий. В медицинском папирусе Эберса написано: «Помоги! Иди и изгони то, что находится в моем сердце и моих членах! Заклинания благотворны в сопровождении лекарств и лекарства благотворны в сопровождении заклинаний... ■>.

Уже в древнем мире хорошо знали приемы, которые приводили к наиболее быстрому и успешному погружению в гипнотическое состояние, и умело пользовались ими. Для гипноза применялись однообразные, монотонные звуковые раздражители, фиксация взора на блестящем предмете или конвергенция его в одной точке. Для этой цели (к примеру, друиды) приводили молящихся в священные рощи, где беседовали с ними под усыпляющий шум листвы и журчание ручьев. Боль-

9

Основы клинической гипнотерапии

шое значение придавалось поглаживанию (пассы) и возложению рук.

В других культурах широко применялись для вхождения в трансовое состояние и наркотические средства. Древние оракулы, жрецы — прорицатели воли мифического божества, вдыхая наркотические газы растительного происхождения, сибирские колдуны, шаманы, употребляя гриб мухомор, дервиши — посредством быстрого кружения на одном месте доводили себя до состояния экстаза, когда могли наносить себе повреждения, не чувствуя боли: они могли колоть себя, лизать раскаленное железо, обнаженными ложиться на острые предметы.

Для погружения в сон применялись блестящие предметы, «волшебные зеркала» (блестящие металлические плоскости), кристаллы, сосуды. В древнем Египте могли погрузить человека в гипнотическое состояние, предлагая ему пристально смотреть на каплю чернил (теперь мы знаем, что фиксация взгляда на блестящих предметах принадлежит к числу гипнотических средств). Во втором столетии в Египте уже применялись поглаживания, так называемые «пассы».

Фактически на этом этапе и начинается психотерапия. Пути медицины и богословия, которые вначале составляли одно целое, позже расходятся. Наука отбрасывает теорию о мистическом происхождении болезней, а вместе с ней — необходимость в жертвоприношениях и молитвах. С этого периода врач выступает уже независимо от жреца, а вскоре и против жреца.

В эпоху средневековья все вновь возвратилось «на круги своя»: многие видные врачи того времени (Визи-лий, Рейль) считали, что психические болезни вызываются дьяволом. Душевнобольных называли ведьмами, слугами «нечистого», одержимыми дьяволом; их жестоко преследовала инквизиция и сжигала на кострах.

10

Глава 1. История развития гипнотерапии

В средние века скудные знания о гипнотических феноменах не расширились. Но уже на исходе средневековья (из астрологического учения, по которому все земные события, а с ними и человеческая судьба зависят от влияния планет; из сведений о магнетизме) возникла магнитно-флюидная теория.

В тот период доминировали идеи Ф.А. Парацельса (1493—1541) — гениального врача, в свое время обвиненного в ереси. Полагая, что мир исполнен магнетической силы, которая вследствие переноса с планет как некая звездная сущность находится также и в человеческом теле, он в своих сочинениях впервые употребил слово «магнетизм». Из его теории следовало, что человек питается не только видимой пищей, но и рассеянной в природе магнетической силой. Между планетами и человеческим телом имеется взаимное притяжение. Парацельс допускал взаимное влияние людей друг на друга; по его мнению, воля одного человека силой своего напряжения может влиять на духовную сущность другого, бороться с ней и подчинять ее своей власти.

Идеи Парацельса попали на благоприятную почву во Франции и Германии. Ван Гельмонт (1577-1644) обозначал как магнетизм влияния, которые производят тела друг на друга, притягиваясь или отталкиваясь на расстоянии. Посредником или проводником этого влияния должен быть «эфироподобный дух», который пронизывает все тела и приводит в движение мировые массы.

1 1

Основы клинической гипнотерапии

Эти идеи в последующем были использованы знаменитым венским врачом Францем Антоном Месмером (1734-1815), с именем которого непосредственно связана история развития учения о гипнозе. Он имел три диплома: доктора медицины, философии и права. Месмер был всесторонне развитой личностью, он музицировал с Вольфгангом Амадеем Моцартом, был дружен с его отцом. Изредка, в свободное от музыки и науки время, Месмер практиковал как врач.

На первых порах Месмер использовал в качестве лечебного средства магнит, введенный еще в XVI веке Парацельсом. В ходе работы Месмер неожиданно обнаружил, что лечебный эффект у определенной категории больных наступает и в тех случаях, когда вместо магнита он прикасается к ним своей рукой. Из этого он сделал вывод, что лечебная сила заключается не в магните, а в руках целителя.

Собственное открытие поставило его в тупик, и, как добросовестный ученый, он начал искать этому явлению теоретическое обоснование. В результате он создал теорию, сущность которой заключается в следующем: Вселенная пронизана особого рода невидимой субстанцией — магнетическими флюидами, и отдельные, особо одаренные люди (к ним Ф. Месмер причислял и себя), обладают способностью .«накапливать» их в себе, а затем непосредственно или через специальные приспособления передавать другим людям.

Для лечения Ф. Месмер сконструировал специальные приспособления — «бакэ» (чаны, наполненные железным опилками). Больные располагались вокруг чана, держались за специальные стержни и друг за друга, образуя длинные цепочки. Сам ф. Месмер выходил в лиловой одежде и «намагничивал» чан, прикасаясь к нему хрустальным жезлом. Во время сеанса играла нежная музыка. Больные доводили себя до состояния

12

Глава 1. История развития гипнотерапии

«кризиса», во время которого они плакали, кричали, корчились в судорогах. Потом их переносили в специальный зал, где они, изможденные судорогами, засыпали а очнувшись ото сна, чувствовали себя освобожденными от страданий.

Ф. Месмер был глубоко уверен в правоте своей теории, которую считал «физиологической и рационалистической». Он утверждал, что открытый им «животный магнетизм» существенно отличается от действия магнита, и смутно догадывался, что, кроме флюидов, на больного воздействуют еще какие-то силы — отсюда все эти ритуалы с лиловым балахоном, музыкой, жезлом.

В 1774 году месмеровская теория «магнетических флюидов» рассматривалась на совместном заседании Французской академии и Королевского медицинского общества во главе с Бенджамином Франклином. Приговор комиссии экспертов был достаточно суров и категоричен. Комиссия заявила, что «воображение без магнетизма вызывает конвульсии, а магнетизм без воображения не вызывает ничего». Она выявила, что пациенты излечивались от истерических симптомов силой внушения, и обвинила Месмера в шарлатанстве. Осуждены были не только теория, но и сам метод лечения, который, по мнению академиков, «отрицательно влияет на нравственные устои общества», Теория «животного магнетизма» была вытеснена другими гипотезами.

В 1818 году последователь Месмера Шостенье де Пьюнсегюр, практикуя «магнетические пассы», открывает наиболее глубокую стадию гипноза — сомнамбулизм. Магнетизируя больного, он убеждается в том, что пациент погружается в состояние «магнетизма» не только в результате прикосновений, но и под воздействием слова, приказа. Выходит, флюиды здесь ни

13

Основы клинической гипнотерапии

при чем, а главный действующий фактор — внушение.

Началом научного изучения гипноза считают исследования английского хирурга Джеймса Брейда (1795—1860). Присутствуя на сеансах известного французского магнетизера, он обратил внимание на то, что подопытный, впавший в состояние «магнетизма», не может открыть глаза, пошевелить рукой и вообще напоминает спящего человека.

Дж. Брейд решает сам продолжить опыты по «маг-нетизации», но применяет при этом свой оригинальный метод. Он предлагает пациенту фиксировать взор на любом предмете (например, на горлышке бутылки) и не думать ни о чем, кроме сна. Результаты опытов превзошли ожидания. Все пациенты после нескольких минут общей расслабленности и фиксации взгляда впадали в состояние, которое Дж. Брейд назвал гипнозом (по-гречески — сон).

Результаты своих опытов Дж. Брейд опубликовал в книге «Нейрогипнология». Он рассматривал гипноз как особый вид сна, наступающий в результате утомления сосредоточенного взора и внимания, расслабления мышц и замедления дыхания. Для объяснения механизма гипноза Дж. Брейд использовал гипотезу о моноидеизме, или о состоянии охваченности одной единственной мыслью.

Дж. Брейд одним из первых отметил тот факт, что восприимчивость людей к гипнотизации — гипнабель-ность — неодинакова и зависит не столько от личности гипнотизера, сколько от состояния нервной системы пациента.

После смерти ученого центр изучения гипноза переместился во Францию.

В 1866 году сельский доктор из Нанси Амвросий Август Льебо (1823-1904) издает книгу «Сон и подоб-

14

Глава 1. История развития гипнотерапии

ные ему состояния, рассматриваемые прежде всего с точки зрения влияния разума на тело», в которой подводит итоги своей пятилетней практики гипноза в лечебных целях при различных невротических состояниях. В ней он выражает свое полное согласие с Дж. Брей-дом в его отрицании магнетизма и считает гипноз разновидностью сна. Более того, он идет дальше и называет это состояние внушенным сном, чем закладывает основу взглядов, которые в дальнейшем получили наименование Нансийской школы гипноза.

С конца 70-х годов XIX века известный невропатолог Жан Мартен Шарко (1825-1893) начинает изучать явления гипноза на больных истерией.

Гипнотическое состояние у них вызывается путем однообразных, монотонных или внезапных и резких раздражителей, действующих на органы слуха и зрения. В полной темноте в глаза исследуемых бросают яркие вспышки света или на их слух воздействуют монотонным звучанием гонга. Больные впадают в различные по своим проявлениям стадии гипноза. Шарко дает им наименования: стадия каталепсии, летаргии и сомнамбулизма. Третья, наиболее глубокая стадия гипноза — сомнамбулическая — иногда возникала У больных сразу при первом сильном звуке камертона или вспышке чрезвычайно яркого, так называемого Друммонового света, иногда же в нее переводили загипнотизированного из стадии летаргии и каталепсии.

Таким образом, во Франции образовались два центра по изучению гипноза:

1 5

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

• первый — в Сачьлетриетре (под Парижем) во главе со всемирно известным неврологом и психиатром Жаном Мартеном Шарко. Эта школа придерживалась физиологической концепции гипноза;

• второй — в Нанси, во главе с профессором терапевтической клиники университета Ипполитом Берн-геймом (1837—1919), придерживавшимся психологической концепции гипноза.

Таким образом, 4 названных исследователя гипноза (Дж. Брейд, А. Льебо, Ж. Шарко и И. Бернгейм), в силу имевшихся разногласий относительно природы гипноза, по праву считаются основоположниками учения о гипнозе.

Французский исследователь Бюрк примерно в 1850 году сделал наблюдение, что если больной в состоянии сомнамбулизма дотрагивается до медной ручки двери, то впадает в каталепсию. Этого не происходило, если на ручку двери была предварительно надета резиновая перчатка. В 1876 году Бюрк, накопив большой фактический материал, обратился к президенту Французского биологического общества, и тот назначил комиссию по изучению этих фактов. Работая в комиссии, Ж. Шарко заинтересовался гипнозом как методом воздействия на больных: в ту пору его интересовал механизм возникновения неврозов, особенно истерии. Тот факт, что многие симптомы истерии больного в состоянии гипноза буквально «на глазах» исчезали или, наоборот, проявлялись, привели Шарко к мысли о том, что гипноз является не чем иным, как искусственно вызванным истерическим неврозом.

В последующем Шарко разработал свой «шоковый» метод гипнотизации: пациента вводили в полузатемненный зал... Внезапно раздавался оглушительный звук гонга, перед глазами вспыхивал яркий свет — и паци ент впадал в состояние гипноза.

16

Глава 1. История развития гипнотерапии

Представители Нансийской школы (Бернгейм, Дю-мон, Бони) считали, что гипноз — это психологический феномен, связанный с внушением. Они рассматривали гипноз как результат того, что гипнотизируемый поддается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом достаточной критики к полученному .внушению. Нансиицьх утверждали: «Гипноза нет, есть только внушение». В то же время, в отличие от Шарко, они категорически отрицали болезненную, истерическую природу гипноза.

Между Парижской и Нансийской школами гипноза развернулась длительная и достаточно острая научная дискуссия, которая на Первом Международном конгрессе физиологической психологии в Париже (1889 год) завершилась убедительной победой для нансийцев. .

Следует сказать, что ошибок не избежала ни та, ни другая школы. Если Шарко, идентифицируя гипноз с истерией, ограничил рамки его лечебного применения, то Бернгейм и его сторонники, отождествляя понятия «гипноз» и «внушение», отрицали самостоятельность гипноза, его существование вне сферы вербального воздействия.

С современных позиций следует признать, что хотя гипноз и внушение взаимосвязаны, тем не менее они представляют собой отличные друг от друга явления: гипноз — это состояние, внушение — это процесс.

Значительный вклад в развитие теории гипноза внес профессор физиологии Харьковского университета В.Я. Данилевский (1852-1939). В многочисленных экспериментах он показал возможность гипнотического воздействия на животных: лягушек, ящериц, змей, черепах, крокодилов, речных раков, лангустов, различных рыб и птиц. В 1891 году он выступил с докладом на IV съезде Общества русских врачей в Москве, где на основании огромного материала

17

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

и тонких экспериментов убедительно доказал единство природы гипноза у человека и животных, тем самым нанеся ощутимый удар по взглядам Нансий-ской школы.

Зигмунд Фрейд в начале своей врачебной деятельности интересовался гипнозом, ездил изучать его технику к Шарко и Бернгейму, но потом, встав на позиции психоанализа, предал гипноз анафеме. Быстрое распространение идей психоанализа и авторитет 3. Фрейда способствовали тому, что в развитии теории

и практики гипнотерапии наступило затишье.

Большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии сыграл В.М. Бехтерев (1857-1927). Находясь в заграничной командировке в Лейпциге, он в декабре 1884 года получает официальное приглашение занять кафедру психиатрии в Казанском университете. Прежде чем дать свое согласие, он ставит три условия: организовать в Казани клинику душевных болезней, учредить дополнительную должность ассистента кафедры и продлить сроки его командировки с целью стажировки в клинике Шарко. До весны 1885 года он стажируется в Саль-петриере, увлекается гипнологией. С первых дней пребывания в Казани В.М. Бехтерев стал активным поборником лечения гипнозом и внушением.

В 1893 году В.М. Бехтерев выступал на юбилее Военно-медицинской академии с речью, посвященной роли внушения в общественной жизни (в 1903 году она была издана отдельной книгой — «Внушение и его роль в общественной жизни»). Некоторые положения, выска-

18

Глава 1. История развития гипнотерапии

занные В.М. Бехтеревым, актуальны и сегодня: прежде всего разграничение таких понятий, как убеждение, внушение, гипноз.

Убеждение, по его мнению, входит в сферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваивается путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь прочным достижением «Я» {функция сознания).

Внушение сводится к непосредственному прививанию тех или иных психических состояний от одного лица к другому; прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного осознания с его стороны (функция бессознательного — с современных позиций).

Гипноз же, по В.М. Бехтереву, представляет собой не что иное, как искусственно вызванный видоизмененный нормальный сон, при котором, однако, сохраняется контакт с гипнотизером. У загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего внушение действует на него подавляющим образом.

Одним из важных положений учения В.М. Бехтерева о гипнозе является то, что гипнотическое состояние можно вызвать у человека не только вербальными, но и невербальными способами. Собственно, вышеуказан-ные положения позволяют полагать, что В.М."Бехтерев (а не только 3. Фрейд) пришел к заключению о наличии в структуре личности сознательной и бессознательной ее «частей».

В СССР психоанализ считали лженаукой, вдохновленной капитализмом, и его преподавание, равно как и практика, было запрещено: труды 3. Фрейда в библиотеках невозможно было найти. Однако так было не всегда; в досталинский период психоанализ в Советском Союзе имел право на существование, как это было и в дореволюционной России.

19

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

Хотя психология и психоанализ в целом осуждались под прикрытием принципов учения И.П. Павлова, сам он никогда публично не высказывал ничего враждебного в отношении Фрейда. И хотя И.П. Павлов упрекал Фрейда в том, что тот придавал слишком большое значение сексуальному инстинкту, тем не менее признавал за ним определенные заслуги, в частности мастерство Фрейда доводить до сознания человека подавленные (скрытые) эмоции.

После смерти Павлова произошло то, что можно было бы назвать радикализацией павловского учения. В 1950 году на совместной сессии АН и АМН, посвященной «Физиологическому учению Павлова», было решено впредь психологические понятия выражать в физиологических терминах. Психология, как самостоятельная наука, исчезла. Была подтверждена важность гипноза как глубинной психотерапии, основанной на физиологии (лечебное торможение коры головного мозга), но вопрос о катарсисе, разумеется, уже не стоял.

В перспективе, начерченной таким образом, павловская теория о трех фазах гипноза должна была подкрепляться данными электроэнцефалографии, и в приводимых «доказательствах» недостатка не было.

Психология была официально реабилитирована в 1962 году, когда психотерапевты Ленинградского института им. Бехтерева применили патогенетическую психотерапию, которая учитывала нынешние и прошлые конфликты больного с окружающими его людьми. Осознание этих конфликтов являлось одним из факторов выздоровления.

Более широкое и интенсивное развитие психотерапии стало возможным в период «перестройки» М. Горбачева, когда в СССР с Запада пришло множество различных школ и направлений психотерапии.

20

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconОтечественная история
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconПростейшие физиотерапевтические процедуры в организации ухода за пациентами
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconМлекопитающие (звери)
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconЭколого-биологический турнир
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconЦели и задачи игры
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconИ. И. Халямина материалы к семинар
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconИ. И. Халямина материалы к семинар
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconВысшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconВысшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы...
Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconСанитарная охрана окружающей среды России до 1917 г. И. В. Поддубный «Энергия» 2001, n с. 23-26
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconМакс пресс 2008 московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconМикробиология, вирусология и иммунология
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconЛитература для студентов медицинских вузов Л. С. Персин, В. М. Елизарова,...
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconБабочки Участники: Олег Григорьевич Горбунов кандидат биологических наук
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Учебник Рекомендуется умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы iconОкружающий мир. Из чего что сделано? Размножение животных. Цели
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск