Скачать 2.15 Mb.
|
Уте ЭрхардтХорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят, Или почему послушание не приносит счастьяБиблиотека психологии и психотерапии –«Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят, Или почему послушание не приносит счастья»: Независимая фирма "Класс"; Москва; 2003 ISBN 5-86375-038-3 АннотацияЭта книга написана для всех женщин, но далеко не для всех мужчин. Те мужчины, которые не готовы расстаться с уютными — для них, конечно! — патриархальными представлениями, будут испуганы, разозлены и постараются спрятать ее подальше от своих жен, подруг и дочерей. Уте Эрхардт, немецкий психолог с многолетней практикой, пытается разрушить "незыблемые" правила женского поведения — и делает это крайне решительно. Ее идеи вначале удивляют и даже шокируют, но затем непременно заставляют посмотреть на свою жизнь с другой стороны И это есть первый шаг к свободе, которая "хорошим девочкам" недоступна. http://vk.com/psyfb2 Ловушка для золушки.Предисловие Е. МихайловойЖила-была девочка — Сама виновата… Слова про "хороших девочек" я вычитала в какой-то английской книжке много лет назад и с тех пор цитирую где и когда могу под неизменный хохот аудитории. Так что когда на наших издательских горизонтах возникла книга с таким названием, это показалось давно назначенной встречей. Понятно, что в России на тренинги — любые, хоть бизнес-, хоть профессиональные психологические, хоть для "населения" — все равно ходят в основном "хорошие девочки". Отличницы, труженицы, умницы. Над кем смеемся? Над собой смеемся… Между нами говоря, никто не знает, куда именно кому надлежит попадать. Достаточно и того, что это место явно не здесь — и не сейчас. Даже если считать небеса всего лишь метафорой вознаграждения, возникают серьезные сомнения: по прошествии лет большинство "хороших девочек" полны горечи и уныния, карманы их оттопырены пачками непредъявленных счетов — куда уж там… Но это позже. Много позже. А поначалу карманы наших фартучков предусмотрительно пусты: это место для хрустального башмачка. Ведь если очень-очень стараться, то непременно поедешь на бал. Так обещано. Принц ждет, ищет взглядом в толпе не просто прекрасную незнакомку, а непременно хорошую девочку. Это означает: ту, которая сейчас ничего не соображает от волнения, не разбирается в придворных интригах. Ту, которая в своих новых обязанностях еще долго не опознает старых, кухонных. Ту, которую никогда не поддерживала мать и не защищал отец, — и сама она вряд ли сумеет себя защитить и поддержать. Ту, которой и пожаловаться-то будет некому: как известно, Фея- Крестная покидает подопечных, удачно пристроенных "взамуж". Читательница, простите мне сомнительное толкование мотивов Принца, на гладких щеках которого еле проступает подозрительная синева… Он молод, еще не вошел во вкус; еще и кровь не видна на ключике, а Золушка пока более всего опасается быть узнанной на балу и пропустить роковую полночь. То есть оказаться не вполне хорошей девочкой. Я сама очень люблю эту сказочку во всех ее пересказах — от жутковатого гриммовского до куртуазного шварцевского. Как сказочку— люблю. Но вот как жизненный сценарий… Избавлю вас от "историй Люси С. и Клавы П." — ведя женские группы, я знаю их немало. Истории, надо сказать, бывают не только страшные, но и радостные, и гомерически смешные, и печальные — и всегда в высшей степени поучительные. Но в книге, которая сейчас перед вами, своих историй предостаточно, а что сюжеты их сугубо немецкие — так и спасибо, потому что нам подарена тем самым чудесная отговорка: мол, это все не про нас. Ой ли? Разница, конечно, есть. Например, в том, что российской женщиной собственная сила и самостоятельность зачастую ощущаются как вынужденные, не своею волей выбранные, взятые на себя как чужой хомут: "Я и лошадь, я и бык…" Мы можем все, — но, по горемычной истории последних четырех поколений, не от хорошей жизни. А хорошая жизнь "за широкой спиной" (она же "каменная стена"), в которой женщины мира уже увидели тупик, ловушку, — нам еще только снится. …И в этом сне нам не надо вставать на унылую работу в промозглых зимних потемках, мы избавлены от вечной спешки и недосыпа, наконец-то чувствуем себя защищенными, наконец-то можем наиграться в куклы-кух- ни-цацки-фантики… Отдать ненужную силу, сжечь лягушачью шкурку своими руками, и пусть все неприятные отношения с суровым и непредсказуемым миром возьмет на себя Он! Во сне мы не задаемся вопросом, зачем это Ему нужно и какова может оказаться цена. Разве мы, такие хорошие, не заслужили? Разве мы не старались?.. …Некоторые, впрочем, уже проснулись, и пробуждение было ужасно. И что же? Сплошь и рядом находится простой ответ: это Он был не тот, кому бы снова вручить свой хрустальный башмачок, где же Принц? Ох, как грустно видеть прекрасных, умных и талантливых, радостно готовых наступить на те же самые грабли, которые уже разбили не одну тысячу женских лбов по обе стороны Атлантики! В этом смысле книга Уте Эрхардт — грозное и своевременное предупреждение. Ее незатейливая прямота — "делай раз!" — сродни прямоте плаката на железнодорожных путях: "Сэкономишь минуту — потеряешь жизнь". С автором можно не соглашаться, мысленно спорить. Можно сердиться и обижаться — конечно, обидно! (Идея вторичной выгоды послушания и отказа от самостоятельности задевает куда как больно, и не она одна…) И, наконец, можно проснуться. Услышать грохот состава, уносящего твою единственную жизнь. Сказать себе: "Я у себя одна. Чего я хочу на самом деле? Что чувствую? Куда иду?" — и двинуться своей дорогой. Екатерина Михайлова, руководитель женского проекта ИГиСП, ведущая семинаров-тренингов "Я у себя одна!" От научного редактораПриятельница из Германии прислала мне рукописный (буквально!) перевод этой книги еще четыре года назад. Я попыталась было читать ее, но не осилила и двадцати страниц, объяснив это плохим почерком переводчицы. Однако мой тогдашний коллега (отнюдь не психолог), помогавший рукопись ксерокопировать, прочел ее всю. После чего сказал: "Женщинам нельзя давать эту книгу. Они после нее все свои семьи поразрушают". И тогда я не стала читать ее (и, соответственно, продвигать издание книги) уже по другой причине — чтобы не разрушать семьи. Но то, что не стала разрушать я, разрушила сама жизнь — и я вдруг захотела открыть книгу снова. Открыла и поняла, что в нее должна заглянуть каждая российская женщина. Пусть сначала, как я: просто открыть — и отложить года на два. Но обязательно хотя бы немного познакомиться с книгой: просто для того, чтобы высветить для себя самой существование феномена послушания, покорности или даже "притерпелости", как писал в начале девяностых поэт Евгений Евтушенко. Вот поэтому около двух лет назад и начал складываться наш творческий коллектив, состоящий из российских психологов (переводчица — тоже российский психолог) и журналистов. Коллектив переживал разные времена, в том числе и весьма тяжелые, и хочется выразить особую признательность Елене Файгль, ставшей инициатором перевода "Хороших девочек…" (попросту переведшей книгу, не думая о том, как, когда и сколько ей за это заплатят) и Ольге Черномыс, взявшейся за редактирование. А также моей дочери Насте, взвалившей на себя основной груз в самый трудный момент — при завершении работы над рукописью. Книга Уте Эрхардт написана в своеобразной манере, сочетающей строгую научность (в том числе сугубо научные ссылки на других исследователей), сквозь которую преломляется практический опыт автора, — и популярность изложения. Мы постарались сохранить и то, и другое, чтобы книга была интересной как специалистам, так и самому широкому кругу женщин. Отрывки из книги, печатавшиеся в журналах "Наш малыш" и "Космополитен", показали, что нам это удалось. Надеемся, что и вся книга подтвердит то же самое. Ольга Дерябина. Апрель 2001 г. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У нас в школе есть хорошие команды и проводятся разные виды соревнований. Мальчики моей школы без ума от футбола. Они играют в футбол,... | Тема: «Мне нравится…» В течение всего срока обучения мы встречаем разные «преграды» на своем пути (плохие и хорошие). Но есть факторы, которые остаются... | ||
Путешествие Гектора, или Поиски счастья Однажды Гектор — а точнее психиатр Франсуа Лелорд — отправился на поиски счастья и вернулся с мировым бестселлером | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Если вам нужно быстрее доехать куда-либо, какой транспорт вы выберете: велосипед или автомобиль? Почему? | ||
Филип Гардинер Ворота в другие миры. Тайны последнего пути. От египетского... Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | Курить или жить? Курящие школьники становятся раздражительными, неаккуратными, жалуются на плохую память и плохие оценки, у них снижается слух и сообразительность.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дома у него были картины всё больших размеров, но плохие; хорошие же дурно повешены. (З)Случалось ему не раз платить дорого за вещи,... | Любовь. Свобода. Одиночество ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доказано при физической активности в нашу кровь выделяются эндорфины гормоны счастья. Чтобы поднять себе настроение, занимайтесь... | Н. М. Якупова «Трагедия народов» является логическим продолжением... «Куда мы шли? Кто нами правил?» (1998) и «Почему распалась держава?» (1999). В новой книге автор делится с читателями своими размышлениями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Привычек этих не счесть, многих мы даже не осознаём, и не замечаем, какое влияние они оказывают на нашу жизнь – привычка привычке... | Почему бывает неуютно детям в благополучных семьях? Мы удивляемся порой, когда узнаём, что в благополучных, на первый взгляд, семьях происходят конфликты, и уходят из дома дети – тянутся... | ||
Как часто говорят, постоянная бдительность «Продолжали критически наблюдать за своим поведением и, когда мы ошибались, то своевременно признавали это». Длительная свобода от... | Урок литературного чтения во 2-м классе («Школа 2100») Тема Цель: развитие наблюдательности, понятия, что для счастья нужна красота; лишенные возможности видеть красивое – лишены счастья | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие звери?"; раздел "Как, откуда и куда?", тема "Как живут... | Самостоятельная работа Запиши в виде правильной дроби: а пять седьмых В классе 35 учащихся, из них 17 девочки. Какую часть учащихся класса составляют девочки? |