Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen





НазваниеKlaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen
страница1/32
Дата публикации02.09.2013
Размер2.89 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


Klaus W. Vopel
Handbuch für Gruppenleiter/innen:
Zur Theorie und Praxis der Interaktionsspiele

Iskopress, Salzhausen 2000

Клаус Фопель
Технология ведения тренинга:

Теория и практика
Перевод с немецкого

2-е издание


Москва «Генезис» 2005

УДК 159.98

ББК 88

Ф 789
Фопель К.

Ф 789
Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2005. — 267 с. — (Все о психологической группе.)
ISBN 5-98563-003-Х
Книга адресована психологам, ведущим тренинговые группы. Фактически она является практическим пособием по ведению групп, так как в ней представлен анализ всех наиболее важных моментов этой работы.

Отличительной особенностью этой книги является то, что в ней, помимо конкретных рекомендаций, содержится изложение теоретических основ групповой работы — анализ природы индивидуальной и групповой психодинамики, обсуждение функциональной модели ведения групп, выделение двух основных направлений развития группы. В то же время читатель найдет в ней обсуждение практических, волнующих каждого психолога вопросов: Какие навыки, знания и личностные установки необходимы ведущему группы? Какие этапы проходит группа в своем развитии? Какие установки участников способствуют результативной работе, а какие мешают ей? Что делать в случае возникающих затруднений?

Как и все книги К. Фопеля, «Технология ведения тренинга» содержит описание конкретных интерактивных игр.
ISBN 5-98563-003-Х (рус.)

ISBN 3-89403-099-2 (нем.)
© by Iskopress, Verlag-GmbH, 2000

© Издательство «Генезис», 2004

© М. Полякова, перевод, 2003


ПРЕДИСЛОВИЕ 7

1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 8

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ 9

1.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР 9

Развлекательные игры 9

Военные игры 9

Экономические игры 10

Психотерапевтические игры 10

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР 10

Цели 11

Количество участвующих в игре людей 11

Глубина интервенции игры 11

Нагрузка на участников 11

Продолжительность 11

Средства общения 12

Степень структурированности игры 12

Количество участников в группе 12

Происхождение игры 12

Психологическая основа интерактивной игры 12

Требования к ведущему группы 13

Масштаб интервенции 13

Время проведения игры 14

1.4. ЧЕТЫРЕ ШАГА В РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ИГРАМИ 14

Шаг 1. Анализ групповой ситуации 15

Шаг 2. Инструктирование участников 16

Шаг З. Проведение игры 18

Шаг 4. Подведение итогов 18

1.5. МОТИВИРУЮЩАЯ СИЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР 19

Активное участие 19

Обратная связь 20

Содержательные и временные границы 20

Открытые результаты 20

Учет естественных потребностей 21

Соревнование и сотрудничество 21

Равномерное участие 21

Влияние структуры 22

Групповая сплоченность 22

Отступление ведущего на «задний план» 22

Привлекательность ведущего 22

1.6. ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР 23

Возможные преимущества 23

Возможные опасности 24

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ 25

2.1. ЦЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ 26

Сенсибилизация навыков восприятия 26

Углубление ответственности за самого себя 26

Разрушение ролевых стереотипов 27

Открытое выражение чувств 27

Осознание собственных мотивов 27

Принятие себя 27

Принятие других 27

Контакт и сотрудничество с другими людьми 27

Межличностная открытость 28

2.2. МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ 28

Восприятие собственных чувств 28

Прямое выражение чувств 28

Откровенность 29

Обратная связь 29

Наличие когнитивного аспекта обучения 30

Переживание близости с другими 30

Возможность оказывать помощь другим людям 30

Наблюдение за другими участниками группы 31

Обнаружение сходства с другими 31

Обретение примеров для подражания 31

Экспериментирование с собой 31

Поддерживающая позиция ведущего 31

2.3. УСТАНОВКИ УЧАСТНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В ГРУППЕ 31

2.4. УСЛОВИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ 33

Групповые нормы 33

Климат в группе 35

2.5. ПЕРЕНОС В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ 39

Активное поведение 39

Осознанное планирование 39

2.6. ОТЛИЧИЕ ОТ ПСИХОТЕРАПИИ 40

3. ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ 42

3.1. ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ГРУПП 42

3.2. ЭФФЕКТИВНЫЙ ВЕДУЩИЙ 44

Знания 44

Установки 45

Искусство и техника 45

4. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВЕДУЩИЙ? 48

4.1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ 49

Кто я по отношению к группе? 49

Кто в группе? 49

Каковы мои цели? 49

Какой словарь я могу использовать? 50

4.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ГРУППУ В ЦЕЛОМ 50

Поощрение групповой сплоченности 50

Обобщение и резюмирование 52

Организация и поощрение взаимодействия 52

Прорабатывание конфликтов 53

Диагностика социально-психологической ситуации 53

Поощрение терпимости группы 54

Учет сопротивления 55

Дозирование тревоги 55

4.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ 56

Слушание каждого участника 56

Предотвращение ситуаций психологического давления 56

Предоставление гарантии поддержки и защиты 58

Приобщение к работе тех, кто молчит 59

Уточнение и переформулирование 59

Помощь в осознании происходящего 60

Перенос группового опыта в реальную жизнь 60

Конфронтация 60

Выражение симпатии и нежности 61

Возможность физического движения 61

4.4. НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ 63

5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ 67

5.1. ДВЕ ЛИНИИ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ 67

5.2. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ 68

Стадия 1. Ориентация 68

Стадия 2. Конфронтация и конфликт 69

Стадия 3. Согласие, сотрудничество и компромисс 70

Стадия 4. Интеграция личных потребностей и требований группы 70

5.3. КРИЗИСЫ РОСТА 72

Кризисы в зрелых группах 72

Затяжные кризисы в группах с нарушенным развитием. 72

6. ВОЗНИКАЮЩИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ. ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ? 73

6.1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ 74

Ориентирование участников вовне 74

Перфекционистский подход к групповой работе 76

Несовершенная система обратной связи 77

Избирательное и искаженное восприятие 78

Слишком много или слишком мало откровенности 80

6.2. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА 84

Тактильный контакт 84

Зрительный контакт 85

Слушание как средство установления контакта 86

Речь и ее роль в контакте 88

Голос и его особенности 91

Язык тела 93

Пространство и особенности контакта участников 95

Личное пространство участников 95

6.3. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ 96

Молчание 97

Многословие 99

Изменение темы 100

Обезличенные и обобщающие высказывания 101

Постоянные вопросы 101

Оправдания непродуктивного поведения 101

Частые интерпретации 102

Принятие участником на себя роли ведущего 102

Избегание проявления глубоких и интенсивных чувств 102

Псевдоутешение 103

Нагнетание конфликтов 103

Самобичевание 104

Шутники в группе 104

Неуместный юмор 105

Проявление цинизма 105

Скука в группе 105

Слишком активное участие 105

Пропуски занятий и опоздания 106

Посторонние разговоры в группе 106

6.4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МНОГИХ УЧАСТНИКОВ ИЛИ ВСЕЙ ГРУППЫ 106

Принятие «подпольных» законов 107

Перебивание 107

Групповые стереотипы 107

Охота за «козлом отпущения» 108

Концентрация на одном участнике 108

Увлечение историей группы 108

Стремление постоянно играть 109

Скрытые потребности 109

7. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП 111

7.1. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ ГРУППЫ 111

7.2. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ 111

7.3. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ 113

8. ИНТЕРВЕНЦИОННЫЙ РЕПЕРТУАР ВЕДУЩЕГО 115

8.1. КОРОТКИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ 116

Узость восприятия себя и других 116

Игнорирование участниками собственных чувств 116

Недостаточная обратная связь 117

Недостаточное понимание участниками себя 117

Боязнь пробовать, экспериментировать 118

Недостаток безопасности и поддержки 118

Недостаточная рефлексия группового процесса 119

Наличие в группе «помех» для работы 119

Нарушение баланса между работой над групповой задачей и удовлетворением потребностей участников 120

Ведущему необходимо выразить свои чувства 120

8.2. ТЕХНИКИ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ 120

Техника «обхода по кругу» 121

Ролевая игра 122

Превращение абстрактных высказываний в символические действия 123

Символические эксперименты 124

Конфликтные игры 126

Игры с обратной связью 127

Литература 129


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen iconKlaus W. Vopel Wirksame Workshops
Гэф. Цель проекта, с учетом предшествующих достижений, укрепление регионального контроля за окружающей средой и применение нового...
Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen iconУрок в 7- ом классе по теме ” Sorgen wir gemeinsam für unseren
Урок по теме “ Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde” был проведён в 7-ом классе. ( Учебно-методический комплекс под редакцией...
Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen iconНаучно-технологического сотрудничества с ес
Совместный конкурс интас и Общества по исследованию тяжелых ионов (Gesellschaft fur Schwerionenforschung), Дармштат, Германия
Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen iconДокументы на электронных носителях
Звукозапись : Deutsch als Fremdsprache fur die Mittelstufe. Cassette 2: Lektion 7-10. Max Hueber Uerlag ООО "Изд-во ЦентpКом"
Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen icon2. Предлоги, требующие аккузатива
Наиболее употребительными предлогами, требующими аккузатива, являются: durch, für, gegen, ohne, um, wider, entlang
Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: экран, компьютер, презентация к уроку “Sorgen wir zusammen fur unseren Planeten Erde”
Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen iconFür alle, die Grimms Märchen gern lesen. Пояснительная записка
Данный учебный курс по выбору состоит из 12 часов и рассчитан на учащихся 8-9-х классов в рамках предпрофильной подготовки с практической...
Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. Т. Кэмпбелла при участии самого К. Лоренца. В первоначальном варианте статья была опубликована: Kant's Lehre vom apriorichen im...
Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen iconСтипендии для последипломного обучения для выпускников вузов творческих...
Полное название: Стипендии для последипломного обучения для выпускников вузов творческих специальностей и архитекторов (Stipendien...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск