В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой





Скачать 488.88 Kb.
НазваниеВ последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой
страница1/4
Дата публикации14.09.2013
Размер488.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4

В последние годы психологи фиксируют

частые обращения родителей по поводу

как активного, так и пассивного

отвержения детьми дошкольного

учреждения, т.е. дезадаптации
Адаптационная группа в ДОУ с мамой

Детство — годы чудес. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышам свойственно повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность.

Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» свое чадо от себя им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все-то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни. Но наступает момент, когда ребенку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад. Для этого в детском саду необходимы различные формы взаимодействия с семьями малышей. Детский сад всегда даст все ответы родителям по всем вопросам развития и воспитания. На первый план выступает взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога.

Новая модель дошкольного образования — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада — обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Отличительной особенностью модели является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Реализация идеи совместного воспитания возможна в такой форме, как адаптационная группа с родителями. Здесь ребенок имеет возможность, находясь вместе с мамой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. А главное — он спокоен, не покинут и по-прежнему любим. Специалисты научат родителей, как полноценно общаться с ребенком. Они предложат методы и приемы обучения и воспитания малыша в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.

В семейной адаптационной группе взрослый может общаться со своим или чужим ребенком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками, первые знания. Оттого, какую позицию в воспитании займут родители, зависит, будет ли их ребенок самостоятельным, найдет ли свое место в жизни.

Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. В возрасте 1—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей — основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. С этой целью мною была разработана программа «Мамина школа»

Программа адаптации детей к ДОУ «Мамина школа»

Цель: Создание условий для естественного психологического развития детей

Задачи:

  1. использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом;

  2. оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;

  3. вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком е ДОУ и семье;

  4. формировать у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;

  5. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

  6. способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

Программа адаптации ребенка и семьи к детскому саду рассчитана на 6 недель

(по 1 занятию в неделю). Каждая встреча занимает 30—40 мин.

Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации педагога-психолога, воспитателей младших групп.

Встреча 1 - изучение опыта семейного воспитания.

Встреча 2 - 5 - состоят из трех частей: информационной, практической, домашнего задания.

Встреча - 6 - заключительная.

Во время проведения-первой информационной части дети с воспитателем находятся в групповой комнате, где занимаются свободной игровой деятельностью. Родители малышей участвуют в тематической беседе, организованной педагогом-психологом ДОУ.

Вторая практическая часть предполагает совместные занятия, игры, упражнения.

Общая цель данной части — заинтересовать игрой ребенка и родителей, а также обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности.

Третья часть — домашнее задание, побуждает родителей к самопознанию и осмыслению собственных приемов и методов организации жизни детей.

Перспективный план работы (с 1июня по 15 июля).

Встреча 1.

  1. Консультация: первый раз в детский сад - «Мамина школа»

  2. Упражнение «Давайте познакомимся».

  3. Анкетирование родителей.

Встреча 2.

  1. Консультация «Особенности развития детей второго - третьего года жизни».

  2. Игра «Соседи».

  3. Домашнее задание: «Моя семья», «Копилка».

Встреча 3.

  1. Консультация «Живу по расписанию»

  2. Игра «Сороконожка».

  3. Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем...».

Встреча 4.

  1. Консультация «Мы играем и рисуем».

  2. Игра «Волшебные превращения», «Ходим — бегаем — танцуем».

  3. Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем...».

Встреча 5.

  1. Консультация «Стили семейного воспитания»

  2. Игры «Солнечные зайчики», «лепка из пластилина», «пальчики».

  3. Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем...».

Встреча 6.

  1. Консультация «Кому нужна разлука».

  2. Повторное анкетирование родителей.

Конспекты практических занятий

Встреча 1.

  1. Консультация: первый раз в детский сад - «Мамина школа»

  2. Упражнение «Давайте познакомимся».

  3. Анкетирование родителей.

Цель: осуществить диагностику реальных затруднений родителей в организации воспитательного процесса в домашних условиях и их участия в образовательном процессе дошкольного учреждения, совершенствовать систему совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на воспитание и развитие личности.

Задачи:

  • проанализировать отношения взрослых и ребенка в семье;

  • выявить образовательные потребности родителей исследовать воспитательный потенциал семьи и разработать возможные варианты его использования в совместной деятельности семьи и ДОУ;

  • объяснить значение сотрудничества детского сада с семьями по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Сотрудники и гости приглашаются в групповую комнату. Все садятся на стулья, которые

стоят в форме круга.

1-я часть.

Педагог-психолог:

С сегодняшнего дня мы, сотрудники детского сада, и вы, родители, — одна большая дружная семья. Малыш приходит в детский сад и попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, круг общения.

Все это, как правило, приводит к изменениям в поведении ребенка, нарушается аппетит, сон, эмоциональное состояние.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

  1. Легкая адаптация - около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.

  2. Адаптация средней тяжести - около двух месяцев.

  3. Тяжелая адаптация - требуется три месяца. Контакт с ребенком удается установить только через родителей.

  4. Очень тяжелая адаптация - около полугода и более. Встает вопрос - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он - «несадовский» ребенок. Не удается установить контакта с ребенком.

После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей – период компенсации.

- Можно ли избежать неприятных переживаний?

К детскому саду ребенка нужно готовить - раздаются памятки «Основные направления деятельности взрослых» (приложение 1).

2-я часть.

Упражнение «Давайте познакомимся!»

Цель: познакомить родителей с участниками педагогического процесса, участниками адаптационной семейной группы, условиями воспитания детей в дошкольном учреждении, оснащением и оборудованием ДОУ.

Задача: установить контакт с родителями.

Педагог-психолог предлагает каждому участнику встречи назвать свое имя и немного рассказать о себе и своей семье. После того как последний участник закончит свой рассказ, психолог предлагает совершить экскурсию по детскому саду. Показать родителям музыкальный и физкультурный залы, медицинский кабинет, помещения групп, туалетные комнаты, раздевалку, кабинеты психолога и логопеда и пр. В процессе экскурсии необходимо ответить на все интересующие родителей вопросы, рассказывать о развивающих зонах детского сада. И сообщается, что на следующую встречу желательно прийти с детьми, называет дату встречи.

Упражнение: «Моя семья»

Цель: познакомить детей группы с семьями друг друга.

Педагог-психолог предлагает родителям полистать семейный альбом, найти в нем фотографию всей семьи, оформить ее в рамку и принести в детский сад.

3-я часть «Копилка».

Цель: помочь родителям ориентироваться в возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка; повысить педагогические знания родителей детей раннего возраста.

Задача: собрать информационный материал по интересующим вопросам воспитания и развития детей.

Проводится анкетирование, заполняются индивидуальный журнал ребенка. Психолог рекомендует родителям завести альбом-копилку, куда бы они могли складывать памятки, полученные в детском саду, фотографии, советы сотрудников детского учреждения.

(приложение 2)

Встреча 2.

  1. Консультация «особенности развития детей второго - третьего года жизни».

  2. Игра «Соседи».

  3. Домашнее задание: «Моя семья», «Копилка».

Цель: помочь в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях с учетом возрастных особенностей, интересов, желаний и потребностей детей.

Задача: познакомить родителей с основными показателями развития детей раннего возраста.

1-я часть.

Педагог-психолог знакомится с каждым малышом, показывает им куклу Лялю и сообщает, что Ляля живет в детском саду и очень рада видеть новых гостей. Кукла показывает детям игрушки, которые находятся в комнате, разрешает поиграть с ними. Дети с воспитателем отправляются в игровую комнату, а родители остаются на информационную часть встречи, на тему: особенности развития детей второго - третьего года жизни.

На протяжении третьего года жизни ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он различает и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях (самолет летит высоко, когда будет темно, надо спать). У него формируются начальные количественные представления (много, мало, больше, меньше, один). Наблюдения играют ключевую роль в развитии малыша. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, размером, цветом. Однако определять их самостоятельно он не может. Здесь на помощь должен прийти взрослый.

Все виды деятельности — рисование, лепка, самостоятельное одевание, еда, занятия с предметами, сюжетные игры — имеют значение для умственного развития малыша. Появляются элементы ролевой игры.

Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель: «Я буду строить дом», «Я буду кормить куклу». Иначе говоря, ребенок учится планировать.

В этом возрасте все положительные формы поведения уже доступны детям, и их надо формировать.

На третьем году проявляются эстетические чувства. Дети с явным удовольствием слушают музыку, пение. Они многократно просят повторить знакомые стихотворения, сказку, с радостью рассматривают хорошую картинку.

Детей третьего года жизни рекомендуется побуждать наблюдать в быту за подготовкой взрослого к осуществлению какой-либо задачи. Нужно обращать внимание детей на поведение, взаимодействие взрослых животных и их детенышей, людей и животных, наблюдать совместный труд двух-трех людей, их общение (продавец— покупатель, врач—больной, мама—дочка). Необходимо наблюдать на улице за более сложными явлениями окружающего мира (как строят дом, прокладывают дорогу). С 2 лет 6 месяцев многие дети начинают определять характер куклы, игрушечного животного, в игре отображают найденные в игрушке качества: сердитая собака кусается, с доброй собакой гуляют, ласково разговаривают за нее. В этом возрастном периоде необходимо уделять большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетно -отобразительной игры детей с разными игрушками, наметить специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.

Малыш этого возраста еще не может управлять своими психическими процессами по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-либо

запомнить. Ребенок 2—3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, он легко отвлекается и переключается с одного эмоционального состояния на другое. Малыша можно обучить только тому, что его заинтересовало. Он принимает что-то только от того человека, которому доверяет. Успешность его обучения зависит оттого, сложился контакт с педагогом или нет. Поэтому важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Всю значимую информацию ребенок получает от взрослого, из собственного практического опыта на основе подражания взрослому. Сверстник еще не представляет для двухлетнего малыша особого интереса. Такие дети играют рядом, но не вместе. Речь ребенка находится в стадии формирования.

Психолог раздает памятки «Основные показатели развития ребенка раннего возраста» (приложение 3).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В последние годы работы специалисты – психологи, психотерапевты – достаточно часто сталкиваются с большим количеством вопросов родителей...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconОсновная общеобразовательная программа муниципального дошкольного...
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы доу
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconПрограмма кружка для работы с детьми дошкольного возраста
Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы кружка по хатха – йоге с детьми дошкольного возраста...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconТема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в доу»
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconРеферат по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности на тему: «Вопросы...
Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconКонспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Встреча
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconПояснительная записка Учебный план (далее План нод) Муниципального...
Нод) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №195 г. Екатеринбурга (далее доу) состоит из учебного плана...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconАлгоритм разработки образовательной программы доу
Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи с чем...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconВопросы для экзамена по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Лексикология как наука. Стилевая, стилистическая характеристика, лексика ограниченного употребления, полисемия, прямое и переносное...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconЗаконодательство
Дети не для насилия. Сайт Общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми. Странички для детей, родителей,...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconI историографические традиции «антоновщины»
В последние годы на наших глазах рассыпалось немало исторических мифов. Это относится и к изучению повстанческого крестьянского движения...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений,...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой icon«Международные стандарты деятельности прокуратуры. Прокуратура РФ...
В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconПрограмма принята на заседании
В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconПротокол от 20 апреля 2011 г. №18
В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная...
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т е. дезадаптации Адаптационная группа в доу с мамой iconМатериалы сервера 080000
В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск