Скачать 124.76 Kb.
|
Кисляков П.А. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ГОТОВНОСТИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Проблема сознательного использования свободного времени человеком встает как одна из важнейших задач общественного и индивидуального развития и воспитания. Ее конкретно-педагогическое решение превращается в социально-значимое условие социального воспитания личности, повышения результативности ее практической и духовной деятельности в обществе. Для общества и личности качество свободного времени служат важным объективным критерием эффективности общественного воспитания (А.Г. Харчева, П.Н. Мальковской, В.Г. Немировского, П,А. Калечицева, Л.Е. Никитина и др.). Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь «добытое лично – добыто на всю жизнь». Угрозы социального характера в современном обществе актуализировали идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической, политической и культурной жизни страны. Практически во всех образовательных стандартах высшей школы присутствует курс безопасность жизнедеятельности. Изучая данный курс, студенты рассматривают основные опасные ситуации, изучают способы действия в них. При этом, как показывает статистика, риск попадания молодых людей в опасные ситуации, прежде всего связанные с жизнедеятельностью современного социума, достаточно велик. Молодежь зачастую оказывается втянутой в различные криминальные и экстремистские группировки, не уделяет внимания вопросам сохранения своего здоровья, легко поддается на уловки мошенников. Нередки случаи, когда молодой человек оказывается в состоянии растерянности в случае попадания в экстремальную ситуацию, как угрожающую его жизни и здоровью, так и жизни другим. Студенты сегодня, а завтра – специалисты не в должной мере владеют компетенциями в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения. В связи с этим, одной из главных задач вуза является организация обучения студентов – будущих специалистов знаниям и умениям безопасной жизнедеятельности, как в учебное, так и во внеучебное время. У каждого студента должна быть сформирована готовность к обеспечению социальной безопасности – совокупность личностно-профессиональных качеств, формирующихся в процессе целенаправленной подготовки и позволяющих в перспективе осуществлять профессиональную деятельность по обеспечению социальной безопасности и определяющих его безопасный и здоровый образ жизни. Ведущим условием эффективности деятельности по формированию в вузе готовности будущих специалистов к обеспечению социальной безопасности является комплексирование учебной, научной и воспитательной работы в данной сфере. Актуальным в данной области является подход Б.Г. Ананьева (1968), связанный с представлениями о наличии множества гетерогенных связей между всеми компонентами воспитания и развития. По словам Б.Г. Ананьева, в общей системе управления (посредством воспитания и обучения) развитием обучающихся учитываются однородные связи между соответствующими (гомологичными) частями воспитания и сторонами развития детей. Внеучебная работа в сочетании с учебной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения молодого поколения. Там, где воспитательная работа выступает как естественное продолжение основной образовательной программы, создаётся подлинная социокультурная среда, которую можно условно обозначить как педагогическую среду. В такой среде будущие специалисты совершенствуют свои общекультурные и профессиональные компетенции. В наибольшей степени это относится к педагогическим вузам. Таким образом, при создании образовательной системы в процесс включаются все компоненты воспитания и развития, активизируются все взаимосвязи: прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредованные (Гиголаева Т.В., 2006), что должно учитываться при построении в вузе системы формирования готовности будущих педагогов к обеспечению социальной безопасности. С этой целью нами разработана и реализуется в Шуйском государственном педагогическом университете межкафедральная программа воспитательной работы «Культура безопасности студента» (Программа). Цель Программы: целенаправленное и системное воспитание будущих специалистов, готовых к безопасной жизнедеятельности в социуме, в том числе в условиях образовательного учреждения. Задачи Программы:
Основные психолого-педагогические принципы реализации Программы:
Студент педагогического вуза как объект системы воспитательной работы по формированию готовности к обеспечению социальной безопасности рассматривается нами в контексте трех проекций:
Основными направлениями воспитательной работы являются: философско-мировоззренческое, демократическое, гражданско-патриотическое, обеспечение безопасности в социуме, правовое, физическое воспитание, гигиеническое, семейное, профессионально-педагогическое. Программа содержит следующие мероприятия по реализации психолого-педагогического сопровождения формирования готовности студента – будущего педагога к обеспечению социальной безопасности:
Современная олимпиада по безопасности жизнедеятельности предполагает поиск инновационных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности и представляет собой творческое соревнование студентов, позволяющее выявить уровень теоретического освоения образовательной области безопасность жизнедеятельности, степень сформированности умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях, степень профессиональной компетентности будущих учителей, готовность к безопасному существованию в социуме и предупреждению опасностей (Михайлов А.А., Кисляков П.А.. 2009). В ходе Олимпиады проводится оценка уровня знаний и подготовки студентов-участников по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», изучающих их в текущем или закончивших их изучение в прошедшем году (1-3 курс). Задания охватывают три блока знаний и умений: безопасность в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; оказание первой медицинской помощи, медицина катастроф, пропаганда здорового образа жизни. Олимпиада включает вариацию из 5-7 конкурсов трех типов: творческие конкурсы – являются демонстрацией и защитой выполненных командами домашних заданий: представление команды, методические проекты, фото-, видеоролики; теоретические конкурсы – направлены на выявление знаний студентов по курсу БЖД (тестирование и викторина); практикоориентированные конкурсы – позволяют публично продемонстрировать не только комплекс знаний, но и умение действовать в экстремальных ситуациях.
К диалогу со студенчеством были приглашены представители Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Управления Федеральной миграционной службы, а также представители православного и мусульманского духовенства. В раках форума были организованы психолого-педагогические тренинги, а также конкурс социальных проектов, во время которого участники должны были за несколько часов подготовить с ребятами 12-14 лет проект, направленный на профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Активность студентов, как субъектов формирования готовности к обеспечению социальной безопасности, достигается также за счет таких условий, как вовлечение в научно-исследовательскую и проектно-инновационную работу. Целями вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу является создание условий для раскрытия творческих способностей студентов в сфере научной деятельности, овладения ими навыками научных методов познания, углубленного изучения учебного материала, укрепления научных школ. Нами реализуется три вида научно-исследовательской деятельности студентов, которые решают разные задачи, и, соответственно, включают различные формы и методы ее организации. Во-первых, это научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, основной задачей ее является расширение форм самостоятельной работы студентов с целью активизации процесса обучения. Содержание данного вида научной работы предусматривает изучение литературы, подготовку рефератов, докладов и проектов, содержащих элементы научных исследований; выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период педагогической практики. Во-вторых, это научные исследования, дополняющие учебный процесс. Здесь основной задачей является выход за рамки программы обучения, индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности образования. Содержание научной работы на этом этапе включает участие в конкурсах научных работ, научных конференциях, семинарах. Так в ШГПУ с активным участием студентов были проведены конференции «Социальная безопасность учащейся молодежи: проблемы и технологии обеспечения» (2009) и «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» (секция «Здоровьесберегающие технологии в образовании») (2008, 2009, 2010, 2011, 2012), межведомственный круглый стол «Комплексный подход к обеспечению безопасности образовательного социума» (2009); ежегодно проводятся недели студенческой науки «Образ жизни, здоровье и образование», «Безопасность жизнедеятельности глазами студентов». Студенты представляли свои научные проекты на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и проектных работ «Безопасность общества: инициативы и инновации» (Москва, 2010, 2011), Всероссийском форуме студентов «Вуз – территория здорового образа жизни» (Иваново, 2010), Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ среди студентов и молодых ученых «Наука и образование против террора» (Москва, 2010, 2011); Всероссийской олимпиаде научных и прикладных работ по национальной безопасности и геополитике России (Москва, 2011, 2012). В процессе участия в подобных конкурсах студенты имеют возможность знакомства с передовым опытом, вхождения в научные сообщества, получения поддержки со стороны государства для дальнейшей реализации своих проектов. В третьих, это научно-исследовательская работа, выполняемая во внеучебное время. Основная задача – научная профессионализация студентов под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация, подготовка к конкретной области научной деятельности, выбор научного руководителя. Содержание данного вида научной работы включает участие ряда студентов в качестве исполнителей научно-исследовательских работ, проводимых научно-исследовательской лабораторией «Социальная безопасность учащейся молодежи». Как показывает практика, молодежная наука является средством повышения профессионализма у студентов и выпускников вузов, и позволяет продолжать заниматься наукой в процессе обучения в аспирантуре и (или) работы в образовательных учреждениях. Одной из главных целей национальной системы образования является подготовка инновационной личности – исследователя, способного организовывать и реализовывать профессиональные социально-значимые проекты. Современное российское общество ориентированно на «экономического человека», успешного индивида, получающего прибыль и тенденции роста значимости решения проблем социальной эффективности и безопасности не только человека, но и общества, народа, а также государства, его социальных институтов. В связи с чем, вуз должен создать условия для овладения студентами – будущими педагогами компетенциями инновационной деятельности в целом, а в нашем случае в области социальной безопасности. Формирование инновационной направленности образования в области социальной безопасности осуществляется нами посредством реализации инновационной педагогической деятельности. Е.А. Шмелева (2012) под инновационной педагогической деятельностью в системе высшего профессионального образования понимает деятельность по поиску, изучению, распространению, разработке и внедрению педагогических и организационных инноваций, трансферу результатов фундаментальных и прикладных НИР в учебный процесс и созданию инновационной образовательной среды, обеспечивающей инновационную активность студентов. Инновационная деятельность направлена на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в продукты (товары, работы, услуги) и их последующую реализацию. Инновационная деятельность преподавателя и студента выступают акмеологическими критериями качества профессионального образования, поскольку главным объектом акмеологического анализа является развитие субъекта в процессе деятельности. С целью личностно-профессионального становления студентов в области обеспечения социальной безопасности образовательного учреждения на основе интеграции образовательной и производственной деятельности в структуру сопровождения включено методическое обеспечение организации малого инновационного предприятия, как самообучающейся структуры университета. Студенты, работая на базе инновационного предприятия, проходят стажировку в рамках межведомственной интеграции по программе «Спасатель» на базе городского спасательного отряда МЧС; на базе образовательных учреждений реализуют авторскую систему деятельности по профилактике социальных отклонений подростков, а также выполняют проекты «Паспорт безопасности образовательного учреждения». Проекты внедряются на базе образовательных учреждений. Таким образом, конечный творческий продукт студенческой деятельности обладает не только теоретической новизной, но и общественно-практической значимостью. Таким образом, в процессе проектирования и реализации авторских систем деятельности на основе синтеза теоретической и практической готовности студенты учатся работать в области инновационных педагогических технологий, развивают свои научно-творческие способности, реализуют на практике созданные интеллектуальные продукты, в результате чего происходит формирование инновационных компетенций студентов. |
О реабилитации жертв политических репрессий Комитетом национальной безопасности республики и его органами на местах продолжается работа по восстановлению исторической и социальной... | Инструкция по обеспечению информационной безопасности при использовании Об утверждении инструкции по обеспечению информационной безопасности при использовании экзаменационных материалов и результатов единого... | ||
Доклад «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности»... Тема моего выступления «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Основы налоговой грамотности» направлен на формирование сознательного и позитивного отношения к системе налогообложения, проявляющегося... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познавательные удд обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному... | Дипломная работа тема: “Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов” Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства | ||
Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет» выполняется студентами в соответствии с учебным планом на завершающем этапе обучения... | Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к... Работа выполнена в фгбоу впо «Шуйский государственный педагогический университет» | ||
Институт комплексной безопасности Кафедра социальной работы и социальной безопасности В связи с празднованием Международного дня пожилых людей, в целях повышения качества жизни ветеранов и привлечения внимания общественности... | Приказ №581 от 29. 03. 2010 г. «О мерах по усилению бдительности... «О мерах по усилению бдительности и обеспечению безопасности учреждений системы образования Костромской области» и приказа отдела... | ||
Пояснительная записка 1 Обеспечение безопасности образовательного процесса (свод инструкций по обеспечению комплексной безопасности) | Справочное пособие для руководителей образовательных учреждений учебная эвакуация Учебная эвакуация — это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности... | ||
Классификация угроз. Формализация подхода к обеспечению информационной... ... | Антитеррористическая комиссия «О мерах по усилению бдительности и обеспечению безопасности учреждений системы образования Костромской области» и приказа отдела... | ||
Темы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата... Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные... | I. Воспитательная деятельность c педагогическим коллективом Воспитательная деятельность педагогического коллектива. Проведение традиционных общешкольных мероприятий, коллективно-творческих... |