Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования





НазваниеТурусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования
страница1/10
Дата публикации30.09.2013
Размер0.97 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.

  • Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.

  • Тихомиров О. К., Виноградов Е. В. Эмоции в функции эвристик. //Психол. исследования. – М., 1969.

  • Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3-х т. – Самара, 1994.

  • Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.

  • Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: Изд. АПН Груз. ССР, 1961.

  • Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. – М., 1989.

  • Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

  • Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989.

  • Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

  • Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

  • Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986.

  • Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, 1974.

  • Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.

  • Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

  • Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

  • Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии. //Вопр. психол. – 1964. – № 4.

  • Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978.

  • Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. наука в СССР.- М., 1959.

  • Шерток Л. Непознанное в психике человека. – М., 1982.

  • Шостак В. И. Природа наших ощущений. – М.: Просвещение, 1983.

  • Эббингауз Г. Основы психологии. – СПб., 1890.

  • Юнг К. Г. Психологические типы. – М., 1928.

  • Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.

  • Якобсон П. М. Психология чувств – М.: Изд. АПН, 1956.

  • Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

  • Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. – М., 1974.

  • Eysenck H. I. Biological base of personality. London, 1968.





Первушина О. Н.
Общая психология

Новосибирский государственный университет

Научно-учебный центр психологии
http://www.nsu.ru/psych/internet/
Ответственный редактор: П. Е. Рыженков
ББК Ю-93

Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – с.
© Первушина Ольга Николаевна 1994, 1996

© Научно-учебный центр психологии НГУ 1996


Оглавление






    139. Развитие творческой активности школьников. – М., 1991.

    140. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

    141. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

    142. Розов А. Н. К вопросу о теории внимания. //Вопр. психол. – 1956. – № 6.

  • Рок И. Введение в зрительное восприятие.: В 2 т. – М., 1980.

  • Рок И., Харрис Ч. Зрение и осязание. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

  • Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

  • Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд. АН СССР, 1958.

  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

  • Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. //Ученые записки МГУ. Вып. 90. Психология. Движение и деятельность. – 1945.

  • Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

  • Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – Спб., 1992.

  • Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань, 1974.

  • Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.

  • Сеченов И. М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

  • Сеченов И. М. Элементы мысли. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

  • Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987.

  • Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М., 1979.

  • Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981.

  • Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993. – № 4.

  • Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.

  • Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. докт. дисс. – Л., 1968.

  • Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. //Инженерная психология за рубежом. – М., 1967.

  • Стивенс С. С. Экспериментальная психология. – М., Изд. ИЛ, 1963.

  • Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.

  • Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

  • Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946.

  1. Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. – М., 1995.

  2. Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. //Типологические особенности в нервной деятельности человека. – М.: Просвещение, 1969.

  3. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966.

  4. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976.

  5. Немов Р. С. Психология: В 2-х кн. – М.: Просвещение, 1994.

  6. Обуховский К. Психология влечений человека. – М.: Прогресс, 1972.

  7. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

  8. Осгуд Ч. Перцептивная организация. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.

  9. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. – М., 1958.

  10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. – М., 1969.

  11. Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. – М., 1969.

  12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.

  13. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. //Вопр. психол. – 1966. – № 5.

  14. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. – М., 1963.

  15. Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.

  16. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

  17. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.

  18. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.

  19. Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших психических процессах.

  20. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

  21. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.

  22. Практикум по общей психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979.

  23. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: ЛГУ, 1976.

  24. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л., 1977.




ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Необходимость обсужденияпредмета психологии

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Традиционные представления
о предмете психологии


Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.
Душа как предмет изучения

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Явления сознания как предмет психологии

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.





  1. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды : В 2-х т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983.

  2. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. – 1972. – Т.9, 12.

  3. Леонтьев А. Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер. 14, – 1979. – № 2.

  4. Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. //Психологический журнал. – 1991. – № 4.

  5. Линдсей П., Норман Д. А. Анализ процесса решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

  6. Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у человека. – М., 1974.

  7. Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: МГУ, 1975.

  8. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психол. – 1975. – № 2.

  9. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.

  10. Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов.радио, 1966.

  11. Лук А. Н. Аналитический обзор рефератов по творчеству. –

  12. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.

  13. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: МГУ, 1978.

  14. Люблинская А. А. Детская психология. – М., Просвещение, 1971.

  15. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1980.

  16. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии – 1990. – № 10.

  17. Марр Д. Зрение. – М., 1987.

  18. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970.

  19. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.

  20. Митькин А. А. Системная организация зрительных функций. – М., 1988.

  21. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

  22. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.-Воронеж, 1995.

  23. Надирашвили Ш. А. Психологическая природа восприятия. – Тбилиси, 1976.

  24. Найссер У. Зрительные процессы. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

  25. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.

  26. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1989.

  1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1981.

  2. Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.

  3. Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978.

  4. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.

  5. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1976.

  6. Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963.

  7. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

  8. Колерс П. Иллюзия движения. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

  9. Колерс П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов. //Распознавание образов. – М., 1970.

  10. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1963.

  11. Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.

  12. Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского. – М.: Политиздат, 1985.

  13. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924.

  14. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.

  15. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982. – Т.3.

  16. Кауфман Л., Рок И. Иллюзия "луны у горизонта". //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

  17. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922.

  18. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. – Пб., 1917.

  19. Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический этюд. – СПб., 1896.

  20. Ланге Н. Н. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.

  21. Латаш Л. П., Манов Г. А. Связь дельта-сна и физического компонента "быстрого сна" с сохранением и воспроизведением заученного перед сном словесного материала. //Физиология человека. – 1975. – № 2.

  22. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964.

  23. Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.

  24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.




В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, "психическую последовательность" (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма "конструктивной ассоциации" на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип "проб и ошибок", утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – "заглядывающее внутрь себя сознание". Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconИндивидуально-психологические особенности личности больных хроническим...
Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки)
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconПсихология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера
Реферат на тему: «Психология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера»
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconЮ. В. Родионова Психология и педагогика Часть 1 «Психология»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов негуманитарного направления подготовки. В результате изучения дисциплины...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06....
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconУчебно-методический комплекс по социальной психологии специальность:...
В связи с этим основной целью курса является освещение психологических аспектов проблематики «Личность и общество», «Психология группы»,...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconПсихологические основы профилактики наркомании в семье Под ред. С....
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Социальная психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Медицинская психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconРабочая программа дисциплины Социально-психологические аспекты управления....
Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть профессионального цикла
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Период устного опережения может быть различным. Организуется устное ознакомление учащихся с новым языковым материалом, который тренируется...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconСамореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconТема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования"
Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconПсихология конфликта глава 13. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск