Скачать 120.41 Kb.
|
Приложение 5а ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГТУ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ» ПРОГРАММА учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению Валеология (наименование дисциплины) Москва 2008 г. АннотацияКурс «Валеология» представляет собой самостоятельную дисциплину, интегрирующую знания педагогики, психологии и дисциплин медико-биологического блока. Подготовка в области валеологии призвана улучшить резервные и адаптационные возможности организма выпускника, обеспечить успешное и надежное формирование профессиональных знаний, динамическое здоровье, высокую работоспособность и творческое долголетие – морально-психологическую основу профессиональной готовности. Знания в области психологии, психологические тесты как средство самопознания и изменения своей личности позволят обнаружить скрытые потенции человека и перспективные направления его профессионального роста в области металлургии. Направленность данной дисциплины – практико–ориентированная.
Курс “Валеология" (vаlеоl-лат.здравствовать, быть здоровым) ставит своей целью раскрыть принципы формирования основ здорового образа и стиля жизни, изучить закономерности проявления, механизмы и способы поддержания и укрепления здоровья каждого члена общества. В процессе изучения курса студент получает навыки самостоятельной адаптации к современным нагрузкам, учится в процессе труда накапливать и использовать индивидуальный опыт для создания таких условий работы, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости в течение всего рабочего дня. 2. Приобретаемые компетенции выпускников-бакалавров Выпускник по направлению «Нанотехнология» с квалификацией "бакалавр" в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями образовательной программы «Валеология» по выбору должен обладать: а) социально-личностными и общекультурными компетенциями (СЛК): – применять средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно–эмоционального и психофизического утомления, повышения эффективности труда; соблюдать нормы здорового образа жизни, проявлять когнитивные, эмоциональные и волевые особенности психологии личности (СЛК-4); - обладать должным уровнем здоровья, необходимым для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения; овладеть способами по улучшению орудий труда или условий жизни (CЛК-5); б) общенаучными компетенциями (ОНК): - знанием основных факторов риска и защиты здоровья от профессиональных, наследственных болезней, алкоголизма и наркомании, СПИД и ВИЧ-инфекций, онкологических заболеваний, гиподинамии и сидячего образа жизни; неправильного питания, стрессов, курения, экологии, влияния мониторов, сотовых телефонов и др. на организм (ОНК-1), - владением основами педагогических, психологических наук, основами эргономики и умением применять знания и методы этих наук в своей деятельности для повышения эффективности труда; самостоятельно работать с литературой для поиска информации об отдельных определениях, понятиях и терминах, объяснять их применение в практических ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью (ОНК-3); в) инструментальными компетенциями (ИК): - владением навыками в использовании технических средств (компьютеров, медицинского инструментария) для расчета антропометрических индексов и номограмм функциональных проб, упражнений–тестов для оценки физического развития, телосложения, коррекции питания, функционального состояния организма, физической подготовленности, коррекции психологического статуса, осуществлять проведение измерений за эффективностью тренировочных занятий (ИК-2); 3. Объем дисциплины и виды учебной работы (час) Табл. 1
4. Содержание учебной дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий Табл. 2
4.2. Содержание лекционного курса Семестр 1 (34 час) Раздел 1. Валеология – наука о здоровье. Индивидуальное здоровье (Лищук В.А., Мосткова Е.В. Обзор «Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации» - М., 1994.) (4 час) 1.1.Составляющие индивидуального здоровья 1.2.Факторы, влияющие на здоровье 1.3.Методы, средства и оценки здоровья 1.4.Показатели здоровья 1.5.Практика обеспечения индивидуального здоровья. Как физическая культура и спорт могут помочь в овладении профессией. Раздел 2. Общественное здоровье. (Лищук В.А., Мосткова Е.В. Обзор «Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации» - М., 1994.) (4 час) 2.1.Факторы общественного здоровья 2.2.Методы, средства и оценки общественного здоровья 2.3. Состояние здоровья в мире и в России Раздел 3. Основы валеологизации образования. (Зайцева Г.А., Медведева О.А. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях.- М.: Физкультура и Спорт, 2007; Лищук В.А., Мосткова Е.В. Обзор «Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации» - М., 1994; Попов С.В. Валеология в школе и дома.-СПб.:Союз, 1997.) (4 час) 3.1.Психофизиологические основы учебного труда. Научная организация труда на рабочем месте. Эргономика физической среды, когнитивная эргономика, организационная эргономика. «Успех - есть побочный продукт правильно организованной деятельности». 3.2. Работоспособность и факторы ее определяющие. Динамика работоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности. 3.3. Утомление и переутомление как физиологическое и патологическое состояния. Возрастные особенности развития данных состояний. 3.4. Гигиена труда и отдыха. Раздел 4. Валеологическая диагностика. (Зайцева Г.А., Медведева О.А. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях.- М.: Физкультура и Спорт, 2007; Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. изд. – М,: Химия, 1996). (4 час) 4.1. Диагностика физического состояния и развития. Две группы показателей: весо-ростовые и кардио-респираторные. Интегральные индексы физического состояния (здоровья). Влияние движений на функциональное состояние органов и систем организма. Оценка уровня физического здоровья и способы его повышения. 4.2. Основные принципы проведения оздоровительной тренировки. Нормы двигательной активности 4.3. Физическая культура как путь замедления биологических часов и продления жизни. Закаливание. Раздел 5. Составление личной программы оздоровления (Лищук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью.-М.: Восточная Книжная Компания, 1997) ( 4 час) 5.1. Анкетный метод количественного определения уровня здоровья. Оценка физического статуса, питания, иммунитета, психоэмоционального напряжения и духовного здоровья. 5.2. Коррекция физического статуса. Как сориентироваться в выборе занятий физическими упражнениями. Аэробные физические упражнения, растяжка, силовые упражнения. Тренировки для коррекции телосложения. Массаж. Дыхательная гимнастика. «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов. 5.3. Коррекция вегетативного статуса. Пирамида рационального питания. Живая пища, сыроедение, растительные волокна. Сбалансированное питание. Витамины и минералы. Как узнать чего не хватает в организме. 5.4. Полезные данные по собственному телу. Идеальная масса тела. Основной обмен. Суточная калорийная потребность. Энерготраты в течение дня. Суточная калорийная потребность в питании. 5.5. Коррекция иммунитета. Антистрессовое питание и питание для повышения иммунитета. Фитотерапия. Энтеросорбция. Антиоксиданты. Раздел 6. Психофизиологические основы здоровья (Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. изд. – М,: Химия, 1996; Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999; Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 1994; http://www.bitnet.ru/mirrors/students.ru/kettel-test.html). 5.5.1. Методы саморегуляции и релаксации. Аутотренинг. «Аэробика для мозга» 5.5.2. Многофакторное исследование личности. 5.5.3.Методики изучения компетентности в общении. 5.5.4. Методики изучения внимания, памяти. 5.5.5. Определение уровня самочувствия, активности и настроения (САН) Раздел 7. Здоровье и факторы риска болезней (Лищук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью. - М.: Восточная Книжная Компания, 1997; Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. изд. – М,: Химия, 1996). ( 4 час) 6.1. Связь факторов риска заболеваний с возрастом, полом и образом жизни. 6.2. Факторы риска для здоровья, связанные с курением. Факторы риска ишемической болезни. Гиподинамия. 6.3. Компьютер и здоровье. Вред от компьютера. Безопасность при работе с дисплеями. Как сохранить зрение. Туннельный синдром. 6.4. Проблема биологической безопасности сотовых телефонов. Как сохранить здоровье на офисной работе? 6.5. Болезни ХХI века и их профилактика. Алкоголизм и наркомания. СПИД и ВИЧ-инфекция. Онкологические болезни. Раздел 8. Здоровье и окружающая среда. (Безопасность жизни человека. Полная энциклопедия / СПб.: ИД «Весь», 2001; Величковский Б.Т. и др. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997). ( 4 час) 8.1.Патогенные факторы окружающей Среды. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях мегаполиса и в чрезвычайных ситуациях. 8.2. Загрязнение окружающей Среды. Ионизирующие излучения, их биологическое действие. Понятие о ПДК (предельно допустимая концентрация) излучений. Техногенное химическое загрязнение окружающей среды. Поражение отравляющими веществами. Защита населения. 8.3.Человек в экстремальных условиях, особенности приспособления: стихийные бедствия; выживание в дикой природе; экологические катастрофы. 8.4. Организация системы безопасности в учебных заведениях. Раздел 9. Основы геронтологии. (Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии (Антропологические аспекты): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999; Подколзин А.А., Донцов В.И. Старение, долголетие, биоактивация. (Методическое руководство). Москва, 1996). ( 4 час) 8.1. Природа старения. Статистические этапы жизни. Законы развития и старения человека Основные представления о механизмах возрастных изменений. 8.2. Возрастные изменения отдельных органов и систем: сердечно-сосудистая, нервная и эндокринная системы; обмен веществ и иммунитет; опорно-двигательный аппарат. 8.3. Биологический возраст. Обзор методов сдерживания и обращения старения. Геронтология и медицина будущего. Естественные и искусственные биостимуляторы и биокорректоры. 8.4. Скрытые резервы организма и возможности их использования. Пути увеличения продолжительности жизни и продления активного долголетия. 5. Учебно–методическое обеспечение дисциплины
5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины (перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино– и телефильмов) Лекции в форме презентаций, раздаточный материал, компьютерные программы по оценке физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов и коррекции их физического статуса. 6. Материально–техническое обеспечение дисциплины (указываются специализированные лаборатории и классы, основные установки и стенды) Специализированный класс для чтения лекций с использованием презентаций. Компьютерный класс. 7. Методические рекомендации по организации обучения (включаются в программу по усмотрению разработчиков) 8. Перечень заданий для самостоятельного выполнения Семестр 1 Табл. 6.1
9. Перечень контрольных мероприятий Семестр 1Табл. 7.1
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлениям в области техники и технологии. Автор программы Зайцева Галина Алексеевна / / канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и здоровья |
Рабочая программа учебной дисциплины химия биологическая для подготовки... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» и примерной учебной... | Рабочая программа учебной дисциплины основы инновационного менеджмента... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавров, утверждённого приказом Министерства... | ||
Программа учебной дисциплины основы менеджмента для бакалавров по... «Основы менеджмента» для бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» 030900 [Текст] / «Государственный университет управления»,... | Рабочая программа учебной дисциплины экономика для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» утверждённого приказом... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | Рабочая программа учебной дисциплины зоогеография для подготовки... Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины управление внешнеэкономической... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла (БЗ. В. Дв. 4) студентам... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины рыбоводство ( курс по выбору... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 0202200. 62 «Биология», утверждённого приказом... | Рабочая программа учебной дисциплины фитопатология и энтомология... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 110500 Садоводство и примерной учебной программы... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины мелиорация для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», утверждённого... | Рабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров... Фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», по профилю «Агрометеорология», утверждённого приказом Министерства... | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению... Фгос впо подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержденным приказом Министра образования... | Программа учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению Нанотехнология Как предмет учебного плана высшего учебного заведения фк входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально–экономические... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы... | Рабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы... |