Длинна дорога на Олимп





Скачать 74.78 Kb.
НазваниеДлинна дорога на Олимп
Дата публикации01.08.2014
Размер74.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы

Заслуженный мастер спорта младший лейтенант Г. Моисеев в третий раз завоевал звание чемпиона мира по мотокроссу в классе машин до 250 куб. см... (Газета «Красная Звезда», 29 августа 1978 г.)

Длинна дорога на Олимп


Я считаю справедливой несколько переиначенную на спортивный лад старую мудрость: «Скажи мне, спортсмен, кто твой тренер, и я скажу, кто ты».

Мне не раз приходилось слышать от моих товарищей, от соперников и просто любителей мотоспорта по-разному выраженную, но, в общем-то, одну и ту же мысль: «Тебе, Геннадий, здорово всегда везло в спорте». И я никогда не спорил, не возражал. Люди так устроены, что помнят только удачи - свои или чужие. И это, наверное, хорошо. Но каждый раз, слыша подобные высказывания, я думал: «Конечно, роль везения в спорте нельзя отрицать, но ведь это не главное. А кто подсчитывал, сколько мне не везло?». И все-таки я считаю, что, по крайней мере, один раз мне действительно крупно повезло. Это случилось в самом начале моего пути в большой спорт, когда я попал к Кириллу Александровичу Демянскому.

Чем старше я становлюсь, тем пристальнее вглядываюсь в этого человека, который стал для меня учителем, воспитателем и старшим другом.

В чем сущность его методики? Кирилл Александрович являет собой тот, к сожалению, редкий тип тренера, в ком невозможно разграничить, где кончается спортивный специалист и начинается просто человек. Эти понятия слиты в нем воедино. Собственно, это не методика, это жизненная позиция Демянского. Да, он страстно мечтает, чтобы из его учеников выросли высококлассные спортсмены, и он безмерно счастлив, если удается достичь этой цели. Но свою задачу он никогда не ограничивает достижением учениками высоких спортивных показателей. «Если для спортивного наставника важней всего «очки, голы и секунды», - это не педагог, не воспитатель, а «дрессировщик». Чем живет его ученик, во что верит, кем будет в жизни, оставив по тем или иным причинам спорт? Вот о чем, прежде всего, должен думать, о чем заботиться настоящий воспитатель. Так считает Кирилл Александрович, все мы, его воспитанники, целиком разделяем его точку зрения.

Эта позиция Кирилла Александровича проявляется буквально на каждом шагу. Мечтая когда-нибудь тоже стать тренером, я часто, если позволяет обстановка, наблюдаю за ним, стараюсь подметить и запомнить характерные для него приемы. И хотя мы никогда еще не говорили с ним всерьез на эту тему, многое мне удалось «подсмотреть» и «подслушать».

Работа Кирилла Александровича начинается в тот самый день и час, когда по осени к нему в секцию Дворца пионеров приходят толпами (иначе не скажешь) ленинградские мальчишки. И вот тут он мне напоминает сеятеля, который твердо усвоил старую как мир истину - «что посеешь, то и пожнешь». Стало быть, для посева надо перво-наперво отобрать хорошие «семена». Разумеется, заниматься в мотосекции никому из мальчишек не заказано, но это, однако, не значит, что Кирилл Александрович принимает всех без разбора. Прежде всего, просто невозможно вместить всех желающих в учебные классы, не каждый может по состоянию своего здоровья и физическим возможностям заниматься мотоспортом. Поэтому в дни приема ребят на Демянского нельзя смотреть без сочувствия. Во-первых, ему по доброте душевной просто жалко ребят, которым приходится по тем или иным причинам отказывать. Во-вторых, его все это время мучат сомненья: а не «прорвался ли» в число счастливчиков кто-то случайно. И наоборот, не остался ли среди тех, кто не прошел через сито отбора, будущий чемпион. Ведь история спорта знает немало подобных курьезов! И хотя у Демянского отработана четкая система специальных тестов, различных контрольных заданий, почти исключающих ошибку, хотя у него изумительная тренерская интуиция, - все равно волнуется он в такие дни безмерно.

И как бы ни был занят Кирилл Александрович, обязательно найдет время, чтобы с каждым из непринятых ребят поговорить, каждому объяснить, почему он не прошел конкурс. А на прощание непременно скажет:

- Если научишься делать то, что сейчас не получилось, приходи.

И наоборот. Собирает всех принятых на первое занятие и начинает с того, что предупреждает:

- Может быть, кто-то из вас, ребята, попал к нам случайно. Не обижайтесь, если придется отчислить.

И как правило, среди года он принимает еще человек десять из тех, кто, по его мнению, не оставит своей мечты, не сдастся после первой неудачи. Таким вот образом попал к Демянскому и я.

Наверное, нет таких тренеров, которые, скажем, набрали десять новичков и всех их сделали чемпионами. Да Кирилл Александрович, как я уже сказал, и не ставит перед собой такой задачи. Но вот что интересно. Еще не было ни одного года, чтобы его питомцы не становились чемпионами Ленинграда, не побеждали или не выигрывали призовые места на первенствах республики и страны, в крупнейших международных соревнованиях.

А между тем и у Демянского не все сразу получалось гладко. «Секреты» его тренерской «кухни» рождались постепенно, и ошибки не обошли Кирилла Александровича на первых порах его педагогической деятельности. Но ведь и ошибки, думается мне, тоже драгоценный опыт.

Позволю себе привести здесь некоторые мысли Демянского, высказанные им в разное время и по разным поводам. Уверен, это дополнит его портрет.

«Когда я окончил институт, думал, что вот теперь у меня все есть: и желание работать, и диплом педагога, и силы, и я все знаю, что мне надо делать. Но проходил год за годом, и в конце каждого из них я приходил к выводу, что работать пока не умею. Спорт, который я выбрал, с точки зрения педагогики, был (да и сейчас еще остается) почти неизученным, в нем нет проторенных дорог. До всего надо доходить самому, часто продвигаться вслепую, порой больно ушибаться.

А на первый взгляд все было очень просто. Пришли ко мне ребята, которые спят и во сне видят себя гонщиками. С другой стороны, и я горю желанием добиться того же вырастить из них классных спортсменов.

Казалось бы, чего еще надо? Выходит, дело за мной, значит, только от меня зависит, как скоро эти мальчишки начнут «выдавать на гора» высокие результаты. Хватался я за этих мальчишек обеими руками и начинал их нянчить. Вечером они шли в кино, а я оставался в мастерской и готовил очередной мотоцикл к тренировке, к соревнованиям. Все думал, надо ребятишкам условия создать. Да и что они умеют? Только напортят. Уж лучше я сделаю... Под конец вовсе измучился. Разве успеешь все сам! Ну, размышлял я все чаще и чаще, сделаю машину одному, другому. А остальные как же? Да разве можно мне везде успеть одному? А где же педагогика? Я и токарь, и слесарь, и механик, и бензозаправщик. А когда же воспитанием заниматься, когда же осуществлять на деле известную формулу: обучая, воспитывать? »

Вот так «искал» в первые годы своей работы Кирилл Александрович Демянский. Этих первых лет набралось без малого восемь. Он понял в конце концов, что педагог рождается не в тот момент, когда получен диплом об окончании института, а когда приходит опыт. И еще понял, что спортсмен - «культура многолетняя». Следовательно, мало отобрать хорошее зерно для посева, бросить его в благодатную почву. Чтобы собрать урожай, надо еще немало попотеть.

Да, все эти годы для Кирилла Александровича были беспрерывным поиском. Он искал разумную систему, основываясь на которой можно строить всю свою работу. Сейчас про него можно нередко услышать: «Конечно, у Демянского хорошая материальная база, авторитет, опыт, и ребята к нему хорошие попадают...» Одним словом, везет человеку. И мало кто задумывается, что все это - и базу, и авторитет, и опыт - он создавал многие годы сам, как говорится, своим горбом. И «хороших» ребят никто ему за ручку не приводит.

- Потом я понял, - говорил не раз Демянский, - что не один человек, не два и не три должны быть центром моего внимания, а целая группа, весь коллектив. Именно из коллектива, в конечном счете, обязательно выйдет чемпион. Это первое. Второе: все от начала до конца должно быть построено на полном доверии, самостоятельном труде. Тут уж если не чемпион, то гражданин получится из мальчишки обязательно. Да и в плане подготовки к военной службе для ребят эти занятия очень полезны.

Вот тут мы подошли к тренерскому кредо Кирилла Александровича. Перефразируя известные некрасовские строки, он говорит: «Чемпионом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Чувство коллективизма Кирилл Александрович начинает прививать своим питомцам с первых шагов в спорте. Причем делает это не с помощью каких-то сложных педагогических, одному ему ведомых, приемов. «Все делаем сами, сообща», - вот тот простой лозунг, на котором строится его система воспитания. В классах, в мастерских ребята сами моют полы, окна. Сами, сообща, ремонтируют инвалиду Великой Отечественной автомашину и, наконец, совершенно самостоятельно работают на станках, пользуясь газовой сваркой, готовят к соревнованиям свои мотоциклы.

В основе всех этих действий лежит полное доверие тренера к ученикам. Ведь не секрет, что мотоспорт немыслим без использования дорогостоящих машин, запасных частей и не менее ценного оборудования, снаряжения. Этим добром у Кирилла Александровича распоряжаются мальчишки. Ключи от кладовок находятся у какого-нибудь Толика или Вадика - по очереди, здесь ни для кого не делается исключения. А через очередного «хозяина» ребята имеют доступ ко всем «сокровищам». И ничего не пропадает, всему ведется точный учет, все разумно расходуется.

Доверие и требовательность - это, в конце концов, распространяется буквально на все стороны жизни коллектива. Кирилл Александрович считает - каждый из его подопечных должен четко представлять, чего от него ждут, как он должен действовать, чтобы оправдать эти ожидания. Тогда ученик становится единомышленником педагога, а не слепым исполнителем его воли. Подобного взаимопонимания можно достичь лишь тогда, когда тренер, заботясь о благополучии коллектива, находит время для общения с каждым из его членов. Поэтому мальчишка идет к нему не только за советом, как, скажем, отрегулировать карбюратор, но и со всеми своими житейскими горестями и радостями.

Случается порой, что во время занятий по общефизической подготовке Кириллу Александровичу требуется отлучиться по делам. Он спокойно оставляет ребят в гимнастическом зале одних. И всегда уверен, что каждый до конца выполнит назначенный ему урок. Никогда не бывает так, чтобы ребята расслабились, рассуждая: «Ага, Кирилла Александровича нет, так давайте побездельничаем, поболтаем... » Занятия проходят с полной нагрузкой в соответствии с заранее определенными индивидуальными заданиями.

Есть тренеры, которые внешне работают очень эффектно. Скажем, какой-нибудь наставник футболистов во время игры кричит издалека: «Вася, бей с носка!» Потом апеллирует к судьям, что-то доказывает. Про такого говорят: «Вот это работа!» У Кирилла Александровича на этот счет свой взгляд. Во время гонки он обычно стоит где-нибудь на краю трассы. Стоит молча, делает записи в блокноте. А его ученик все решает сам. Правильно, нет ли, но сам.

«Вот смотрю, думаю, если сейчас подскажу - выиграет парень, - рассказывает Кирилл Александрович. - Нет, не подскажу, молчу.

То, что легко достанется, легко и потеряется. Сообразил сам - прекрасно, и радость вдвойне. Проиграл - хороший урок. Но уж, зато потом, сразу после соревнований, подробный разбор с тщательным анализом всех ошибок».

И еще одно золотое правило Демянского-педагога. Если тренер говорит одно, а делается другое, то результат получается совершенно противоположный задуманному. Если он говорит ребятам, что спортсмену курить противопоказано, то и сам не курит. А ведь раньше, скажу по секрету, курил. Но потом бросил. И так во всем. Личный пример! В жестах, в выражениях, в манере говорить, в интонациях!

Кирилл Александрович убежден, что спортсмен, умея во время состязаний разжечь в себе хорошую спортивную злость, в жизни должен быть человеком добрым, открытым для других, всегда готовым помочь товарищу, даже своему сопернику. Приезжают к нему спортсмены из другого города. Рассуждают примерно так: «Вы, конечно, не откроете нам своего секрета, как форсируете двигатели». «Отчего же, пожалуйста, - отвечают им, - вот чертежи, схемы, графики кривых». Благодарят, но удивляются. А для наших ребят это норма.

Вот каков он, Кирилл Александрович Демянский. И вот почему я считаю, что мне и в самом деле повезло в жизни, что я встретил его.

Геннадий Моисеев

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Длинна дорога на Олимп iconРабочая программа по физике для 7 класса на 2014 2015 гг
В. А. Попова М.: Планета, 2013 г., «Оценка качества подготовки выпускников основной школы», «Требования к уровню подготовки выпускников»...
Длинна дорога на Олимп iconПервый летний месяц в школе – это разгар экзаменов, выпускных для...
Двери школы открыты и для младших школьников! С 1 по 27 июня работает городской оздоровительный лагерь «Олимп»
Длинна дорога на Олимп iconУрок №6. Длинна отрезка. Треугольник (п. 2) Цели
Цели: сформировать понятие отрезка, научить измерять отрезок, строить отрезок заданной длины, научить находить стороны и вершины...
Длинна дорога на Олимп iconКонкурс «Педагогический Олимп» объявлен в республике в 2006 году...
Олимп» объявлен в республике в 2006 году по инициативе молодых педагогов при поддержке Министерства образования и науки Республики...
Длинна дорога на Олимп iconСредняя Общеобразовательная Школа №54, г. Москва
Мифы Древней Греции. "Олимп". "Ночь, луна, заря и солнце"."Орфей и Эвридика". "Пигмалион"
Длинна дорога на Олимп icon1. Общие положения
Учебный план нноу «Средняя общеобразовательная школа «Олимп-Плюс» разработан на основе следующих нормативных документов
Длинна дорога на Олимп iconДревней Греции зародились Олимпийские игры?
Ответ: в Олимпии (На Пелопонесском полуострове, в городе Олимпии, у подножия горы Олимп)
Длинна дорога на Олимп iconСписок литературы Библиотека, спорт и книга навстречу Олимпиаде 2014
История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты / Алексей Трескин,Валерий Штейнбах. М.: Аст: Олимп, 2008. 208с., ил
Длинна дорога на Олимп iconОткрытый показ для родителей в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп»
Обучение правильному выполнению асан, способствующих улучшению кровообращению, работе эндокринной системы, функций пищеварения, дыхания,...
Длинна дорога на Олимп iconУрок Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
Ребята, как вам известно, сегодня в нашей школе праздник, педагогический олимп. А какой праздник без песни!? Все поём песню «Алые...
Длинна дорога на Олимп iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников...
Вступительное тестирование по биологии для абитуриентов, поступающих в 8-ой класс
Длинна дорога на Олимп iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Собрания Российской Федерации, по инициативе депутата Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан Виктора Тюрина...
Длинна дорога на Олимп iconСказка бочки (a tale of a Tub) Памфлет. (1696-1697. опубл. 1704) 56
Б 84 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII xviii веков: Энциклопе­дическое...
Длинна дорога на Олимп iconНезависимая интеллектуальная ассоциация педагогов «Олимп»
У каждого человека своя тропинка в жизни. Важно не заблудиться, не пойти чужой. Я выбрала педагогическую. И не жалею. Иду по ней...
Длинна дорога на Олимп iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников...
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
Длинна дорога на Олимп iconАнализработы муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Учебно-тренировочный процесс и обеспечение образовательной деятельности в отделениях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск