Пояснительная записка к учебному плану
ННОУ «Средняя общеобразовательная школа «Олимп-Плюс»
на 2012 – 2013 учебный год 1. Общие положения
Учебный план ННОУ « Средняя общеобразовательная школа «Олимп-Плюс» разработан на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
Закон «Об образовании»;
Закон г.Москвы от 10.03.2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» с изменениями;
Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 г. № 919);
Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями, утверждёнными приказом МО и науки РФ от 03.06.2011 №1994;
Приказ Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 № 958 «Об утверждении Московского базисного плана»;
Приказ Департамента образования города Москвы от 4 мая 2011 года № 327 «О внесении изменений в приказ Департамента образования г. Москвы от 11 мая 2010 г. № 958»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089;
Письмо Министерства образования Российской Федерации «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях» от 01.06.2001 г. № 22-06-770;
Московский региональный базисный учебный план (Приказ Департамента Образования города Москвы года «Об утверждении новой редакции Московского базисного учебного плана» от 11 мая 2010 г. № 958 с изменениями согласно приказа от 04.05.2011 №327 «О внесении изменений в приказ ДО города Москвы от 11.05.2010 №958»;
Методическое письмо Министерства образования РФ от 22.05.1998 г. № 811/14- 12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России»;
Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений РФ;
Приказ Министерства образования и науки РФ №69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов»;
Приказ Письмо Министерства образования и науки РФ №74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».
Программа развития школы;
Образовательная программа школы;
Годовой план работы школы на 2012-2013 учебный год.
Учебный план ННОУ «СОШ «Олимп-Плюс города Москвы, реализующей общеобразовательные программы, определяет:
перечень учебных предметов, изучаемых на каждой ступени в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;
распределение учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанное на рекомендациях Федерального базисного учебного плана в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ, учебно-методических комплектов, педагогических технологий;
распределение учебного времени между федеральным (не менее 75%), региональным (не менее 10%) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10%);
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
показатели финансирования (в часах);
максимальный объем домашних заданий.
Учебный план ННОУ «Средняя общеобразовательная школа «Олимп-Плюс» представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта и специфики образовательного учреждения.
Учебный план ННОУ «СОШ «Олимп-Плюс» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008 (в редакции постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 216) предусматривает:
4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов.
Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели;
5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов.
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период);
2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов.
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).
продолжительность уроков: для 1 класса после адаптационного периода - по 4 урока в день по 35 минут, со второго полугодия продолжительность урока в 1-ом классе по 45 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.10). В соответствии с п.10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 и Федеральным базисным учебным планом продолжительность урока для 2-4 классов - 45 мин., для 5-11 кл. - 45 мин;
Обучение детей в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований (СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.10):
использование «ступенчатого» режима обучения: в первом полугодии проводятся занятия по программе Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь», а также занятия с психологом по программе Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему «Я», далее по 3 урока в классно-урочной системе по 35 минут и один урок в нетрадиционной форме, после адаптационного периода - по 4 урока в день по 35 минут, со второго полугодия продолжительность урока в 1-ом классе по 45 минут;
организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
организация 5-разового питания и прогулки;
обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.
В школе проводится обязательная радиофицированная физкультурная зарядка для учащихся всех классов.
ННОУ «Средняя общеобразовательная школа «Олимп-Плюс» самостоятельно определило продолжительность учебной недели:
5 дней в 1-ом классе, в соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10.
во 2 - 11 классах (общеобразовательных) обучение организуется в режиме 5 - дневной учебной недели.
6-ой день - развивающий ( проводятся консультации по проектной деятельности, подготовка к ЕГЭ, ГИА; занятия с учащимися, пропустившими уроки по болезни).
Количество часов, отведённых на освоение учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышают величину недельной образовательной нагрузки: (п. 10.5 СанПин)
Классы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 9
| 10
| 11
| Часы в неделю
| 21
| 23
| 23
| 23
| 29
| 30
| 32
| 33
| 34
| 33
|
В учебный план школы включены индивидуальные и групповые занятия, которые учитываются при определении максимальной аудиторной нагрузки обучающихся (п. 10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10). Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Между началом факультативных занятий и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью 60 минут.
Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения использованы:
- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в ФБУП;
- на углубленное изучение английского языка.
Домашние задания даются обучающимся в таком объеме, чтобы затраты времени на его выполнение по всем предметам не превышало: во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4-5 классах - 2 ч., в 6-8 классах - 2,5 ч., в 9–11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30).
Деление классов на группы осуществляется при проведении учебных занятий по иностранным языкам, технологии, информатике и ИКТ. II. Особенности учебного плана школы
Региональной спецификой базового компонента является:
- поддержка значительного, уже сложившегося уровня вариативности системы московского образования.
- интегративное освоение и использование информационных и коммуникационных технологий в различных дисциплинах;
особая роль русского языка, математики, обществознания, информатики и ИКТ в условиях Москвы /повышение объема учебного времени, отводимого на освоение этих предметов/;
особое внимание к обеспечению безопасности жизнедеятельности московских школьников, к их физическому развитию, укреплению здоровья, предупреждению гиподинамии;
формирование экономической и экологической компетенции школьников;
региональное построение компонентов художественного и культурно-эстетического образования;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Интегративное преподавание той или иной школьной дисциплины не ведет к снижению качества и отсутствию учета и контроля по этой дисциплине. Реализация Концепции информатизации образовательного процесса в учреждениях системы Департамента образования города Москвы базируется на широкой интеграции информационных и коммуникационных технологий во все школьные дисциплины, интеграции, предполагающей и использование ИКТ в этих дисциплинах. В школе оборудовано 23АРМУ (автоматизированное рабочее место учителя),в 13-ти классах школы установлены интерактивные доски системы SMART BORD, в учебных кабинетах физики, географии, химии, биологии, истории имеются индивидуальные ноутбуки, что позволяет проводить учебные занятия и выполнение домашних заданий с использованием ИКТ.
Спецификой учебного плана первой ступени образования является:
- обучение по УМК «Начальная школа XXI века» в 1-3 классах, «Классическая школа» в 4 классах;
- обязательными для изучения в 1 классе являются учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир и ОБЖ , Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура;
- обязательные для изучения во 2-4 классах являются: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир и ОБЖ, Основы религиозных культур и светской этики, Изобразительное искусство, Музыка, Москвоведение, Информатика и информационно- коммуникационные технологии, Технология, Физическая культура.
- окружающий мир во 2-4 классах изучается в объеме 68 часов в года (2 часа в неделю) и интегрируется с курсом Москвоведения (34 часа);
- поддержка интегративного освоения и использования информационных и коммуникационных технологий по русскому языку во 2-4 классах, по литературному чтению во 2-4 классах, по окружающему миру во 2-4 класса;
- часы школьного компонента использованы на расширение базиса по русскому языку и литературному чтению для успешного выполнения программы (по 1часу во 2-4 классах). По просьбе родителей добавлен 1 час по английскому языку во 2-4 классах;
- учебный предмет «информатика и ИКТ» изучается как самостоятельный отдельный предмет в 1-2 классах, осваивающих ФГОС. Общий объём учебной нагрузки по данному предмету: в 1-ых классах-33 часа; во 2-ом классе-34 часа.
- согласно проведённому в апреле 2012 года анкетированию родителей обучающихся 3-их классов, с целью определения одного из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», выявлено, что родители выбрали учебные модули: основы светской этики, основы мировых религий, основы православной культуры. Модули будут изучаться в 4-ых классах по 1-ому часу в неделю, 34 часа в год.
Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на: изучение английского языка с 1 класса, уроки компьютерной грамоты, развитие творческих способностей и проектную деятельность; расширение знаний по обязательным предметам в 3-4 классах ( развивающие
занятия «Удивительный мир слов», «В мире книг»), а также кружки и секции художественно- эстетической и спортивно-оздоровительной направленности. Особенности учебного плана второй ступени основного общего образования:
- обязательными для изучения в 5-9 классах являются следующие предметы: русский язык, литература, английский язык, математика, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, материальная технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, изобразительное искусство, музыка, МХК;
- в соответствии с базисным учебным планом на изучение литературы в 5-8 классах выделено 2 часа, в 9-х классах - 3 часа. На русский язык из школьного компонента добавляется по 1 часу в 5-7 классах - в связи с психолого-возрастными особенностями учащихся и вытекающим из этого снижением успеваемости по предмету; в 9-х классах - в связи с подготовкой к государственной итоговой аттестации;
- в 5-6-х классах на изучение математики отводится по 5 ч в неделю; в 7-9- х классах - по 6 часов в неделю (из них на изучение алгебры выделяется 4 часа, на изучение геометрии - 2 часа). Это связано с тем, что содержание курса алгебры, с одной стороны, расширилось фундаментальными вопросами теории вероятностей и теории алгоритмов, с другой стороны, темами прикладной направленности, связанными с обработкой данных и математической статистикой. В 5-ом и 6-ом классах на изучение географии и биологии отводится по 1-му часу в неделю; в 7-9 классах- по 2 часа в неделю;
- история в 5-9 классах - 2 часа в неделю; обществознание (включая экономику и право) в 6-9-х классах - 1 час в неделю;
- материальная технология в 5-7 классах – 2 часа в неделю; информационно-коммуникативные технологии в 5-9 классах – 1 час в неделю.
- на курс физической культуры в 5-9 классах отводится 3 часа в неделю (1 час из них – плавание).
- курс «Основы безопасности и жизнедеятельности» в 5-7 классах изучается интегрировано на уроках физической культуры, биологии, технологии, а в 9-11 классах – по 1часу в неделю.
Предпрофильная подготовка учащихся второй ступени образования организуется через правовое информирование в рамках изучения учебного предмета «Обществознание», профориентационное информирование в ходе внеклассной совместной работы психолога и классных руководителей, а также элективных курсов «Клуб самопознания и профориентирования», «Введение в философию», «Право на каждый день». С целью рационального распределения учебной нагрузки выпускников 9 класса два последних элективных курса изучаются в З-ей и 4-ой четвертях. Набор курсов и занятий во внеурочной деятельности определяется в результате изучения мнения учащихся и их родителей, а также с учетом задач школьной образовательной программы. Так например, на 2-ой ступени образования в ННОУ СОШ «Олимп-Плюс» во всех классах углубленное изучение английского языка обеспечивается путем введения обязательного элективного курса, позволяющего учащимся освоить программу учебника для специализированных школ. При изучении иностранных языков уделяется особое внимание развитию общеязыковой и коммуникативной компетентностей обучающихся. Применение ИКТ в данной области позволяет развивать информационно-коммуникативные навыки обучающихся. ИКТ используются также в проектной деятельности учащихся.
Так, для желающих изучать второй иностранный язык организован клуб «Полиглот»; учителя английского языка готовят мотивированных учащихся к международным экзаменам; существуют кружки и секции общеинтеллектуального, художественно-эстетического и спортивного направлений.
В 9-х классах в рамках предпрофильной подготовки в соответствии с потребностями родителей и учащихся вводятся курсы ,готовящие школьников к ГИА.
Предпрофильная подготовка позволяет ученику спланировать индивидуальную программу обучения на третьей ступени обучения.
|