«Урок Универсиады» – это внеклассное занятие, в ходе которого учащимся представлена комплексная актуальная информация о ХХVII Всемирной летней универсиаде, которая пройдет в столице Республики Татарстан, в г. Казани, с 6 по 17 июля 2013 года. Цель занятия: дать комплексное представление о Всемирных студенческих играх как крупном международном мультиспортивном и культурном событии в жизни молодежи современной России. Задачи занятия:
Образовательные: формирование представления у детей, подростков и молодежи о XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани, знакомство с историей Универсиад, символикой, спортивной и волонтерской программами.
Воспитательные: популяризация идей Универсиады среди учащихся, приобщение их к занятиям любимыми видами спорта, вовлечение в волонтерскую деятельность.
Развивающие: развитие у учащихся творческих и познавательных способностей, потребности в здоровом образе жизни. Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятия: раздаточный материал, памятки, рисунки с изображением различных видов спорта. проектор, компьютер, презентация к занятию.
Ход урока:
. Организационный блок
II. Введение в историю студенческих игр .
III Физкультминутка
IV. Кто такие волонтеры?
V. Обсуждение роли Универсиады в жизни каждого татарстанца
VI. Подведение итогов занятия . I. Организационный блок
Учитель: Ребята! Поздравляю вас с началом учебного года! Желаю вам здоровья, успехов и отличной учебы. А у нас сегодня гость.
(Под музыку заходит барсик Юни. Роль Юни может играть другой учитель или старшеклассник. Музыка на выбор учителя: «Универсиада, вперед!» –
Учитель: Ребята, а вы знаете, кто это? (Ответы детей. Если ребята не знают, говорит учитель) Давайте познакомимся с нашим гостем.
Юни: Привет, друзья! Я рад вас видеть! Меня зовут Юни, я котенок снежного барса. А чтобы вы меня тоже хорошо запомнили, я принес вам подарок.
Учитель (рассматривает «замаскированный» ноутбук): Да это же машина времени! На ней мы можем совершить путешествие в будущее!
Юни: Правильно! Ребята, а вам хочется увидеть, что нас ожидает (мечтательно задумываясь), ну скажем так, …летом? (дети выражают свое согласие) При помощи машины времени мы с вами можем это осуществить! Ну, что, вы готовы? Тогда располагайтесь поудобнее, крепче держитесь, закройте глаза. Три, два, один. Поехали!!! (Музыка или ролик-заставка на выбор учителя).
II. Введение в историю студенческих игр Учитель (слайд 1): Ой, куда же мы попали?
Юни (восхищенно): КАЗАНЬ – столица Универсиады 2013! Знаете ли вы, что такое Универсиада? (Ответы детей) Универсиада – это Университет (место, где учатся студенты) + Олимпиада. Универсиада – это студенческие спортивные игры.
Учитель (слайд 2): Всемирная летняя универсиада пройдет в Казани c 6 июля по 17 июля 2013 года.
Учитель (слайд 3): Талисман казанской Универсиады – Юни, котенок крылатого снежного барса. Крылатый снежный барс является национальным символом Республики Татарстан. И сегодня он у нас в гостях!
Учитель (слайд 4): Эмблема Универсиады состоит из английской буквы U и пяти разноцветных звезд, символизирующих пять континентов: синяя звезда – Европа, желтая – Азия, зеленая – Австралия, черная – Африка, а красная – Америка.
Юни: Посмотрите, какие приключения мне пришлось пережить, когда я добывал звезды для нашей Универсиады в г. Казани.
Мультфильм «Юни-кросс»
Юни (слайд 5): И теперь эти звезды красуются на логотипе Универсиады 2013. А еще здесь по-английски написано: «Универсиада», «Казань», «Россия», 2013 – год проведения Универсиады.
Учитель (слайд 6): Посмотрите на экран. Все это – логотипы универсиад, которые прошли раньше. Здесь и Бангкок. В какой стране он находится? (Таиланд). И Эрзурум. В какой стране он находится? (Турция). И Харбин. В какой стране он находится? (Китай)
А сейчас – остановка 1. Для того, чтобы мы отправились дальше и возвращались домой нам нужно будет ответить на вопросы . Делимся на 2 команды (слайд 7). В таблице выбираем любой вопрос (по 3 на каждую команду). (Учитель или Юни читают вопросы вслух. Список вопросов:
(Слайд 8)
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мячик поиграть,
И в кольцо его загнать.
Мячик ловко бьет об пол,
Значит, это… (баскетбол).
(Слайд 9)
Шустрый мяч и две ракетки
Все удары четки, метки.
До победного играть,
Никому не уступать! (теннис)
(Слайд 10)
К нам из Англии пришла
Эта чудная игра.
Две ракетки и воланчик
Обожает детвора! (бадминтон)
(Слайд 11)
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (шахматы)
(Слайд 12)
Лента, мяч, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам... (гимнастика)
(Слайд 13)
Без весла не обойдешься,
Если спортом тем займешься.
А как занятие зовут,
Где в лодке к финишу плывут? (гребля)
Учитель (слайд 14): Какая страна передала эстафету Универсиады нашей стране? (Китай) Последняя летняя Универсиада прошла в 2011 году в городе Шенжень, в Китае. Китай передал нашей стране флаг Универсиады, который путешествовал по всей России и Татарстану, а сейчас находится в Казани.
Юни (слайд 15): Какой цветок лежит в основе эмблемы Универсиады 2013? (Тюльпан) В основе эмблемы Универсиады 2013 лежит тюльпан. Он выбран эмблемой, так как похож на современный татарский орнамент. Кроме того, цветы – это символ лета, молодости, развития, радости и счастья.
Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы можем продолжить путешествие.
III. Кто такие волонтеры?
Учитель (слайд 16): Мы прибыли на вторую остановку – Волонтеры Универсиады. ВО-ЛОН-ТЕ-РЫ. Что оно означает?
Юни: Волонтеры Универсиады 2013 – специально отобранные ребята, которые живут в Татарстане и в других регионах и которые готовы от чистого сердца помогать другим. Специально для них разработан символ – это одновременно и рука помощи, и лицо веселого человека, выполненные в той же цветовой гамме, что и эмблема универсиады.
Скажите, что может делать волонтер? (помогать пожилым людям, детям-сиротам, работать на благо школы, взять шефство над младшими классами и пр.).
А почему человек может захотеть быть волонтером? (Потому что он активный, добрый, неравнодушный к другим, хочет помочь другим, хочет научиться чему-либо, хочет завести много друзей, путешествовать и пр.) Действительно, деятельность волонтера многогранна, и каждый может найти себе дело по способностям и интересам. IV. Физкультминутка
Юни (слайд 17): Остановка 3 – спортивная. Давайте поиграем в спортивно-развлекательную игру.
Звучит музыка (на выбор учителя: «Универсиада, вперед!» – 3 мин 38 с, Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга и под музыку показывает какие-либо движения. Все ребята должны в точности повторить его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в кругу и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим. Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.
Учитель (слайд 18): Мы на четвертой остановке. Недаром говорится: «В здоровом теле – здоровый дух!». Физические упражнения не только повышают тонус мышц и улучшают настроение, но и улучшают умственные способности. Ну-ка, проверим это на практике. Нужно разгадать ребусы. Юни, помогай ребятам!
(Слайды 19–21 – ребусы).
V. Обсуждение роли Универсиады в жизни каждого татарстанца
Учитель: Какие вы молодцы, ребята!
Вариант 1
А теперь давайте раскрасим цветок Универсиады и на его лепестках подпишем или нарисуем, что нам дает Универсиада. Юни раздает детям листочки с изображением тюльпана (на слайде 22).
Проходит коллективное обсуждение. Варианты ответов – здоровье, дружба, успех и т.д.
Вариант 2
Сложить пазлы из разрезанных картинок объектов Универсиады или видов спорта Универсиады (Презентация «Виды спорта»). Можно выполнять индивидуально, в парах или в группах. VI. Подведение итогов занятия
Учитель (слайд 23): Пришло время возвращаться домой. Располагайтесь поудобнее, крепче держитесь за руки, закройте глаза. Три, два, один. Поехали!!! (Музыка или ролик-заставка на выбор учителя).
Юни: Мне пора домой. Меня ждут мои друзья.
Учитель: Юни, спасибо, что подарил нам машину времени. Мы совершили очень увлекательное путешествие. Приходи к нам еще!
Юни: До встречи на Универсиаде!
Дети прощаются с Юни.
|