Скачать 90.49 Kb.
|
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВС.А. Григан, кандидат педагогических наук, доцентРостовский государственный университет путей сообщений, Россия svetlana-grigan@mail.ru Спортивная тренировка – это не только обучение техническим элементам и движениям, приучение организма к большим нагрузкам, это многосторонний педагогический процесс, имеющий специфическую форму организации, превращающий ее в сложное системное воздействие на личность человека. Содержание и структура спортивной тренировки изменяются в соответствии с возрастными особенностями. Л.П. Макаренко выделяет [2] три этапа занятий спортом в процессе многолетней спортивной тренировки, причем каждый этап решает специальные задачи для каждой возрастной группы: - группы начальной подготовки; - учебно-тренировочные группы; - группы спортивного совершенствования. В табл. 1 представлена периодизация многолетней подготовки в спортивном плавании. Таблица 1Периодизация многолетней подготовки в спортивном плавании
Основными задачами для групп начальной подготовки являются: отбор и писк молодых дарований пригодных для успешного овладения техникой спортивного плавания: 1) морфологические данные; 2) обучение основам техники спортивного плавания, стартов и поворотов; 3) разносторонняя физическая подготовка на суше; 4) овладение минимум теоретических знаний по спортивному плаванию, основам спортивного режима; умениями и навыками по гигиене спорта, закаливание. 6) двигательная активность, устойчивый интерес и мотивация к занятиям по плаванию. Планирование занятий. Учебный год условно разбивается на три этапа. За основу планирования первого этапа начального обучения берется 36-урочная программа занятий. При 3-разовых занятиях в неделю программа должна быть освоена за 3 месяца. Первый этап начального обучения условно разбит на три ступени. Основу первой ступени составляют подготовительные упражнения в воде, в том числе элементарные гребковые движения руками и ногами в скольжении, учебные прыжки в воду, общеразвивающие физические упражнения на суше. Вторая ступень отводится главным образом изучению техники плавания кролем на груди и на спине. Третья ступень посвящена совершенствованию навыка плавания способами кроль на груди и на спине, изучению техники выполнения старта с низкого бортика или тумбочки и простых поворотов. Обучаемые, успешно освоившие программу первого этапа начального обучения, переводятся в следующую группу начальной подготовки 1-го года обучения. Переводятся в следующую группу начальной подготовки 1-го года обучения (здесь они продолжают изучение спортивной техники плавания), на них заводятся специальные карты, в них регистрируется спортивное развитие юного спортсмена. Освоение материала 2-го года обучения рассчитано на 40 недель занятий. Годовой план-график учебных занятий в часах приведен в таблице5; основная направленность и объем учебных занятий по этапам обучения представлены в таблице 6. В конце каждого этапа обучения пловцы учувствуют в контрольных испытаниях. Основу испытаний по плавательной подготовке составляет проплывание дистанций с оценкой техники плавания, стартов и поворотов. Замечания по технике плавания рекомендуется заносить в индивидуальную карту спортсмена. Программа для учебно-тренировочных групп На начало 1-го года обучения минимальным требованием к спортивной подготовленности учеников является умение проплыть каждым из четырех спортивных способов по 50 м, демонстрируя основы правильной техники. Учебные занятия начинают с 1 сентября и заканчиваются во второй декаде июня, охватывая 41 неделю. Учебный год разбивается на два больших периода: осенне-зимний (17 недель) и зимне-весенний (24 недели), в конце каждого периода проводятся сдача контрольных нормативов с занесением результата в индивидуальную карту спортсмена. Контрольные нормативы на суше: 1. Прыжок в длину с места; 2. для мальчиков – подтягивание, для девочек – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на гимнастической скамейке; 3. Сидя на полу, ноги врозь. Бросок набивного мяча (вес 1 кг) двумя руками из-за головы на дальность, м. На воде: 1. 100 м комплексное плавание; 2. Техническая подготовленность – суммарная оценка техники 4-х способов плавания, старта и поворотов, баллы. Основной особенностью занятий в первом периоде является универсальность, доступность учебного материала для пловцов разного уровня подготовленности, приступивших к занятиям в учебно-тренировочных группах. Главная задача на базе разносторонней физической подготовки на суше, прочного овладения техникой четырех спортивных способов плавания, стартов и поворотов, постепенного увеличения длины дистанций, проплываемых каждым способом без ошибок – подведение всей группы к тому уровню подготовленности, который позволяет коллективно выполнять основные тренировочные серии в заданных временных режимах на дорожках 25- и 50-метровых плавательных бассейнов, овладение навыками эстафетного плавания. Во втором (зимне-весеннем) периоде подготовки постепенно повышается плотность занятий, увеличивается длина проплываемых дистанций и количество повторений в тренировочных сериях. Объем плавания за одно занятие составляет примерно 2000 м. Основу плавательной подготовки продолжает составлять работа над техникой четырех спортивных способов плавания, стартов и поворотов, повышение точности и экономичности движений, воспитания базовой выносливости. На суше доминируют упражнения на гибкость, имитационные упражнения на гибкость, имитационные упражнения для совершенствования элементов техники плавания, упражнения для укрепления основных звеньев опорно-двигательного аппарата, спортивные игры и эстафеты. Планирование всей подготовки в учебном году осуществляется с учетом годового плана-графика учебно-тренировочных занятий; плана проведения теоретических занятий; календаря, программы и нормативов соревнований. Минимальный уровень спортивной подготовленности на начало учебного года – 2 юношеский разряд в комплексном плавании. Учебные занятия начинаются 1 сентября и заканчиваются в первой декаде августа, охватывая 49 учебных недель. Учебный год разбивается на три периода: осенне-зимний (17 недель), зимне-осенний (20 недель), летний (12 недель). Планирование круглогодичной подготовки осуществляется на основе годового плана – графика учебно-тренировочных занятий; календаря, программы и нормативов соревнований. В третьем году обучения минимальный уровень спортивной подготовленности на начало учебного года – 3 разряд для взрослых в комплексном плавании. Учебные занятия начинаются с 1 с сентября и длятся 49 учебных недель. Учебный год разбивается на три периода: осенне-зимний (17 недель), зимне-весенний (20 недель), летний (12 недель). Планирование круглогодичной подготовки осуществляется на основе годового плана-графика учебно-тренировочных занятий; календаря, программы и нормативов соревнований. Четвертый год обучения. Минимальный уровень спортивной подготовленности на начало учебного года – 2 разряд для взрослых в комплексном плавании, можно разбить группу по половому признаку, т.к. девочки опережают мальчиков по темпам развития на 1-2 года. Примерные контрольные нормативы на конец учебного года. Контрольные нормативы на суше: 1. Прыжок в длину с места; 2. для мальчиков – подтягивание, для девочек – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на гимнастической скамейке; 3. Сидя на гимнастической скамейке, ноги выпрямлены в коленях, стопы зафиксированы на полу, руки за головой: наклониться вперед до касания лбом коленей – прогнуться назад до уровня высоты скамейки, количество раз за 30 с.; 4. Сидя на полу, ноги врозь, бросок набивного мяча (вес 1 кг) двумя руками из-за головы на дальность, м. На воде: 1. 200 м комплексное плавание, 400 м комплексное плавание; 2. Техническая подготовленность – суммарная оценка техники 4-х способов плавания, старта и поворотов, баллы. Учебные занятия начинаются 1 сентября и длятся 49 учебных недель. Учебный год разбивается на три периода: осенне-зимний (17 недель), зимне-весенний (20 недель), летний (12 недель). Планирование круглогодичной подготовки осуществляется на основе годового плана – графика учебно-тренировочных занятий, календаря, программы и нормативов соревнований. Группы спортивного совершенствования. Учебные группы 1-го года обучения комплектуются из учащихся, успешно окончивших подготовку в учебно-тренировочных группах и получивших высокую оценку за показатели комплексного обследования. Общая физическая подготовка на суше является неотъемлемой частью процесса тренировки и занимает в ней особо важное. Ее используют как средство оздоровления, повышения эмоциональности занятий, активного отдыха, увеличения нагрузки и, главное, как наиболее эффективное средство всестороннего развития юного спортсмена. Форма занятий по ОФП групповая и по возможности на открытом воздухе. Из общего времени занятий на суше на ОФП отводится 50%. Для достижения высоких результатов в плавании существенное значение имеют способности спортсмена проявлять высокий уровень силы, силовой выносливости, гибкости. При развитии максимальной силы следует применять отягощения в пределах 70-90% от максимально доступного; темп движений средний (1,5 – 2,5 с на каждое движение); количество повторений от 2-х до 6-ти в одном подходе; паузы отдыха от 30 с до 3 мин. В занятии планируется до 15 подходов. При развитии «взрывной» силы величина сопротивления составляет 30-50% от максимума; темп движений предельный; количество повторений в подходе 4-6; паузы отдыха от 1 до 3 мин. Работа направлена на развитие «взрывной» силы, не должна превышать 15-20 мин. При развитии силовой выносливости величина сопротивления составляет 50-70% от максимальной; темп выполнения движений соответствует соревновательному; количество повторений в подходе от 20 до 150; продолжительность отдыха устанавливается по данным частоты сердечных сокращений (до 110-120 уд/мин); количество повторений в занятии от 10 до 30. При развитии гибкости желательно применять невысокий темп движений; величина отягощения – 50% от максимума от 10 с до 3 мин. Упражнения на гибкость применяются в сочетании с упражнениями на силу. Именно на этом этапе спортивного совершенствования пловцы достигают максимального объема плавания – 1900-2100 км для спринтеров, 2400-2600 км для средневиков, 2600-3000 км в год для стайеров. Из приведенной программы мы видим, что многолетняя подготовка и отбор представляют собой единый непрерывный процесс, учитывающий индивидуальные возможности спортсменов к требованиям спортивной практики. Однако, на сегодняшний день необходимо детально изучить процесс возрастного развития юных спортсменов во всех его возможностях, знать значения показателей, определяющих уровень спортивных достижений в каждом возрасте, изучить тенденции их развития, периоды наиболее интенсивного развития. Список использованной литературы
|
1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | Гаоу спо мо «губернский профессиональный колледж» И. Б. кандидат филологических наук, Попова О. В.– кандидат педагогических наук, Шармар С. В – кандидат филологических наук, Лукасевич... | ||
Рабочая программа по предмету обществознание основное общее образование «Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая... | Пояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания... Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | ||
Рабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических... | ||
Утверждено Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... | «региональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности Авторы-составители: кандидат географических наук Рязанова Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент Кузьмина Н. Н | ||
Методические рекомендации по написанию курсовых работ Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы-составители: С. Ю. Баранов, кандидат филологических наук, профессор; И. В. Мовнар, кандидат педагогических наук, доцент | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией... | Безопасность жизнедеятельности учебно-методический комплекс курса Пермь пгпу 2008 Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,... | Санкт-петербурга О. Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования спбаппо, кандидат педагогических наук, доцент | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией... | Рабочая программа по обществознанию для 9 класса на 2013/2014 учебный год Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... |