С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент





Скачать 90.49 Kb.
НазваниеС. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент
Дата публикации15.07.2013
Размер90.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

С.А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент


Ростовский государственный университет путей сообщений, Россия

svetlana-grigan@mail.ru
Спортивная тренировка – это не только обучение техническим элементам и движениям, приучение организма к большим нагрузкам, это многосторонний педагогический процесс, имеющий специфическую форму организации, превращающий ее в сложное системное воздействие на личность человека. Содержание и структура спортивной тренировки изменяются в соответствии с возрастными особенностями. Л.П. Макаренко выделяет [2] три этапа занятий спортом в процессе многолетней спортивной тренировки, причем каждый этап решает специальные задачи для каждой возрастной группы:

- группы начальной подготовки;

- учебно-тренировочные группы;

- группы спортивного совершенствования.

В табл. 1 представлена периодизация многолетней подготовки в спортивном плавании.

Таблица 1

Периодизация многолетней подготовки в спортивном плавании





Этапы подготовки

Возраст учащихся для зачисления

Продолжительность этапа (лет)

Максималь-ное к-во учебных часов в неделю

Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года


Начальной подготовке

7 – 9
8 - 10


1,5 – 2

6
6

Овладение основами спортивной техники


Учебно-тренировочные группы

10-12
11-13
12-14
13-15



3-4


12
15
18
24

II юношеский разряд

III разряд для взрослых

II разряд для взрослых

I разряд для взрослых


Группы спортивного совершенство-вания

с 13 лет

с 14 лет
с 15 лет



2 и более

27

27
30

КМС

юноши КМС

девушки МС

юноши МС

девушки МС

(подтверждение)


Основными задачами для групп начальной подготовки являются: отбор и писк молодых дарований пригодных для успешного овладения техникой спортивного плавания: 1) морфологические данные; 2) обучение основам техники спортивного плавания, стартов и поворотов; 3) разносторонняя физическая подготовка на суше; 4) овладение минимум теоретических знаний по спортивному плаванию, основам спортивного режима; умениями и навыками по гигиене спорта, закаливание. 6) двигательная активность, устойчивый интерес и мотивация к занятиям по плаванию.

Планирование занятий. Учебный год условно разбивается на три этапа. За основу планирования первого этапа начального обучения берется 36-урочная программа занятий. При 3-разовых занятиях в неделю программа должна быть освоена за 3 месяца.

Первый этап начального обучения условно разбит на три ступени. Основу первой ступени составляют подготовительные упражнения в воде, в том числе элементарные гребковые движения руками и ногами в скольжении, учебные прыжки в воду, общеразвивающие физические упражнения на суше. Вторая ступень отводится главным образом изучению техники плавания кролем на груди и на спине. Третья ступень посвящена совершенствованию навыка плавания способами кроль на груди и на спине, изучению техники выполнения старта с низкого бортика или тумбочки и простых поворотов.

Обучаемые, успешно освоившие программу первого этапа начального обучения, переводятся в следующую группу начальной подготовки 1-го года обучения. Переводятся в следующую группу начальной подготовки 1-го года обучения (здесь они продолжают изучение спортивной техники плавания), на них заводятся специальные карты, в них регистрируется спортивное развитие юного спортсмена.

Освоение материала 2-го года обучения рассчитано на 40 недель занятий. Годовой план-график учебных занятий в часах приведен в таблице5; основная направленность и объем учебных занятий по этапам обучения представлены в таблице 6. В конце каждого этапа обучения пловцы учувствуют в контрольных испытаниях. Основу испытаний по плавательной подготовке составляет проплывание дистанций с оценкой техники плавания, стартов и поворотов. Замечания по технике плавания рекомендуется заносить в индивидуальную карту спортсмена.

Программа для учебно-тренировочных групп

На начало 1-го года обучения минимальным требованием к спортивной подготовленности учеников является умение проплыть каждым из четырех спортивных способов по 50 м, демонстрируя основы правильной техники. Учебные занятия начинают с 1 сентября и заканчиваются во второй декаде июня, охватывая 41 неделю. Учебный год разбивается на два больших периода: осенне-зимний (17 недель) и зимне-весенний (24 недели), в конце каждого периода проводятся сдача контрольных нормативов с занесением результата в индивидуальную карту спортсмена. Контрольные нормативы на суше: 1. Прыжок в длину с места; 2. для мальчиков – подтягивание, для девочек – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на гимнастической скамейке; 3. Сидя на полу, ноги врозь. Бросок набивного мяча (вес 1 кг) двумя руками из-за головы на дальность, м. На воде: 1. 100 м комплексное плавание; 2. Техническая подготовленность – суммарная оценка техники 4-х способов плавания, старта и поворотов, баллы.

Основной особенностью занятий в первом периоде является универсальность, доступность учебного материала для пловцов разного уровня подготовленности, приступивших к занятиям в учебно-тренировочных группах. Главная задача на базе разносторонней физической подготовки на суше, прочного овладения техникой четырех спортивных способов плавания, стартов и поворотов, постепенного увеличения длины дистанций, проплываемых каждым способом без ошибок – подведение всей группы к тому уровню подготовленности, который позволяет коллективно выполнять основные тренировочные серии в заданных временных режимах на дорожках 25- и 50-метровых плавательных бассейнов, овладение навыками эстафетного плавания.

Во втором (зимне-весеннем) периоде подготовки постепенно повышается плотность занятий, увеличивается длина проплываемых дистанций и количество повторений в тренировочных сериях. Объем плавания за одно занятие составляет примерно 2000 м.

Основу плавательной подготовки продолжает составлять работа над техникой четырех спортивных способов плавания, стартов и поворотов, повышение точности и экономичности движений, воспитания базовой выносливости. На суше доминируют упражнения на гибкость, имитационные упражнения на гибкость, имитационные упражнения для совершенствования элементов техники плавания, упражнения для укрепления основных звеньев опорно-двигательного аппарата, спортивные игры и эстафеты.

Планирование всей подготовки в учебном году осуществляется с учетом годового плана-графика учебно-тренировочных занятий; плана проведения теоретических занятий; календаря, программы и нормативов соревнований.

Минимальный уровень спортивной подготовленности на начало учебного года – 2 юношеский разряд в комплексном плавании. Учебные занятия начинаются 1 сентября и заканчиваются в первой декаде августа, охватывая 49 учебных недель. Учебный год разбивается на три периода: осенне-зимний (17 недель), зимне-осенний (20 недель), летний (12 недель). Планирование круглогодичной подготовки осуществляется на основе годового плана – графика учебно-тренировочных занятий; календаря, программы и нормативов соревнований.

В третьем году обучения минимальный уровень спортивной подготовленности на начало учебного года – 3 разряд для взрослых в комплексном плавании. Учебные занятия начинаются с 1 с сентября и длятся 49 учебных недель. Учебный год разбивается на три периода: осенне-зимний (17 недель), зимне-весенний (20 недель), летний (12 недель). Планирование круглогодичной подготовки осуществляется на основе годового плана-графика учебно-тренировочных занятий; календаря, программы и нормативов соревнований.

Четвертый год обучения. Минимальный уровень спортивной подготовленности на начало учебного года – 2 разряд для взрослых в комплексном плавании, можно разбить группу по половому признаку, т.к. девочки опережают мальчиков по темпам развития на 1-2 года. Примерные контрольные нормативы на конец учебного года. Контрольные нормативы на суше: 1. Прыжок в длину с места; 2. для мальчиков – подтягивание, для девочек – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на гимнастической скамейке; 3. Сидя на гимнастической скамейке, ноги выпрямлены в коленях, стопы зафиксированы на полу, руки за головой: наклониться вперед до касания лбом коленей – прогнуться назад до уровня высоты скамейки, количество раз за 30 с.; 4. Сидя на полу, ноги врозь, бросок набивного мяча (вес 1 кг) двумя руками из-за головы на дальность, м. На воде: 1. 200 м комплексное плавание, 400 м комплексное плавание; 2. Техническая подготовленность – суммарная оценка техники 4-х способов плавания, старта и поворотов, баллы.

Учебные занятия начинаются 1 сентября и длятся 49 учебных недель. Учебный год разбивается на три периода: осенне-зимний (17 недель), зимне-весенний (20 недель), летний (12 недель). Планирование круглогодичной подготовки осуществляется на основе годового плана – графика учебно-тренировочных занятий, календаря, программы и нормативов соревнований.

Группы спортивного совершенствования.

Учебные группы 1-го года обучения комплектуются из учащихся, успешно окончивших подготовку в учебно-тренировочных группах и получивших высокую оценку за показатели комплексного обследования.

Общая физическая подготовка на суше является неотъемлемой частью процесса тренировки и занимает в ней особо важное. Ее используют как средство оздоровления, повышения эмоциональности занятий, активного отдыха, увеличения нагрузки и, главное, как наиболее эффективное средство всестороннего развития юного спортсмена. Форма занятий по ОФП групповая и по возможности на открытом воздухе. Из общего времени занятий на суше на ОФП отводится 50%.

Для достижения высоких результатов в плавании существенное значение имеют способности спортсмена проявлять высокий уровень силы, силовой выносливости, гибкости.

При развитии максимальной силы следует применять отягощения в пределах 70-90% от максимально доступного; темп движений средний (1,5 – 2,5 с на каждое движение); количество повторений от 2-х до 6-ти в одном подходе; паузы отдыха от 30 с до 3 мин. В занятии планируется до 15 подходов.

При развитии «взрывной» силы величина сопротивления составляет 30-50% от максимума; темп движений предельный; количество повторений в подходе 4-6; паузы отдыха от 1 до 3 мин. Работа направлена на развитие «взрывной» силы, не должна превышать 15-20 мин.

При развитии силовой выносливости величина сопротивления составляет 50-70% от максимальной; темп выполнения движений соответствует соревновательному; количество повторений в подходе от 20 до 150; продолжительность отдыха устанавливается по данным частоты сердечных сокращений (до 110-120 уд/мин); количество повторений в занятии от 10 до 30.

При развитии гибкости желательно применять невысокий темп движений; величина отягощения – 50% от максимума от 10 с до 3 мин. Упражнения на гибкость применяются в сочетании с упражнениями на силу.

Именно на этом этапе спортивного совершенствования пловцы достигают максимального объема плавания – 1900-2100 км для спринтеров, 2400-2600 км для средневиков, 2600-3000 км в год для стайеров.

Из приведенной программы мы видим, что многолетняя подготовка и отбор представляют собой единый непрерывный процесс, учитывающий индивидуальные возможности спортсменов к требованиям спортивной практики. Однако, на сегодняшний день необходимо детально изучить процесс возрастного развития юных спортсменов во всех его возможностях, знать значения показателей, определяющих уровень спортивных достижений в каждом возрасте, изучить тенденции их развития, периоды наиболее интенсивного развития.

Список использованной литературы


  1. Головко, С.А. Организационно-методические основы планирования подготовки пловцов на этапе спортивного совершенствования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.А. Головко. – Ростов н/Д, 2000. – 249 с.

  2. Плавание: поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства /под ред. Л.П. Макаренко – М., 1983. – 252 с.

  3. Соломатин, В.Р. Критерии индивидуализации и построение многолетней тренировки в спортивном плавании: Автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.04 / В.Р. Соломатин. – М., 2010. – 48 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент icon1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconГаоу спо мо «губернский профессиональный колледж»
И. Б. кандидат филологических наук, Попова О. В.– кандидат педагогических наук, Шармар С. В – кандидат филологических наук, Лукасевич...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconРабочая программа по предмету обществознание основное общее образование
«Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconПояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания...
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconРабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconУтверждено
Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент icon«региональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Авторы-составители: кандидат географических наук Рязанова Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент Кузьмина Н. Н
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ
Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы-составители: С. Ю. Баранов, кандидат филологических наук, профессор; И. В. Мовнар, кандидат педагогических наук, доцент
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconРабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconБезопасность жизнедеятельности учебно-методический комплекс курса Пермь пгпу 2008
Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconСанкт-петербурга
О. Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования спбаппо, кандидат педагогических наук, доцент
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией...
С. А. Григан, кандидат педагогических наук, доцент iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск