№ п/п
| Тема
| Кол-во часов
| Виды деятельности учащихся
| Теория литературы
| Развитие речи
| Метапредметные связи, краеведение
|
1
| «Что за чудотворец этот Батюшков!» (Жизненный и творческий путь поэта)
| 1 час
| Составление тезисного плана лекции учителя, эвристическая беседа. Выразительное чтение стих-ний
| Жизненный путь, творческий путь, жанры лирики
| Аргументация своей точки зрения, выразительное чтение стихот-ворений
| Подготовка заочной экскурсии «Памятные места Вологодского края, связанные с именем К.Н. Батюшкова»
|
2
| В художественном мире стихотворения К.Н. Батюшкова «Беседка муз»
| 1 час
| Аналитическая беседа, самостоятельный анализ стихотворения
| Жанры лирики, романтизм, романтическое двоемирие, лирический герой
| Выразительное чтение, словарная работа, письменный ответ на вопрос
| Подготовка заочной экскурсии «Батюшков и литераторы-современники»
|
3
| «Любить отечество должно…» (Патриотические мотивы в сти-х К.Н. Батюшкова «К Дашкову», «Переход через Рейн»; исторический колорит в «Песне Гаральда Смелого»)
| 1 час
| Аналитическая беседа, устный ответ на вопрос «Особенности звучания исторической темы в поэзии Батюшкова
| Послание, исторический сюжет, романтизм, лирический герой, рефрен
| Словарная работа, выразительное чтение, подготовка доклада
| Связь литературных произведений с историческим временем, представления об историческом контексте
|
4
| П.В. Засодимский. Краткие сведения о писателе. Герои и проблематика рассказа «Перед потухшим камельком»
| 1 час
| Комментированное чтение, характеристика образа-персонажа
| Критический реализм, идейная направленность
| Словарная работа, устная характеристика образа-персонажа
| Подготовка сообщения «П. Засодимский и его время»
|
5
| Авторская позиция в рассказе П.В. Засодимского «Перед потухшим камельком»
| 1 час
| Эвристическая беседа, цитаты для ответа на вопрос «Как вы понимаете смысл заглавия?»
| Авторская позиция, идейная направленность, смысл заглавия
| Выборочный пересказ, письменный ответ на вопрос
| Индивидуальное задание: сопоставительный анализ повести А. Пушкина и рассказа П. Засодимского
|
6
| Великая Отечественная война в истории Вологодского края, судьбах и творчестве писателей. В.П. Астафьев «Звёзды и ёлочки».
| 1 час
| Тезисный план лекции, сообщения учащихся, вопросы по сообщениям
| Тема великой Отечественной войны, гуманизм, патриотизм
| Развёрнутый рассказ о литературных героях
| Сбор материалов для презентации «Великая Отечественная война в истории и культуре Вологодского края»
|
7
| Тема Великой Отечественной войны в прозе вологодских писателей. Нравственные уроки произведений. В.И. Белов «Мальчики».
| 1 час
| Участие в обсуждении нового материала, устные ответы на проблемный вопрос
| Характеристика образа-персонажа, нравственная проблематика
| Участие в литературной беседе, построение устного монологического ответа
| Сбор материалов для презентации «Великая Отечественная война в истории и культуре Вологодского края»
|
8
| Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях вологодских поэтов. Нравственные уроки произведений. (С.С. Орлов, А.Я. Яшин, В.В. Коротаев и другие)
| 1 час
| Выразительное чтение стихотворений, сообщения учащихся по теме урока
| Лирический герой, жанровое многообразие военной лирики и прозы, поэтический язык
| Выразительное чтение, участие в литературной беседе
| Сбор материалов для презентации «Великая Отечественная война в истории и культуре Вологодского края»
|
9
| Идейно-художественное своеобразие произведения С.С. Орлова (в соавторстве с М.А. Дудиным) «Жаворонок»
| 1 час
| Развёрнутый рассказ о литературных героях, устное словесное рисование
| Киносценарий как литературный жанр, композиция, ключевые эпизоды
| Устное словесное рисование, сопоставление произведения и его интерпретации
| Литература и киноискусство(фильм режиссёров Н. Курихина и Л. Менакера по произведению С. Орлова «Жаворонок»
|
10
| В.Ф. Тендряков. Краткие сведения о писателе. Комментированное чтение повести «Весенние перевёртыши»
| 1 час
| Эвристическая беседа, тезисный план лекции учителя
| Повесть, нравственная проблематика, образ-персонаж
| Комментированное чтение, составление вопросов к произведению
| Литература и киноискусство (фильм режиссёра Л. Аронова по повести В. Тендрякова)
|
11
| В.Ф. Тендряков. Комментированное чтение повести «Весенние перевёртыши». Нравственная проблематика повести. Образ Дюшки Тягунова
| 1 час
| Эвристическая беседа, характеристика образа по плану
| Способы создания образа-персонажа, проблематика повести
| Словарная работа, участие в обсуждении повести по вопросам учителя и учащихся
| Литература и киноискусство (фильм режиссёра Л. Аронова по повести В. Тендрякова
|
12
| Тема первой любви в повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевёртыши». Роль пушкинских мотивов в раскрытии темы
| 1 час
| Участие в литературной беседе, анализ эпизода повести
| Повесть, нравственная проблематика
| Выразительное чтение, участие в доскуссии
| Сообщение «Роль пушкинских мотивов в раскрытии темы первой любви по повести В. Тендрякова»
|
13
| Устный журнал «Храни огонь родного очага…» (Тема родного дома и малой родины в творчестве поэтов-вологжан: Н. Клюев, И. Северянин, А. Ганин, О. Фокина, Ю. Леднев и другие)
| 1 час
| Составление цитатного плана устного журнала, выразительное чтение стихотворений
| Своеобразие поэтического языка, лирический герой
| Выразительное чтение, устные ответы на вопросы, участие в литературной беседе
| Произведения поэтов-вологжан в музыке
|
14
| «Россия, Русь! Храни себя, храни!..». «Тихая» лирика Н.М. Рубцова
|
| Участие в беседе по вопросам учителя и учащихся
| Лирический герой, поэтический язык, образ
| Выразительное чтение, средства выразительности
| Стихотворения Н. Рубцова в музыке
|
15
| Тема родного дома и малой родины в творчестве писателей-вологжан. Социальная и нравственная проблематика произведения В.И. Белова «За тремя волоками»
| 1 час
| Рассказы о жизненном и творческом пути писателя, комментированное чтение
| Социальная и нравственная проблематика, роль описаний природы
| Построение устных монологических высказываний, ответов на вопросы
| Подготовка заочной экскурсии «Тема деревни в творчестве художников-вологжан»
|
16
| Социальная и нравственная проблематика произведения А.Я. Яшина «В гостях у сына»
| 1 час
| Составление вопросов к произведению, беседа по рассказу
| Типичность образов-персонажей, авторское отношение
| Построение устных монологических высказываний, ответов на вопросы
| Подготовка заочной экскурсии «Тема деревни, родины в творчестве художников-вологжан»
|
17
| «Далёкая и близкая сказка» В.П. Астафьева. Комментированное чтение и обсуждение рассказа.
| 1 час
| Эвристическая беседа, написание сочинения-рассуждения
| Рассказ-воспоминание, образ-персонаж, смысл заглавия
| Написание сочинения-рассуждения «Нравственные уроки рассказа В. Астафьева
| Подготовка заочной экскурсии «Тема деревни и природы в творчестве художников-вологжан».
|