Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина»
страница1/5
Дата публикации03.11.2014
Размер0.69 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Спорт > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный

Университет им. Х.М. Бербекова»
Факультет физической культуры и спорта

Кафедра мониторинга физического здоровья и безопасности жизнедеятельности

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Декан ФФКиС И.о. зав. кафедрой МФЗиБЖ
_______________Тхазеплов А.М. ___________Хаупшев М.Х.

«____»_____________20___г. «___»____________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«В.3.2. СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»


Направление 034300.62 «Физическая культура»

ПРОФИЛЬ 1. «Спортивная тренировка»

Квалификация Бакалавр

Форма обучения

очная


Нальчик 2012

Рецензент

Доцент кафедры нормальной и патологической физиологии к.б.н. Шауцукова JI.3.

Рабочая программа дисциплины «Спортивная медицина» Э.Хатажукова - Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011. - 33 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 034300.62 Физическая культура в 1-2 семестрах.
Рабочая программа по дисциплине составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «22» декабря 2009 года №788.


Составитель ____________________________________Э.И. Хатажукова

25.08.2012 г.СОДЕРЖАНИЕ





ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание учебной программы по спортивной медицине является подструктурой целостной профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры и спорта. Целевые установки программы направлены на подготовку будущего профессионала. То есть медико-биологическая дисциплина "Спортивная дисциплина" является средством достижения общей для всех дисциплин цели.

Цель дисциплины: овладение студентами медицинских знаний, необходимых преподавателю физической культуры и тренеру для построения и правильного построения тренировочного процесса и уроков физкультуры. Задачи:


  1. формирование основных понятий о:

  • здоровье и физической работоспособности;

  • физиологии и физических нагрузках;

  • оценке функционального состояния нагрузочных тестах;

  • повышении и сохранении физической работоспособности;

  • тренировках школьников, студентов, лиц среднего и пожилого возраста;

  • реабилитации спортсменоантидопинговом контроле;

  • травматизме при занятиях спортом;

  • акклиматизации и спортивной тренировке;

  • питании и спорте;



  • спортивной гигиене.

    1. Овладение спортивными методами:

  • оценки общего здоровья человека;

  • определения биологического возраста;

  • соматоскопии и соматометрии; 1

  • определения силовых характеристик мышечной системы человека;

  • оценки реакции ССС человека на физическую нагрузку;

  • оценки общей физической работоспособности человека;

  • исследования дыхательной системы.






1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Спортивная медицина» относится к вариативной части профессионального цикла профиля 1. «Спортивная тренировка». Предназначена для изучения студентами 4-го курса очной формы обучения направления подготовки 034300.62 «Физическая культура» в 1 и 2 семестрах.

Для успешного освоения дисциплины необходимы начальные (входные) знания, умения и компетенции студента по следующим дисциплинам: анатомия человека, физиология человека, возрастная физиология, биомеханика, ЛФК, основы медицинских знаний, БЖД. Форма аттестации по «Спортивной медицине» - 7 семестр - зачёт, 8 - семестр - экзамен.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

  1. Анатомия человека;

  2. Физиология человека;

  3. Основы медицинских знаний.

Анатомия человека. Строение органов, систем органов и организма в целом. Возрастные особенности.

Физиология человека. Физиологические системы человека (дыхательная, кровь и кровообращение, пищеварение, обмен веществ и энергии), их регуляция в покое и во время выполнения физических упражнений. Работоспособность и утомление; физиологические факторы, определяющие и лимитирующие работоспособность человека; физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости; физиологические критерии спортивного отбора и ориентации; физиологические основы здоровья человека; физиологическое обоснование особенностей занятий физической культурой с лицами разного пола, возраста; функционального состояния.

Основы медицинских знаний. Понятие о норме и патологии. Травматизм, первая помощь. Врачебный контроль за занимающимися физкультурой и спортом. Санитарно-гигиенические требования к местам проведения тренировок, сборов и соревнований. Основы здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС В ПО и ООП ВПО по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура»: образовательная деятельность:

  • способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);

  • применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК-2);

-способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3);

  • умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4);

  • самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и учащимися в образовательных учреждениях общего среднего, среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с учащимися (ПК-5);

  • умеет оценивать физические способности и функциональное состояние учащихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для

коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6);

- способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий (ПК-7);

тренерская деятельность:

осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8);

способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ГТК-9);

  • способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10);

  • умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);

  • самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма (ПК-12);

  • владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13);

рекреационная деятельность:

  • способен формировать личность занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14);

  • способен заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности, для участия в рекреационной деятельности (ПК-15);

  • самостоятельно проводит рекреационную деятельность в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-16);

  • умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);

  • способен формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия (ПК-18);

  • умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление (ПК-19); организационно-управленческая деятельность:

-способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20);



-умеет практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры (ПК-21);

-умеет разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-22);

-умеет составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23).

-способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ГТК-24);

научно-исследовательская деятельность:

-способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ГЖ-25);

-умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26);

-владеет методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий,

-способен формулировать и представлять обобщения и выводы (Г1К-27); способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28);

культурно-просветительская деятельность:

владеет методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29);

использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30);

владеет приемами общения и умеет использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31); владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья (ПК-32).

В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные понятия о:

  • физическом развитии и физической подготовленности;

  • возрастных и индивидуальных особенностях деятельности функциональных систем организма;

Общей и спортивной работоспособности;

  • адаптационных способностях организма;

  • организации врачебного контроля за спортсменами;

  • оздоровительных, лечебных, профилактических, восстановительных мероприятиях;

  • диагностике лечения и предупреждении заболеваний и травм у спортсменов. Уметь:

  • правильно построить урок физкультуры или тренировочный процесс;

  • оценивать уровень физического развития с помощью различных тестов, нормативных таблиц, инструментов, приборов, аппаратных методов, метода индексов и т.д.;

  • оказывать первую доврачебную помощь при травмах и заболеваниях ОДА;

  • пользоваться приёмами массажа и ЛФК для реабилитации спортсменов и лиц, занимающихся ФК.

  • Владеть:

  • методами отбора и ориентации в спорте юных спортсменов.





  • 4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

4.1. Тематический план лекции

N

4.1. Тематический план лекций

К-во

часов

1

Цели и задачи спортивной медицины: Рациональное использование средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Задачи спортивной дисциплины. Основные формы работы в спортивной медицине.

Цель: Изучение взаимосвязи между медицинскими дисциплинами и профессиональной подготовки учителей физической культуры и тренеров.

Задачи: Изучение задач спортивной медицины и основных форм работы в спортивной медицине.

Основные понятия: спортивная медицина, диагностика, профилактика, лечение, оздоровительный эффект, врачебно - педагогический контроль, тренированность, физическое развитие и физическая подготовленность.
2 Основы общей патологии человека:

Общие закономерности патологических процессов.

Здоровья и болезни, переходные состояния, стадии.

Патологический процесс и патологическое состояние.

Цель: Усвоение знаний о закономерностях формирования патологических процессов (общая патология) или заболеваниях.

Задачи: Изучение физиологических процессов, происходящих организме в норме и при патологии.

Основные понятия: патология, здоровье, болезнь, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, дистрофия, атрофия, гипертрофия, водно-солевой обмен, некроз, нарушения кровообращения, адаптация, гомеостаз, лимфостаз, кровотечение, ишемия, инфаркт, тромбоз, эмболия, воспаление, опухоль,


2


3

Исследование и оценка физического развития: Методы исследования физического развития. Соматоскопия и соматометрия. Приборы, используемые при оценке физического развития. Оценочные индексы.

Цель:

Изучение комплекса функционально-морфологических свойств организма, определяющих его физическую дееспособность.

Задачи:

Изучение методов оценки внешних показателей физического развития.

Основные понятия: наружный осмотр, состояния ОДА, осанка, сколиоз, кифоз, плоскостопие, типы телосложения, антропометрические показатели, ростомер, камепер, динаметрия, становая сила: оценочные индексы: Брока-Бугиса, Кетле, Эрисмана, Хоске, ЖЕЛ; гибкость, выносливость, пропорциональность.

2

4

Исследование и оценка функционального состояния спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой:

Специфические изменения в функциональных системах, происходящие при физических нагрузках. Энергетика мышечной деятельности. Состояние сердечно-сосудистой системы и физическая работоспособность. Виды и классификация физической работы.

Цель: Изучение адаптивных перестроек, происходящих в тех или иных системах в тренировочный пери од.

Задачи: Изучение энергетики мышечной деятельности ; исследование сердечно-сосудистой системы.

Основные понятия: метаболизм, АТФ, аэробный, анаэробный, гликоген, глюкоза, гликолиз, статическая и динамическая работы, классификация тяжести работы; сердечно-сосуди¬стая система, ЧСС, аритмия, тахикардия, брадикардия, сис¬тола, диастола, автоматизм сердца, ударный и минутный удар сердца, тренированность АД, фонендоскоп, танометр, компенсаторные механизмы, гипертрофия, «спортивное сердце».

Задачи: Изучение энергетики мышечной деятельности; исследование сердечно-сосудистой системы.

2
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconРабочая программа дисциплины спортивная медицина
Цель изучения дисциплины: овладение профессионально значимыми компетенциями в области физического воспитания
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconКомплексное лечение остеохондроза поясничного отдела позвоночника
Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconСистемный подход к банкированию пуповинной крови для восстановительной медицины
«Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия»
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconОптимизация комплекса восстановительного лечения плоскостопия у лиц, занимающихся спортом
Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconКомплексное восстановительное лечение больных травматической невропатией...
«Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия» (медицинские науки)
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconОсновная образовательная программа послевузовского профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconБиологическое обоснование дозированной вибрационной тренировки спортсменов...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф
Медицинская биофизика, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010 г. №1119
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconНазвание семинара
Лечебная физкультура и спортивная медицина (сессия профессиональной переподготовки, 504 уч ч.)
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconПрограмма вступительного испытания в ординатуру по специальности...
Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф» Специальность:...
Рабочая программа «Медицина катастроф» составлена доцентом кафедры афк и бж луценко Е. В., к м н., доцентом кафедры афк и бж потылициной...
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconУчебной дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности»...
Дисциплина «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» входит в основную образовательную программу по направлению подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconРабочая программа дисциплины дв. 4 Судебная медицина

Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconМедицина катастроф Тестовые задания
При разработке учебно методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» iconРабочая программа учебной дисциплины «Судебная медицина. Судебная психиатрия.»
Данная учебная программа разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск