МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный
Университет им. Х.М. Бербекова» Факультет физической культуры и спорта
Кафедра мониторинга физического здоровья и безопасности жизнедеятельности
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Декан ФФКиС И.о. зав. кафедрой МФЗиБЖ _______________Тхазеплов А.М. ___________Хаупшев М.Х.
«____»_____________20___г. «___»____________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«В.3.2. СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
Направление 034300.62 «Физическая культура»
ПРОФИЛЬ 1. «Спортивная тренировка»
Квалификация Бакалавр
Форма обучения
очная
Нальчик 2012
Рецензент
Доцент кафедры нормальной и патологической физиологии к.б.н. Шауцукова JI.3.
Рабочая программа дисциплины «Спортивная медицина» Э.И.Хатажукова - Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011. - 33 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 034300.62 Физическая культура в 1-2 семестрах. Рабочая программа по дисциплине составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «22» декабря 2009 года №788.
Составитель ____________________________________Э.И. Хатажукова
25.08.2012 г.СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание учебной программы по спортивной медицине является подструктурой целостной профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры и спорта. Целевые установки программы направлены на подготовку будущего профессионала. То есть медико-биологическая дисциплина "Спортивная дисциплина" является средством достижения общей для всех дисциплин цели. Цель дисциплины: овладение студентами медицинских знаний, необходимых преподавателю физической культуры и тренеру для построения и правильного построения тренировочного процесса и уроков физкультуры. Задачи: формирование основных понятий о:
здоровье и физической работоспособности;
физиологии и физических нагрузках;
оценке функционального состояния нагрузочных тестах;
повышении и сохранении физической работоспособности;
тренировках школьников, студентов, лиц среднего и пожилого возраста;
реабилитации спортсменоантидопинговом контроле;
травматизме при занятиях спортом;
акклиматизации и спортивной тренировке;
питании и спорте;
спортивной гигиене.
Овладение спортивными методами:
оценки общего здоровья человека;
определения биологического возраста;
соматоскопии и соматометрии; 1
определения силовых характеристик мышечной системы человека;
оценки реакции ССС человека на физическую нагрузку;
оценки общей физической работоспособности человека;
исследования дыхательной системы.
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПОДисциплина «Спортивная медицина» относится к вариативной части профессионального цикла профиля 1. «Спортивная тренировка». Предназначена для изучения студентами 4-го курса очной формы обучения направления подготовки 034300.62 «Физическая культура» в 1 и 2 семестрах. Для успешного освоения дисциплины необходимы начальные (входные) знания, умения и компетенции студента по следующим дисциплинам: анатомия человека, физиология человека, возрастная физиология, биомеханика, ЛФК, основы медицинских знаний, БЖД. Форма аттестации по «Спортивной медицине» - 7 семестр - зачёт, 8 - семестр - экзамен. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: Анатомия человека;
Физиология человека;
Основы медицинских знаний.
Анатомия человека. Строение органов, систем органов и организма в целом. Возрастные особенности. Физиология человека. Физиологические системы человека (дыхательная, кровь и кровообращение, пищеварение, обмен веществ и энергии), их регуляция в покое и во время выполнения физических упражнений. Работоспособность и утомление; физиологические факторы, определяющие и лимитирующие работоспособность человека; физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости; физиологические критерии спортивного отбора и ориентации; физиологические основы здоровья человека; физиологическое обоснование особенностей занятий физической культурой с лицами разного пола, возраста; функционального состояния. Основы медицинских знаний. Понятие о норме и патологии. Травматизм, первая помощь. Врачебный контроль за занимающимися физкультурой и спортом. Санитарно-гигиенические требования к местам проведения тренировок, сборов и соревнований. Основы здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС В ПО и ООП ВПО по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура»: образовательная деятельность: способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);
применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК-2);
-способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3); умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4);
самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и учащимися в образовательных учреждениях общего среднего, среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с учащимися (ПК-5);
умеет оценивать физические способности и функциональное состояние учащихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для
коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6); - способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий (ПК-7); тренерская деятельность:осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8); способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ГТК-9); способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10);
умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);
самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма (ПК-12);
владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13);
рекреационная деятельность: способен формировать личность занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14);
способен заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности, для участия в рекреационной деятельности (ПК-15);
самостоятельно проводит рекреационную деятельность в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-16);
умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);
способен формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия (ПК-18);
умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление (ПК-19); организационно-управленческая деятельность:
-способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20); -умеет практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры (ПК-21); -умеет разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-22); -умеет составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23). -способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ГТК-24); научно-исследовательская деятельность:-способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ГЖ-25); -умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26); -владеет методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, -способен формулировать и представлять обобщения и выводы (Г1К-27); способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28); культурно-просветительская деятельность:владеет методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29); использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30); владеет приемами общения и умеет использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31); владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья (ПК-32). В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные понятия о: физическом развитии и физической подготовленности;
возрастных и индивидуальных особенностях деятельности функциональных систем организма;
Общей и спортивной работоспособности; адаптационных способностях организма;
организации врачебного контроля за спортсменами;
оздоровительных, лечебных, профилактических, восстановительных мероприятиях;
диагностике лечения и предупреждении заболеваний и травм у спортсменов. Уметь:
правильно построить урок физкультуры или тренировочный процесс;
оценивать уровень физического развития с помощью различных тестов, нормативных таблиц, инструментов, приборов, аппаратных методов, метода индексов и т.д.;
оказывать первую доврачебную помощь при травмах и заболеваниях ОДА;
пользоваться приёмами массажа и ЛФК для реабилитации спортсменов и лиц, занимающихся ФК.
Владеть:
методами отбора и ориентации в спорте юных спортсменов.
4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1. Тематический план лекции -
N
| 4.1. Тематический план лекций
| К-во
часов
| 1
| Цели и задачи спортивной медицины: Рациональное использование средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Задачи спортивной дисциплины. Основные формы работы в спортивной медицине.
Цель: Изучение взаимосвязи между медицинскими дисциплинами и профессиональной подготовки учителей физической культуры и тренеров.
Задачи: Изучение задач спортивной медицины и основных форм работы в спортивной медицине.
Основные понятия: спортивная медицина, диагностика, профилактика, лечение, оздоровительный эффект, врачебно - педагогический контроль, тренированность, физическое развитие и физическая подготовленность. 2 Основы общей патологии человека:
Общие закономерности патологических процессов.
Здоровья и болезни, переходные состояния, стадии.
Патологический процесс и патологическое состояние.
Цель: Усвоение знаний о закономерностях формирования патологических процессов (общая патология) или заболеваниях.
Задачи: Изучение физиологических процессов, происходящих организме в норме и при патологии.
Основные понятия: патология, здоровье, болезнь, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, дистрофия, атрофия, гипертрофия, водно-солевой обмен, некроз, нарушения кровообращения, адаптация, гомеостаз, лимфостаз, кровотечение, ишемия, инфаркт, тромбоз, эмболия, воспаление, опухоль,
| 2
|
3
| Исследование и оценка физического развития: Методы исследования физического развития. Соматоскопия и соматометрия. Приборы, используемые при оценке физического развития. Оценочные индексы.
Цель:
Изучение комплекса функционально-морфологических свойств организма, определяющих его физическую дееспособность.
Задачи:
Изучение методов оценки внешних показателей физического развития.
Основные понятия: наружный осмотр, состояния ОДА, осанка, сколиоз, кифоз, плоскостопие, типы телосложения, антропометрические показатели, ростомер, камепер, динаметрия, становая сила: оценочные индексы: Брока-Бугиса, Кетле, Эрисмана, Хоске, ЖЕЛ; гибкость, выносливость, пропорциональность.
| 2
| 4
| Исследование и оценка функционального состояния спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой:
Специфические изменения в функциональных системах, происходящие при физических нагрузках. Энергетика мышечной деятельности. Состояние сердечно-сосудистой системы и физическая работоспособность. Виды и классификация физической работы.
Цель: Изучение адаптивных перестроек, происходящих в тех или иных системах в тренировочный пери од.
Задачи: Изучение энергетики мышечной деятельности ; исследование сердечно-сосудистой системы.
Основные понятия: метаболизм, АТФ, аэробный, анаэробный, гликоген, глюкоза, гликолиз, статическая и динамическая работы, классификация тяжести работы; сердечно-сосуди¬стая система, ЧСС, аритмия, тахикардия, брадикардия, сис¬тола, диастола, автоматизм сердца, ударный и минутный удар сердца, тренированность АД, фонендоскоп, танометр, компенсаторные механизмы, гипертрофия, «спортивное сердце».
Задачи: Изучение энергетики мышечной деятельности; исследование сердечно-сосудистой системы.
| 2
| |