Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич





Скачать 202.4 Kb.
НазваниеПрограмма по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич
Дата публикации24.07.2013
Размер202.4 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско – юношеская спортивная школа № 2»

«Искусство шахматной игры»
Программа по шахматам

для учебно – тренировочных групп

второго года обучения.

Автор – составитель:

Лобанов Евгений Васильевич

тренер – преподаватель

МОУ ДОД «ДЮСШ № 2»

Прокопьевск, 2007

Программа утверждена



Программа рассчитана для детей 8 – 10 лет.

Срок реализации программы – один учебный год.

Пояснительная записка.
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…

Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка.

Тигран Петросян

Шахматы, сопровождающие человечество вот уже более полутора тысяч лет, по сию пору остаются одной из самых любимых и увлекательных игр. Шахматы справедливо считают единственной игрой из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука. Играя в шахматы, ребенок приобретает много полезных качеств, тренирует память, учится упорству, находчивости, развивает фантазию. Шахматы – это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, а любое соревнование совершенствует сильные черты личности.

Под словом «игра» понимается не только забава, отдых или спорт, но, что гораздо важнее, возможность создать на шахматной доске необычное, фантастическое – в этом шахматы близки к искусству. Но к шахматам можно относиться и как к науке со своими законами, принципами. Шахматы содержат в себе элементы научного исследования – именно такой подход свойственен многим выдающимся шахматистам.

Шахматы – это целый мир, прекрасный, удивительный, со своими взлетами и падениями, печалями и радостями. Обучаясь шахматам, ребенок постепенно превращается в маленького полководца. Как и всякий полководец, он хочет одержать победу, и в этом ему помогают тренеры – преподаватели.

Тренерам доверяют детей, тренерам доверяют дети. Тренерской работе

никуда не деться от вопросов – зачем нужно то, что мы делаем, правильно ли то, что мы делаем, и нельзя уйти от поисков ответов. Опыт работы с юными шахматистами убедил нас в том, что одна из основных задач тренера, вывести ученика на путь самосовершенствования и творчества. Представляется важным приобщить ученика к самообразованию, привить навыки самостоятельной работы.

В первый год обучения шахматам главное – заинтересовать ребенка шахматами, помочь ему усвоить основы этой увлекательной игры.

На втором году цель педагога - помочь ребенку совершенствоваться в шахматной игре, обучить его новым тактическим приемам, которые ведут к пониманию шахмат как искусства. Этой цели позволяет достичь настоящая программа, которая разработана специально для второго года обучения шахматам.

Реализация цели осуществляется через задачи:

а) образовательная – расширить кругозор ребенка, пополнить его знания, активизировать мыслительную деятельность ребенка, тренировать у детей логическое мышление и память, наблюдательность и внимание;

б) воспитательная – вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;

в) эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;

г) физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.

Особенностью данной программы является то, что это единственная программа, предназначенная именно для детей второго года обучения. Основана программа на индивидуальном учебно – тематическом плане, который приносит хорошие результаты, подтвержденные спортивными достижениями учащихся. Программа адресована постоянной группе ребят возраста 8 –10 лет, так как предполагает совершенствование знаний шахматной игры.

Общее количество часов в год – 216.

Количество часов в неделю – 6.

Периодичность занятий – два раза в неделю.

Тематический план по шахматам «Искусство шахматной игры» для учебно – тренировочных групп второго года обучения.

№ п/п

Темы

Количество часов


всего

теория

практика

1.

Дебют.

15

15

-

1.1.

Повторение главных правил дебюта.

3

3

-

1.2.

Принципы разыгрывания дебюта.

3

3

-

1.3.

Атака на короля в дебюте.

3

3

-

1.4.

Анализ и разбор партий

6

6

-

2.

Тактические приемы.

72

57

15

2.1.

Повторение понятий «связка», «вилка».

3

2

1

2.2.

Виды нападений.

30

25

5

2.3.

Виды защит.

21

17

4

2.4.

Создание угрозы мата.

15

11

4

2.5.

Полезные и опрометчивые шахи.

3

2

1

3.

Миттельшпиль.

54

45

9

3.1.

Тактические операции, основанные на нападении и защите.

36

31

5

3.2.

Тактические операции, основанные на промежуточном ходе, на недостаточной защищенности крайней или предпоследней горизонтали.

9

8

1

3.3.

Тактические операции, связанные с пешечным прикрытием.

9

6

3

4.

Эндшпиль.

33

27

6

4.1.

Повторение.

6

3

3

4.2.

Цугцванг.

9

8

1

4.3.

Пешечный прорыв.

6

5

1

4.4.

Пешечный эндшпиль.

3

3

-

4.5.

Ферзевый эндшпиль.

3

3

-

4.6.

Разнообразие средств в эндшпиле.

3

2

1

4.7.

Позиционная ничья.

3

3

-

5.

Турниры внутри групп.

21

-

21

6.

Классификационные и другие городские турниры.

21

-

21

Итого:

216

144

72


Содержание учебного курса по шахматам «Искусство шахматной игры» для учебно – тренировочных групп второго года обучения.
Раздел 1. Дебют.


    1. Повторение главных правил дебюта.

Три главных правила дебюта. Разбор парий.


    1. Принципы разыгрывания дебюта.

Принципы разыгрывания дебюта. Ошибки в дебюте. Преждевременный вывод ферзя. Разбор партий.


    1. Атака на короля в дебюте.

Атака на короля в дебюте. Критический пункт, с которого в дебюте дается мат.


    1. Анализ и разбор партий.

Анализ и разбор партий – малышек. Анализ партий, сыгранных известными шахматистами.
Раздел 2. Тактические приемы.
2.1. Повторение понятий «связка», «вилка».

Понятия «связка», «вилка», «шах», «мат». Решение задач.
2.2. Виды нападения.

Нападение на фигуру созданием удара (простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием фигуры). Решение задач на тему «Увеличение количества нападающих ударов, направленных на фигуру».

Нападение на фигуру устранением защищающего удара (уничтожение защищающей фигуры, перекрытие линии удара защищающей фигуры, связывание защитника). Решение задач на тему «Уменьшение количества защищающих ударов». Сеанс одновременной игры.

Нападение одной фигурой на несколько фигур. Вилка разными фигурами.

Сквозное нападение (простое, вскрытое, развязыванием).

Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур. Сочетание приемов, на которых основано нападение на несколько фигур.

Решение задач на нападение.
2.3. Виды защиты.

Защита фигуры созданием удара (простая защита, вскрытая защита, защита развязыванием фигуры).

Контрнападение.

Защита фигуры избавлением от нападающего удара (уничтожение напавшей фигуры, перекрытие линии удара напавшей фигуры, связывание напавшей фигуры, отход своей фигурой из-под нападения).

Защита от нападения на несколько фигур.

Решение задач на защиту.
2.4. Создание угрозы мата.

Конкурс решения задач на тему «Мат в один ход».

Создание угрозы мата. Угроза мата в один ход, основанная на взаимодействии двух фигур, одна из которых ферзь. Угроза мата в один ход, основанная на взаимодействии двух фигур, среди которых нет ферзя.

Защита от угрозы мата в один ход.

Решение задач на создание угрозы мата.
2.5. Полезные и опрометчивые шахи.

Полезные и опрометчивые шахи. Мельница.
Раздел 3. Миттельшпиль.
3.1. Тактические операции, основанные на нападении и защите.

Тактические операции, основанные на превосходстве в количестве ударов, направленных на поле, с которого дается мат.

Тактические операции, основанные на одновременном нападении на несколько объектов.

Тактические операции, основанные на освобождении поля или линии.

Тактические операции, основанные на завлечении фигуры.

Тактические операции, основанные на отвлечении защищающей фигуры.

Тактические операции, основанные на развязывании нападающей фигуры.

Тактические операции, основанные на уничтожении или связывании защищающей фигуры.

Тактические операции, основанные на перекрытии линии удара защищающей фигуры.

Тактические операции, основанные на привлечении фигуры.
3.2. Тактические операции, основанные на промежуточном ходе, на недостаточной защищенности крайней или предпоследней горизонтали.

Тактические операции, основанные на промежуточном ходе.

Тактические операции, основанные на недостаточной защищенности крайней горизонтали.

Тактические операции, основанные на недостаточной защищенности некоторых полей предпоследней горизонтали.
3.3. Тактические операции, связанные с пешечным прикрытием.

Тактические операции, основанные на разрушении пешечного прикрытия короля.

Тактические операции, основанные на возможности превращения пешки.

Тактические операции, основанные на возможности возникновения пата.
Раздел 4. Эндшпиль.
4.1. Повторение.

Повторение постановки мата в один ход, линейного мата, мата ферзем и королем.
4.2. Цугцванг.

Цугцванг. Мат в два хода, основанный на цугцванге. Мат ладьей и королем.
4.3. Пешечный прорыв.

Пешечный прорыв. Квадрат пешки. Король и пешка против короля.
4.4. Пешечный эндшпиль.

Противодействие сторон в типичных ситуациях пешечного эндшпиля.
4.5. Ферзевый эндшпиль.

Противодействие сторон в типичных ситуациях при соотношении фигур «король и ферзь против короля и пешки».
4.6. Разнообразие средств в эндшпиле.

Разнообразие средств, применяемых в эндшпиле.
4. 7. Позиционная ничья.
Раздел 5. Турниры внутри групп.
Новогодний турнир на первенство первого класса. Новогодний турнир на первенство второго класса.

Турнир на первенство школы, посвященный Дню Защитника Отечества. Весенний турнир на первенство школы.
Раздел 6. Классификационные и другие городские турниры.
Осенние, зимние, весенние классификационные турниры. Воскресные классификационные турниры.

Личное первенство среди дошкольников. Командное первенство среди детских садов.

Лично-командное первенство среди первоклассников.

«Слоненок», командное первенство среди школ, в котором команда состоит из сильнейших шахматистов начальных классов школы.

«Шоколадный» турнир, личное первенство, которое проходит в двух возрастных группах: 1)дошкольники и первоклассники, 2) второклассники и третьеклассники.

Личное первенство по годам рождения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников шахматного кружка после второго года обучения.

№ п/п

Название раздела

Знания

Умения и навыки

1

Дебют.

Главные правила дебюта. Принципы разыгрывания дебюта.

Разыгрывать дебют, следуя правилам и избегая ошибок.

2

Тактические приемы.

Виды нападения. Виды защиты. Понятия «связка», «вилка», «мельница». Понятия «шах», «мат», «пат». Создание угрозы мата. Защита от мата.

Находить наилучшее нападение или наилучшую защиту. Ставить мат в один ход, в два хода. Создавать угрозу мата. Защищаться от мата. Использовать в игре тактические приемы и извлекать из этого выгоду.

3

Миттельшпиль.

Тактические операции, основанные на нападении и защите, на атаковании короля. Тактические операции, основанные на завлечении и отвлечении. Тактические операции, основанные на возможности возникновения пата. Тактические операции, основанные на возможности превращения пешки.

Использовать на практике знания о тактических операциях. Стремиться к поставленной цели путем атакования короля. Добиваться материального преимущества в игре. Стремиться подорвать позицию противника. При материальном перевесе противника добиваться ничьей.

4

Эндшпиль.

Мат в один ход. Мат в два хода. Линейный мат. Мат ферзем и королем. Мат ладьей и королем. Цугцванг. Пешечный эндшпиль. Ферзевый эндшпиль. Виды ничьей.

Ставить мат. Не допускать пата. Создавать проходную пешку. Задерживать пешку противника. Бороться до конца, не сдаваться.

5

Турниры внутри групп.

Правила поведения во время игры. Соблюдение правила «Взялся – ходи!»

Играть всеми фигурами по правилам шахматной игры. Начинать партию, разыгрывать середину и окончание.

6

Городские турниры.

Правила игры. Шахматная нотация. Шахматные часы. Правила поведения.

Пользоваться шахматной нотацией, шахматными часами. Соблюдать правила.


Методическое обеспечение программы.
Формы обучения.


  • Дидактические игры и игровые задания.(см. приложение).

Такие игры и задания развивают у детей логическое мышление, приучают рассуждать нестандартно, находить выход и сложных ситуаций.


  • Практическая игра.

Шахматы – это прежде всего игра. Любая игра, а тем более спортивная, невозможна без тренировки, без практики. Только на практике ребенок сможет приобрести навыки в применении тех тактических приемов и операций, которые он изучил.


  • Турнир.

Шахматы – это спорт. Любой спорт невозможен без соревнований. Соревновательный момент необходим, т. к. закаляет характер, волю, воспитывает у ребенка целеустремленность.


  • Конкурс.

Любая тема в шахматах закрепляется решением задач. На уроках повторения пройденного материала по какому-либо разделу целесообразно провести конкурс решения задач. Во-первых, эта форма обучения является тестом для проверки умений и знаний ребенка; во-вторых, вносит соревновательный момент, позволяющий выявить наибольший умственный потенциал, т. к. на фоне других детей каждый ребенок старается сделать как можно больше.


  • Самостоятельное решение заданий.

Решение заданий «Мат в один ход», «Мат в два хода» развивает у ребенка позиционное зрение, без которого нет красивой игры и высокого результата.


  • Объяснение.

Устное объяснение применяется при изучении нового материала.


  • Опрос.

Устный вопрос возможен как при повторении пройденного, так и при закреплении нового материала.


  • Анализ.

Анализ позиции проводится для ее оценки. Это развивает у детей внимание и позиционное зрение. Анализ партии проводится с выделением с выделением всех положительных и отрицательных моментов для того, чтобы в дальнейшем на практике юные шахматисты не совершали подобных ошибок и приобрели опыт в применении тактических приемов, ведущих к выигрышу.

Методы обучения.


  • Словесный.

  • Наглядный.

  • Практический.

  • Поисковый.



Оборудование, используемое для реализации программы.


  • Демонстрационная доска.

  • Магнитные шахматы.

  • Настольные шахматы.

  • Напольные шахматы.

  • Мел и доска.

  • Иллюстрации.

  • Диаграммы.

  • Решебники.

  • Дидактические игры и задания.

  • Карточки с задачами.

  • Задания для конкурса.

  • Задачи для самостоятельного решения.

  • Партии известных шахматистов (в записи).

  • Партии детей (в записи).

  • Шахматные часы.

  • Бланки для записи партии.

  • Турнирные таблицы.


Шахматный словарик.
«Вилка» – нападение одной фигурой на две или более фигуры соперника.
«Дальнобойная» фигура – условное название фигуры, имеющей широкий диапазон действия и обладающей способностью атаковать силы соперника издалека.
Дебют – начальная стадия шахматной партии.
Завлечение – тактический прием, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определенное поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры.
Игра в шахматы – это игра, в которой состязаются, противоборствуя, два соперника, поочередно перемещая шахматные фигуры на шахматной доске в пределах определенных правил.
Классификационный турнир – турнир на разряд.
Комбинация в ш а х м а т а х – форсированный вариант с использованием различных тактических приемов; обычно сопутствующим элементом комбинации является жертва.
Критические поля – поля, проникновение на которые фигур одной стороны ставит другую в опасное (критическое) положение.
Мат – нападение на короля, от которого нет защиты.
«Мельница» - типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.
Миттельшпиль – середина игры.
Отвлечение ф и г у р ы – тактический прием, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестает выполнять какие – либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии).
Пат – положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, т. к. все ее фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причем король не находится под шахом.
Позиция в ш а х м а т н о й партии – расположение фигур на шахматной доске.
Позиционное преимущество – лучшее расположение фигур и пешек, обладание открытыми линиями, важными стратегическими пунктами и т. д.
Превращение пешки – замена пешки, достигшей последней горизонтали (8-й для белых, 1-й для черных), любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору партнера, совершающего ход.
Промежуточный ход – шахматный ход, непредусмотренный в основной идее форсированного варианта или комбинации.
Связка – нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи или слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения расположена другая неприятельская фигура.
Сеанс одновременной игры – вид массовых шахматных соревнований, где шахматист (сеансер) одновременно играет против нескольких соперников.
Стратегия шахматной игры – принципы и способы ведения шахматной партии, охватывающие подготовку и осуществление систематического, последовательно развивающегося воздействия на позицию соперника.
Тактика шахматной игры – совокупность приемов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.
Цугцванг – положение в шахматной партии, при котором соперник вынужден сделать невыгодный ход.
Шахматная диаграмма – напечатанное (или выполненное каким-либо иным способом) изображение шахматной доски с фигурами на ней или без фигур.
Шах – нападение на короля, от которого есть защита.
Эндшпиль – заключительная стадия шахматной партии.

Приложение.
Дидактические игры и игровые задания.
Защита от шаха. Найти наилучшую защиту от шаха.

Мат в один ход. Найти мат в один ход за белых и за черных.

Преврати пешку. В какую фигуру должна превратиться пешка, чтобы объявить мат, пат.

Добейся ничьей. Найди ход, ведущий к ничьей.

Добейся выигрыша. Найди ход, ведущий к выигрышу.

Упавший король. Королю объявили мат (пат), но он свалился с доски. Угадай, где он стоял.

Мат в два хода. Найди мат в два хода за белых и за черных.

Рассчитай и выиграй. Постарайся поставить мат не позднее 8-го хода (7-го, 9-го и т.д.).

Мат ладьей и королем. Задание: оттеснить короля на заданную крайнюю линию и поставить мат.

Свяжи фигуру. Как связать заданную фигуру.

Развяжи фигуру. Каким способом можно развязать фигуру.

Напади на фигуру. Какой способ нападения на заданную фигуру можно использовать, чтобы ее выиграть.

Защити фигуру. Найти наилучший способ защитить фигуру.

Наилучший шах. Нади такой шах, чтобы извлечь из него материальную выгоду.

Двойной удар. Найти двойной удар, ведущий к выигрышу материала.

Лучший ход. Дана игровая позиция. Требуется найти наилучший ход за белых или за черных.

Задержи пешку. Как черным задержать движение белой пешки.

Жертва. Пожертвуй фигуру ради выигрыша.

Ретроанализ. Дана позиция. Выявитьте или иные ситуации и ходы, предшествовавшие возникновению начальной позиции.

Поддавки. Выигрывает тот, у кого не осталось фигур (кроме короля).

Два хода (три хода). Играется партия, в которой каждый игрок делает по очереди не по одному ходу, а по два или по три хода сразу.

Преобразование. Даны две позиции. Какие три (четыре, пять) хода ведут к преобразованию одной позиции в другую.

Изобразительные задачи. Расположение фигур в начальной позиции изобразительной задачи, как мозаика, представляет собой какой-нибудь графический образ.

Слоны против ладей. У белых на доске только два слона, у черных – две ладьи. Предлагается сыграть с соперником дважды: один раз – белыми фигурами, другой раз – черными фигурами.


Список литературы.
а) Литература, рекомендуемая тренерам

Авербах Ю.Л. Школа середины игры. Москва: «Терра-спорт», 2000.

Авербах Ю. Л. Школа эндшпиля. Москва: «Терра-спорт», 2001.

Голенищев В. Программа подготовки шахматистов 4 и 3 разрядов. Москва: Всероссийский шахматный клуб, 2000.

Давлетов Д.А., Костров В.В. Уроки шахмат. Москва: : «Астрель / АСТ», 2007.

Славин И.Л. Учебник-задачник шахмат. Архангельск: «Правда Севера»,1998.
б) Литература, рекомендуемая детям:

Блох М.В. 600 комбинаций. Москва.: «Ассоциация учителей физики»,2001

Конотоп В.А.,Конотоп С.В. Тесты по тактике для шахматистов для шахматистов 4 разряда. Краснодар: «Кубанькино»,2005

Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. Киев: «Радянська школа»,1998



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconПрограмма по шахматам составлена на основе " Программы по шахматам...
Программа предназначена для организации и планирования учебно-тренировочной работы по периодам и годам обучения. Изложенный в программе...
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconУчебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения....
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconУчебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения....
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconПояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине...
Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconУчебно-методический комплекс социальная психология малых групп
Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2012
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconПрограмма по гиревому спорту для спортивных секций предусматривает...
Программа предназначена для всех видов спортивных школ. Весь учебный материал в ней излагается по группам: группы начальной подготовки...
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconМетодические указания по написанию реферата для магистрантов второго года обучения
Управление рисками предприятия. Методические указания по написанию реферата. Для магистрантов второго года обучения направления 080500....
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconГромыко евгений Васильевич этио патогенетическая терапия эндометритов у коров
Российской Федерации: Рабочая программа. Для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист». Направление – «Судебная...
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тренировочным группам (утг), что дает возможность тренерам всех спортивных школ пользоваться единой программой. Это также позволяет...
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconПрограмма для групп начальной подготовки 1-го и 2-го года обучения
Программа включает необходимый минимум информации позволяющей расширить знания в области физической культуры, основ каратэ-до. Для...
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconПеревозского муниципального района нижегородской области «перевозский...
Программа предназначена для учащихся 5-10-х классов школ Перевозского района. Срок реализации программы два года. Время, отведенное...
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconУчебная программа курса по выбору Автор-составитель
Автор-составитель Т. В. Головацких, учитель иностранного языка, муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconКандидат в мастера спорта по шахматам и шашкам
Сергей Александрович: ( г. Миасс, Челябинская область), кандидат в мастера спорта по шахматам и шашкам, организатор и руководитель...
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconПояснительная записка 3 cтр. I. Условия, необходимые для реализации...
Этап начальной подготовки 3-го года обучения 16 стр. Учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения 18 стр. Учебно-тренировочный этап...
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык 5-9 классы, стандарты второго поколения, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы....
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года обучения. Автор составитель: Лобанов Евгений Васильевич iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080401 Товароведение...
Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск