Содержание Пояснительная записка 3 cтр.
I. Условия, необходимые для реализации программы 4 стр.
II. Тематическое планирование учебно-тренировочного процесса 8 стр.
2.1.Спортивно-оздоровительный этап 8 стр.
2.2.Этап начальной подготовки 1-го года обучения 10 стр.
2.3.Этап начальной подготовки 2-го года обучения 13 стр.
2.4.Этап начальной подготовки 3-го года обучения 16 стр. 2.5.Учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения 18 стр. 2.6.Учебно-тренировочный этап 3-4 года обучения 21 стр.
2.7.Этап спортивного совершенствования 24 стр.
III. Контрольно - переводные тесты 28 стр.
IV. Хореография 30 стр.
V. Рок-н-ролл 33 стр.
VI. Акробатика 36 стр.
VII.Музыкально-ритмическое воспитание 41 стр.
VIII.Подвижные игры 43 стр.
IX. Программно-методическое обеспечение учебно – тренировочного 44 стр.
процесса
9.1.Построение учебного занятия 47 стр.
9.2.Особенности обучения и развития физических качеств в школьном 48 стр.
возрасте
9.3. Мониторинг образовательной программы 52 стр.
X. Воспитательная работа 53 стр.
XI. Список литературы 55 стр.
Приложения 56 стр.
Пояснительная записка Акробатический рок-н-ролл - молодой вид спорта, уверенно развивающийся в Российской Федерации. За почти двадцатилетний период своего существования в нашей стране он охватил не только центральную Россию, но и регионы, привлекая к себе все новых тренеров и спортсменов.
Акробатический рок – н – ролл как вид спорта включает в себя акробатические и танцевальные элементы. Сочетание нескольких дисциплин позволяет разнообразить объём выполняемых упражнений, комплексно воздействуя на функциональные системы и физические качества занимающихся.
Рок – н – ролл – парный танец. Партнёры (юноша и девушка) под музыкальное сопровождение в высоком темпе должны выполнить набор обязательных упражнений (техника ног, акробатика), составляющих композицию. Ритм рок–н–ролла рассчитан на передачу инерции занимающихся, согласованность, синхронность выполнения акробатических трюков и танцевальных элементов.
Популярность рок – н – ролла заключается в использовании в тренировочном и соревновательном процессах музыки. Выполняя танцевальные и акробатические упражнения под специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства, настроения, эмоции.
Занятия акробатическим рок – н – роллом доступны всем желающим. Обучение хореографии, музыкальной грамоте, акробатике, актёрскому мастерству позволяет не только всесторонне развивать спортсмена, но и воспитывать всесторонне развитую личность.
Выполнение многообразия упражнений хорошо развивает чувство ритма, реакцию, координацию, дыхание, делая спортсмена более пластичным, выразительным, способствуя непроизвольному становлению наиболее рациональной техники движений. Праздничность и концертность проведения соревнований, специально подобранные костюмы выступающих привлекают к занятиям рок – н – роллом спортсменов разного возраста, делая его доступным и необыкновенно популярным видом спорта.
Программа для занятий по акробатическому рок-н-роллу составлена в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", федеральным законом от 13.041.96 года № 12-Ф.3 и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление правительства Российской Федерации от 07.03. 1995 года №223), нормативных документов Министерство общего и профессионального образования РФ и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму регламентирующих работу спортивных школ. Актуальность данной программы. Отсутствие типовых программ по акробатическому рок-н-роллу для спортивных школ побудило к написанию данного документа.
Программа позволяет последовательно решать задачи подготовки спортсменов на протяжении 10-12 лет обучения в школе, формируя целостное представление об акробатическом рок-н-ролле, его возможностях в повышении спортивного
мастерства, а главное - воспитать личность способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Цель авторской программы - систематизировать учебно-тренировочный процесс по этапам обучения рок-н-роллом. Взяв за основу, данную авторскую образовательную программу, любой тренер-преподаватель представит для себя четкую систему обучения при работе с учащимися по годам обучения.
Программный материал объединён в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач:
привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
укрепление здоровья, физического развития, повышение работоспособности спортсменов;
приобретение знаний в области гигиены, медицины и самоконтроля;
развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей учащихся, достижение ими уровня спортивных успехов соответствующих их возможностям;
подготовка спортсменов высокой квалификации, подготовка резерва в сборные команды России;
воспитание высоких морально-волевых, этических и эстетических качеств.
Ожидаемые результаты.
развитие физических качеств, укрепление здоровья;
в ходе реализации программы автор предполагает сохранение контингента занимающихся в группах начальной подготовки;
выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП;
выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов ЕВСК в соответствии с требованиями по годам обучения;
успешное выступление воспитанников из учебно-тренировочных групп и спортивного – совершенствования на соревнованиях ЦФО, в первенстве России;
воспитание эстетического вкуса, чувства красоты и гармонии.
I. Условия, необходимые для реализации программы Необходимо создание единого коллектива (коллектив - это высший уровень развития группы), ядром его жизни становится совместная деятельность. Характерной чертой коллектива является сплоченность, проявляющаяся в том, что все помыслы и чувства, все усилия членов коллектива объединены стремлением достижения общей цели. Групповые нормы и ценности реализуются в практических действиях при выполнении совместной деятельности. Личностные отношения, с одной стороны, опосредованы делами, с другой - достаточно широки, гуманны, характеризуются чуткостью и внимательностью, доброжелательностью пар друг к другу. Каждый член группы чувствует себя ее частицей, удовлетворен своим положением в группе, готов к самоотдаче ради интересов общего дела.
Организация досуга (неформальное общение детей: огоньки, дискотеки, встречи с интересными людьми, экскурсии, музеи, театры).
Индивидуально-личностный подход.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка.
Участие в соревнованиях, соответствующих уровню и возможностям спортсмена.
Работа с родителями (собрания, беседы, совместные мероприятия с детьми).
Организация загородных спортивных лагерей.
Желание детей заниматься рок -н - роллом.
Программа предполагает, что в образовательном процессе у каждого воспитанника будут развиваться такие качества личности, как: собранность, целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, воспитание эстетического вкуса, чувства красоты и гармонии. Также решаются задачи связанные с воспитанием нравственных качеств, способствующих нравственным поступкам. Серьезное значение предается развитию коллектива, который формируется уже на первом году занятий детей, где царит взаимопонимание, взаимоподдержка и выручка, особенно проявляющаяся на первых стартах, а также обнаруживается способность детей принимать коллективные решения и нести за них коллективную ответственность.
Данная образовательная программа не может быть окончательным вариантом, она постоянно корректируется, в зависимости от условий, в которых она реализуется. Программа может изменяться из-за постоянных усложнений правил и требований соревновательной программы.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся.
Весь учебный материал излагается по следующим этапам:
спортивно – оздоровительный (СО);
начальной подготовки (НП);
учебно – тренировочный (УТ);
спортивного – совершенствования (СС);
На каждом этапе решаются определенные задачи.
Спортивно-оздоровительный этап
укрепление здоровья и гармоничное развитие личности всех органов и систем организма детей;
формирование стойкого интереса к занятиям;
овладение техникой выполнения обширного комплекса физических упражнений, освоение техники подвижных игр, музыкально-ритмических игр.
Этап начальной подготовки
стабильность состава занимающихся;
динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;
освоения техники рок-н-ролла навыков гигиены;
изучение базовой техники рок-н-ролла.
Учебно-тренировочный этап
укрепление здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности;
совершенствование технико-тактического арсенала и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов;
воспитание специальных психических качеств;
освоение теоретического раздела программы.
Этап спортивного совершенствования
уровень физического развития и функционального состояния занимающихся;
выполнение спортсменами обьемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;
динамика спортивно-технических показателей;
результаты выступлений на Всероссийском уровне.
Подготовка занимающихся в спортивной школе рассчитана на 10 лет. На протяжении этого периода спортсмены проходят несколько возрастных этапов:
Спортивно-оздоровительный этап 6-18 лет (весь период);
Этап начальной подготовки 8-10 лет ( 3 года);
Учебно тренировочный этап-11-15 лет(4 года);
Этап спортивного совершенствования- 16-18 лет (2 года).
В программе представлен материал по организации и планированию учебно – тренировочной работы на разных её этапах, отбору, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста , уровня развития физических качеств и от специальных особенностей занимающихся.
Основными показателями программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:
овладение теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий и соревнований на учебно – тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования ;
выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП;
выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов ЕВСК в соответствии с требованиями по годам обучения.
Занятие в спортивной школе по рок- н-роллу могут проводиться с отступлением по возрасту в ту или в другую сторону, исходя из физических и технических качеств спортсмена, выполняющего необходимые требования.
Продолжение занятий в школе и переход их на следующий этап обучения осуществляется по решению тренерского совета, выполнению нормативных требований и оформляется приказом школы.
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Этапы подготовки за период обучения в СДЮСШОР
таблица №1
Этап подготовки
| Год обучения
| Объем учебно-тренировочных часов в неделю
| Годовая учебно-тренировочная нагрузка на 46 недельн. часов.
| Спортивно-оздоровительный
| 1
| 6
| 276
| Начальной подготовки
| 1
2
3
| 6
9
9
| 276
414
414
| Учебно-тренировочный
| 1
2
3
4
| 10
12
14
16
| 460
552
644
736
| Спортивного совершенствования
| 1
2
| 24
26
| 1104
1196
|
* Примечание:
В учебный план входят часы для проведения контрольных занятий, плановых восстановительных мероприятий, судейской практики.
Режим учебно-тренировочной работы и требования по ОФП, СФП, технической и спортивной подготовки и планируемые спортивные результаты таблица №2
Наименование
этапа
| Год обучения
| Максимальное количество часов в неделю
| Требования по ОФП и тех.подг.
| Выполнение норм ЕВСК
| Кол-во
уч-ся в группе
| С О Г
| Весь период
| 6
| Выпол. КПН по
ОФП
| _
| 15
| Г Н П
|
До года Свыше 1 года
| 6
9
| Выпол. КПН по
ОФП и СФП
| 3 юношеский 2-1 юношеский
| 15
13-14
| У Т Г
| До 2 лет Свыше 2 лет
| 12 18
| Выпол. КПН по
ОФП СФП ТТП
| 3 взр-1взрослый К М С
| 10-12
8-9
| |