МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Инженерно-экономический Кафедра Организация и управление транспортными процессами
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
______________М.К. Беданоков
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Б.3.2. Транспортная энергетика
по направлению
подготовки бакалавров 190700.62 Технология транспортных процессов
по профилю подготовки Организация и безопасность движения
квалификация (степень)
выпускника бакалавр
Майкоп Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по
направлению (специальности) ____190700.62 Технология транспортных процессов_____
Составитель рабочей программы:
Доцент, к.т.н., доцент
|
|
| Уджуху А.З.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Организация и управление транспортными процессами
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
| Гукетлев Ю.Х.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
научно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
| Гукетлев Ю.Х.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
| Беданоков М.К.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
| Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
| Гукетлев Ю.Х.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Целями дисциплины «Транспортная энергетика» являются: формирование у студентов знаний основных теоретических положений термодинамики и теплотехники, основ рабочих процессов, систем, конструкций и направлений развития автомобильных двигателей, их технических и экологических показателей, а также характеристик;
Задачи: приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих свободно ориентироваться в современной литературе по данной дисциплине и технически грамотно организовывать работы, связанные с эксплуатацией автомобильного транспорта, обеспечивая при этом его наибольшую экономическую эффективность.
2. Место дисциплины в структуре ОП по направлению подготовки
Дисциплина «Транспортная энергетика» относится к основной базовой части цикла Б.1. Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между требованиями к будущему специалисту и средствами их поддержания.
Дисциплина базируется на дисциплинах цикла Б.1, в частности, «Математика», «Общий курс транспорта», «Общество-Среда-Транспорт» и другие.
Дисциплина представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин базового вариативного цикла, например, «Транспортное планирование», «Организация дорожного движения»
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью понимать научные основы технологических процессов в области технологии, организации, планирования и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем (ОПК 2);
профессиональными компетенциями (ПК)
способностью определять параметры оптимизации логистических транспортных цепей и звеньев с учетом критериев оптимальности (ПК-9);
способностью разрабатывать наиболее эффективные схемы организации движения транспортных средств (ПК-13);
способностью выявлять приоритеты решения транспортных задач с учётом показателей экономической эффективности и экологической безопасности (ПК-16);
способностью к расчету транспортных мощностей предприятий и загрузки подвижного состава (ПК-19);
способностью к проведению технико-экономического анализа, поиску путей сокращения цикла выполнения работ (ПК-31);
профессионально-прикладными компетенциями (ППК),
способностью к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе (ППК-3);
В результате изучения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
- основные теоретические положения термодинамики и теплотехники в части поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС);
- термодинамические, теоретические и действительные циклы ДВС;
- основы теории рабочих процессов двигателей, в том числе процессы газообмена, сжатия, смесеобразования и сгорания топливовоздушных смесей, расширения продуктов сгорания, а также влияние основных конструктивных и эксплуатационных факторов на протекание перечисленных процессов;
- устройство и функциональное назначение систем ДВС;
- индикаторные и эффективные показатели двигателей, основные направления и способы повышения мощности, топливной экономичности, надежности;
- экологические показатели работы двигателей, природу образования дымности, токсичных компонентов в отработавших газах и шумов в бензиновых и дизельных двигателях, основные способы снижения токсичности, дымности и шумов;
- эксплуатационные характеристики двигателей и характеристики токсичности;
- современное состояние и перспективы развития автомобильных двигателей.
УМЕТЬ:
- применять термодинамические методы для оценки показателей процессов, протекающих в ДВС;
- строить диаграмму термодинамического цикла поршневого ДВС;
- выполнять расчет индикаторных и эффективных показателей поршневого ДВС и оценивать совершенство его рабочего цикла;
- читать и составлять принципиальные схемы систем ДВС.
ВЛАДЕТЬ:
- навыком определения основных показателей двигателей;
- навыком по анализу и внедрению решений по повышению мощности, топливной экономичности и надежности двигателей.
- навыком по анализу и внедрению решений по снижению уровня токсичности, дымности, уровня шума бензиновых и дизельных двигателей.
- методами определения эксплуатационных характеристик двигателя, а так же показателей токсичности, дымности, шума.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 4
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Реферат
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Зачет, экзамен, курсовая работа
| экзамен
| экзамен
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 5
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,27
| 10/0,27
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 2/0,055
| 2/0,055
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,73
| 98/2,73
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| 26/0,73
| 26/0,73
|
|
|
| Реферат
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Зачет, экзамен, курсовая работа
| экзамен
| экзамен
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
| 5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| 4 семестр
| 1.
| Тема 1.Общие понятия энергетики и энергии.
| 1
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, сдача лабораторных работ
| 2.
| Тема 2.Энергетика и экология
| 3
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, сдача лабораторных работ
| 3.
| Тема 3.Основные теоретические положения термодинамики и теплотехники
| 5
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, сдача лабораторных работ
| 4.
| Тема 4.Теоретические основы рабочих процессов
| 7
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, сдача лабораторных работ
| 5.
| Тема 5.организация рабочих процессов в транспортных двигателях
| 9
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, сдача лабораторных работ
| 6.
| Тема 6.Энергетика автотранспортных средств
| 11
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, сдача лабораторных работ
| 7.
| Тема 7.Энергетика компонентов и инфраструктуры транспорта
| 13
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, сдача лабораторных работ
| 8.
| Тема 8. Энергетика компонентов и инфраструктуры транспорта
| 15
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, сдача лабораторных работ
| 9.
| Тема 9.Применение энергосберегающих и природоохранных технологий на транспорте как способ защиты окружающей среды и общества
| 17
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, сдача лабораторных работ
| 10.
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
| Экзамен
| Итого:
| 18
| 18
| 18
| 54
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 9 семестр
| 1.
| Тема 1.Общие понятия энергетики и энергии.
|
|
|
| 10
| 2.
| Тема 2. Энергетика и экология
|
|
|
| 11
| 3.
| Тема 3.Основные теоретические положения термодинамики и теплотехники
| 2
|
|
| 11
| 4.
| Тема 4.Теоретические основы рабочих процессов
|
| 2
|
| 11
| 5.
| Тема 5.Организация рабочих процессов в транспортных двигателях
|
|
|
| 11
| 6.
| Тема 6.Энергетика автотранспортных средств
| 2
|
|
| 11
| 7.
| Тема 7.Энергетика компонентов и инфраструктуры транспорта
|
|
| 2
| 11
| 8.
| Тема 8. Энергетика компонентов и инфраструктуры транспорта
|
| 2
|
| 11
| 9.
| Тема 9.Применение энергосберегающих и природоохранных технологий на транспорте как способ защиты окружающей среды и общества
|
|
|
| 11
| 10.
| Промежуточная аттестация: экзамен
|
|
|
|
| Итого
| 4
| 4
| 2
| 98
| |