Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
страница1/4
Дата публикации30.11.2014
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

промышленности и транспорта

____________________А.В. Спирин

(подпись, расшифровка подписи)

«___»_______________2011г
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета заочного обучения

____________________И.М. Дребнева

(подпись, расшифровка подписи)

«___»__________________2011г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Направление подготовки

051000.62 Профессиональное образование

Профиль подготовки

Энергетика

Квалификация выпускника бакалавр

Форма обучения очная заочная


Бузулук 2011

Рецензент Григорьева О.Н.,

ст.преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин


Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Сост. В.Н.Самсонов - Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 28 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам базовой части (Б.3.1.8) профессионального цикла по направлению подготовки 051000.62 Энергетика в 7 семестре очного, заочного отделения.



Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000.62 энергетика утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» декабря 2009 г. 781

Составитель:_________________________В.Н. Самсонов

Содержание


1

Цели и задачи дисциплины…………………………………………….

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………

4

3

Требования к результатам освоения дисциплины……………………

4

4

Содержание и структура дисциплины………………………………...

6

4.1

Содержание разделов дисциплины……………………………………

6

4.2

Структура дисциплины…………………………………………………

12

4.3

Семинарские занятия…………………………………………………...

13

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………...




5

Образовательные технологии………………………………………….

13

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в

аудиторных занятиях…………………………………………………...


15

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…………………………………………….


15

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………..

20

7.1

Основная литература…………………………………………………...

20

7.2

Дополнительная литература……………………………………………

21

7.3

Интернет-ресурсы………………………………………………………

21

7.4

Методические указания к практическим занятиям…………………..

21

7.5

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы………………………………………..


22

7.6

Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий……………………………………….


22

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………………..

22




Лист согласования рабочей программы дисциплины………………..

23




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины……….

24


1 Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины

Изучение теории и практики защиты населения и территории окружающей среды от воздействия поражающих факторов природного и техногенного характера, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и обеспечение безопасности человека в современных условиях.

Задачи дисциплины

- сформировать сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привить основополагающие знания и практические навыки по распознанию и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидацию негативных последствий и оказание помощи пострадавшим в случае появления опасностей;

- научить студентов делать аналитическую оценку сложившейся обстановки, предвидеть воздействие на человека опасных явлений, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать решения и действовать с целью предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций или смягчения тяжести их последствий.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельность» относится к базовой части профессионального цикла Б.З.1.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению Энергетика (бакалавриат).

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения таких дисциплин как «Политология», «Социология», «Физика», «Химия».
3 Требования к результатам освоения дисциплины:
В совокупности с другими дисциплинами базовой и вариативной части ФГОС ВПО дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК), и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра педагогики:

общекультурных:

- готовностью к позитивному, доброжелательному стилю общения ( ОК-8);

- способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25).

профессиональных:


- готовностью к повышению производительности труда и качество продукции, экономия ресурсов и безопасности (ПК-33).
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен: знать:

  • определение и классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

  • знать причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и предупредительные меры по предотвращению их возникновения;

  • знать причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;




  • знать чрезвычайные ситуации военного характера, возможные варианты развязывания будущей войны, если к этому будут предпосылки;

  • знать характеристику потенциально опасных объектов, причины возникновения чрезвычайных ситуаций на этих объектах, радиационно опасные, химически опасные и бактериологически опасные объекты; меры по обеспечению безопасности производственного персонала и населения при авариях и катастрофах на этих объектах;

  • знать законы и иные нормативные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

уметь:

  • решать вопросы защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных чрезвычайных ситуаций;

  • уметь претворять в жизнь основные принципы защиты персонала объектов экономики и населения;




  • уметь решать задачи организации обучения производственного персонала и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • уметь осуществлять планирование эвакуации и рассредоточения, уметь учитывать особенности проведения эвакуации;

  • уметь своевременно осуществлять приведение защитных сооружений в эксплуатационную готовность, знать порядок их подготовки к приему людей, порядок заполнения защитных сооружений;

  • уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты и обучать этому персонал объектов экономики;

  • уметь оказывать при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим и содействовать в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • уметь своевременно выявлять проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, анализировать конкретные ситуации, явления и процессы, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- уметь осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения задач защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

владеть:

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

  • владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий катастроф, стихийных бедствий;

владеть методикой исследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера;

- владеть методами и приемами анализа обстановки в техногенной сфере, явлений и процессов в природной среде с помощью стандартных теоретических моделей;

- владеть способностью критически оценивать различные варианты проведения АС и ДЫР; разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

Приобрести опыт деятельности

- по оказанию первой медицинской помощи и действиям ЧС мирного и военного характера.
4.Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

Модуль №1 Чрезвычайные ситуации мирного времени

1

Чрезвычайные

ситуации, общие

сведения и классификация ЧС на потенциально-опасных объектах

Чрезвычайные ситуации, основные понятия и определения. Авария, стихийное бедствие, катастрофа. Классификация чрезвычайных ситуаций. Техногенные чрезвычайные ситуации, причины их возникновения. Загрязнение окружающей среды. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения. Биолого-социальные и социальные чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации экологического характера. Изменения состояния атмосферы, суши, гидросферы и биосферы в целом. Изменение климата, образование обширных зон «кислотных дождей», разрушение озонного слоя. Деградация почв, истощение невозобновляемых запасов полезных ископаемых. Обмеление рек и морей, подтопление и засоление плодородных почв. Гидрологические стихийные бедствия - цунами, наводнения, защита населения. Природные пожары, массовые заболевания

ДЗ.Т

2

Государственное управление защиты

населения и территорий в ЧС. Система гражданской бороны, ее роль и задачи в современных условиях

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Мероприятия по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные направления по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Назначение, задачи, структура, режимы функционирования РСЧС. Силы и средства системы РСЧС. Формирования повседневной и повышенной готовности. Объектовые формирования, территориальные формирования. Комплектование формирований личным составом. Гражданская оборона, ее роль и задачи в современных условиях. Правовое положение и общие принципы организации гражданской обороны в Российской Федерации. Федеральный закон «О гражданской обороне». Основные задачи в области гражданской обороны. Силы гражданской обороны, войска гражданской обороны. Организация гражданской обороны на объекте экономики, основные задачи гражданской обороны на объекте экономики. Комплектование формирований гражданской обороны

ДЗ, Р,Т

3

Чрезвычайные ситуации природного и социального характера и их характеристика

Общие сведения о стихийных бедствиях: определение, классификация, причины возникновения. Оценка последствий стихийных бедствий. Основные направления и меры по снижению опасности стихийных бедствий. Комплексное воздействие опасных природных явлений на территории Российской Федерации. Геофизические стихийные явления землетрясения, извержения вулканов, причины возникновения, зашита населения. Геологически опасные явления - обвалы, сели, лавины, осыпи и др. Метеорологически опасные явления бури, ураганы, шквалы, смерчи. Падение воспроизводства населения, массовые беспорядки среди населения, терроризм в различных формах его проявления, негативная обстановка в творческих и производственных коллективах. Общие сведения о терроризме, история возникновения терроризма, традиционные регионы распространения, опасность терроризма.

Классификация терроризма по признакам: по идеологической основе и сфере проявления; по масштабам; по количеству применяемых сил и средств; по целям и задачам; по видам применяемых средств. Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида.

Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях обусловленных террористическими актами. Правовые мероприятия, организационные мероприятия.

Средства предупреждения террористических актов, обеспечение надежной защиты определенных видов стратегических запасов государства. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, координация деятельности органов исполнительной власти различных уровней; права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Способы осуществления терроризма - психологическое воздействие, физическое воздействие на граждан, нанесение значительного материального ущерба. Основные признаки терроризма в случаях применения взрывчатых устройств.

Меры предупредительного характера. Порядок действий при: обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством; взрыве на территории объекта; поступлении угрозы по телефону; получении информации об эвакуации; поступлении анонимных материалов, содержащих угрозы террористического характера. Предотвращении возможности проникновения криминальных элементов в жилище (квартиру, дачу)

ДЗ, Р.Т

Модуль №2 - ЧС военного времени

4

Современные средства поражения, последствия их применения

Возможный характер современных войн. Предельная напряженность и высокая активность военных действий. Современные средства поражения - это оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое) и обычное оружие (с обычными боеприпасами), некоторые виды которого по своим поражающим действиям приближаются к ОМП. Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного оружия и особенности их воздействия на людей, технику и сооружения. Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс. Защита населения от ядерного оружия. Химическое оружие, основные свойства и особенности поражающего действия. Характеристика химического заражения. Отравляющие вещества, их классификация, характеристики и токсикологические свойства. Способы защиты от поражающего воздействия химического оружия.

Бактериологическое (биологическое) оружие, характеристика поражающего действия и особенности применения. Виды и основные свойства бактериологических средств. Очаг бактериологического заражения и проводимые в нем изоляционно-ограничительные мероприятия. Обсервация и карантин. Психологическое воздействие, оказываемое на человека, при угрозе применения бактериологического оружия. Средства доставки.

Современные обычные средства поражения, характеристика их воздействия на живую силу, технику, здания и сооружения. Высокоточное оружие. Кассетные боеприпасы, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные боеприпасы.

ДЗ. Р. Т.

5

Основные принципы и мероприятия по защите населения в ЧС. Обучение населения, подготовка формирований по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ


Проблема защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных ЧС. Основные принципы защиты населения. Основные способы защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС. Предупредительные мероприятия, защитные мероприятия, аварийно- восстановительные работы. Правовая основа защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Права граждан Российской Федерации в области защиты населения от ЧС.

Противорадиационная и противохимическая защита населения. Организация и проведение

дозиметрического и химического контроля. Защита населения при радиоактивном и химическом заражении. Обеспечение населения средствами противорадиационной и противохимической защиты.
Принципы, формы и методы обучения населения. Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Задачи обучения населения в области гражданской обороны.

Организация обучения населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Организация и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, план ликвидации ЧС.

Условия, в которых будут проводиться аварийно-спасательные работы. Спасение людей, оказание им медицинской помощи, локализация аварий, устранение повреждений.

Цели и задачи проведения аварийно-спасательных работ, дифференцированный подход к решению задач. Особенности проведения других неотложных работ в очагах поражения, порядок их осуществления. Силы и средства, привлекаемые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, что должна обеспечить группировка сил.

Организация и проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Обеззараживание, спасательные работы в очаге химического поражения, ликвидация очага бактериологического заражения; особенности проведения спасательных работ в очаге комбинированного заражения

ДЗ. Р.Т.


6

Организация и проведение эвакуационных мероприятий

Цель, виды, принципы, способы эвакуации и рассредоточения персонала объектов экономики и населения. Эвакуация, рассредоточение, загородная зона. Варианты эвакуации: локальная, местная, региональная. Общая и частичная эвакуация. Производственный и территориальный принципы эвакуации. Порядок эвакуации населения (транспортом, пешим порядком, комбинированный способ). Планирование эвакуации и рассредоточения, принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств. Особенности проведения эвакуации и рассредоточения

ДЗ, Р,Т,

7

Обеспечение

населения

индивидуальн

ыми и

коллективным

и средствами

защиты

Укрытие людей в приспособленных помещениях производственных, общественных, жилых зданий и в специальных защитных сооружениях является одним из основных способов защиты населения.

Назначение, классификация защитных сооружений и требования, предъявляемые к ним. Убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Защитные сооружения открытого и закрытого типа, с коллективной защитой и с индивидуальной защитой. Требования, предъявляемые к убежищам, их классификация.

Устройство и оборудование убежищ, противорадиационных укрытий, простейших укрытий, режимы их функционирования, система обеспечения. Правила содержания и использования убежищ. Особенности укрытия людей в метрополитене.

Приведение защитных сооружений в эксплуатационную готовность, порядок их подготовки к приему людей. Порядок заполнения защитных сооружений. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтрующие средства защиты органов дыхания, противогазы (войсковые, промышленные, гражданские, детские), респираторы, противопыльные тканевые маски (ПТМ-1), ватно-марлевые повязки. Изолирующие дыхательные аппараты. Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК), фильтрующие и изолирующие СИЗК. Простейшие средства защиты кожи. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК), легкий защитный костюм (Л-1). Медицинские средства индивидуальной защиты: аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-10), пакет перевязочный индивидуальный, их назначение и правила пользования

ДЗ, Р,Т,

Модуль №3 Оказание первой медицинской помощи

8

Задачи,

принципы и

объем первой

медицинской

помощи.

Травматически

е последствия

несчастных

случаев.

Первая

медицинская

помощь при

травмах

Определение «Первой медицинской помощи», задачи первой медицинской помощи. Роль само- и взаимопомощи при сохранении жизни пострадавших и уменьшение последствий несчастных случаев. Основные принципы оказания первой медицинской помощи (своевременность, соблюдение очередности при массовых повреждениях, определенная последовательность мер первой помощи).

Объем первой медицинской помощи в очагах ядерного и химического заражения. Особенности оказания первой медицинской помощи при комбинированных поражениях. Общие понятия о травматизме. Открытые повреждения-ранения. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика развития инфекции, рекомендации по профилактике столбняка у раненых, правила наложения мягких повязок.

Кровотечение, его виды, способы временной остановки кровотечения, порядок наложения жгута; первая помощь при кровотечении внутри организма. Повреждения закрытого характера. Первая помощь при повреждениях мягких тканей, при синдроме длительного сдавливания мягких тканей. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах, порядок транспортной иммобилизации

ДЗ, Р,Т.

9

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях и несчастных случаях. Шок, признаки шока, противошоковые

мероприятия

Первая медицинская помощь при нарушении сознания, при болях в сердце, при болях в животе.

Первая медицинская помощь при поражении электротоком. Оказание помощи утопленным.

Первая медицинская помощь при термических ожогах; при попадании в организм инородного тела. Шоковое состояние, признаки и причины шокового состояния. Простейшие противошоковые мероприятия. Терминальное состояние. Определение признаков клинической и биологической смерти.

Понятие о реанимации, простейшие реанимационные действия. Особенности оказания реанимационной помощи в очагах ядерного, химического и бактериологического заражения

ДЗ, Р,Т.





  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 26 с
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности...
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности...
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины 3 безопасность жизнедеятельности 3

Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2013 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск