Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта»





Скачать 398.82 Kb.
НазваниеПетрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта»
страница1/3
Дата публикации01.03.2015
Размер398.82 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Спорт > Курсовая
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
____________________________________________________________

Кафедра Экономики ГА

Л.Г.Большедворская


ПОСОБИЕ

по изучению дисциплины «Единая транспортная система и

география транспорта»
для студентов 4 курса

заочного бучения

по специальности 080507


Москва – 2011
Рецензент кандидат доктор технических наук, профессор Петрунин С.В.

Большедворская Л. Г.

Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» - М.: МГТУ ГА, 2011.

Данное пособие издается в соответствии с учебным планом студентов специальности 080705 и рабочей программой по дисциплине «Единая транспортная система и география транспорта» заочного обучения.

Рассмотрено и одобрено на заседаниях кафедры 22.03.2011 г. и методического совета по специальности 080705 19.04.11 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…4

1. Содержание дисциплины, наименование тем и ссылки на

литературу………………………………...……………………………….…..5

2. Краткое содержание лекций и объем в часах………..…………….....…..7

3. Перечень тем практических занятий…………………...…………............8

4. Курсовая работа и ее характеристика…………………………………......8

5. Методические пояснения………………………………...……………...…9

6. Вопросы для самопроверки и подготовки к экзамену………...………..25

7. Литература…………………………………….............................…......…28

Введение

«Единая транспортная система и география транспорта» - дисциплина, предназначенная для подготовки менеджеров предприятия. Ее задача – дать будущим менеджерам базовые знания по управлению системой взаимодействия различных видов транспорта и умения оценивать эффективность перевозок.

Цель преподавания дисциплины – обучение студентов теоретическим основам транспортного процесса, навыкам построения рациональных маршрутов и оценки эффективности использования различных видов транспорта в зависимости от сферы использования.

Основными задачами учебной дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» являются:

-освещение основных структурно-функциональных особенностей транспорта; анализ развития путей сообщения и материально-технической базы различных видов транспорта в транспортной системе России по сравнению с мировой транспортной системой; распределение функций и полномочий между органами управления транспортного комплекса;

-освоение основных принципов маршрутизации перевозок, построение рациональных одновидовых и многовидовых схем перевозки пассажиров и доставки грузов;

- изложение принципов выбора схемы перевозки с учетом организационных, технических, технологических и экономических аспектов взаимодействия транспорта. Анализ факторов, влияющих на качество транспортного процесса.
Студенты, прошедшие обучение по дисциплине, должны уметь:

-анализировать экономико-географическое развитие путей сообщения различных видов транспорта;

-квалифицированно оценивать качество и объем выполняемой работы различными видами транспорта при грузовых и пассажирских перевозках;

-анализировать технико-экономические характеристики магистральных видов транспорта;

-определять сферы рационального использования различных видов транспорта;

-оценивать эффективность работы подвижного состава и осуществлять выбор наиболее рационального вида транспорта;

-владеть методами построения совмещенных графиков взаимодействия транспорта;

- осуществлять маршрутизацию пассажирских и грузовых потоков.
В процессе освоения теоретического материала студенты должны понимать:

-роль транспортного рынка в экономике страны и современное состояние транспортного комплекса России;

-базовые принципы современного распределения функций и полномочий между органами управления различных уровней власти в сфере регулирования транспортной деятельности;

-организационные схемы и функциональное назначение интермодальных, мультимодальных и юнимодальных перевозок;

-технико-экономические преимущества и недостатки транспорта в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

Изучение дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» позволит студентам изучить и объективно оценивать:

- систему показателей для оценки работы различных видов транспорта

-сферы эффективного взаимодействия и конкурентоспособности транспорта;

-принципы формирования спроса на транспортные услуги и планирование грузовых и пассажирских перевозок;

-основные направления решения экологических проблем в современных условиях развития транспортной сети;

-концепцию транспортной политики страны;

-математические методы для решения прикладных задач с целью повышения эффективности использования транспорта.
Целью практической части дисциплины является приобретение опыта:

-оценки эффективности взаимодействия различных видов транспорта;

-выбора рациональных маршрутов и оценки использования транспорта в зависимости от условий эксплуатации;

-осуществления маршрутизации пассажирских и грузовых потоков;

-расстановки воздушных судов по авиалиниям с целью минимизации расходов на их эксплуатацию.

Согласно утвержденной программе общий объем учебных часов на дисциплину составляет 130 часов, который включает в себя аудиторную работу (лекции и практические занятия) и самостоятельную работу (выполнение курсовой работы). На рис. 1 представлена структура курса по дисциплине.
1. Содержание дисциплины, наименование тем и ссылки на литературу

Тема 1. Место и роль транспорта в мировой транспортной системе. Развитие мировой транспортной системы. [2 с. 7-14].

Тема 2. Роль транспортного рынка в экономике страны. Развитие

транспортной системы России. [2, с.15-18].

Тема 3. Факторы, влияющие на формирование единой транспортной системы. Динамика развития путей сообщения различных видов транспорта в России [2, с.18-21].

Тема 4. Показатели, характеризующие степень обеспеченности регионов путями сообщения. Факторы, влияющие на интенсивность использования транспорта. Структура использования пассажирского транспорта с учетом территориального признака [2, с.22-24].


Рис. 1. Структура курса по дисциплине «Единая транспортная система и ГТ»
Тема 5. Структурно-функциональные особенности транспорта. Участие различных видов транспорта в экономике страны [2, с.22-3].

Тема 6. Основы транспортного процесса. Технологические схемы перевозки пассажиров и грузов [2, с.33-37].

Тема 7. Основные элементы транспортного процесса. Оценка параметров транспортного процесса. [2. с.37-38; 42-45].

Тема 8. Распределение функций и полномочий между органами управления различных уровней власти в сфере регулирования транспортной деятельности. [2, с.38-40].

Тема 9. Факторы, влияющие на качество транспортного процесса. Особенности организации интермодальных, мультимодальных и юнимодальных перевозок.[2, с.34-37].

Тема 10. Маршрутизация пассажирских и грузовых перевозок. Разновидности маятниковых и кольцевых систем перевозок.[2,с.43-45; 6, с.9-15].

Тема 11. Транспорт – самостоятельная сфера материального производства. Структурно-функциональные особенности транспорта. [1, с.58-63;].

Тема 12. Показатели объема работ транспортной продукции. Технические показатели, характеризующие структурный состав и техническое состояние подвижного состава и транспортных сооружений. Показатели использования подвижного состава при грузовых и пассажирских перевозках [3, с.6-9].

Тема 13. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта. Современное состояние и перспективы развития. [1, с. 67-99; 2, с.67-74].

Тема 14. Преимущества, недостатки и технико-экономические особенности воздушного транспорта [1, с. 67-99; 2, с.82-84].

Тема 15. Современное состояние и перспективы развития водных видов транспорта [1, с.67-99; 2, с.74-78].

Тема 16. Железнодорожный транспорт. Технико-экономические особенности и перспективы развития [1, с.67-99; 2, с.62-67].

Тема 17. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта.[1, с.67-99].

Тема 18. Принципы выбора транспорта потребителями транспортных услуг. Параметры оценки качества транспортных услуг [3,с.17-27].

Тема 19. Взаимодействие транспорта при обслуживании пассажиропотоков. Технические, организационные, технологические и экономические аспекты взаимодействия транспорта при грузоперевозках. [3, с.56-59].

Тема 20. Определение зон рационального использования транспорта в зависимости от цели поездки [3, с.28-40].

Тема 21. Бесперегрузочное сообщение. Эффективность применения укрупненно-грузовых емкостей [3, с.63-68].

Тема 22. Организация транспортно-экспедиционного обслуживания

[3, с.67-72].
2. Краткое содержание лекций и объем в часах
Тема 1. Транспорт в системе общественного производства и его экономические особенности (6 часов)

Лекция 1.1. Роль транспорта в процессе общественного производства и в жизни общества (2 часа).

Роль транспортного рынка в экономике страны. Место транспорта России в мировой транспортной системе. Основы транспортного процесса. О роли российских ученых в развитии единой транспортной системы. Факторы, влияющие на формирование единой транспортной системы. Динамика развития путей сообщения различных видов транспорта в России. Показатели, характеризующие степень обеспеченности регионов путями сообщения. Факторы, влияющие на интенсивность использования транспорта. Структура использования пассажирского транспорта с учетом территориального признака.

[ 1, с.9-15; 2, с.7-24; 5, с. 8-12].

Лекция 1.2. Перевозочный процесс и его элементы (2 часа)

Организация перевозочного процесса. Динамика транспортно-экономических связей. Виды маршрутов и их особенности. Потоки основных грузовых и пассажирских перевозок Маршрутизация пассажирских и грузовых потоков. Решение задачи коммивояжера. Применение задачи о назначениях с целью рациональной расстановки воздушных судов по авиалиниям. [1, с.33-43; 6, с.9-15] .

Лекция 1.3. Планирование и показатели работы транспорта (2 часа)

Транспорт, как сфера материального производства. Структурно-функциональные особенности транспорта. Основные направления транспортной политики в вопросах развития и совершенствования работы всех видов транспорта. Показатели объема работ транспортной продукции. Технические показатели, характеризующие структурный состав и техническое состояние подвижного состава и транспортных сооружений. Показатели использования подвижного состава при грузовых и пассажирских перевозках. [1, с.58-63; 2, с.24-33; 3, с.6-12].
Тема 2. Технико-экономические характеристики. Сферы применения и перспективы развития различных видов транспорта (2 часа).

Лекция 2.1. Транспорт в единой транспортной системе и его особенности (2 часа)

Технико-экономические особенности различных видов транспорта. Современное состояние и перспективы развития транспорта. Планирование и показатели работы транспорта. Показатели транспортной обеспеченности.

[1, с.67-99; 2, с.61-91].
Тема 3. Основные принципы и области взаимодействия различных видов транспорта (4 часа)

Лекция 3.1. Принципы и методы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг (2 часа)

Методы выбора видов транспорта при грузовых и пассажирских перевозках. Сферы наиболее эффективного и экономически целесообразного использования различных видов транспорта. [1, с.137-142; 3, с.12-20].

Лекция 3.2.

Взаимодействие транспорта при обслуживании пассажиропотоков. Технические, организационные, технологические и экономические аспекты взаимодействия транспорта при грузоперевозках. (2 часа)

Определение зон рационального использования транспорта в зависимости от цели поездки. Транспортные правоотношения, возникающие при взаимодействии транспорта. Организационно-правовые изменения структуры управления на транспорте. Создание структуры конкурентоспособной индустрии смешанного типа. Организация транспортно-экспедиционного обслуживания. [1, с.142-154; 3, с. 28-39; с. 56-66].
3. Перечень тем практических занятий (4 часа)

ПЗ 1. Планирование и показатели выполнения работы на транспорте.

Решение задач, связанных с расчетом объемных показателей транспорта. Методы построения совмещенных графиков взаимодействия транспорта (2 часа) [5, с. 17-28;].

ПЗ.2. Принципы и методы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг. Принципы и методы рационального распределения транспортных средств при доставке продукции от производителя до потребителя ( 2 часа) [5, с.8-16].
4. Курсовая работа и ее характеристика

Для достижения поставленной цели в курсовой работе предлагается последовательно рассмотреть ряд задач:

- произвести расстановку воздушных судов на рейсы таким образом, чтобы суммарные затраты на транспортировку грузов были минимальными;

- построить маршрут поездки для специалиста, который для заключения договоров о поставках запасных частей должен побывать в каждом из пяти городов по одному разу и вернуться в начальный пункт. Общая протяженность маршрута при этом должна быть минимальной;

- рассмотреть варианты использования различных видов транспорта на маршруте и сделать обоснованный и экономически выгодный выбор транспорта с учетом минимального времени или минимальных материальных затрат на поездку.

Содержание курсовой работы по дисциплине отражено в методических указаниях по ее выполнению [5].
5. Методические пояснения
5.1. Транспорт и субъекты транспортной деятельности

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.

К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своей организации.

Организация транспорта - юридическое лицо, предоставляющее транспортные услуги физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности.

Регулярные перевозчики на воздушном транспорте – это организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, грузов и почты, а также авиационные работы для нужд отраслей экономики.

К регулярным перевозкам относятся полеты, запланированные и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием за плату, или достаточно частые полеты, которые поддаются определенной систематизации и доступны для общественного пользования, а также дополнительные полеты, вызванные перегрузкой регулярных рейсов.

Нерегулярные перевозчики на воздушном транспорте - организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров и авиационные работы для нужд организаций и населения только на нерегулярной основе (чартерные (заказные) полеты, спецрейсы, туристские маршруты, не отраженные в регулярных перевозках).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconРабочая программа по дисциплине Транспортная система России
«Транспортная систем России» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки техников по специальности...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconУрок географии 9 класс Тема: «Транспорт России»
«транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»; системы фактов, отображающих реальную действительность...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconТехническое задание на приобретение и внедрение программного обеспечения...
Настоящий документ содержит техническое задание (ТЗ) на разработку и внедрение единой региональной транспортной системы безналичной...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconРазработка электронного теста по дисциплине обж раздел «Единая государственная...
Сга. Пособие знакомит с видами учебных занятий на основе информационной дидактики, с перечнем тем, по которым составлены обучающие...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconРеферат №1 На тему: «История развития экономико-математического моделирования»
Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconГермания после объединения
Быстрые темпы промышленного развития Германии определялись тем, что в результате объединения германских государств произошло расширение...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconРабочая программа по дисциплине б транспортная энергетика
«Транспортная энергетика» являются: формирование у студентов знаний основных теоретических положений термодинамики и теплотехники,...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма...
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconСтепаненко Е. В. С79 Социология: Пособие к изучению дисциплины
Данное пособие издается в соответствии с учебным планом и требованиями Госстандарта по курсу «Социология» для студентов II курса...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconРабочая программа транспортная психология направление подготовки...
Транспортная психология: рабочая программа / авт сост. В. А. Богомазов, спб.: Ивэсэп, 2012. – 14 с
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconЛ. О. Бабынина Транспортная политика ес: проблемы и перспективы
Из этого общего положения логично проистекает второй уровень – конкретных практических предложений и решений. Такой же двухуровневой...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 01. 01. Историческая география
Восточной Европы. Западные, южные и восточные славяне. Соседи восточных славян. География хозяйства в Восточной Европе, торговые...
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconМетодические рекомендации по организации и изучению дисциплины. Практическое...
При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconТема №3/2
Тема №3 «Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рс чс)»
Петрунин С. В. Большедворская Л. Г. Пособие по изучению дисциплины «Единая транспортная система и география транспорта» iconГ ражданской авиации
К 59 Социология.: Пособие к изучению дисциплины и планы семинарских занятий.– М.: Мгту га, 2002. 60 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск