Скачать 0.63 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный институт физической культуры» СОГЛАСОВАНО Представитель заказчика (подпись) (инициалы, фамилия)м.п. УТВЕРЖДАЮРуководитель образовательной организации (подпись) (инициалы, фамилия)м.п. « »20 г. « » 20__ г. Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА специальность № 034300.62 - «физическая культура и спорт» Воронеж - 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1 Цель дисциплины Ознакомить слушателей курсов переподготовки кадров с основными представлениями о функциях организма человека в условиях мышечной деятельности и механизмах их регуляции, динамики функциональных состояний организма, физиологическими принципы управления движениями, работоспособности и утомлении, физиологическими факторами определяющими и лимитирующими работоспособность человека, физиологическими основами тренировки силы, быстроты, выносливости; физиологическими критериями спортивного отбора и ориентации, физиологическим обоснованием особенностей занятий физической культурой с лицами разного пола, возраста, функционального состояния, а также научить будущих специалистов использовать полученные знания в области физиологии спорта в своей практической деятельности при разработке конкретных и эффективных программ в сфере физической культуры и спортивной тренировки. 1.2 Задачи дисциплины Определить содержание и методы спортивной физиологии, место дисциплины в курсе переподготовки кадров в области физической культуры. Ознакомить слушателей курсов переподготовки кадров с закономерностями деятельности организма; физиологическими процессами и механизмами, обеспечивающими мышечную работоспособность и определяющими развитие различных состояний организма во время физических упражнений; сформировать научные представления о развитии двигательных навыков и физических качеств; способствовать пониманию физиологических особенностей функционирование организма при работе. Расширить представления о физиологических реакциях организма при спортивной деятельности, раскрыть особенности приспособления организма спортсмена к разным внешним условиям, что позволит будущему тренеру учитывать их влияние на спортивную работоспособность, планировать тренировочные нагрузки при подготовке спортсмена к соревнованиям в разных условиях с учетом характера и механизмов приспособления к ним. Дать представление о физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам, т. е. изложить феноменологию и описать механизмы тех изменений в функциях различных органов и систем, которые возникают в результате систематических тренировок и обеспечивают более высокие функциональные возможности организма тренирующегося человека. 2. Место дисциплины в структуре переподготовки кадров. Основное содержание этого курса - физиология мышечной деятельности человека, частным случаем которой является спортивная деятельность. В курсе спортивной физиологии можно выделить два центральных вопроса - физиологическую характеристику различных видов спортивной, деятельности и физиологические механизмы адаптации организма при спортивной тренировке. Спортивная деятельность связана, как правило, с предельным или почти предельным напряжением ведущих физиологических систем, обеспечивающих ее осуществление. Основная задача спортивной физиологии - дать количественную характеристику физиологических реакций отдельных систем и всего организма для разных видов спортивной деятельности. (ПК-2). Физиология спорта является одной из основных дисциплин, формирующих стратегию и тактику деятельности специалистов в области физической культуры и спорта (ПК-26). Знание физиологических функций человека, механизмов их развития, а также способов и методов оценки (ПК-19) - необходимое условие успешной работы этих специалистов. Физиология спорта в институтах физической культуры служит теоретической основой таких предметов, как спортивная медицина, лечебная и адаптивная физическая культура, гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, повышение спортивного мастерства, теория и методика физической культуры. Спортивная физиология относится к категории сугубо экспериментальных и наиболее трудных и сложных наук. Она имеет первостепенную важность при научной организации процесса обучения и воспитания учащихся. Зная функции различных биосистем организма при мышечной деятельности, закономерности адаптации человека, особенности его высшей нервной деятельности, педагог-тренер имея абстрактное представление об индивидуальных особенностях учащихся, сможет заполнить его конкретным физиолого-психологическим содержанием. Только в этом случае процесс интенсивного духовного, морального и физического развития человека будет протекать без ущерба для здоровья. 2.1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с предшествующими и последующими дисциплинами
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения, спортивная физиология является одной из основных дисциплин, при подготовке специалистов по направлению «Физическая культура» и профилю подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК): образовательная деятельность:
тренерская деятельность:
рекреационная деятельность:
организационно-управленческая деятельность:
научно-исследовательская деятельность:
культурно-просветительская деятельность:
В результате освоения дисциплины выпускник должен: Знать Нервную и гуморальную регуляцию физиологических систем организма человека в покое и во время выполнения физических упражнений; физиологические принципы управления движениями; работоспособность и утомление; физиологические факторы, определяющие и лимитирующие работоспособность человека; физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости; физиологические критерии спортивного отбора и ориентации; физиологические основы здоровья человека, физиологические обоснования особенностей занятий физической культурой с лицами разного пола, возраста, функционального состояния. Физиологические основы тренировки в детско-юношеском спорте и у спортсменов массовых разрядов, основы адаптации спортсменов к физическим нагрузкам с учетом возраста, пола и особенностей спортивной специализации: методы регистрации основных физиологических показателей в состоянии покоя и при физических нагрузках, способы оценки функциональной подготовленности и работоспособности спортсменов. владеть методами измерения физиологических показателей деятельности различных систем организма, тестирования физической работоспособности и физических качеств, индивидуальных особенностей тренированности, дифференцировки различных предстартовых состояний, и их оптимизировать средствами разминки, ускорять врабатывание, оценкой стадий утомления, способами оценки функциональной подготовленности и работоспособности спортсменов, определять характер и продолжительность процессов восстановления, навыками сохранения и восстановления работоспособности спортсменов путем использования оптимальных режимов тренировок, отдыха и восстановительных средств. уметь регистрировать основные физиологические показатели в состоянии покоя и при физических нагрузках, классифицировать тренировочные и соревновательные нагрузки, дозировать отдельные компоненты нагрузок с учетом возрастных, функциональных особенностей занимающихся. Физиологически обоснованно планировать тренировочный процесс. Анализировать получаемые данные обследований и использовать их для проведения научно обоснованного спортивного отбора и ориентации, составления прогнозов индивидуальной успешности спортсменов, обоснования планирования и коррекции тренировочного процесса в зависимости от уровня их физической и спортивной подготовленности. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины
4.2. Разделы дисциплины и виды занятий
4.3. Содержание разделов дисциплины |
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине... Определить содержание и методы физиологии, место дисциплины в переподготовке кадров в области физической культуры | Методические рекомендации б физическая культура (велосипедный спорт)... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | ||
Психология физической культуры и спорта Рабочая учебная программа по психологии физической культуры и спорта составлена с учетом государственного образовательного стандарта... | Программа по специальности 032101 «физическая культура и спорт» квалификация... Специальность 032101 «Физическая культура и спорт» утверждена приказом Министерства образования Российской федерации от 02. 03. 2000... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По дисциплине «Легкая атлетика» раздел дисциплины «Физическая культура» для студентов Института спорта и физического воспитания 2... | Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:... Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | ||
Рефератов По дисциплине «Мультимедийные технологии» По дисциплине «Мультимедийные технологии» для студентов 3 курса института спорта и физического воспитания, обучающихся по направлению... | Рефератов по дисциплине «Физическая культура» Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая... | ||
План и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической... Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем... | Молодежная политика и спорт Физическая культура и спорт Закаменская и Санагинская, 26 общеобразовательных учреждений и 28 детских садов. Организацией и вопросами физической культуры и спорта... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) экология направление подготовки... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | Контрольная работа по теме: Технические особенности выполнения основных... По дисциплине «ТиМ избранного вида спорта (Фигурное катание на коньках)» для студентов института Спорта и Физического Воспитания,... | ||
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая бфу... Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп по направлению подготовки «Физическая культура», магистратура. 4 | 2 Приборное оборудование и электрооборудование и его эксплуатация... По дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта. Малая авиация и парашютный спорт» для студентов первого курса, обучающихся... | ||
Информационная справка По дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта (спортивная гимнастика)» по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая... | 032101. 65 «Физическая культура и спорт» «Физическая культура и спорт» специализации «Теория и методика волейбола» на 2012-2013 учебный год |