Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт»





НазваниеРабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт»
страница1/4
Дата публикации30.12.2014
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Спорт > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный институт физической культуры»




СОГЛАСОВАНО

Представитель заказчика

(подпись) (инициалы, фамилия)


м.п.

УТВЕРЖДАЮ


Руководитель образовательной организации

(подпись) (инициалы, фамилия)


м.п.

« »


20 г.

« »

20__ г.




Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине
ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА
специальность № 034300.62 -

«физическая культура и спорт»

Воронеж - 2013


УТВЕРЖДЕНО




на заседании кафедры




протокол № 1




от «30» августа 2013 г.




Заведующий кафедрой




____________________И.Е. Попова






1. Цель и задачи освоения дисциплины
1.1 Цель дисциплины

Ознакомить слушателей курсов переподготовки кадров с основными представлениями о функциях организма человека в условиях мышечной деятельности и механизмах их регуляции, динамики функциональных состояний организма, физиологическими принципы управления движениями, работоспособности и утомлении, физиологическими факторами определяющими и лимитирующими работоспособность человека, физиологическими основами тренировки силы, быстроты, выносливости; физиологическими критериями спортивного отбора и ориентации, физиологическим обоснованием особенностей занятий физической культурой с лицами разного пола, возраста, функционального состояния, а также научить будущих специалистов использовать полученные знания в области физиологии спорта в своей практической деятельности при разработке конкретных и эффективных программ в сфере физической культуры и спортивной тренировки.

1.2 Задачи дисциплины

Определить содержание и методы спортивной физиологии, место дисциплины в курсе переподготовки кадров в области физической культуры.

Ознакомить слушателей курсов переподготовки кадров с закономерностями деятельности организма; физиологическими процессами и механизмами, обеспечивающими мышечную работоспособность и определяющими развитие различных состояний организма во время физических упражнений; сформировать научные представления о развитии двигательных навыков и физических качеств; способствовать пониманию физиологических особенностей функционирование организма при работе.

Расширить представления о физиологических реакциях организма при спортивной деятельности, раскрыть особенности приспособления организма спортсмена к разным внешним условиям, что позволит будущему тренеру учитывать их влияние на спортивную работоспособность, планировать тренировочные нагрузки при подготовке спортсмена к соревнованиям в разных условиях с учетом характера и механизмов приспособления к ним.

Дать представление о физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам, т. е. изложить феноменологию и описать механизмы тех изменений в функциях различных органов и систем, которые возникают в результате систематических тренировок и обеспечивают более высокие функциональные возможности организма тренирующегося человека.
2. Место дисциплины в структуре переподготовки кадров.

Основное содержание этого курса - физиология мышечной деятельности человека, частным случаем которой является спортивная деятельность. В курсе спортивной физиологии можно выделить два центральных вопроса - физиологическую характеристику различных видов спортивной, деятельности и физиологические механизмы адаптации организма при спортивной тренировке.

Спортивная деятельность связана, как правило, с предельным или почти предельным напряжением ведущих физиологических систем, обеспечивающих ее осуществление. Основная задача спортивной физиологии - дать количественную характеристику физиологических реакций отдельных систем и всего организма для разных видов спортивной деятельности. (ПК-2).

Физиология спорта является одной из основных дисциплин, формирующих стратегию и тактику деятельности специалистов в области физической культуры и спорта (ПК-26). Знание физиологических функций человека, механизмов их развития, а также способов и методов оценки (ПК-19) - необходимое условие успешной работы этих специалистов. Физиология спорта в институтах физической культуры служит теоретической основой таких предметов, как спортивная медицина, лечебная и адаптивная физическая культура, гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, повышение спортивного мастерства, теория и методика физической культуры. Спортивная физиология относится к категории сугубо экспериментальных и наиболее трудных и сложных наук. Она имеет первостепенную важность при научной организации процесса обучения и воспитания учащихся. Зная функции различных биосистем организма при мышечной деятельности, закономерности адаптации человека, особенности его высшей нервной деятельности, педагог-тренер имея абстрактное представление об индивидуальных особенностях учащихся, сможет заполнить его конкретным физиолого-психологическим содержанием. Только в этом случае процесс интенсивного духовного, морального и физического развития человека будет протекать без ущерба для здоровья.
2.1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с предшествующими и последующими дисциплинами

п\п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин




1

2

3

4

5

6

1

Гигиенические основы ф-спортивной деятельности




*

*

*

*

*

2

Психология физической культуры

*

*

*

*

*

*

3

Теория и методика физической культуры

*

*

*

*

*

*

4

Теория и методика обучения базовым видам спорта

*

*

*

*

*

*

5

Основы медицинских знаний

*

*

*

*

*

*

6

Спортивная биохимия

*

*

*

*




*

7

Спортивная медицина

*

*

*

*

*

*

8

Спортивная морфология

*




*




*

*

9

Теория и методика избранного вида спорта

*

*

*

*

*

*

10

Повышение профессионального мастерства

*

*

*

*

*




11

ЛФК и массаж

*

*




*

*

*

12

Выпускная квалификационная работа

*

*

*

*

*

*


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения, спортивная физиология является одной из основных дисциплин, при подготовке специалистов по направлению «Физическая культура» и профилю подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурными (ОК):

  • владенее культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • уменее логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • стремление к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);

  • осознавать социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК-10);

  • использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-13);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

  • способность принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах (ОK-19);

б) профессиональными (ПК):

образовательная деятельность:

  • способность развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);

  • давать количественную характеристику физиологических реакций отдельных систем и всего организма в различных видах спортивной деятельности и применять на практике основные учения спортивной физиологии в области физической культуры (ПК-2);

  • уметь разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4);

  • самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и учащимися в образовательных учреждениях общего среднего, среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с учащимися (ПК-5);

  • умееть оценивать физические способности и функциональное состояние учащихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6);

  • способность проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий (ПК-7);

тренерская деятельность:

  • осознавать истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8);

  • способность формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9);

  • способность реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10);

  • умееть разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);

  • самостоятельно проводить тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма (ПК-12);

  • владеть актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13);

рекреационная деятельность:

  • самостоятельно проводить рекреационную деятельность в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-16);

  • уметь выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);

  • способность формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия (ПК-18);

  • уметь реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление (ПК-19);

организационно-управленческая деятельность:

  • способность составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20);

  • способность обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-24);

научно-исследовательская деятельность:

  • способность выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-25);

  • уметь проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26);

  • владеть методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способен формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27);

  • способность проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28);


культурно-просветительская деятельность:

  • владеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29);

  • использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30);

  • владеть приемами общения и уметь использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31);

  • владеть приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья (ПК-32).


В результате освоения дисциплины выпускник должен:
Знать Нервную и гуморальную регуляцию физиологических систем организма человека в покое и во время выполнения физических упражнений; физиологические принципы управления движениями; работоспособность и утомление; физиологические факторы, определяющие и лимитирующие работоспособность человека; физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости; физиологические критерии спортивного отбора и ориентации; физиологические основы здоровья человека, физиологические обоснования особенностей занятий физической культурой с лицами разного пола, возраста, функционального состояния. Физиологические основы тренировки в детско-юношеском спорте и у спортсменов массовых разрядов, основы адаптации спортсменов к физическим нагрузкам с учетом возраста, пола и особенностей спортивной специализации: методы регистрации основных физиологических показателей в состоянии покоя и при физических нагрузках, способы оценки функциональной подготовленности и работоспособности спортсменов.

владеть методами измерения физиологических показателей деятельности различных систем организма, тестирования физической работоспособности и физических качеств, индивидуальных особенностей тренированности, дифференцировки различных предстартовых состояний, и их оптимизировать средствами разминки, ускорять врабатывание, оценкой стадий утомления, способами оценки функциональной подготовленности и работоспособности спортсменов, определять характер и продолжительность процессов восстановления, навыками сохранения и восстановления работоспособности спортсменов путем использования оптимальных режимов тренировок, отдыха и восстановительных средств.
уметь регистрировать основные физиологические показатели в состоянии покоя и при физических нагрузках, классифицировать тренировочные и соревновательные нагрузки, дозировать отдельные компоненты нагрузок с учетом возрастных, функциональных особенностей занимающихся. Физиологически обоснованно планировать тренировочный процесс. Анализировать получаемые данные обследований и использовать их для проведения научно обоснованного спортивного отбора и ориентации, составления прогнозов индивидуальной успешности спортсменов, обоснования планирования и коррекции тренировочного процесса в зависимости от уровня их физической и спортивной подготовленности.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Лекции

4

Лабораторные занятия (ЛЗ)

2

Практические занятия (ПЗ)

4

Самостоятельная работа

98


4.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел дисцип-лины

Неделя

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

Лекции

Лаб. раб.

Практ.

занятия

Сам.

раб.

1.

Физиологические классификационные характеристики физических упражнений.




1







28

Конспект лекций.

Конспект раб. тетр.

Устный опрос













1




2.

Физиологические состояния организма при мышечной деятельности.




1







35

Конспект лекций.

Устный опрос. Тестирование




1










2

3.

Физиологические основы физических качеств.




2







35

Конспект лекций.

Конспект раб. тетр.

Тестирование Устный опрос.







2










Всего:




4

2

4

98




108

Экзамен

4.3. Содержание разделов дисциплины

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconРабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине...
Определить содержание и методы физиологии, место дисциплины в переподготовке кадров в области физической культуры
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconМетодические рекомендации б физическая культура (велосипедный спорт)...
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconПсихология физической культуры и спорта
Рабочая учебная программа по психологии физической культуры и спорта составлена с учетом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconПрограмма по специальности 032101 «физическая культура и спорт» квалификация...
Специальность 032101 «Физическая культура и спорт» утверждена приказом Министерства образования Российской федерации от 02. 03. 2000...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По дисциплине «Легкая атлетика» раздел дисциплины «Физическая культура» для студентов Института спорта и физического воспитания 2...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconРефератов По дисциплине «Мультимедийные технологии»
По дисциплине «Мультимедийные технологии» для студентов 3 курса института спорта и физического воспитания, обучающихся по направлению...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconПлан и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической...
Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconМолодежная политика и спорт Физическая культура и спорт
Закаменская и Санагинская, 26 общеобразовательных учреждений и 28 детских садов. Организацией и вопросами физической культуры и спорта...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconРабочая программа дисциплины (модуля) экология направление подготовки...
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconКонтрольная работа по теме: Технические особенности выполнения основных...
По дисциплине «ТиМ избранного вида спорта (Фигурное катание на коньках)» для студентов института Спорта и Физического Воспитания,...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconОсновная образовательная программа магистратуры, реализуемая бфу...
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп по направлению подготовки «Физическая культура», магистратура. 4
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» icon2 Приборное оборудование и электрооборудование и его эксплуатация...
По дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта. Малая авиация и парашютный спорт» для студентов первого курса, обучающихся...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» iconИнформационная справка
По дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта (спортивная гимнастика)» по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая...
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине физиология спорта специальность №034300. 62 «физическая культура и спорт» icon032101. 65 «Физическая культура и спорт»
«Физическая культура и спорт» специализации «Теория и методика волейбола» на 2012-2013 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск