Общая и специальная гигиена





Скачать 233.17 Kb.
НазваниеОбщая и специальная гигиена
Дата публикации24.01.2015
Размер233.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА


Для студентов обучающихся по специальности 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)»

Москва – 2010 г.

Лаптев А.П., Полиевский С.А., Сорокина Н.И., Осадченко И.В., Григорьева О.В. «Общая и специальная гигиена»: Примерная программа дисциплины для специальности 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». – М.: РИО РГУФК, 2009. – 23 с.


Программу составили:

Лаптев Александр Петрович, доктор медицинских наук, профессор – Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма;

Полиевский Сергей Александрович, доктор медицинских наук, профессор - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма;

Сорокина Наталья Ивановна, кандидат биологических наук, профессор - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма;

Иванов Александр Анатольевич , кандидат педагогических наук, доцент - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма;

Григорьева Ольга Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

© Учебно-методическое объединение по образованию в области физической культуры и спорта, 2010.

© Лаптев А.П., Полиевский С.А., Сорокина Н.И, Иванов АА Григорьева О.В., 2010.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса

Цель изучения курса - овладение студентами современными научными знаниями в области общей гигиены и гигиены рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, овладение практическими навыками формирования здорового образа жизни и эффективного применения различных гигиенических факторов в физкультурно-спортивной деятельности при рекреации и занятиях спортивно-оздоровительным туризмом.
2. Задачи курса

Основные задачи изучения курса:

- овладение студентами научными знаниями и практическими навыками комплексного применения различных гигиенических факторов для сохранения и укрепления здоровья населения страны;

- формирования здорового образа жизни среди различных контингентов населения;

- целенаправленное использование различных гигиенических факторов для повышения оздоровительного эффекта при рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс «Общая и специальная гигиена» относится к циклу «Общепрофессиональные дисциплины» (ОПД) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)»

Курс «Общая и специальная гигиена» изучается на П курсе (7 семестр), являясь специализированным направлением профилактической медицины.
4. Требования к уровню усвоения содержания курса

Специалист по рекреации и спортивно-оздоровительного туризма в результате освоения курса «Общая и специальная гигиена» должен:

- знать основные положения общей гигиены

- уметь применять гигиенические знания при оценке окружающей среды и создании оптимальных условий для учебной, производственной, бытовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом

- иметь практические навыки формирования здорового образа жизни среди различных контингентов населения;

- владеть практическими навыками применения различных гигиенических факторов для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Темы и их краткое содержание
Тема 1. Общая гигиена и гигиена Профилактика – основополагающий принцип охраны здоровья населения. Гигиена – основа профилактики. Задачи гигиены. Единство организма человека с окружающей средой. Социальное значение гигиенических мероприятий. Осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий в России. Методы гигиенических исследований (метод санитарного описания, физические методы, химические методы, токсикологические, санитарно-статистические, климатические и др.).

Краткие исторические сведения о развитии гигиены. Развитие гигиены в России. Санитарно-эпидемиологическая служба в РФ. Пути внедрения гигиенических знаний и проведение санитарных мероприятий.

Гигиена рекреации и спортивно-оздоровительного туризма – профильная гигиеническая дисциплина. Она изучает влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на организм человека в процессе рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом. Цель такого изучения – разработка гигиенических требований, мероприятий и рекомендаций, направленных на укрепление здоровья и повышения работоспособности людей во время рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.


Тема 2. Здоровый образ жизни

Основа профилактики – здоровый образ жизни. Формирования здорового образа жизни – профессиональная обязанность специалиста по физической культуре и спорту.

Структура здорового образа жизни и характеристика его основных элементов: оптимальные социально-гигиенические условия труда и быта, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональный суточный режим, закаливание, профилактика инфекционных заболеваний, рациональное питание, отказ от вредных привычек, профилактика стрессов, оптимальные условия внешней среды.

Основные пути формирования здорового образа жизни различных контингентов и повышение гигиенической культуры населения. Роль физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни.
Тема 3. Профилактика инфекционных заболеваний

Характеристика биологических факторов внешней среды. Патогенные микроорганизмы. Инфекционные заболевания и пути их распространения (эпидемии, пандемии, эндемии, спорадические заболевания).

Эпидемический процесс и его звенья. Источник инфекции, механизмы передачи инфекции, восприимчивость к данному заболеванию населения. Влияние социальных и природных факторов на распространение эпидемического процесса.

Восприимчивость и иммунитет. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Комплекс мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями в практике физкультурно-спортивной работы и при различных формах рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.
Тема 4. Личная гигиена, гигиена одежды и обуви.

Значение правил личной гигиены для укрепления здоровья и повышения спортивной работоспособности.

Гигиенические основы режима труда, спортивной деятельности и отдыха. Рациональный суточный режим для лиц разного возраста с учетом биологических ритмов и суточных изменений психофизиологических функций, возраста, трудовой деятельности, бытовых условий, вида занятий физическими упражнениями и спортом. Физические упражнения в суточном режиме. Гигиенические требования ко сну. Сон и спортивная работоспособность. Профилактика бессонницы. Уход за телом. Гигиенические правила применения различных водных процедур. Профилактика гнойничковых заболеваний и эпидермофитии.

Особенности личной гигиены при различных формах рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.

Гигиенические требования к материалам, из которых изготавливаются одежда и обувь. Гигиенические требования к обычной и спортивной одежде и обуви (теплозащитные свойства, воздухопроницаемость, паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гигроскопичность и др.).

Гигиенические требования к одежде и обуви при различных формах рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.
Тема 5. Закаливание

Гигиеническое значение закаливания в современных условиях. Физиологический механизм закаливания. Специфический и неспецифический эффект закаливания. Общие и местные закаливающие процедуры.

Основные принципы закаливания (систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм, активный режим, сочетание общих и местных процедур, самоконтроль). Оценка эффективности закаливающих процедур.

Закаливание воздухом. Гигиеническая характеристика воздушных ванны и методика их применения. Закаливающее воздействие занятий физическими упражнениями и спортом на открытом воздухе.

Закаливание водой. Воздействие на организм водных процедур. Гигиеническая характеристика, методика и дозировка применения различных водных процедур (обтирание, обливание, душ и др.). Гигиеническая характеристика, методика и дозировка сильнодействующих водных процедур (растирание снегом, зимние купания). Гигиеническая характеристика, методика и дозировка местных водных процедур (полоскание горла, обмывание стоп, хождение босиком по росе и др.).

Закаливание солнцем. Гигиеническая характеристика воздействий солнечной радиации на организм. Отрицательное влияние чрезмерного солнечного облучения на здоровье и работоспособность. Методика приема солнечных ванн. Дозировка солнечных ванн (минутный и калорийный способ). Гигиеническая характеристика искусственного ультрафиолетового облучения. Методика применения различных источников ультрафиолетовой радиации (ртутно-кварцевые, люминесцентные эритемные лампы).

Особенности методики применения различных закаливающих средств
Тема 6. Вредные привычки - разрушители здоровья

Вредные привычки – курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков – разрушители здоровья и работоспособности. Социальное и биологическое значение вредных привычек. Значение и роль физической культуры и спорта в профилактике и в борьбе с вредными привычками в современных условиях.

Отрицательное влияние курения на различные психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты курения. Отрицательное воздействие курения на спортивную работоспособность. Средства и методы профилактики и борьбы с курением.

Отрицательное влияние алкогольных напитков на различные психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты злоупотребления алкоголем. Отрицательное воздействие алкоголя на спортивную работоспособность. Средства и методы борьбы со злоупотреблением алкоголя.

Отрицательное воздействие наркотиков на различные психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты наркомании и токсикомании. Средства и методы профилактики и борьбы с наркоманией и токсикоманией.
Тема 7. Гигиена воздушной и водной среды

Гигиеническая характеристика основных факторов воздушной среды: физические свойства, химический состав, механические примеси, микроорганизмы.

Физические свойства воздуха. Гигиеническое значение температуры воздуха. Приборы и методы определения температуры воздуха. Нормы температуры воздуха при занятиях физкультурой и спортом.

Гигиеническое значение направления и скорости движения воздуха. Роза ветров и её использование при выборе места для строительства спортивных сооружений. Определение направления и скорости движения воздуха при занятиях и соревнованиях. Нормы скорости движения воздуха при занятиях физкультурой и спортом.

Гигиеническое значение нормального, пониженного и повышенного атмосферного давления. Изменения атмосферного давления воздуха и погодные условия. Влияние повышенного и пониженного давления воздуха на организм. Профилактика высотной (горной) болезни. Приборы и методы измерения атмосферного давления воздуха.

Гигиеническая характеристика комплексного влияния физических свойств воздуха на организм. Определение охлаждающей способности воздуха.

Значение изменений метеорологических факторов при занятиях физкультурой и спортом, при различных формах рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.

Электрическое состояние воздушной среды. Гигиеническая характеристика ионизации воздуха. Влияние различных ионов воздуха на организм. Применение источников искусственного ионизированного воздуха в целях укрепления здоровья и повышения работоспособности. Гигиеническое значение радиоактивности воздушной среды. Источники радиоактивности. Меры профилактики загрязнения воздуха радиоактивными элементами.

Химические свойства воздуха. Гигиеническая характеристика химического состава воздуха. Гигиеническое значение азота, кислорода и углекислоты (двуокиси углерода). Гигиеническая оценка воздушной среды в спортивных сооружениях. Концентрация СО2. Профилактика и первая помощь при отравлениях СО2.

Гигиеническая характеристика механических примесей. Гигиеническая характеристика запыленности воздуха.

Бактериальное загрязнение воздуха. Гигиеническая оценка бактериальных загрязнений воздуха и их эпидемиологическое значение. Способы профилактики и борьбы с бактериальной загрязненностью воздуха в спортивных сооружениях.

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране воздушной среды в Российской Федерации (планировочные, технические и санитарно-технические, организационные). Предупредительный и текущий санитарный надзор и систематический контроль за состоянием воздушной среды. Автоматизированная система мониторинга.

Погода, климат, акклиматизация. Гигиеническая характеристика влияния погодных условий на психофизиологические функции организма. Гигиеническая характеристика влияния различных климатических условий на организм. Климатические пояса РФ.

Акклиматизация как социально-биологический процесс. Гигиенические основы акклиматизации (адаптации) физкультурников и спортсменов к различным погодным и климатическим условиям.

Гигиеническое значение физических, химических и бактериологических свойств питьевой воды. Гигиенические требования к питьевой воде. Показатели бактериальной загрязненности воды. Коли-индекс, коли-титр и их определение.

Гигиенические требования к источникам водоснабжения. Санитарно-гигиеническое обследование водоисточников.

Современные системы очистки и обеззараживания питьевой воды и воды плавательных бассейнов. Гигиеническая характеристика систем водоснабжения.

Гигиенические требования к источникам водоснабжения
Тема 8. Гигиенические требования к местам проведения рекреации и занятий туризмом

Гигиенические требования к выбору мест и экологических условий с учетом факторов воздушной и водной среды, климатических и погодных условий, возможности возникновения инфекционных заболеваний и травматических повреждений. Наличие пунктов неотложной медицинской помощи, походных аптечек и необходимых лечебных препаратов.

Тема 9. Рациональное питание

Значение питания как важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности. Гигиенические требования к пище и питанию в современных условиях.

Калорийность пищи. Регулируемые и нерегулируемые энерготраты. Методы определения суточного расхода энергии. Нормы калорийности пищевых рационов с учетом половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и туризмом. Контроль за калорийностью пищи.

Пищевые вещества. Гигиеническое значение белков. Потребность организма в белках в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и туризмом. Содержание белков в различных продуктах.

Гигиеническое значение жиров. Потребность в жирах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и туризмом. Содержание жиров в различных продуктах.

Гигиеническое значение углеводов. Потребность в углеводах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и туризмом. Содержание углеводов в различных продуктах.

Гигиеническое значение витаминов. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Гигиеническая характеристика наиболее важных витаминов. Нормы витаминов в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и туризмом. Содержание витаминов в различных продуктах. Гигиенические требования к употреблению синтетических витаминных препаратов.

Гигиеническое значение минеральных веществ. Потребность организма в минеральных элементах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и туризмом. Содержание минеральных веществ в различных продуктах.

Гигиеническое значение пищевых волокон и содержание их в продуктах.

Гигиеническая характеристика основных групп пищевых продуктов: молоко и молочные продукты, мясо, птица, яйца, рыба, хлеб, крупы, бобовые, картофель, овощи, фрукты и ягоды, пищевые жиры, кондитерские изделия и мед. Продукты повышенной биологической ценности.

Гигиеническая характеристика различных пищевых добавок и биокорректоров. Вредные пищевые добавки. Генетически модифицированные пищевые продукты.

Гигиенические требования к составлению пищевых рационов физкультурников и туристов в зависимости от вида физических упражнений и климатических условий.

Режим питания и усвояемость пищи. Режим питания при различных видах деятельности.

Особенности пищевых рационов и режима питания при различных формах АФК

Тема 10. Восстановительные средства

Основные положения применения гигиенических и оздоровительно-восстановительных средств, повышающих работоспособность и ускоряющих восстановительные процессы.

Гигиеническая характеристика и методика применения различных гидропроцедур (душ, контрастный душ, тепловые ванны, контрастные ванны, кислородные ванны, жемчужные ванны, восстановительное плавание).

Гигиеническая характеристика парных и суховоздушных (сауна) бань. Методика выполнения различных банных процедур в целях гигиены, закаливания, восстановления. Особенности использования банных процедур при различных формах рекреации и занятий АФК Гигиеническая характеристика ландшафтных (географических) зон, повышающих эффективность активного отдыха, ускоряющих восстановительные процессы и стимулирующие работоспособность.

Современные технологии комплексного применения восстановительных средств.
Тема 11. Гигиеническое обеспечение рекреации и туризма в жарком климате

Влияние различных факторов жаркого климата на организм и особенности адаптации к этим условиям. Гигиеническое обеспечение при различных формах рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом в жарком климате. Особенности суточного режима, личной гигиены, одежды и обуви, рационального питания и питьевого режима. Особенности закаливания. Особенности применения восстановительных средств. Профилактика перегреваний, теплового истощения, теплового и солнечного ударов. Первая помощь при указанных нарушениях здоровья.
Тема 12. Гигиеническое обеспечение рекреации и туризма в холодном климате

Влияние факторов холодного климата на организм и особенности адаптации к этим условиях. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом в холодном климате. Особенности суточного режима, личной гигиены, одежды и обуви, рационального питания. Особенности применения восстановительных средств. Профилактика переохлаждений, обморожений и отморожений. Первая помощь при указанных нарушениях здоровья.

Тема 13. Гигиеническое обеспечение рекреации и туризма в условиях горного климата

Влияние факторов горного климата на организм и особенности адаптации к этим условиям. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях горного климата. Особенности суточного режима, личной гигиены, одежды и обуви, рационального питания и питьевого режима. Особенности применения восстановительных средств. Профилактика горной болезни. Первая помощь при указанных нарушениях здоровья.
Тема 14. Гигиеническое обеспечение при трансмеридиальных перелетах

Влияние трансмеридиальных перелетов на организм. Явления десинхроноза. Особенности временной адаптации. Гигиеническое обеспечение при трансмеридиальных перелетах. Особенности поведения в самолете. По прибытию на место особенности суточного режима, личной гигиены. Особенности питания и питьевого режима. Особенности применения восстановительных средств.

2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тема 1. Предмет и задачи гигиены. Методы гигиенических исследований.

Тема 2. Задачи гигиены рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.

Тем 3. Основные пути формирования здорового образа жизни различных контингентов населения. Роль физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни.

Тема 4. Биологические факторы внешней среды. Профилактика и борьба с инфекционными заболеваниями. СПИД – опасное инфекционное заболевание.

Тема 5. Биологические ритмы и работоспособность. Суточный режим.

Тема 6. Личная гигиена. Уход за телом.

Тема 7. Гигиенические требования к материалам, из которых изготавливаются одежда и обувь. Гигиенические правила ухода за спортивной одеждой и обувью.

Тема 8. Социальное и биологическое значение вредных привычек. Социально-гигиенические аспекты курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Тема 9. Принципы закаливания. Применение закаливающих процедур при различных формах рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.

Тема 10. Санитарно-гигиенические мероприятия по охране воздушной среды. Гигиеническая характеристика влияния различных климатических условий на организм.

Тема 11. Гигиенические требования к питьевой воде, источникам и системам водоснабжения.

Тема 12. Содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ в различных продуктах. Гигиенические требования к употреблению синтетических витаминных препаратов.

Тема 13. Гигиеническая характеристика основных групп пищевых продуктов: молоко и молочные продукты, мясо, птица, яйца, рыба, хлеб, крупы, бобовые, картофель, овощи, фрукты и ягоды, пищевые жиры, кондитерские изделия и мед. Определение доброкачественности пищи.

Тема 14. Современные технологии комплексного применения восстановительных средств в процессе физического воспитания и спортивной подготовки.

Тема 15. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях жаркого климата.

Тема 16. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях холодного климата.

Тема 17. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях горного климата.

Тема 18. Гигиеническое обеспечение различных форм АФК
3. Примерная тематика рефератов


  1. Профилактика заболеваний и задачи гигиены.

2. Основные положения гигиены

3. Здоровый образ жизни.

4. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.

5. Профилактика инфекционных заболеваний.

6. Профилактика венерических заболеваний и СПИДа.

7. Личная гигиена туриста.

8. Профилактика и борьба с курением.

9. Профилактика и борьба с употреблением алкогольных напитков.

10. Профилактика и борьба с наркотиками.

11. Закаливание (значение, основные принципы).

12. Методика применения водных закаливающих процедур.

13. Гигиенические требования к воздушной среде.

14. Гигиенические требования к водной среде.

15. Гигиенические требования к местам проведения рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.

16. Основы рационального питания.

17. Гигиеническая характеристика основных пищевых веществ (белки, жиры, углеводы)

18. Гигиеническая характеристика витаминов.

19. Гигиеническая характеристика минеральных элементов.

20. Пищевые рационы и режимы питания при различных формах рекреации.

21. Пищевые рационы и режимы питания при различных формах занятий спортивно-оздоровительным туризмом.

22. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях жаркого климата.

23. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях холодного климата.

24. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях горного климата.

25. Гигиеническое обеспечение при трансмеридиальных перелетах.

4. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Предмет и задачи гигиены.

2. Предмет и задачи гигиены рекреации

3. Методы гигиенических исследований.

4. Структура здорового образа жизни и его элементы.

5. Основные пути формирования здорового образа жизни различных контингентов населения.

6. Характеристика биологических факторов внешней среды.

7. Инфекционные заболевания и пути их распространения.

8. Восприимчивость и иммунитет.

9. Профилактика инфекционных заболеваний и СПИДа.

10. Правила ухода за телом, кожей, зубами, волосами. Профилактика эпидермофитии.

11. Гигиенические основы суточного режима.

12. Профилактика и борьба с курением.

13. Профилактика и борьба с употреблением алкогольных напитков.

14. Профилактика и борьба с наркоманией.

15. Гигиенические требования к обычной и спортивной одежде и обуви.

16. Гигиеническое значение закаливания. Основные принципы закаливания. Виды закаливания.

17. Закаливание воздухом. Гигиеническая характеристика воздушных ванн и методика их применения.

18. Закаливание водой. Гигиеническая характеристика, методика и дозировка применения различных водных процедур.

19. Закаливание солнцем. Гигиеническая характеристика воздействий солнечных лучей. Методика приема и дозировка солнечных ванн.

20.Гигиеническое значение температуры воздуха. Правила и методы измерения температуры воздуха. Гигиенические нормы.

21. Гигиеническое значение влажности воздуха. Виды влажности. Приборы и методы определения относительной влажности. Гигиенические нормы.

22. Гигиеническое значение направления и скорости движения воздуха. Гигиенические нормы.

23. Гигиеническая характеристика атмосферного давления и его влияние на организм человека. Методы и единицы измерения.

24. Гигиеническая характеристика комплексного влияния физических свойств воздуха. Методика исследования охлаждающей способности воздуха. Гигиенические нормы.

25. Гигиеническая характеристика химического состава воздуха. Определение концентрации СО2 в воздухе. Гигиенические нормы.

26. Гигиеническое значение радиоактивности воздушной среды. Гигиенические нормы естественного радиационного фона.

27. Климат, погода, акклиматизация. Влияние погодных условий на организм человека.

28.Гигиенические требования к питьевой воде.

29. Гигиеническая характеристика систем водоснабжения.

30. Методы очистки питьевой воды. Коагуляция – современный метод очистки воды.

31. Показатели бактериальной загрязненности воды. Коли-индекс, коли-титр и их определение.

32. Методы обеззараживания воды (физические и химические).

33.Гигиенические требования к пище и питанию. Роль питания в поддержании состояния здоровья, нормального развития организма, общей и спортивной работоспособности.

34. Составные элементы суточных энерготрат (регулируемые и нерегулируемые энерготраты). Методы определения суточного расхода энергии.

35. Калорийность пищи. Нормы калорийности пищевых рационов с учетом половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и туризмом.

36.Гигиеническое значение белков. Потребность организма в белках. Содержание белков в различных продуктах

37. Гигиеническое значение и нормы жиров в питании человека.

38. Гигиеническое значение и нормы углеводов в питании человека.

39. Гигиеническое значение витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

40. Роль и значение жирорастворимых витаминов.

41. Роль и значение водорастворимых витаминов. Гигиеническая характеристика наиболее важных витаминов (С, В1, В2, В6, В12).

42. Гигиеническое значение и роль минеральных веществ в питании.

43. Гигиеническая характеристика макро- и микроэлементов.

44. Гигиеническая характеристика мясомолочных продуктов, их значение в питании.

45. Гигиеническая характеристика крупяных продуктов, овощей и фруктов, их значение в питании.

46. Режим питания занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом.

47. Продукты повышенной биологической ценности и специальные питательные смеси.

48. Особенности питания при различных формах рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.

49. Гигиеническая характеристика средств восстановления и повышения спортивной работоспособности.

50. Гигиеническая характеристика и методика применения восстановительных гидропроцедур.

51. Гигиеническое, лечебно-профилактическое и оздоровительное значение паровых и суховоздушных (сауна) бань.

52. особенности применения восстановительных средств при различных видах рекреации и занятий спортивно-оздоровительным туризмом.

53. Влияние факторов жаркого климата на организм.

54. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации в условиях жаркого климата.

55. Гигиеническое обеспечение занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях жаркого климата.

56. Влияние факторов холодного климата на организм.

57. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации в условиях холодного климата.

58. Гигиеническое обеспечение занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях холодного климата.

59. Влияние факторов горного климата на организм.

60. Гигиеническое обеспечение различных форм рекреации в условиях горного климата.

61. Гигиеническое обеспечение занятий спортивно-оздоровительным туризмом в условиях горного климата.

62. Гигиеническое обеспечение при трансмеридиальных перелетах.

Ш. Распределение часов курса по темам и видам работ



№.№.

п.п.


Наименование тем


Всего часов

Аудиторные занятия (час), в том числе:

Лекции Семинары


Самостоятельная работа

1

Предмет и задачи гигиены. Общая гигиена и гигиена АФК.


4


2



-


2

2

Здоровый образ жизни

6

2

2

2

3

Профилактика инфекционных заболеваний

6

2

-

4

4

Личная гигиена, гигиена одежды и обуви

4

-

2

2

5

Закаливание

4

2

-

2

6

Вредные привычки – разрушители здоровья

8

2

2

4

7

Гигиена воздушной и водной среды

8

2

4

2

8

Гигиенические требования к местам проведения рекреации

6

-

2

4

9

Рациональное питание

10

2

4

4

10

Восстановительные средства

6

2

-

4

11

Гигиеническое обеспечение в жарком климате

8

2

2

4

12

Гигиеническое обеспечение в холодном климате

8

2

2

4

13

Гигиеническое обеспечение в горном климате

8

2

2

4

14

Гигиеническое обеспечение при трансмеридиальных перелетах

4

-

2

2




Итого:

90

22

24

44


IV. Форма итогового контроля
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.

V. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Рекомендуемая литература (основная)
1. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для институтов и техникумов физ. Культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1990.

2. Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене: Пособие для институтов физ. Культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Кузин В.В., Лаптев А.П. Особенности спортивного режима в различных климато-географических условиях. – М.: РГАФК, 1999. – 24 с.

2. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991. – 159 с.

3. Лаптев А.П., Панков В.А. Здоровый образ жизни студентов (Учебное пособие) – М.: Физкультура, образование и наука, 2002. – 58 с.

4. Лаптев А.П., Панков В.А. Закаливание студентов (Учебное пособие) – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 43 с.

5. Лаптев А.П., Панков В.А. Вредные привычки – разрушители здоровья студентов (Учебное пособие) – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 48 с.

6. Лаптев А.П., Панков В.А. Профилактика инфекционных и венерических заболеваний у студентов (Учебное пособие) – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 49 с.

7. Полиевский С.А. Гигиена спортивной одежды и снаряжения. – М.: Физкультура и спорт, 1987.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая и специальная гигиена iconРабочая программа по курсу «Общая и специальная гигиена» По дополнительной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Общая и специальная гигиена iconРабочая программа дисциплины (модуля) общая и специальная гигиена...
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Общая и специальная гигиена iconПрограмма дисциплины дпп. 12 Дошкольная педагогика (общая и специальная)...
Общая и специальная предоставляет студентам возможность рассмотреть современную систему дошкольного воспитания. Цель преподавания...
Общая и специальная гигиена icon«общая гигиена»
Латышевская Н. И., Яцышена Т. Л., Герусова Г. П., Крамарь В. О., Бочарова Л. М., Чернова Н. В., Шестопалова Е. Л., Новикова А. Н
Общая и специальная гигиена iconАннотированное содержание программы по дисциплине «Гигиена детей...

Общая и специальная гигиена iconРабочая программа учебной дисциплины «общая гигиена»
Компетенции приобретенные в ходе изучения гигиены готовят студента к дальнейшему освоению профессиональных компетенций и выполнению...
Общая и специальная гигиена iconРабочая программа учебной дисциплины «общая гигиена»
Компетенции приобретенные в ходе изучения гигиены готовят студента к дальнейшему освоению профессиональных компетенций и выполнению...
Общая и специальная гигиена iconГосударственный образовательный стандарт
Общая характеристика специальности 032000 специальная дошкольная педагогика и психология
Общая и специальная гигиена iconРеферат на тему: «Гигиена»
Гигиена медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая...
Общая и специальная гигиена iconГигиена наука о сохранении и укреплении здоровья
Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа
Общая и специальная гигиена iconРабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,...
Общая и специальная гигиена iconМетодическая разработка урока производственного обучения Тема: «Подготовка...
Учебная дисциплина «Санитария и гигиена», тема «Личная гигиена работников торговых предприятий», «Санитарные требования к содержанию...
Общая и специальная гигиена iconРабочая программа дисциплины гигиена направление подготовки (специальность) «педиатрия»
Целью обучения дисциплине "гигиена" является формирование у студентов современного представления о гигиене как о главной научной,...
Общая и специальная гигиена icon«согласовано» Руководитель департамента образовательных медицинских...
«Гигиена труда», образовательные программы и тестовые задания разработаны сотрудниками кафедры «гигиена труда» медико-профилактического...
Общая и специальная гигиена iconЛитература для врачей). Isbn 5-901006-89-5 1 Гигиена и экология человека:...
Гигиена лечебно-профилактических учреждений: учеб пособие/ П. В. Глыбочко [и др.]. Саратов : Изд-во сгму, 2005. 136 с. Isbn 5-7213...
Общая и специальная гигиена iconУчебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений...
«Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск