Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса Институт сервиса, туризма и дизайна Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИНДУСТРИИ СПОРТА Учебная программа дисциплины
по специальности
«Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Спортивно-оздоровительный сервис»
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2014
ББК 39
Учебная программа по дисциплине «Международные стандарты индустрии спорта» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ.
Предназначена студентам специальности 100103.65 «Социальнокультурный сервис и туризм, специализация «Спортивно-оздоровительный сервис» всех форм обучения
Составитель: В.В. Шаповал, канд. техн. наук, доцент, кафедра физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, А.Н.Яковлев, канд.пед. наук.,доцент, кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса
Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол № 5.
Редакция 2014 года, протокол от 19.02.2014г. №6 Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС
© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕ
В последние годы на международных спортивных соревнованиях российские спортсмены нередко проигрывают не на арене, где происходит состязание, а образно говоря, «в кулуарах», где им требуется эффективная правовая поддержка. Налицо необходимость подготовки специалистов высокого класса в области международных стандартов индустрии спорта. Без этого российским спортсменам будет просто невозможно удержать завоеванные позиции в мировом спорте, сохранить статус великой спортивной державы.
Введение дисциплины «Международные стандарты индустрии спорта» обусловлено необходимостью повышения качества правовых и спортивных знаний на международном уровне российских тренеров, спортсменов и, что немало важно, спортивных чиновников.
Особое место дисциплины в профессиональной подготовке обусловлено необходимостью приобретения определенных знаний, которые смогут правильно трактовать законы, нормативную и правовую документацию в сфере индустрии спорта.
«Международные стандарты индустрии спорта» является дисциплиной специализации, соответствует учебному плану подготовки специалистов.
Особенностью данной дисциплины является исследование возможностей находить взаимно выгодные решения для спонсоров, организаторов и спортсменов при проведении спортивных мероприятий, обеспечивая удобства для зрителей и максимальную прибыль организаторов и спортсменов.
Для изучения дисциплины необходимы знания в области «Истории физической культуры», «Теории и методики физического воспитания», «Мировой культуры и искусства», «Техники и технологии социально-культурного сервиса и туризма», «Основ тренерского мастерства», «Теории спорта», «Бизнес-планирования в туризме и индустрии гостеприимства», «Сервис в спортивно-оздоровительных центрах».
«Международные стандарты индустрии спорта» обеспечивает основу профессиональных знаний в целом. Будущий специалист должен уметь разбираться в основных положения закона «О физической культуре и спорте», уметь комментировать его статьи. Квалифицированно ориентироваться в нормативных документах международных спортивных организаций. Оценивать роль государства и выделять основные задачи и полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебная программа разработана на основе учебных планов направления подготовки специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм, специализация «Спортивно-оздоровительный сервис» всех форм обучения
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель дисциплины - формирование у студентов базовых знаний, профессиональных качеств выпускника, ориентированных на вопросы регулирования общественных отношений, связанных с деятельностью общества, государства, граждан и иных субъектов в сфере индустрии спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Основные задачи дисциплины - ознакомить студентов с механизмами управления и взаимодействия бизнеса и спорта, условиями инвестирования, экспертно-консультативной помощью, оказываемой спортивным организациям; освоить опыт практического применения управленческих технологий и эффективных методик, современных технологий и спортивного отбора, созданных на основании знания потребностей заказчика в конкретной ситуации и международных стандартов индустрии спорта.
Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины
В процессе изучения дисциплины формируются следующие профессиональные компетенции:
способность применения управленческих технологий и эффективных методик, создаваемых на основании знания потребностей заказчика в конкретной ситуации, при проведении спортивных мероприятий;
умение предлагать своим клиентам наилучшие подходы к решению имеющихся задач с учетом условий коммерциализации спорта, перехода его на профессиональную основу и создавать условия мирового уровня для спортсменов, спонсоров и зрителей.
Основные виды занятий и особенности их проведения
Дисциплина «Международные стандарты индустрии спорта» изучается студентами всех форм обучения в течении одного семестра. Количества аудиторных часов - 34, из них лекционных - 17. На самостоятельную работу отводится 51 час.
Лекционные занятия проводятся в учебных аудиториях в объеме 1 час в неделю с использованием мультимедийных проекционных устройств.
Практические занятия проводятся в учебных аудиториях в объеме 1 час в неделю. Индивидуальные занятия студента предусматривают обязательное использование презентационного материала. Лекции знакомят студентов с основными статьями закона «О физической культуре и спорте РФ», знакомят с конституционными правами, оговаривают роль государства в поддержании «спорта для всех» и спорта высших достижений, знакомят с особенностями перехода к профессиональному спорту на основе «спортизации» и воспитания физической культуры личности. Практические занятия предусматривают комментарии к различным положениям и статьям.
Особое место в овладении дисциплиной отводится самостоятельной работе. Контроль усвоения материала проводится при подготовке сообщений докладов, эссэ, защите рефератов, работе с законами, нормативной и правовой документацией, выполнению заданий по практическим занятиям.
Виды контроля и отчетности по дисциплине.
Текущая аттестация происходит в соответствии с Положением о рейтинговой системе и предусматривает выполнение рефератов, письменных работ, проведение коллоквиумов, тестирование по отдельным темам. Промежуточная аттестация проходит в форме экзамена. К экзамену студент должен продемонстрировать теоретические знания, практические навыки и умения в объёме, необходимом для практической деятельности специалиста в данной области. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита курсовой работы по выбранной теме, ориентированной на публикационную активность студентов в научных журналах. Важным фактором является умение экзаменуемого оперировать в своём ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе. Экзамен проводится в традиционной форме или компьютерного тестирования. Итоговая оценка по дисциплине формируется на основе результатов текущих и промежуточной аттестаций.
1.5. Техническое и программное обеспечение дисциплины
Лекционные занятия проводятся в аудитории, оборудованной проекционной и видеотехникой, качественной доской. На практических занятиях используется возможность работать в библиотеке по поиску и систематизации современных источников, также вспомогательное медицинское оборудование, тренажёры. Для данной дисциплины используется видеоаппаратура, мультимедийный проектор для просмотра и анализа видеофильмов, проведения видеоконференций. Самостоятельная работа включает в себя работу в библиотеке с электронными каталогами и медиа-классе.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины. Темы лекционных занятий
Раздел 1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
Тема 1. Введение. Федеральный закон от 20.12.2004 г. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта. Развитие физической культуры и спорта в учреждениях многоуровневого образования. Конституция Российской Федерации. Региональные и локальные законодательные акты в сфере физической культуры и спорта. Социальная защита спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций.
Раздел 2.Нормативная и правовая документация в сфере индустрии спорта.
Тема 2.1 Законы о физической культуре и спорте стран мира.
Раздел 3. Конституционные права и свободы граждан России.
Тема 3. Поддержка молодых граждан в сфере здоровья, физической культуры и спорта.
Тема 3.1 Поддержка молодых граждан в социальной сфере.
Раздел 4. Нормативные документы международных спортивных организаций.
Тема 4.1. Деятельность Федераций по видам спорта в мировом спортивном мире.
Тема 4. 2.Организация и деятельность спортивных арбитражных судов в России.
Раздел 5. Спортивная хартия.
Тема 5.1 Регулирование отношений в современном Европейском спорте.
Тема 5.2. Олимпийская хартия. Олимпийское движение и его деятельность. Олимпийские игры.
Раздел 6. Роль государства в поддержании спорта для всех и развитии спорта высших достижений.
Тема 6.1. Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования.
Тема 6.2. Физкультурно-спортивная деятельность в системе физического воспитания и спорте как инструментальная основа формирования новых представлений о «теле» и «телесности» человека.
Раздел 7. Основные задачи и система полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Тема 7.1. Физическая культура и спорт в местных подзаконных нормативных актах.
Раздел 8. Коммерциализация спорта
Тема 8.1. Коммерциализация спорта. Профессиональный спорт. Заключение.
Темы практических занятий
Тема 1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте». (Литература: 1, 4) .
Тема 2. История развития законодательства стран мира. (Литература: 4)
Тема 3. Коментарии к закону г. Москва «О молодежи» от 28.01.04 г. (Литература: 4) .
Тема 4..Олимпийская хартия. Глава 1. (Литература: 1)
Тема 5...Основные положения спортивного права. Понятие спортивного права (Литература: 1) .
Тема 6. Физическая культура как объект государственного регулирования. (Литература: 1, 2) .
Тема 7. Физическая культура и спорт в местных подзаконных нормативных актах. (Литература: 4) .
Тема 8. Коммерциализация спорта. (Литература: 1) .
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по изучению дисциплины
Самостоятельная работа предусматривает выполнение индивидуальных занятий, работу со справочной литературой, законами, нормативной и правовой документацией, выполнение домашних заданий по практическим занятиям, защиту практических занятий. При изучении дисциплины выполняется проверка знаний для подготовки к промежуточной аттестации путем опроса, тестирования по отдельным темам. Тематика и названия контрольных работ для студентов заочной формы обучения приведены ниже. Вариант названия темы реферата или темы контрольной работы соответствуют последней цифре в номере зачетной книжки студента. Рефераты и контрольные работы выполняются в соответствии с требованиями СТО.1.005-2004. п/п
| Задания для самостоятельной работы
| 1
| 2
| 1
| Основные понятия (Глава 1. Статья 2), используемые в федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.2004 г. Комплекс ГТО в СССР и перспективы его реализации.
| 2
| Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта (Глава 1. Статья 14),), используемые в федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» от29.04.2004 г.
| 3
| Периоды становления законодательства о физической культуре и спорте в странах Европы. «Спорт для всех»
| 4
| Олимпийская хартия. Глава 1. Состав и общая организация Олимпийского движения
| 5
| Олимпийская хартия. Глава 5. Статья 34. Выбор города-организатора Олимпийских игр
| 6
| Олимпийская хартия. Глава 5. Статья 39. Олимпийская деревня
| 7
| Международные федерации летних Олимпийских видов спорта
| 8
| Международные федерации зимних Олимпийских видов спорта
|
Окончание таблицы 1
| 2
| 9
| Основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта
| 10
| Коммерциализация спорта
| 11
| Технические положения, касающиеся МСФ на Олимпийскихиграх
| 12
| Освещение Олимпийских игр средствами массовой информации
| 13
| Издания, относящиеся к Олимпийским играм
| 14
| Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования
| 15
| Физическая культура и спорт в местных подзаконных нормативных актах
|
|