АННОТАЦИЯ
к рабочей учебной программы по дисциплине
Гистология, эмбриология, цитология
060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Название дисциплины: Гистология, эмбриология, цитология
Трудоемкость:
Виды учебной работы
| Трудоемкость (час.)
| Аудиторные занятия:
|
| Лекции
| 40
| Семинары, практические занятия
| 80
| Экзамен
| 1
| Самостоятельная работа:
|
| Конкретизировать формы работы
| 96
|
|
| Общая трудоемкость
| 216
|
|
|
Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:
Перечень формируемых компетенций
Общекультурные компетенции (текст компетенции)
| Коды формируемых компетенций
| способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ОК-1
| Профессиональные компетенции
|
| - общепрофессиональные
- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшем медицинским персоналом, взрослым населением и подростками их родителями
- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
- способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболевания и патологических процессов
|
ПК-1
ПК-3
ПК-16
| - в организационно-управленческой деятельности:
- способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
- способность и готовность использовать нормативную документацию принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
|
ПК-9
ПК-27
| - в научно-исследовательской деятельности:
- способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
|
ПК-31
ПК-32
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Общие закономерности, присущие клеточному уровню организации живой материи, и конкретные особенности клеток различных тканей.
Общие закономерности организации живой материи, присущие тканевому уровню организации.
Принципы нейро-эндокринной регуляции органов и тканей.
Уметь:
Микроскопировать гистологические препараты.
Подсчитать лейкоцитарную формулу.
«Читать» под микроскопом гистологические, эмбриональные и некоторые гистохимические препараты.
«Читать» гистологические и эмбриологические микрофотографии и рисунки.
«Читать» электронные микрофотографии клеток и внеклеточных структур тканей и органов.
Составить протокол (письменное описание) и дать устное описание изучаемых объектов.
Иметь навыки чтения научной литературы и написания рефератов.
Владеть:
Техникой микроскопирования гистологических препаратов.
Техникой чтения электронных микрофотографий клеток и внеклеточных структур.
4.Краткое содержание дисциплины Раздел 1. Цитология
Тема 1. Гистологическая техника.
Содержание темы:
Знакомство с микроскопом.
Этапы гистологической техники.
Знакомство с гистологическими препаратами при окраске их различными красителями.
Тема 2. Общий план строения клетки.
Содержание темы:
Различные формы клеток.
Неклеточные образования (симпласт, синцитий, межклеточное вещество).
Поверхностный аппарат клетки. Морфофункциональная организация.
Межклеточные контакты.
Тема 3. Ядро. Репродукция клеток.
Содержание темы:
Форма ядер и их количество.
Структура ядра.
Клеточный цикл. Митотический цикл. Гибель клеток.
Способы деления клеток: митоз, эндорепродукция, амитоз.
Раздел 2. Общая гистология
Тема 4. Эпителиальные ткани.
Содержание темы:
Общая характеристика, источники развития.
Покровные эпителии (одно- и многослойные).
Железистые эпителии. Классификация желез.
Тема 5. Ткани внутренней среды. Кровь.
Содержание темы:
Кровь, как ткань. Общая характеристика.
Клетки крови. Классификация, функции (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
Гемограмма.
Лейкоцитарная формула.
Тема 6. Соединительные ткани.
Содержание темы:
Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Клетки и межклеточное вещество.
Плотная оформленная соединительная ткань. Строение сухожилия.
Плотная оформленная соединительная ткань. Строение дермы кожи.
Соединительные ткани со специальными свойствами – жировая, ретикулярная.
Тема 7. Хрящевая ткань.
Содержание темы:
Общий план строения хрящевой ткани.
Строение гиалинового хряща.
Строение эластического хряща.
Строение волокнистого хряща.
Тема 8. Развитие и строение костной ткани.
Содержание темы:
Общий план строения пластинчатой костной ткани.
Развитие кости на месте мезенхимы.
Развитие кости на месте хряща.
Тема 9. Мышечные ткани.
Содержание темы:
Развитие и строение гладкой мышечной ткани.
Развитие и строение поперечно-полосатой мышечной ткани соматического типа.
Развитие и строение поперечно-полосатой мышечной ткани целомического типа.
Тема 10. Нервная ткань. Нервная система.
Содержание темы:
Развитие нервной ткани.
Строение нейрона. Базофильное вещество.
Образование и строение нервных волокон.
Глия.
Синапсы.
Нервные окончания. Строение и функции.
Раздел 3. Частная гистология.
Тема 11. Сердечнососудистая система.
Содержание темы:
Развитие сердечнососудистой системы.
Артерии, классификация и строение.
Вены, классификация и строение.
Капилляры. Строение и тканеспецифичность.
Сердце. Развитие и строение стенки сердца.
Тема 12. Железы внутренней секреции.
Содержание темы:
Морфофункциональная характеристика желез внутренней секреции.
Гипоталамус. Развитие, строение, функции.
Гипофиз. Развитие, строение, функции. Гипоталамогипофизарная система.
Щитовидная железа. Развитие, строение, функция.
Околощитовидная железа. Развитие, строение, функции.
Надпочечник. Развитие, строение и функции.
Тема 13. Органы кроветворения и иммунной защиты.
Содержание темы:
Центральные и периферические органы кроветворения.
Развитие и строение красного костного мозга, функции.
Развитие и строение вилочковой железы, функции.
Развитие и строение лимфатического узла, функции.
Развитие и строение селезенки, функции.
Развитие и строение небной миндалины, функции.
Тема 14. Пищеварительная система.
Содержание темы:
Общая характеристика пищеварительной системы. Развитие.
Строение ротовой полости и её производные.
Слюнные железы. Развитие и особенности строения.
Развитие зуба.
Тема 15. Пищеварительная система.
Содержание темы:
Развитие, строение пищевода.
Переход пищевода в желудок.
Особенности развития и строения желудка.
Особенности развития и строения отделов кишечника.
Развитие и строение печени. Особенности кровообращения.
Развитие и строение поджелудочной железы.
Тема 16. Дыхательная система. Кожа.
Содержание темы:
Общая характеристика дыхательной системы: развитие, классификация, функции.
Особенности строения трахеи.
Легкое. Развитие, строение воздухопроводящих путей и ацинуса.
Строение кожи, её развитие. Кератинезация. Дерма кожи. Строение желез и волоса.
Тема 17. Мочевыделительная система.
Содержание темы:
Особенности развития и строения почек в онтогенезе.
Строение почки. Гистофизиология нефрона. Эндокринная функция почек.
Мочевыводящие пути. Мочеточник и мочевой пузырь.
Тема 18. Мужская половая система.
Содержание темы:
Развитие гонад. Индифферентная стадия развития. Развитие по мужскому типу.
Строение яичка. Эндокринная функция.
Семявыносящие пути. Особенности строения.
Железы мужской половой системы. Особенности строения.
Тема 19. Женская половая система.
Содержание темы:
Развитие женской половой системы.
Строение яичника. Эндокринная функция.
Развитие и строение маточных труб, матки и влагалища.
Гормональная регуляция полового цикла.
Понятие овариально-менструального цикла.
Тема 20. Эмбриогенез человека.
Содержание темы:
Понятие онтогенеза. Строение половых клеток.
Оплодотворение. Временная характеристика.
Дробление, как этап эмбриогенеза. Особенности у человека.
способы гаструляции. Гаструляция у человека. Образование 3-х зародышевых листков.
Тема 21. Эмбриогенез человека.
Содержание темы:
Нейруляция как этап эмбриогенеза.
Образование, строение и функционирование внезародышевых органов: амнион, хорион, желточный мешок, аллантоис.
Образование, строение и функции плаценты. Типы плацент.
5. Формы контроля. Оценочные средства. Опрос на каждом занятии. Проверка зарисовок гистопрепаратов. Решение ситуационно-логических задач. Контроль изучаемых электронных микрофотографий. Итоговый диагностикум гистопрепаратов и электронных микрофотографий. Тесты. Контрольные работы.
Зав. кафедрой, доцент: И.Г. Пашкова |