Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе





НазваниеМетодология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе
страница1/8
Дата публикации28.04.2015
Размер1.28 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Спорт > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8

На правах рукописи




ГЕРМАНОВ Геннадий Николаевич



МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

В СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук
Волгоград – 2011

Диссертационная работа выполнена на кафедре физического воспитания и спорта ГОУВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет».

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

ВРУБЛЕВСКИЙ Евгений Павлович;

доктор педагогических наук, профессор

ГУБА Владимир Петрович;
доктор педагогических наук, профессор

ЯКИМОВИЧ Виктор Степанович.

Ведущая организация – ФГОУВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)».

Защита диссертации состоится 12 октября 2011 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при ФГОУВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» по адресу: 400005, г. Волго­град, проспект им. В.И. Ленина, 78.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».
Автореферат разослан 12 сентября 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного

совета, профессор






МОСКВИЧЕВ Ю.Н.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования. В ряду проблем теории спорта одно из центральных мест занимают вопросы структуры спортивной тренировки. Существующие представления о структуре тренировки не могут рассматриваться как неизменные, они постоянно трансформируются, дополняются новыми научными знаниями и теоретическими положениями, расширяющими наше понимание основ построения тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов (Л.П.Матвеев, 1964<>12010, В.Н. Платонов, 1977<>2010; Ю.В.Верхошанский, 1973<>2005; А.П.Бондарчук, 1987<>2005; А.Н.Воробьев, 1989; С.М.Гордон, 1989<>2008; В.Б.Иссурин, 1987<>2010; Ю.Ф.Курамшин, 2002<>2005; T.Bomba, 1993<>1999 и др.).

В современных концепциях построения спортивной тренировки исходные основы спортивно-педагогического процесса представлены образованиями, выражающими как структурную упорядоченность тренировочного процесса, так и функциональные характеристики двигательной деятельности, что находит свое отражение в различных педагогических терминах и понятиях. Так, у Л.П. Матвеева (2008) мы находим «микросеансы тренировочных упражнений»2 как малую форму занятий, у Ю.В. Верхошанского (1988) – «тренировочный сеанс». А.П. Бондарчук (2005) указывает на первичность упражнений в функциональной организации двигательной деятельности, выделяя, как и В.Н. Платонов (2005), «модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексы». В.Б. Иссурин (2010) главным элементом содержания тренировки утверждает «ключевое упражнение (или ключевое задание)», отождествляя эти понятия. А.Н. Воробьев (1989) в качестве функциональной единицы выделяет «элементарную нагрузку», а на более высоком уровне организации – «комплекс нагрузок». С.С. Гордон (2008) такой структурно-функциональный комплекс называет «параметрической тренировкой, программой». А.А. Шамардин (2009) в качестве основных структурных единиц предлагает использовать «фрагменты», т.е. отдельные тренировочные занятия, «модули», «блоки» занятий. В.К. Бальсевич (2009) в качестве первичной организационной формы тренировочного процесса выделяет «пуловые занятия», состоящие из «минимизированных комплексов однонаправленных, структурно организованных тренировочных воздействий», где планирование тренировочных нагрузок идет «от состояния спортсмена», осуществляется «в связи с данными перманентного развития подготовленности спортсмена». Такие разнообразные и противоречивые теоретические взгляды не способствуют формированию единой методологии в организации двигательной деятельности и построении спортивно-педагогического процесса. Возникает противоречие между старым усвоенным знанием и новыми знаниями оперативно-текущего управления двигательной деятельностью занимающихся, полученными в ходе решения задач построения спортивной тренировки, где исходной структурно-функциональной единицей спортивно-педагогического процесса рассматривается «двигательное задание» 3.

Научно-теоретические представления о сущности двигательных заданий, как исходном структурно-функциональном элементе двигательной деятельности, актуализировались в связи с рассмотрением вопросов модельно-целевого и блокового построения тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов (Д.А.Аросьев, 1968; В.П.Попов, 1982; В.Г.Алабин, 1986, 1996; В.В.Гожин, 1998; В.П.Черкашин, 2001; А.С.Белов, 1972; Б.А.Подливаев, 1975; С.Г.Бабуджян, 1978; С.А.Гукасян, 1982; Б.В.Шмонин, 1986; Ю.В.Никонов, 1988; А.Н.Пархоменко, 1988; Ю.А.Смертин, 1991; В.Э.Цандыков, 1993; И.Б.Иванова, 1994; О.Е.Ушакова, 1998; Г.В.Бугаев, 1998; М.В.Леньшина, 1999; Н.Н.Безноско, 2002; Ю.А.Купцов, 2002; В.Ф.Пилипко, 2003; Е.В.Калашникова, 2003; Е.В.Готовцев, 2004; В.В.Павлов, 2006; С.М.Журід, 2007; Е.Г.Цуканова, 2010; В.К.Апанасенко, 2011; Б.Ф.Вашляев, 2011; Е.В.Слесаренко, 2011; В.А.Еганов, 2011 и др.). Ряд исследователей утверждают двигательные задания как малую форму организации учебно-педагогического процесса в физической культуре различных возрастных групп, придают им значение конструирующей основы целостного процесса, включают в структурные составляющие более крупных единиц учебной деятельности (В.В.Соловцов, 1987; C.C.Огородников, 1988; И.И.Степанченко, 1989; С.И. Шаблыко, 1991; С.І.Марченко, 2003; Л.В.Мосійчук, 2004; А.А.Помазан, 2004, 2005; М.Е.Злобина, 2009; И.В.Машошина, 2010). Вместе с тем, понимание сущности данной исходной единицы спортивно-педагогического процесса многими методистами и практиками физической культуры ограничивается на уровне трактовки домашнее задание. Другие же представляют форму организации физической активности занимающихся на уроках физкультуры в средней и высшей школе в виде заданий по станциям в системе круговой тренировки. Исследований методологического уровня по научной проблеме эффективной организации двигательной деятельности в ее микроформах не проводилось.

Основные направления в исследовании научной проблемы эффективной организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников и выявления исходных структурных элементов спортивно-педагогического процесса определяются следующими противоречиями.

На научно-теоретическом уровне: разными подходами в понимании «двигательного задания», когда оно трактуется как «практическая задача», отождествляется с понятиями «упражнение», «нагрузка», «метод». Задание нельзя приравнять или свести к упражнению, тренировочной нагрузке, оно в процессуальном плане возвышается над ними, вбирает их в себя и интегрирует как структурные элементы, устанавливает, что их организация определяется целевой задачей достижения результирующих показателей.

В науке о спорте не анализируются теоретические аспекты категории «двигательное задание», не разрабатываются конструктивные и проектные основы рассматриваемого образования, не исследуются концептуальные подходы использования данного понятия в технологиях подготовки спортсменов и школьников, что останавливает процесс дальнейшего совершенствования теории и методики спортивной тренировки и процесса физического воспитания. Отсутствие понятийного аппарата не позволяет специалистам проводить прикладные исследования, ибо исходное понимание микроструктуры существенно различается в работах разных авторов. Научное осмысление микроформ двигательной деятельности требует утверждения единых методологических взглядов в понимании исходных структурно-функцио-нальных основ этой деятельности, формирования основополагающих подходов к организации спортивно-педагогического процесса, разработки проектно-технологических систем построения его микроструктуры.

На научно-методическом уровне: просматривается противоречие в связи с запросами развивающейся передовой физкультурно-спортивной практики, где широко используются двигательные задания как микроформа подготовки, и явно неудовлетворительными методологическими знаниями по данной проблеме, отсутствием апробированных в экспериментальных исследованиях модернизированных конструкций к построению учебно-педагогического и спортивно-соревновательного процессов на базе новых взглядов, новых практических подходов, новых экспериментальных технологий, не отвергающих урок как основную форму организации двигательной деятельности в физическом воспитании и спорте, но рассматривающих новый этап дифференцированного восприятия его составляющих компонентов, с его внутренней логикой, организацией, преемственностью и последовательностью. Сегодня в развивающихся знаниях о спортивно-соревновательной и физкультурной деятельности микроформы этой деятельности требуют серьезного научного изучения и формирования соответствующей теории, поскольку те структурные звенья педагогического процесса, которые мы привыкли воспринимать как его первооснову, а именно урок, занятие, тренировку, перестают удовлетворять практиков физической культуры и спорта. Таким образом, изучаемая в данном исследовании научная проблема является актуальной и своевременной, а научные изыскания в этом направлении становятся исследованиями первостепенной важности, значимости и первоочередного уровня решения.

Основополагающей идеей исследования выступает положение о том, что задание является исходным элементом организации двигательной деятельности в ее микроструктуре, в связи с чем, можно утверждать, что качество и эффективность спортивно-педагогического процесса во многом зависят от выбора и построения оптимальных заданий, учитывающих характеристики двигательной деятельности, уровень подготовленности юных спортсменов и школьников, индивидуальную текущую адаптированность к тренирующим воздействиям. В нашем исследовании сформулированы научные положения в организации и управлении оперативно-текущей двигательной деятельностью на базе принципиальных установок конструирования двигательных заданий, среди них: учет закономерностей соревновательной деятельности, единство педагогической и биологической составляющих в организации заданий, адекватность параметров спортивных действий желаемым тренировочным эффектам, что достигается в модельных экспериментах поиска оптимальных условий, позволяющих предписывать, нормировать характер тренировочной деятельности, способствующих успешному прогнозированию результативных достижений в связи с заданными условиями действий. Эти принципиальные установки отражены в конструировании двигательных заданий на примере бега на короткие и средние дистанции у юных спортсменов. Если разрабатываемые подходы конструирования двигательных заданий и организации микроформ двигательной деятельности окажутся эффективными при проверке в ряде видов спорта, резонно ожидать, что научно-теоретическое значение проведенной работы перерастает рамки частных теоретических знаний и принимает методологический характер.

Объект исследования – организация двигательной деятельности в микроструктуре спортивно-педагогического процесса.

Предмет исследования – задание(я) как структурно-функциональная единица двигательной деятельности.

Цель исследования – разработать и научно обосновать методологию конструирования двигательных заданий в системе оперативно-текущего управления двигательной деятельностью в спортивно-педагогическом процессе с учетом знания основополагающих характеристик этой деятельности.

Гипотеза исследования. Методология конструирования и построения двигательных заданий в спортивно-педагогическом процесса юных спортсменов и физическом воспитании школьников будет педагогически целесообразной и продуктивной, если ее базовую основу составит система подходов к организации двигательной деятельности, где будут отражены:

  • подходы к пониманию двигательного задания как исходной структурно-функциональной единицы двигательной деятельности, как исполнительной формы двигательного действия, направленного на решение двигательной задачи с целевой устремленностью к должной результативности при заданных условиях и требованиях его выполнения;

  • педагогические характеристики двигательной деятельности, предусматривающие учет закономерностей соревновательной деятельности, знание ведущих двигательных способностей в структуре подготовленности юных спортсменов и школьников, различие индивидуальных особенностей участников деятельности;

  • физиологические и медико-биологические характеристики двигательной деятельности, представленные показателями функциональной активности систем организма, дающими точное представление об адаптационных процессах в ответ на заданное действие;

  • подходы к конструированию двигательных заданий на базе методов планирования модельных экспериментов при поиске оптимальных условий, устанавливающие количественные параметры нагрузок в заданиях;

  • подходы к управлению оперативно-текущей двигательной деятельностью, в основу которых положены проектно-технологические системы использования двигательных заданий, решающие задачи повышения физической и спортивно-соревновательной подготовленности юных спортсменов, укрепления здоровья школьников, их обучения и развития.

На основе базовых представлений о практической методологии, сформулированных в работах А.М. Новикова, Д.А. Новикова (1994<>2007), определяющих методологию как учение об организации деятельности, характеризующих ее структуру, где предусматривается фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации, технологическая фаза, результатом которой является реализация системы, рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы, а также в соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

    1. Выявить сущностные характеристики понятия «двигательное задание», сформулировать его определение.

    2. Обосновать методологические подходы к организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников и разработать принципиальные установки конструирования двигательных заданий.

    3. Определить педагогические, физиологические и медико-биологичес-кие характеристики соревновательной и тренировочной деятельности юных спортсменов в возрастном и квалификационном аспектах в видах спорта, на предметной основе которых будет проведено конструирование заданий.

    4. Разработать технологии модельно-целевого конструирования двигательных заданий, их пошаговой регламентации при решении задач совершенствования физической подготовленности юных спортсменов на примере бега на короткие и средние дистанции.

    5. Обосновать использование двигательных заданий в системе блочно-модульного построения уроков физической культуры для целей эффективной организации физического воспитания школьников.

    6. Обосновать использование двигательных заданий в индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов и программировании индивидуальной физической активности учащихся.

    7. Апробировать в ходе педагогического эксперимента проектно-технологические системы модельно-целевого конструирования двигательных заданий, пошаговой регламентации, блочно-модульного построения уроков физической культуры, закрепляющие восприятие заданий как структурной основы спортивно-педагогического процесса.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconИндивидуальный сборник заданий
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconПояснительная записка в процессе проектирования ооп по направлениям...
В процессе проектирования ооп по направлениям «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» перед коллективом разработчиков были...
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconМетодология использования тестовых заданий в процессе изучения математики
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,...
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconМетоды сбережения здоровья воспитанников в педагогическом процессе
Белоус Е. Н. Методы сбережения здоровья воспитанников в педагогическом процессе
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconМетодические указания к расчетно-графической работе №1 по курсу «Основы...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения при выполнении ими расчетно-графической работы по конструированию...
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconТехнологии спортивно-оздоровительного сервиса
«Социально-культурный сервис и туризм» и «Спортивно-оздоровительный сервис». В ней сформулированы требования к уровню подготовленности...
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconЕ. Л. Плешакова Бугульминский педагогический колледж, республика Татарстан
Театр играет колоссальную роль в процессе обучения и воспитания, он помогает сформировать правильную модель поведения в современном...
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconУрок здоровья» мкдоу имрск «Детский сад №20»
Способствовать накоплению опыта двигательной деятельности и творческого самовыражения, через использование приобретённых ранее навыков...
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconПрограмма по дисциплине «Сервис в спортивно-оздоровительных центрах»
Теория организации обслуживания. Разновидность услуг и их характеристика. Теория и практика сервиса в спортивно-оздоровительных центрах....
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconУрока: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков...
Закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconКонспект урока технологии в 6 классе Тема: основы конструирования...
Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconРеферат Роль двигательных рефлексов в организации движения человека
Целью работы является создание научно-популярного текста на уровне 9 класса, в котором бы показывалось значение рефлексов в двигательных...
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconТема: Изготовление аппликации с техникой работы квиллинг
Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга,...
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconЦели и задачи реализации Программы «Мозаика» Целью Программы «Мозаика»...
Семинар по теме «фгос как культурно-историческая методология конструирования дошкольного детства»
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconПрограмма по дисциплине «Оборудование комплексов спортивно-оздоровительного сервиса»
«Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Спортивно-оздоровительный сервис»
Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе iconПрограмма по дисциплине «Оборудование комплексов спортивно-оздоровительного сервиса»
Предназначена студентам направления 100400. 62 «Туризм», профиль «Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг» всех...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск