Скачать 1.01 Mb.
|
труднее всего поддаются развитию. Узкий круг применяемых специальных скоростных упражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабилизации скоростных возможностей спортсмена. Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для достижения гармоничного физического развития и избежания преждевременной стабилизации скоростных качеств необходимо использовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки. Особое место в системе подготовки юного спринтера должны занять наряду со скоростными силовые и скоростно-силовые упражнения специального и общеразвивающего характера, а также скоростные упражнения в затрудненных и облегченных условиях. Основные задачи для спортсменов, занимающихся в группах спортивного совершенствования: - укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие; - совершенствование техники избранного вида спорта; - постепенное и неуклонное увеличение тренировочных нагрузок; - повышение спортивного мастерства; -воспитание специальной выносливости; - возрастание объема средств локального воздействия на мышечные группы, работа которых является решающей в избранном виде спорта; - развитие физических качеств; - углубленная специализация с использованием всей совокупности средств и методов тренировки; - повышение психической устойчивости спортсмена; - овладение тактическими действиями в процессе соревнований; - овладение теоретическими знаниями в вопросах спортивной подготовки. Основные задачи для бегунов на короткие дистанции, занимающихся в группах высшего спортивного мастерства: - дальнейшее совершенствование физических качеств; - технического мастерства; - соревновательного опыта; - индивидуального мастерства. При построении спортивной тренировки следует руководствоваться принципами: - целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству; - соразмеренноти в развитии основных физических качеств; - ведущих факторов, определяющих уровень мастерства и возрастной динамики развития юных спортсменов. Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на этапе высшего спортивного мастерства. Тренировочный процесс спринтера должен рассматриваться как целостная динамическая система, где на каждом конкретном этапе совершенствования спортивного мастерства решаются специфические задачи по развитию двигательных качеств, формированию технического мастерства и выбору средств, методов и величин тренировочных воздействий. Организуется он в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемого результата и обуславливают необходимую реализацию программы тренировки. Известно, что каждый уровень спортивного мастерства имеет свои константные возрастные границы. Поэтому важное значение в многолетней подготовке спортсмена приобретает знание возрастных особенностей становления спортивного мастерства. Это позволит ответить на вопросы: каковы оптимальные сроки начала специализации, когда целесообразно планировать выход спортсмена на тот или иной разрядный уровень, каким должен быть стаж занятий к моменту выполнения нормативов мастера спорта (МС) РФ и мастера спорта международного класса (МСМК) и т. д. На основании обработки данных спортивных биографий сильнейших спринтеров мира последнего времени был определен возраст и стаж занятий для достижения нормативов мастера спорта РФ и мастера спорта международного класса. При создании модели оптимального возраста для достижения наивысших результатов в беге на короткие дистанции могут быть использованы сведения о финалистах и победителях Олимпийских игр. Специальный анализ показал, что средний возраст финалистов и победителей Олимпийских игр у мужчин и женщин остается достаточно стабильным и составляет соответственно: 25,3 и 23,6 года - для бегунов на 100 м и 25,7 и 23,8 года -для бегунов на 200 м. Эту закономерность целесообразно учитывать в процессе отбора и перспективного планирования подготовки бегунов на короткие дистанции. С целью выявления характерных особенностей динамики спортивных результатов были изучены спортивные биографии 46 сильнейших отечественных и зарубежных спринтеров разных лет. При этом принимались во внимание возраст, в котором показан первый относительно высокий результат, исходный уровень результатов, возраст достижения высших результатов и продолжительность этапа их улучшения и удержания. Средний возраст выполнения разрядных требований ЕВСК III, II, I разрядов, КМС, МС, МСМК равен соответственно: у мужчин - 14,6; 15,4; 16,3; 17,6; 18,4; 20,2 года, у женщин - 13,5; 14,5; 15,3; 16,5; 18,1; 20,2 года. Женщины нормативные показатели выполняют в среднем на год раньше мужчин, а норматив МСМК примерно в одинаковом возрасте. Мужчины-спринтеры проходят путь от III разряда до МСМК в среднем за 5,8 года, а женщины - за 6,7 года. Средний возраст достижения в беге на 400 м нормативов III, II, I разрядов, КМС, МС, МСМК составил соответственно: у мужчин - 14; 15; 16,5; 18; 19; 20,8 года, у женщин -13; 14; 15,4; 16,2; 17,4; 20,6 года. Женщины нормативные показатели МСМК выполняют на 1-1,5 года раньше с момента начала подготовки, чем мужчины. Норматив МСМК выполняется примерно в одном возрасте, то есть так же, как и в беге на 100 и 200 м. Мужчины проходят путь от III разряда до МСМК за 6,8 года, а женщины - за 7,6 года. Согласно полученным результатам, возраст 16 -17 лет является своеобразным переходом к периоду полного формирования организма. Поэтому можно полагать, что юные спортсмены, прошедшие 4-6-лет-нюю подготовку в ДЮСШ, могут начинать специализированные занятия в своем виде спорта. Данный факт имеет важное значение при обосновании начала целенаправленной (узкой) специализации в избранном виде спорта. В связи с этим меняется отношение к средствам и методам направленной специальной спортивной подготовки молодых спортсменов. Исходя из теории критического периода результатов исследований, можно выделить возрастные этапы, сформулировать конкретные задачи и определить средства и методы для совершенствования двигательных качеств юных спортсменов. Представленный материал дает основание утверждать, что по мере развития организма юных спортсменов двигательные способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными. Оценка количественной взаимосвязи спортивного результата в изучаемом виде спорта (легкой атлетике) и параметров, отражающих специальную физическую подготовленность, показала, что основное значение в достижении высокого спортивного результата имеют показатели, характеризующие скоростные, скоростно-силовые способности и скоростную выносливость. Все это подтверждает наше высказывание о значении лимитирующих факторов, определяющих спортивный результат в избранном виде легкой атлетики. В результате проведенных исследований установлено, что скоростно-силовые упражнения, применяемые на этапе углубленных занятий спортом, оказывают более разностороннее и эффективное воздействие не только на воспитание основных физических качеств, но и на развитие различных функций юных спортсменов. Известно, что спортивное мастерство в значительной мере зависит от силы мышечных групп. Однако мы убедились, что в изменении силовых показателей у подростков 14-16 лет существенное значение имеет направленность спортивной подготовки. Наибольший темп изменений максимальной силы был обнаружен в возрасте 14-15 лет. Поэтому в процессе воспитания силы у подростков необходимо учитывать особенности этого возраста. Особое внимание следует обращать на развитие силы отстающих мышечных групп. Результаты проведенных исследований показали, что скоростно-силовые упражнения оказывают разностороннее и эффективное влияние не только на воспитание скоростных способностей спринтеров, но и положительно влияют на развитие других физических качеств, необходимых для дальнейшего совершенствования в скоростно-силовых видах спорта циклического характера. Процесс многолетней тренировки юных спортсменов должен осуществляться на основе следующих основных методических положений: - преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей (девушек), юниоров и взрослых спортсменов; - постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: с ростом спортивного мастерства в тренировочном процессе увеличивается доля средств специальной подготовки за счет сокращения ОФП; - непрерывное совершенствование в спортивной технике; - правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок; каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла; - строгое соблюдение принципа постепенности возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов; - одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого (В.П. Филин, 1987). Одно из необходимых условий роста спортивного мастерства - многолетняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки следует строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов. Весь процесс многолетней тренировки спортсмена делится на пять основных этапов и взаимосвязан с годами обучения в учебных группах спортивных школ и ШВСМ. 2. Нормативная часть Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) разрабатывается на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ. Этап спортивного совершенствования формируется на конкурсной основе из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в учебно-тренировочных группах и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. Этап высшего спортивного мастерства формируется из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в группах спортивного совершенствования и выполнивших норматив кандидата в мастера спорта и мастера спорта. 3. Методическая часть Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий. 3.1. Учебный план В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений: - ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами; - увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортивной специализации на последующих этапах; - соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов; - учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем организма спортсмена. Годичный цикл подготовки юных бегунов на короткие дистанции состоит из двух полуциклов, каждый из которых включает подготовительный и соревновательный периоды. Для достижения наивысшей специальной работоспособности к основным соревнованиям года целесообразна следующая периодизация годичного цикла тренировки. Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа - общеподготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально-подготовительный (4 недели). В первый соревновательный период (7 недель) юные бегуны принимают участие в 4-6 соревнованиях. Второй подготовительный период также делится на 2 этапа - общеподготовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4 недели). Второй более продолжительный соревновательный период (22 недели) следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревновательный (9 недель). Для бегунов, занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства, такая периодизация годичного цикла носит несколько условный характер. На этапе спортивного совершенствования происходит увеличение доли специальной физической подготовки. В первые два года обучения соотношение средств ОФП и СФП составляет 30 к 70%, в третий год -20 к 80%. Специальная физическая подготовка направлена на совершенствование специальных физических качеств и спортивной техники. Наряду с общей специальной физической подготовкой учебный план для спортивных школ должен предусматривать и такие важные разделы, как теоретическая подготовка, контрольно-переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия, медицинское обследование. Примерный учебный план по разделам подготовки рассчитан на 52 недели, в котором предусмотрено 46 учебных недель и 6 недель - спортивно-оздоровительный лагерь. 3.2. План-схема годичного цикла Рациональная подготовка бегунов на короткие дистанции строится с учетом: - традиционной периодизации подготовки легкоатлетов; - правильной постановки очередных тренировочных задач, исходя из преемственности в многолетнем плане и годичных циклах; - соответствия основных средств и методов подготовки задачам текущего года; - динамики физической подготовленности; - основных принципов распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле. Подготовка бегунов на 100 и 200 м в группах спортивного совершенствования (1-3-й годы обучения) Подготовка бегунов на короткие дистанции в группах спортивного совершенствования длится три года. В 1-й и 2-й годы бегуны 16-17 лет должны выполнить I разряд, а на 3-й год - нормативные требования кандидата в мастера спорта. Структура годичного цикла остается той же, что и при подготовке спринтеров в учебно-тренировочных группах. Увеличивается объем специальных беговых тренировочных нагрузок и объем силовых и скоростно-силовых упражнений, а также количество соревнований. Особое внимание на данном этапе подготовки уделяется совершенствованию техники спринтерского бега, исправлению индивидуальных технических ошибок. С этой целью проводят киносъемку с последующим анализом кинограмм. Подготовка бегунов на 400 м в группах спортивного совершенствования (1-3-й годы обучения) Обучение бегунов на 400 м в группах спортивного совершенствования рассчитано на три года. После 1-го года обучения программа ДЮСШ предусматривает выполнение 50% бегунов I разряда и подтверждение II разряда остальным спортсменами. Поэтому 4-й год обучения в учебно-тренировочных группах и 1-й год обучения в группах спортивного совершенствования имеют целью создание фундамента физической, технической и морально-волевой подготовки для дальнейшего повышения уровня физических качеств на следующих этапах тренировки, которые предусматривают выполнение I разряда и норматива кандидата в мастера спорта. В занятиях с юными спортсменами 1-го года обучения в группах спортивного совершенствования целесообразно использовать поурочное планирование 4-го года обучения в учебно-тренировочных группах, при этом все нагрузки увеличиваются на 5%, за исключением ОФП, которая сокращается на 8-10%. Учебно-тренировочный процесс 2-го и 3-го годов обучения в группах спортивного совершенствования начинается после 3-4-недельного переходного периода, в задачу которого входит повышение уровня общей физической подготовки. Первый подготовительный период длится 10 недель и разделен на общеподготовительный и специально-подготовительный этапы. Общеподготовительный этап решает следующие задачи: 1. Повышение уровня ОФП; 2. Развитие общей и специальной выносливости; 3. Развитие силовых, скоростно-силовых качеств. Специально-подготовительный этап направлен на: 1. Развитие скоростных качеств, гибкости; 2. Развитие специальной выносливости. |
Полезная модель относится к области гидродинамики и может быть применена... | "Психологические приёмы спаивания населения России." Сначала нашим западным врагам удалось превратить страну, которая двигалась вперёд семимильными шагами сначала в страну, топчущуюся... | ||
Мониторинг средств массовой информации 08 октября 2013 года Отсутствие приборов учета у потребителей на розничных рынках приводит к росту их платежей за электроэнергию 4 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сначала это может быть выполнение отдельных заданий, затем самостоятельная работа на определенных этапах урока и, наконец, самостоятельная... | ||
Лекция №8 тема лекции: узкий таз Анатомический узкий таз это такой таз все размеры или даже один из размеров таза уменьшен на 5 2 см | Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? С самого раннего возраста ребенок учится управлять своими руками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому сначала учатся развитию наблюдательности. Измерять высоту, ширину и пропорции предметов, а затем изучают правила перспективы,... | Реферат История и эволюция инфографики С каждым денем, их количество только увеличивается, и становится все труднее и труднее обрабатывать информацию. Справиться с таким... | ||
Макроэкономика Библиографический список «2», «3-», «3», «3+», «4-», «4», «4+»,«5-», «5», «5+», принятым в рэш. Сначала выписаны баллы из ста, поставленные преподавателем... | Экзаменационный тест по экономике «2», «3-», «3», «3+», «4-», «4», «4+»,«5-», «5», «5+», принятым в рэш. Сначала выписаны баллы из ста, поставленные преподавателем... | ||
Программа научно-практической конференции «2», «3-», «3», «3+», «4-», «4», «4+»,«5-», «5», «5+», принятым в рэш. Сначала выписаны баллы из ста, поставленные преподавателем... | «Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы «2», «3-», «3», «3+», «4-», «4», «4+»,«5-», «5», «5+», принятым в рэш. Сначала выписаны баллы из ста, поставленные преподавателем... | ||
Отчет по экспертизе письменных экзаменационных работ по курсу макроэкономика (Б-6, 2005) «2», «3-», «3», «3+», «4-», «4», «4+»,«5-», «5», «5+», принятым в рэш. Сначала выписаны баллы из ста, поставленные преподавателем... | Вопросы для подготовки к экзамену по Экономической теории (раздел Макроэкономика) «2», «3-», «3», «3+», «4-», «4», «4+»,«5-», «5», «5+», принятым в рэш. Сначала выписаны баллы из ста, поставленные преподавателем... | ||
Иван Моисеев Эпизоды космической реформы. 1991-1993 гг. Москва, 2013 Сср, а затем и России писалась в разные годы разными авторами. Для тех, кто не знаком с темой, рекомендуем, например, «Ракеты и люди»... | Методические материалы для студентов направления подготовки 080100.... «2», «3-», «3», «3+», «4-», «4», «4+»,«5-», «5», «5+», принятым в рэш. Сначала выписаны баллы из ста, поставленные преподавателем... |