Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать?





Скачать 78.75 Kb.
НазваниеЧто такое мелкая моторика и зачем ее развивать?
Дата публикации08.08.2014
Размер78.75 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > География > Вопрос
Рекомендации родителям по мелкой моторике.

Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать?

Мелкая моторика- это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук. С самого раннего возраста ребенок учится управлять своими руками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками – формируется пинцетный захват. Затем он учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш.

Мелкая моторика оказывает влияние на речь, внимание, память, мышление и воображение. Ребенок с хорошей развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные задания.

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок!
Самое главное в воспитании ребенка – воспитывать его естественно и незаметно. Все вы прекрасно знаете, что скучные занятия малыш не будет выполнять изо дня в день и наша с Вами задача превратить эти занятия в увлекательную игру.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

•Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.

•Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.

•В ходе игры больше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.

•Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.

•Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.

•Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.

•Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.

•Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.

•Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!

•Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.

•И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Придумано очень много игр для мелкой моторики, позволяющих делать благое дело, но делать так, чтобы малыш этого не заметил, а с интересом мчался за стол – играть.

Дидактические игры:

•игры с бусами. Перебираем бусинки, считаем их, катаем пальчиками. Продаются специальные наборы больших бус для малышей. Нанизываем большие бусинки на веревочку.

•шнуровка. В плотном картоне делаем дырочки, берем шнурок и вместе с ребенком продеваем его в эти дырочки. Как только малыш усвоит – можно делать сюжетные шнуровки. Вырезаем – ботинок и шнуруем его. Делаем ежика и с помощью шнурков закрепляем на нем яблоко, листок, грибок и т. д.

•игры со шнурками различного цвета и длины. Какой длинней. На красный шнурок надень синюю бусину, а на зеленый - черную. Выкладывание дорожек и рисунков из шнурков. Бесконечное количество вариантов. Главное – ваша фантазия и желание.

•игры с баночками. Берем баночки из-под сметаны, сырков, ряженки. Те, которые нарываются крышкой. В крышке делаем либо прорези разного размера, либо берем несколько баночек и делаем в каждой свою прорезь. Раскладываем различные мелкие предметы по баночкам. Те же крупы, макароны, бусины, элементы мозаики.

•пальчиковый театр. Рисуем на каждом пальчики рожицу и играем в пальчиковый театр. Можно обыграть любую известную сказку. Можно придумать любой сюжет. Если не полениться – легко сшить или склеить кукол для такого театра.

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

•Крупы( запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп )

•Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки

•Кухонная утварь

•Различные емкости, пузырьки, коробочки

•Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры.

•Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму

•Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)

•Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

• А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

• Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.

•Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

•Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки,отшелушивать пленку с жареных орехов.

•Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.

•Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.

•Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться, самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

•Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение).

•Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).

•Помогать, родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

•Собирать на даче или в лесу ягоды.

•Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

•Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

•Перелистывать страницы книги.

•Затачивать карандаши (точилкой) и стиратьнарисованное ластиком

- Рисование пальцем на подносе/зеркале с крупой / желе / кремом для бритья.

-Нанизывание прищепок на веревки / края тарелок.

-«Посыпание» - песком, сахаром, манкой.

- Переливание воды из одного сосуда в другой; пересыпание сыпучих предметов (круп) из одного сосуда в другой – примерно с полутора лет. Это можно делать во время купания. Можно тренироваться также с пластиковым градуированным стаканчиком, проверять, сколько миллилитров содержится в ложке, мелкой бутылочке и т.д. Можно брызгать в игрушки водой с помощью пластикового (одноразового) шприца без иглы.

- Игра с водой и мягкой губкой

- Вытаскивание мелких сладостей из отделений контейнера для замораживания кубиков льда – тренирует пинцетный захват.

- Вытаскивание нити из ткани

- Рисование

- Лепка из пластилина / теста

- Аппликация (отрывать кусочки тонкой бумаги или ваты и приклеивать к основе; работа с природным материалом (шишки, желуди , листья и т.п.) - с мелкими предметами (пуговицами, стразами, ракушками) – приклеивание сначала с помощью пластилина, с более старшими детьми – с помощью клея).

- Вылавливание мелкой игрушки из ванны с помощью ложки, ковшика.

- Вышивание (сначала по пластиковым сеткам, такие наборы продаются).

- Нанизывание (бус, пуговиц, всего, что придет на ум).

- Открываем завинчивающуюся баночку с конфетами либо фруктами, крекерами и т.п. и угощаемся;

- Открываем коробку спичек (без спичек, конечно, а с каким-нибудь интересным мелким предметом или вкусностью внутри);

- Проталкиваем карандаш, / опускаем фасолинки в пустую пластиковую бутылку;

- Открываем, / закрываем маркеры, фломастеры.

Игры с пуговицами:

Попросите своего ребенка помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами.

– Самые крупные - в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.

- Можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т.п.
- Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета. Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их). На силуэт животного можно пристегивать уши, хвост, лапы и т.д. У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговиц, К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.
Ниткопись:

Предложите ребенку выложить нитки по контуру какого-либо изображения.

С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, бабочка, домик и т.п.) Можно выложить геометрические фигуры, повторяя их название и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Для занятий понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов.

Бисерография:

Выложить изображение предмета (сюжета) с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. Ребенок выкладывает на пластилиновой основе контуры предметов нитками с бисером, который они заранее нанизали на нитку и начинают выкладывать предметы и сюжеты, заполняя всё пространство внутри контуров («бусинка к бусинке»), делает это ребенок с помощью пинцета. Такая много раз повторяющаяся операция способствует развитию щепоти и формированию правильного распределения мышечной нагрузки руки.

Рисование

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

Проявляйте изобретательность, используйте любую-возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Игры с мелкими предметами

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.
От кубиков крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.
Дайте ребенку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

•рисовать, используя в изображениях мелкие детали;

•раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;

•вырезать крупные многоугольные фигуры;

•лепить из пластилина мелкие детали;

•застегивать и расстегивать пуговицы;

•одеваться и обуваться;

•шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;

•наливать в чашку молоко из пакета;

•умываться и чистить зубы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconЗачем нужна литература в школе?
Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования,...
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconТемы вашего учебного проекта
У ребят улучшается пространственное воображение, память, художественный вкус, логика. Оригами способствует концентрации внимания...
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconРазвития мелкой моторики и её значение
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой...
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconЗачем наказывать ребенка? Ребенок, чтобы стать взрослым, проходит...
Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,...
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconС. Ытык-Кюель мбдоу црр «Сулусчаан» воспитатель: Дьяконова Т. С....
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании...
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconЧто же такое ложь, зачем люди лгут?
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconУчастие в выборах: право или обязанность?
Этот вопрос и другие, интересующие нас: Зачем нужны выборы? Что такое избирательное право и каковы его принципы? Какая история развития...
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconГиппократ Введение. Что такое здоровье и как его сохранить
Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconЧто такое «реферат», и зачем он нужен?
Как правило, подобные работы я даже не рассматриваю! А еще есть программа «Антиплагиат»! В общем, любителям «халявы» – просьба не...
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? Как человек говорит с Богом. Что такое пост?
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconЧто такое история и зачем мы её изучаем
России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность...
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconЗачем нам дан язык? Каким должен быть наш язык? Что такое для нас...
Участие в областном конкурсе сочинений, посвящённых1150-летию славянской письменности
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconЗачем надо развивать образное мышление?
У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное...
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconТема урока Основные понятия
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Светская этика»
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск